Профессиональная готовность педагога к работе с одаренными детьми

Лебедева Лариса Антоновна

Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М.М. Кашапов, Н.С. Лейтес, во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога, связанная с приобретением компетенций по применению разнообразных форм и технологий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная готовность педагога к работе

с одарёнными детьми

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

Г.В.Плеханов

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность.

Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям.

Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М.М. Кашапов [9], Н.С. Лейтес [10], во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога, связанная с приобретением компетенций по применению разнообразных форм и технологий обучения.

В научной литературе можно выделить исследования, раскрывающие теоретико-методологические основы одаренности у детей [11,19,20], отражающие результаты отечественных и зарубежных исследований в области детской одаренности, современные взгляды мировой науки, а также опыт работы педагогов с такими детьми.

В работах таких ученых, как Д.В. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др., раскрываются технологии работы с одаренными детьми, разрабатываются методы обучения и развития таких детей 2,10,11]. В разработках Е.Е. Мерзон, А.Н. Панфилова, В.М. Панфиловой, Р.Х. Шайморданова, О.М. Штерц и др. созданы практические модели и проекты подготовки педагога к работе с одаренными детьми [12,18].

Характерный компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми формируют:

  • профессионально-личностные принципы педагогов, которые позволяют не столько осуществлять стандартный тип обучения одаренных детей, сколько успешно стимулировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько давать ученикам свободу в обучении;
  • готовность педагога к работе с различными гетерогенными группами одаренных детей в у условиях образовательной среды;
  • умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей;
  • умения и навыки в области дидактики и методологии обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности школьников, их условий обучения;
  • знания о направленностях и формах работы с одаренными детьми;
  • знания о психологических особенностях одаренных детей, их индивидуальном и возрастном и развитии;
  • психолого-педагогические ЗУН (знания, умения, навыки), которые являются результатом четкого понимания психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, принципах диагностики.

Достоверно известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в различных условиях может показывать разные результаты.

Эти часто встречающиеся явления нередко приписывают либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.

На самом деле реальная причина этого явления часто скрывается совсем в другом. Исследования показывают, что результаты диагностики становятся намного более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться ещё на одном "организационно-педагогический" уровне[15].

Профессионально значимые личностные качества педагогов:

  • желание работать нестандартно,
  • увлеченность своим делом,
  • поисковая активность,
  • любознательность,
  • интеллектуальность,
  • нравственность,
  • адекватная самооценка,
  • эрудированность,
  • потребность в научной и творческой деятельности,
  • знание психологии одаренных учащихся,
  • знание всех областей человеческой жизни.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки учащегося;
  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одаренных и обычных учащихся примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности.

Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от педагога.

Известный психолог Б.Г.Ананьев сказал: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития''.