ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "ЗНАЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Терёнина Светлана Анатольевна

Данная работа рассматривает занятия хореографией как средство гармоничного развития обучающихся.

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

"ЗНАЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Автор: Терёнина Светлана Анатольевна        

педагог дополнительного образования  

МБУДО «Центр искусств»  

г. Салават, Республика Башкортостан,  2018 г.

  С чего обычно начинается приобщение к какому-либо виду искусства? Начинать же надо с развития того отношения к жизни, благодаря которому человек чувствует себя художником, порождает самостоятельные художественные замыслы, т.е. через процесс активного наблюдения и переживания различных проявлений окружающего мира. Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.                                                                    

    Известно, что разум и чувства очень сложно привести в равновесие, гармонию… и средством, снимающим противоречия между эмоциями и интеллектом, является танец. Доказано, что человек, владеющий своим телом, гармоничен не только в движениях, но и в собственных мыслях!

Почему человек танцует? Да потому, что без этого, как и без песни, музыки, человек был бы духовно, эмоциональнее беднее. Но поставленный вопрос значительно сложнее. Почему, стремясь передать те или иные чувства, мысли, поступки, человек танцует, что такое танец и какого его место в жизни?

Простые движения – одно из ярких проявлений чувств: ребенок смеется и танцует от радости; характерная реакция на радость – прыжки и крик человека; человек вышагивает взад и вперед от волнения. Также непосредственно связано с душевным состоянием и движение в танце, но в нем они ограничиваются и определяются тактом, ритмизируются. Способность к ритму- одно из важнейших свойств природы человека. Еще  Чарльз Дарвин отмечал, что «способность если не наслаждаться музыкальностью такта и ритма, то,  по крайней мере, замечать ее свойственно,  по- видимому, всем животным».

Иными словами танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения, и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его  зарождении, получая многообразные формы проявления, остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличительные от других искусств черты.

Существует множество теорий о происхождении танца. Его предшественниками называли магические и религиозные ритуалы, игру и т.п. Любая из этих теорий имеет право на существование, но и не может считаться единственно верной. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой жизни, исторических и социальных особенностей каждого времени, это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов. Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей, их труд и мысли, настроения и чувства, умения и познания. Танец нужен людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми.  Этими средствами он служит человеку в жизни.

Ясно одно – во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека как средство самовыражения, приносящее радостное ощущение свободы, помогающее рассказать людям о чувствах, наполняющих каждого.

 Роль хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок самосовершенствованию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания и развития тела и души человека- средству гармонизации личности. Изучение хореографических дисциплин помогает развить те стороны личностного потенциала ребенка, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает чувства, а также оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребенка, его коммуникативность.

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности в познании окружающего мира, человека и его взаимоотношений.

Основой изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивает все тело, раскрепощая движения. Включение классического тренажера в занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивает право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развивает сложную координацию движений, расширяет двигательный диапазон, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышая тем самым жизненную активность организма.    

 В живых образах народного танца люди показывали, каким бы они хотели видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны.  Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятии, восстанавливают собственные этнические связи ребенка, воспитывают этническую толерантность.

Особенно ярко образцы поведения, взаимоотношений представляют нам бытовые танцы различных эпох. Стиль бытовой хореографии во многом определялся условиями жизни людей, морально и этикетом, принятыми в обществе. Бытовой танец дает возможность узнать, «примерить на себя» культуру взаимоотношений, правила поведения, нормы морали различных слоев общества той или иной эпохи. 

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердца. Кроме того, современные танцы наиболее привлекательны для детей и подростков.

Хореография-средство воздействия на человека широкого профиля. Решая задачи эстетического и духовного воспитания и развития, танец дает возможность и физической активности, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которые проводятся в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.

Подводя итог, замечу, что занятие танцем требует особой тренированности человеческого тела. Оно, больше, чем обычное занятие физической культурой, создает потребность и умение находить эстетическое удовлетворение в физическом самосовершенствовании. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных комплексов. Хореографическая подготовка вырабатывает такие качества, как трудолюбие, сила воли, выносливость, целеустремленность, способствует формированию разносторонне развитой личности, в которой сочетаются умение жить по законам красоты, психическая и физическая активность.

© Терёнина С.А., 2018