Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми при изучении английского языка

Воронцова Наталья Юрьевна

Организация занятия с применением здоровьесберегающих технологий - один из основных способов сохранять психологическое, ментальное и физическое здоровье учащихся.  На это, в частности, была направлена моя работа как педагога дополнительного образования при обучении детей английскому языку.

Кроме того, мне было важно использовать современные методические приемы, технологии при организации образовательного процесса, с целью выявления одаренных учащихся, в рамках открытого образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Применение здоровьесберегающей образовательной технологии

при обучении английскому языку детей дошкольного возраста»

 «Дополнительное образование детей – это составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ; сфера жизненного самоопределения и созидательной самореализации ребенка и взрослого; неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.

В ДДТ «Павловский» мною разработана и применяется программа дополнительного образования  «JINGLE BELLS» изучения иностранного (английского языка) детьми 5-10 лет.

Направленность - социально-педагогическая.

Актуальность. Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества, учитывает мировые тенденции и педагогические практики,  и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей дошкольного, младшего школьного возраста  и их родителей.

В современном мире знание английского языка необходимо, так как именно он является официальным языком большинства стран, международным средством коммуникации. Английский язык является важнейшим языком международного общения, торговли, сотрудничества и бизнеса.    

Англофоны, в широком смысле англоязычное население планеты, в первую очередь носители английского языка, составляют 510 миллионов.    

Непосредственное и опосредованное межкультурное общение стало реальностью для россиян. Эффективное изучение английского языка приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Какой бы род занятий не избрал для себя ребенок в будущем, незнание английского языка может значительно обеднить его перспективы и самообразовательные возможности, возможности культурного обогащения при  коммуникациях с людьми из других стран.

Общение на английском языке осуществляет следующие функции:

- Функцию самореализации, удовлетворения потребности в компетентности (повышение самооценки);

- Функцию общения;

- Познавательную функцию;

- Эстетическую функцию;

- Реабилитационную функцию (психологическая и социальная адаптация детей).

          Изучение иностранных языков и иноязычной культуры создает одновременно условия для глубокого осознания ценности и красоты русского языка и культуры.  Обучение английскому языку приобретает в наши дни  особую важность и значение не только для культурного развития каждого индивида, но и для успехов в развитии всего общества,  который в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их способности к эффективному международному сотрудничеству.

Коммуникативно-игровое изучение иностранного языка  способствует формированию   положительной мотивации по отношению к этой части мировой культуры, развитию коммуникативных  и когнитивных способностей.

Изучение английского языка у дошкольников и младших школьников в дополнительном образовании может осуществляться посредством совмещения этого предмета с рисованием, выполнением декоративно-прикладных элементов, пением, чтением сказок и стихов, что повышает эффективность восприятия информации.

Современное обучение как синтез музыки, театрализации, поэзии, обучающих игр, мультфильмов и др. - это комплекс очень действенных,  привлекательных  и доступных  средств  гармоничного  обучения английскому   языку  и воспитания детей  дошкольного  и младшего школьного возраста.  

Отличительные особенности. Данная программа составлена с учетом опыта работы с детьми разработчика программы и отличается большой вариативностью. При освоении мотивирующих и закрепляющих материалов учащиеся учатся выбирать произведения английских авторов в возрастных рамках из предлагаемого учителем материала. Итоговая форма работы может быть как коллективная, так и индивидуальная. При исполнении произведений закрепляются сразу все аспекты изучения английского языка, интегрируемые  ребенком – аудирование, говорение, лексические единицы, воспринимаемые аудиально и визуально, грамматические особенности текста, чтение (в границах физиологических возможностей детей).

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 5-10 лет любого уровня подготовки, задатков и способностей. Группы могут быть разновозрастные и одновозрастные. При высокой мотивации допустимо посещение творческого объединения детьми в возрасте от 4 лет. При наличии особенностей, противопоказаний или других ограничивающих факторов, родители должны предоставить педагогу соответствующую информацию в целях соблюдения интересов дошкольника при организации процесса обучения.

Цель и задачи программы

Цель программы: Духовно-нравственное, творческое, физическое развитие личности ребенка и его мотивация к дальнейшему изучению иностранного (английского) языка посредством знакомства с англоязычной культурой.

