Социальная адаптация

Пахолкова Светлана Юрьевна

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_adaptatsiya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является оказание всесторонней помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации. 
Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в области социальной работы выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан, и человеком. 
Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов людей и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются две основные ее цели: 

  1. Способствовать интеграции общественного целого. 
  2. Содействовать адаптации людей в меняющемся мире. 
    В связи с изменяющимися условиями жизни возникает необходимость углубленного анализа понятия «социальная адаптация». Характерным для современного этапа развития общества является тот факт, что человек не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия. Отсюда объяснима возрастающая роль работников Центра занятости населения, деятельность которых призвана способствовать оптимальной социальной, психологической и профессиональной адаптации человека. 
    Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности и предполагает требовательное самокритичное отношение человека к самому себе. 

Способность к адаптации у различных слоев населения неоднозначна. 
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. 
Современная социальная ситуация неизбежно привела к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что молодежь, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению и страдает от их последствий. 

Стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни. Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойственен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья. 

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу. 
Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, потере работы, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности - от личностных до клинически очерченных

  •  Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. 

Принято считать, что профессия должна отвечать интересам человека. С другой стороны – выбор профессии должен быть обоснован тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. И, в–третьих, выбор профессии следует соотносить с реальными потребностями рынка труда. 

Структурные изменения в экономике повлекли за собой безработицу и сокращение списка доступных специальностей и профессий. Ситуация на рынке профессии и образования чрезвычайно нестабильна: падает спрос на традиционные профессии, появляются новые, названия которых в разных фирмах подразумевают различные виды деятельности. 
Меняются условия обучения. Исчезают и появляются новые учебные заведения. Нет гарантий того, что поступив в вуз или колледж, выпускник получит диплом, гарантирующий ему трудоустройство, а спрос на выбранную профессию сохранится и после окончания обучения. 
В этих условиях меняется отношение людей к знаниям и образованию. Многочисленные социологические исследования показывают, что в последние годы усилился прагматизм обучающихся. Сегодня они оценивают выбранную профессию со строго определенных позиций: получают ли они такие знания, которые помогут им найти место в жестких условиях рыночной конкуренции и обеспечить материальное положение, а также возможность занять престижную должность. 

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для общества – это экономические потери и неблагоприятные воздействия на психологический климат, систему производственных отношений. У человека же возникает чувство социального дискомфорта и возникает потребность смены профессии. Если по каким-то причинам это оказывается невозможно, то нарастает чувство неудовлетворенности своей профессией и собой: человек не может раскрыть свои способности и добиться хороших результатов. 
Профессиональная ориентация призвана содействовать людям в профессиональном самоопределении, оптимальном выборе сферы деятельности, развитии профессиональной карьеры и профессиональном обучении. 

В психологии под термином «профессиональная ориентация» принято понимать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства человека, в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребностей в специалистах экономики государства и общества в целом. 

В широком смысле профессиональная ориентация есть система социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, предпринимаемых человеком и обществом, в котором он находится, для его подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности, это помощь людям в выборе профессии или подборе наиболее оптимальной специальности на определенный период жизни. 

В узком смысле профессиональная ориентация – это деятельность человека и общества, в котором он находится, по формированию психологической готовности к осознанному выбору той или иной профессии и по подготовке к ее освоению. 

Смена профессии – обычно явление болезненное, трудное. Человеком она воспринимается подчас особенно драматично и ведет порой к неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Причина этого – в новизне и непривычности происходящего с нами, в отсутствии четких представлений даже о самых общих своих особенностях

  • Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. 

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.). 
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики). 

Социальная адаптация 

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. 

Словарь по профориентации и психологической поддержке. 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. 

Технология социальной адаптации является одной из основных технологий социальной работы, так как на ней построена почти вся деятельность по отработке у клиента навыков противостояния негативному воздействию окружающей среды. 

Термин "адаптация" встречается в психологии, социологии, медицине и везде подразумевает активизацию адаптивного потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов. 
Применительно к социальной работе термин "социальная адаптация" в большей степени имеет психосоциальное значение и, самое главное, вбирает в себя аспекты, связанные как с безусловной самоактивизацией индивида, так и с привлечением к этому процессу комплекса мероприятий социально-экономического, социокультурного, психолого-педагогического и медико-социального характера. 

В самом простейшем понимании социальная адаптация - процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. В контексте технологизации социальной работы необходимо рассматривать этот процесс как, во-первых, структурно и процессуально организованный, во-вторых, как процесс преимущественно активного приспособления. Он предусматривает овладение ролями (нормативными моделями поведения), а также конкретными навыками социального взаимодействия в какой-либо среде. 
Повышение степени адаптированности индивида приводит к более уверенному противодействию различным негативным влияниям и росту возможностей самореализации. В любом случае, главным субъектом социальной адаптации выступает сам индивид. 
Наиболее часто технология социальной адаптации применяется в организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной работе с бездомными и лицами, освободившимися из мест заключения. Часть исследователей рассматривает ее как универсальную технологию социальной работы, включающую в себя все остальные функциональные технологии. 

Социальная адаптация рассматривается многими учеными как один из компонентов (а в других случаях - форм) социализации; в особенности это применимо к субъектам, когда-то социализированным в определенной среде, но в силу обстоятельств нуждающимся в овладении