Профессиональная готовность педагога к работе с одаренными детьми
Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М.М. Кашапов, Н.С. Лейтес, во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога, связанная с приобретением компетенций по применению разнообразных форм и технологий обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная готовность педагога к работе
с одарёнными детьми
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»
Г.В.Плеханов
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность.
Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям.
Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.
Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М.М. Кашапов [9], Н.С. Лейтес [10], во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога, связанная с приобретением компетенций по применению разнообразных форм и технологий обучения.
В научной литературе можно выделить исследования, раскрывающие теоретико-методологические основы одаренности у детей [11,19,20], отражающие результаты отечественных и зарубежных исследований в области детской одаренности, современные взгляды мировой науки, а также опыт работы педагогов с такими детьми.
В работах таких ученых, как Д.В. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др., раскрываются технологии работы с одаренными детьми, разрабатываются методы обучения и развития таких детей 2,10,11]. В разработках Е.Е. Мерзон, А.Н. Панфилова, В.М. Панфиловой, Р.Х. Шайморданова, О.М. Штерц и др. созданы практические модели и проекты подготовки педагога к работе с одаренными детьми [12,18].
Характерный компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми формируют:
- профессионально-личностные принципы педагогов, которые позволяют не столько осуществлять стандартный тип обучения одаренных детей, сколько успешно стимулировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько давать ученикам свободу в обучении;
- готовность педагога к работе с различными гетерогенными группами одаренных детей в у условиях образовательной среды;
- умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей;
- умения и навыки в области дидактики и методологии обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности школьников, их условий обучения;
- знания о направленностях и формах работы с одаренными детьми;
- знания о психологических особенностях одаренных детей, их индивидуальном и возрастном и развитии;
- психолого-педагогические ЗУН (знания, умения, навыки), которые являются результатом четкого понимания психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, принципах диагностики.
Достоверно известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в различных условиях может показывать разные результаты.
Эти часто встречающиеся явления нередко приписывают либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.
На самом деле реальная причина этого явления часто скрывается совсем в другом. Исследования показывают, что результаты диагностики становятся намного более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться ещё на одном "организационно-педагогический" уровне[15].
Профессионально значимые личностные качества педагогов:
- желание работать нестандартно,
- увлеченность своим делом,
- поисковая активность,
- любознательность,
- интеллектуальность,
- нравственность,
- адекватная самооценка,
- эрудированность,
- потребность в научной и творческой деятельности,
- знание психологии одаренных учащихся,
- знание всех областей человеческой жизни.
По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность;
- способствует формированию положительной самооценки учащегося;
- уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
- с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
- предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одаренных и обычных учащихся примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности.
Педагоги, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Педагоги одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов, гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от педагога.
Известный психолог Б.Г.Ананьев сказал: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития''.