В процессе реализации программы решаются следующие группы задач:

Обучающие: 

расширение общей культуры путем приобщения детей к английскому языку, мировой англоязычной культуре, (знакомство с особенностями зарубежной культуры, фольклорных мотивов, художественной детской литературы, иноязычными обучающими играми, в том числе - общее знакомство детей с различными музыкальными жанрами, простейшими  средствами  музыкальной выразительности (темп, ритм, тембр, мелодия и сопровождение);

формирование  системы основных лингвистических представлений; освоение элементарных лингвистических навыков, необходимых для овладения в будущем  устной и письменной речью на английском языке (буквы, звуки, лексический объем в 50 единиц), социализирующей информации в процессе освоения тем, первоначальных речевых,  аудиальных навыков общения на английском языке.

Развивающие:

формирование устойчивого интереса к иностранному языку и музыкальному искусству,  поэзии, творчеству, в том числе народному и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка;

развитие чувства языка, музыкального слуха, музыкальных способностей (чистота интонации, чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления);

развитие координации слухового, зрительного  восприятия и движений;

развитие психических процессов ребенка: воображения, фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного  и критического мышления;

сохранение и развитие здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих методик (эмоциональная релаксация, смена форм деятельности, различные виды гимнастики и т.д.);

развитие  творческих способностей (воображения, художественного восприятия и др.);

выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;

коммуникативное развитие учащихся,  овладение культурой диалога:

так, чтобы они могли поддержать элементарный  диалог (приветствие, прощание, знакомство, приглашение в игру и др.);

активизация  процесса  развития  личностных,   метапредметных   умений;

формирование у обучающихся  коммуникативной  интенции, (самовыражения через языковые умения).

Воспитательные:

формирование нравственно-эстетических идеалов, восприимчивости и  интереса  к развитию и воспитанию духовной культуры;

воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;

формирование навыка  коллективной работы, дисциплины,  развитие межличностных отношений;

воспитание дружелюбного, толерантного  отношения к людям других культур; 

воспитание самостоятельности и инициативы;

воспитание традиции  по организации досуговой  деятельности;

воспитание терпения, желания и умения спланировать  и  довести начатое дело до конца.

Формы проведения занятий - комбинированные

оценка психологического состояния и его изменения на занятиях с помощью таблицы «Погода»;

презентация - для представления картографических данных, лексических единиц, для представления произведений культуры;

игра, тренинг, инсценировка – для закрепления картографических данных, написания и звучания букв, произношения и смыслового значения лексических единиц,  произведений культуры, освоения сценического пространства;

репетиция – для отработки произведений, выбранных детьми;

соревнование – для участия в конкурсах, соревнованиях;

самооценка/парная оценка, в том числе  на открытом занятии для родителей;

творческий отчет – для представления достижений/портфолио ученика, форм, результатов педагогической оценки;  

праздник в творческом объединении для подведения итогов обучения, награждения учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальная - для работы с о всеми учащимися в группе;
  • коллективная (ансамблевая) - для творческого или поискового взаимодействия всех детей в рамках коллективного творческого дела;
  • групповая - для организации работы в малых группах, в парах постоянного или переменного состава, с разноуровневыми заданиями и др.;
  • индивидуальная.

Материально-техническое оснащение программы:

  • класс для занятий;
  • интерактивная доска, проектор;
  • персональный компьютер с выходом в сеть «Интернет» для педагога и каждого учащегося для занятий «онлайн» в том числе;
  • дидактические раздаточные материалы, в т.ч. с буквами и лексическими единицами;
  • белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, поролоновые мячи, игрушки, маркеры, точилка для карандашей, индивидуальная доска для записей учащихся и др. канцтовары;
  • многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) с возможностью цветной печати/ ламинатор для приготовления раздаточных материалов;
  • устройство для воспроизведения аудиоматериалов с поддержкой flash-cards, CD-дисков.

Планируемые результаты освоения программы «JINGLE BELLS»:

личностные - поведенческие и внутренние качества учащегося:

самооценка достигнутого;

мотивация к самообразованию в будущем;

самопознание, изучение собственных границ объёма изучаемого материала;

ориентация на выполнение морально-нравственных норм;

воспитание творческой личности;

развитие у детей интеллектуальных способностей, интереса к изучению  английского  языка  и англоязычной  культуры;

развитие социальных навыков и общее развитие детей, накопление нового положительного социального опыта, в т.ч. традиции организации досуга;

самоуважение, возможность ребенка заявить о себе и поверить в себя, взаимоуважение;

развитие эмоциональной сферы;

предметные - виды деятельности по получению новых знаний в рамках разделов программы: английский язык, общая  англоязычная  культура  (детская):

