Воспитание культуры поведения у старших дошкольников

Еремия Ирина Мурмановна

Ставя перед собой задачу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как культура поведения, нравственное воспитание, а так же разобрать сущность других определений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeniya_u_starshih_doshkolnikov.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у  старших дошкольников

   Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляется сущность личности, особенности ее характера, темперамента, ее потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждениях человека, его мыслях и чувствах. Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры поведения как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми. Человек, воспитание которого начинается с самого рождения, всегда уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, находит правильный  тон обращения  к людям, естественно и непринужденно держит себя и в официальной и  в неофициальной обстановке, не испытывает различных комплексов собственной неполноценности и, соответственно, сам наслаждается всей полнотой положительных  сторон человеческого общения.

   Ставя перед собой задачу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, необходимо, прежде всего, рассмотреть такие понятия как культура поведения, нравственное воспитание, а так же разобрать сущность других определений.

   Анализ педагогических и социологических исследований С.В. Петериной, С.А. Козловой, С.А. Соловейчик, Г.Г. Андреевой и др. позволил установить, что культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных,

жизненно важных отношений к людям, труду, к предметам материальной и

духовной культуры. Культура поведения составляет важную часть нравственного воспитания, которая представляет целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Культура поведения – это способы и формы повседневного поведения человека, в которых отражается его этические и эстетические взгляды.

   В ряде исследований С.В. Петериной, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской культура поведения дошкольника рассматривается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Авторами педагогических исследований Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной выделен ряд основных компонентов, лежащих в основе культуры поведения, а именно:

   Вежливость – как совокупность поступков, содержание и внешнее проявление которых соответствует нравственным принципам морали. Это, прежде всего, проявление искренней доброжелательности по отношению ко всем окружающим.

   Деликатность – это качество, при котором человек никогда не доставит неудобства окружающим, не станет задавать неуместных вопросов или проявлять излишнее любопытство, боясь чем-нибудь ранить или огорчить людей, с которыми он общается, найдет нужные, подходящие в данных обстоятельствах слова, жесты, мимику.

   Предупредительность – это значит, самому догадаться, в какой помощи нуждается человек, и во время предложить ему услугу, не дожидаясь, пока он сам обратиться с просьбой.

   Уважение – почтительное отношение к человеку, основанное на признании его личности.

   Заботливость -  проявление внимания к потребностям, нуждам кого-

либо с целью их удовлетворения.

   Взаимопомощь – помощь друг другу, участие, облегчение каких-нибудь трудностей.

   Взаимопонимание -  взаимное понимание и согласие.

   Благодарность – чувство признательности кому-либо за оказанное добро, внимание, слова, выражающие эти чувства.

   Тактичность – способность к ориентированию и соотнесению своего поведения с определенной ситуацией, умение понять чувства и поступки окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те, или иные поступки, развитое чувство меры.

   Психолого-педагогическими подходами к проблеме формирования у детей дошкольного возраста культуры поведения в детском саду занимались многие исследователи: Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.

   В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре  изучаются особенности усвоения детьми представлений о нормах и правилах поведения. Выявлено, что основу поведения детей дошкольного возраста составляют нравственные привычки, которые формируются постепенно, путем упражнений детей в нравственных поступках. Формируются привычки, определяющие  правильный  способ поведения в детском коллективе, в общении с взрослыми людьми, стремление к соблюдению правил личной гигиены, к бережному отношению к предметам, игрушкам, природе.

   Требования к правилам культуры поведения постоянно усложняются по объему, степени  самостоятельности, сознательному выполнению детьми.

Среди широкого круга правил, определяющих жизнь человека  в обществе, для дошкольников отбираются такие, которые будучи доступными по выполнению затрагивают основные, важные  для нравственного развития детей области социальных отношений, помогают правильно ориентироваться в окружающем мире, организуют нравственную направленность их поведения.

