Организация внеурочной деятельности образовательной области "Искусство"

Кубарева Наталья Львовна

В статье описывается опыт организации внеурочной деятельности образовательной области "Искусство" в гимназии №1 г. о. Шуя Ивановской области, рассказываетсяо методах и формах организации данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности

образовательной области «Искусство»

в МОУ гимназии №1 г. о. Шуя Ивановской области

В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части: инвариантная часть; вариативная часть; внеурочная деятельность. При этом в новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная  деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов начального и общего образования. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Таким образом, мы можем говорить, что внеучебная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения. При этом в проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности, которые являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности, основанием для построения соответствующих образовательных программ.

Основные направления

  • Спортивно-оздоровительное
  • Художественно-эстетическое
  • Научно-познавательное
  • Военно-патриотическое
  • Общественно-полезная деятельность
  • Проектная деятельность

Для реализации внеурочной работы по данным направлениям предлагаются следующие основные виды внеурочной деятельности.

Игровая;

Познавательная;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественное творчество;

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

Техническое творчество

Трудовая (производственная) деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристско-краеведческая деятельность.

Наш разговор сегодня посвящен внеурочной деятельности по образовательной области «Искусство». В рамках внеурочной деятельности в данной области в нашей гимназии создано  несколько программ:

  • программа вокальной студии «Калейдоскоп», участники которой ежегодно становятся победителями и призерами городского конкурса «Серебряный камертон», «Голос», «Весенняя капель»,
  •  программа   « ИЗО студии». Работы участников этой студии – постоянные призеры и победители конкурсов рисунков различных уровней.
  • программа  театральной студии «Вдохновение»,
  • студии декоративно-прикладного искусства «Рукодельница»,
  •  студия по художественной обработке древесины. Следует отметить, что работы участников этой студии неоднократно становились победителями регионального конкурса проектов.
  •  Программа  клуба любителей словесности ,
  • элективный курс «Краеведение. Искусство».

Так же в рамках внеурочной деятельности по образовательной области «Искусство» в гимназии стали ежегодными такие мероприятия как

  • внеклассное занятие и викторина для 9 классов «Расскажите мне о красоте», посвященное всемирному дню красоты,
  • интеллектуальная  игра для 5-6 классов, посвященная международному дню музыки. Хочется отметить, что данная игра стала призером всероссийского конкурса мероприятий, посвященных дню музыки. Данный конкурс проводится регулярно информационно-методическим центром «Алые паруса».
  • ежегодная научно-практическая конференция «Гимназисты шагают в науку», на которой регулярно представляются работы по образовательной области «Искусство»,
  • конкурс проектов для дошкольников и учащихся начальной школы «Эврика», где так же наши учащиеся представляют свои проекты в области искусства
  • учащиеся гимназии являются постоянными участниками встреч, которые проводит Ивановская государственная филармония. Так же учащиеся гимназии имеют возможность посещать Ивановские театры – драматический, музыкальный, театр кукол.
  • профориентационная работа в области искусства. Экскурсии на  факультет искусств Шуйского филиала ИвГУ. Кстати, хочется отметить, что образовательная область искусство становится для наших выпускников дальнейшей профессией – каждый год на факультет искусств поступают наши выпускники.
  • ежегодное участие в сеансах ВКС, проводимых Гимназическим союзом России, в рамках которых проводятся конкурсы, игры и семинары по образовательной области «Искусство»

      Все разнообразные виды внеурочной деятельности, практикуемые в нашей гимназии, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров из других школ, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

На основании приведённых примеров организации внеурочной деятельности учащихся нашей гимназии по образовательной области «Искусство» можно сделать следующие выводы:

  • каждое учебное заведение имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
  • помощь школе могут оказать учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнёра школы, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.