развитие индивидуальных языковых способностей через мотивирование к гармоничному освоению языка посредством  культуры, возможность одновременно овладевать основами гармоничного развития: развитие внимания, слуха, чувства ритма, красоты мелодии, творческих способностей и т.д.;

формирование системы основных лингвистических представлений; освоение элементарных лингвистических навыков, необходимых для овладения в будущем устной и письменной речью на английском языке (буквы, звуки, лексический объем в 50 единиц), первоначальных речевых, аудиальных навыков общения, социализирующей информации в процессе освоения тем;

стремление к поиску средств выразительности в процессе предъявления результата коллективного творческого дела/ индивидуального результата;

метапредметные (в соответствии с возрастом) - регулятивные; навыки планирования своей работы, соблюдение последовательности в её организации:

способность ставить цели;

способность формулировать задачи для их достижения;

поиск способов выполнения цели;

умение прогнозировать итоги действий и всей работы в целом;

проведение анализа полученных результатов (и отрицательных, и положительных),

умение  делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные);

умение  корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели;

умение нести ответственность за результаты действий;

коммуникативные:

умение сочетать возможность индивидуальной, групповой и коллективной работы;

коммуникативные компетенции;

умение планировать свое вербальное  и   невербальное  поведение;

умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;

соблюдение правил и норм этикета при общении;

познавательные универсальные учебные действия (УУД) и компетенции(в рамках возраста):

способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами (в пределах возрастных возможностей);

способность определять тему, выделять ключевую мысль, идею, замысел   произведений на  английском  языке (в пределах возрастных возможностей).

Перечень используемых технологий

  • Здоровьесберегающая образовательная технология (модифицированная «природосообразная» В.И.Жохова) – использую основные положения по созданию и сохранению: 1) мотивирующей среды на занятии, в которой ученику легко раскрыться как личности: он свободно оперирует понятиями, высказывает своё мнение, чувствует свою ценность и своё достоинство, имеет «личное свободное время», приучается к самостоятельности, к самоконтролю; 2) интенсификации на занятиях - естественного нелинейного чередования различных мыслительных процессов, сочетающегося с двигательной активностью и положительным психологическим фоном.
  • Здоровьеформирующая (Н.К.Смирнов), здоровьесберегающая (В.Ф.Базарный) – использую элементы для сохранения зрения, осанки (зарядка), посадка, иногда занятия проводятся стоя;
  • Интерактивные, то есть такие, где происходит активное взаимодействие учащихся с педагогом и между собой - игровые, ролевые, имитационные;
  • Проектная - для создания образа выступления на сцене и подготовки и проведения этого выступления;
  • Сотрудничества – когда строится обучение в процессе сотрудничества тех, кто продвинулся вперед, с теми, кто болел и отстал;
  • Сетевые (использование социальных сетей, мобильных устройств) - для вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
  • Элементы проблемного обучения - проблемные вопросы, загадки;
  • Элементы технологии развития критического мышления - «Что надо сделать, чтобы получилось лучше?», «Конструктор задач Блума» - используется мною для выстраивания занятий;
  • Оценка/самооценка эмоциональной составляющей, настроения – для бесед с детьми об удовлетворенности занятием, своим продвижением (Шкалы Дембо-Рубинштейна) и др.

Описание выбранной технологии (методического приема)

«Применение здоровьесберегающей образовательной технологии

при обучении английскому языку детей дошкольного возраста»

 (модифицированной «природосообразной»)

Цель деятельности педагога дополнительного образования заключается в разработке и реализации образовательной программы, ответственности за ее выполнение, за жизнь, здоровье и развитие, человеческие и личностные качества, успехи воспитанников; в организации и руководстве целостным педагогическим процессом конкретного детского объединения.

Для изучения иностранного языка используются различные  технологии в рамках школьного возраста, однако, несмотря на то, что школьники  многие годы изучают язык, у большинства уровень владения  не выходит за пределы знания слов, правил грамматики, чтения, и недостаточны умения слышать и понимать на слух, общаться, к пятому классу только у 15% учеников сохраняется мотивация к учебе.

Для обучения детей-дошкольников  из этих технологий пригодны не все, в связи с возрастным  развитием личности, т.е. обучение в  дошкольном возрасте является не только  обучением, но преимущественно развитием личности, результатом которого будет интеллектуальный рост, получение коммуникативных навыков, мотивация к дальнейшей учебе и познанию такого сложного предмета, как иностранный  язык, и овладению им.  