   В исследовании С.В. Петериной, посвященном проблеме формирования у детей культуры поведения, выделяются такие компоненты как: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки.

   По мнению автора, культура деятельности воспитывает у ребенка привычку и умение содержать в порядке место, где он трудится, играет, учит доводить начатое  дело до конца. Для определения уровня культуры деятельности используются  такие показатели как: умение и желание трудиться, интерес и понимание цели выполняемой работы, активность, самостоятельность, взаимопомощь.

   Культурно-гигиенические навыки – важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте себя продиктована не только  требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

   Культура общения, будучи важнейшей частью культуры поведения, отмечает С.В. Петерина, предусматривает выполнение норм и правил поведения, основанных  на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словаря  и форм обращения.

   Культура общения предполагает умение действовать в различных ситуациях нужным образом, воздерживаться от неуместных действий. Ребенок  должен уметь обращать внимание на состояние других людей.

   С малых лет ребенок должен уметь контролировать свои действия, четко зная, в какой момент его действия начинают наносить вред окружающим. Уважение к окружающим, естественность в манерах, в конечном итоге приводит  к тому, что ребенок начинает общаться с большей легкостью, вследствие чего повышается его коммуникативность, а это качество значительно облегчит ему жизнь в дальнейшем.

   Культура общения включает в себя такой компонент как культура речи. В свою очередь культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного словарного запаса, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно научить его внимательно слушать собеседника, смотреть в лицо говорящему.  Важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в различных видах самостоятельной деятельности. Овладение культурой речи во многом способствует активному общению детей, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

   С.В. Петерина подчеркивает, что культуру поведения нельзя сводить к формальному соблюдению этикетных норм: она связана с формированием нравственных чувств и представлений. В дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети  овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Как отмечает С. В. Петерина, закрепление норм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка к самим совершаемым действиям. В этом смысле нравственные чувства выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим для ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской.

   Мысли С.В. Петериной получили дальнейшее развитие в трудах Р.С. Буре, Л.В. Лидак, Н.С. Малетиной, Т.В. Черник и др., которые связывают культуру поведения с проявлением вежливости, предупредительности, деликатности. Авторы единодушно отвечают, что для дошкольника наиболее понятным, доступным и конкретным способом выражения культуры вежливости является употребление «волшебных» слов. Уже в младшем  дошкольном возрасте учат правилам вежливости по отношению к взрослым и сверстникам (здороваться, прощаться, называть взрослых по имени отчеству, благодарить за услуги). Выполнение этих правил, как показывает  исследование С.В. Петериной, способствует воспитанию у детей элементарной организованности, самостоятельности и установлению вежливых, доброжелательных отношений с окружающими. К 4 годам дети должны научиться поддерживать вежливый, приветливый тон в общении со старшими и сверстниками, внимательно относиться к требованиям взрослого, выполнять его поручения и указания, поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками: быть внимательными друг к другу, проявлять заботу, отзывчивость, осуществлять в деятельности общий замысел, договариваться о пользовании  игрушками, предметами.

Анализ исследований показал что, все  педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что стихийный самостоятельный опыт овладения нормами и правилами поведения не всегда совпадает с образцами, что, в свою очередь, требует целенаправленного руководства формирования культуры  поведения дошкольников.

   Таким образом, дошкольное детство является важнейшим периодом  в нравственном становлении личности, а так же наиболее благоприятным для прочного усвоения знаний и получения информации. Именно в дошкольном возрасте формируются навыки культурного поведения и взаимоотношений, нравственные чувства, первые представления  о хороших и плохих поступках, что влияет на отношения детей с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогает им ориентироваться в общественной жизни. Для современного педагога, воспитывающего культуру поведения ребенка, представляют большое значение  психологические исследования по изучению особенностей поведения дошкольника, условий формирования произвольного поведения, показывающего способность ребенка осознать необходимость тех или иных действий или поступков для достижения поставленных целей.