Я использую вариативно различные технологии,  методы и приемы, одна из них – модифицированная для детей-дошкольников здоровьесберегающая «природосообразная» технология В.И. Жохова, которая основана на принципе воспитания и обучения «в согласии с природой человека». 

В.И.Жохов: «Слабых и неспособных детей не бывает».

Основную идею В.И. Жохов позаимствовал у известного швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци, который 200 лет назад разработал теорию природосообразного обучения детей.  Основной постулат данной теории – оптимальное воспитание и обучение детей должно строиться с учетом естественного развития человеческой  природы.

Согласно  нейрофизиологии мозг человека интенсивно развивается до 10-11 лет.

Современные данные о генетике человека говорят о том, что в определенное время у ребенка появляется как бы «окна возможностей», появление которых обусловлено и определяется его геномом. Именно в эти периоды усвоение различных знаний и опыта наиболее эффективно. Кроме того, как выяснено сейчас, существует «эпигенетическая наследственность», которая на уровне инстинкта закрепляет приспособление ребенка к положительным или отрицательным условиям его жизни.

За оперативную память и внимание отвечают лобные доли мозга, которые начинают активно расти в 4 года с запасом нейронов впрок. Система человеческого организма выстроена так,  что все что не используется, со временем атрофируется - это закон, и кризис 7 лет – это лавинообразный сброс неработающих нейронов  между 6 и 7 годами.  

Для эффективной работы ребенку необходимо использовать оба полушария головного мозга: левое и правое, а для образования связей между нейронами необходимо наличие большого количества информации.  

Несколько основополагающих методических принципов природосообразной технологии В.И. Жохова: 

  • согласие с природой, развитие мышления и мотивации ребенка в соответствии с требованиями нейрофизиологии с целью  развития всех природных сил и способностей ребенка, в том числе выявления и развития одаренности;
  • интенсификация, задействование всех модальностей;
  • проведение запланированной зарядки на уроке;
  • основная часть урока  начинается и заканчивается песней, так как мозг воспринимает музыку правым полушарием, а ритм и слова – левым, и обеспечивается их взаимодействие и установление межполушарных связей;
  • возможность движения и разговоров, чем удовлетворяются естественные потребности детей двигаться и общаться - можно даже танцевать  в процессе урока; чем больше движений, тем лучше ребенок думает, больше сберегается его здоровье;
  • дети пишут/рисуют специальными маркерами на индивидуальных досках (ИД);
  • привлечение непроизвольного внимания различными, в том числе и мультимедийными средствами, вообще работа с непроизвольным вниманием;
  • эмоциональное вовлечение участия родителей в уроках с помощью видеовставок;
  • внимание к каждому ученику;
  •  замечания ученику только в экстренных случаях,  при абсолютно неприемлемых действиях ребенка;
  • отслеживание эмоционального состояния, продвижения, удовлетворенности на каждом занятии и др.

 


Конспект занятия в творческом объединении «JINGLE BELLS» с использованием различных  технологий

Содержание деятельности

Действия педагога

Действия ученика

Компетенции

Время

Приветствие, встреча

Ритуальное приветствие с повтором различных выражений для приветствия различных людей в различной обстановке

Приветствие

Метапредметные:

коммуникативные  - создание атмосферы доброжелательного

общения

1 мин

1.Организационный этап.

Подготовка к занятию.

Активизация детей, включение их в занятие

Просьба приготовиться к занятию

Подготовка к уроку – достают индивидуальные доски (ИД), маркеры, стирающие подушечки, папки- портфолио с рисунками, текстами песен и др.

Личностные -

развитие самостоятельности, умения ориентироваться  в  помещении, занимать свое место, готовиться к занятию.

1 мин

Подготовка к занятию.

Активизация детей, включение их в занятие

Отслеживание настроения ребенка

Педагог просит нарисовать на ИД свое настроение «Какая погода у вас?»

Дети рисуют «Солнышко»-настроение  хорошее,

«Солнышко с тучками» и др.

Метапредметные:

регулятивные - обеспечение мотивации  для  

начала занятий, включения  в деятельность

Самоконтроль.

1 мин

Подготовка к занятию.

Активизация детей, включение их в занятие

«Солнышко с тучками» - что-либо влияет на ребенка, что должно быть выяснено и элиминировано до или в процессе занятия. Педагог выясняет и учитывает произошедшее с целью выровнять настроение ребенка. Снятие стресса ребенка путем внимательного слушания Одновременно включается видео -песенки, которые дети уже знают

Рассказ ребенка: «В садике…..»

Пока идет беседа, остальные дети слушают выученные песни, актуализируя пройденный материал; иногда товарища.

Познавательные – изучение английского текста  в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение.

Личностные– социальное содержание  песен; рисование  по желанию - развитие мелкой моторики.

Метапредметные:

регулятивные действия- поведение детей  на занятии.

1-3 мин


1 этап

4-7 мин.

2. Основная часть занятия

Пение выученной песенки (или 2) на выбор детей.

Выбор/Разучивание слов новой песни (с учетом пожеланий детей)

Пение.

Пение песенки по принципу смены тональностей  «выше-ниже».

Сопровождение песенки движениями.

Выбор новой песенки из предложенных учителем.

Просмотр,  обсуждение содержания.

Изучение новых слов.

Игры – скороговорки, произнесение английских слов, «испорченный телефон», «поймай ошибку»,

задействование портфолио  ребенка.

Пение.

Говорение.

Игры. Беседа. Рисование «подсказок» при изучении новых слов

Рисование по желанию, ассоциативно.

Познавательные – изучение английского текста  в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение.

Личностные – социальное содержание  песен; развитие слуха и голосового аппарата ребенка, чувства ритма, дыхания, речи; рисование  по желанию - развитие мелкой моторики.

Метапредметные:

регулятивные - поведение детей на занятии, педагога; успешность в освоении трудностей. Ситуация выбора.

коммуникативные – обмен мнениями.

15 мин

2 этап

19-22 мин

3. Закрепление

Закрепление

Пение новой песенки, содержание которой разобрано на предыдущем этапе, по слуху,  пропевание новых слов.

Беседа о том, что мы планируем  выступить в конце учебного года перед родителями

Пение песенки по слуху, пропевание новых слов.

Настраиваются на концерт в конце учебного года

Познавательные – изучение английского текста  в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение.

Личностные – социальное содержание  песен; развитие слуха и голосового аппарата ребенка, чувства ритма, дыхания, речи. Метапредметные: 

регулятивные - поведение детей на занятии; успешность в преодолении трудностей. Ситуация выбора.Подготовка к  новому виду  социальной  деятельности. Планирование.

15-10 мин


3 этап

34-32

мин

4.Завершение урока. Подведение итогов. Прощание

Проверка настроения, мнения ребенка, усталости, их отработка.

Чего достигли?

«Ритуальное»  прощание

Выражение настроения, мнения  ребенка-рефлексия. Самооценивание. Парное оценивание. Фиксирование достижений.

Личностные – настраивание  на успешное преодоление трудностей, правильное восприятие критики. 

Метапредметные:

Регулятивные – выстраивание  поведения детей, на занятии; умение оценивать себя и других.

Коммуникативные –поддержание атмосферы доброжелательного

общения. Рефлексия. Оценивание и самооценивание. Прощание

1-3 мин

4 этап

35 мин

Выводы:

1. Перед началом занятий и во время  учебного процесса  необходимо родителям очень подробно  объяснять, как идут занятия, планируемые  

результаты и продвижение  к ним детей, иначе  при расхождении ожиданий  родителей и результатов  работы педагога по освоению

образовательной программы  родители могут  прекратить  посещение занятий. В беседе с родителями после каждого занятия выдаются  

рекомендации, тексты музыкальных произведений, выражается похвала,  благодарность, пожелания, и просьба «ни в коем случае не

форсировать», то есть не заставлять (!!!) ребенка заниматься дома, только предлагать, и если желает – тогда заниматься, то есть не нужно

подменять мотивацию ребенка мотивацией родителей. Дома желательно также петь, выучивая слова песенок, повторять выученные ранее слова

и песни, то есть нужно  вовлекать в процесс обучения  родителей,  педагогу желательно активно с ними взаимодействовать;

2. Дети очень вовлекаются и мотивируются, показывая свои успехи – выученные тексты песен, слова. Занятие часто затягивается детьми,

которые  не  готовы уходить, когда закончилось время урока, просят еще что-нибудь послушать, общаются. Большинство детей выучили все, что  

давалось, что свидетельствует о мотивации;

3. Родители приветствуют занятия и говорят, что дети с удовольствием их посещают;

4. В результате  родителями было высказано пожелание продолжить  занятия в следующем году в нашем творческом объединении.