СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает

 

себя в обществе как личность. Основным механизмом интеграции индивида в социум является социализация, успешная реализация которой предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию к социальной реальности, а с другой - способность в определенной мере противостоять ей, если она мешает развитию, самореализации человека. Другими словами, эффективная социализация предполагает  определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР  УСПЕШНОЙ  СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Бологова Татьяна Владимировна, методист ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов; Рогушина Инга Анатольевна, методист ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов

Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает

себя в обществе как личность. Основным механизмом интеграции индивида в социум является социализация, успешная реализация которой предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию к социальной реальности, а с другой - способность в определенной мере противостоять ей, если она мешает развитию, самореализации человека. Другими словами, эффективная социализация предполагает  определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, влияющих на развитие человека. Например, в периоде ранней юности (15-17 лет) наибольшими опасностями при формировании личности являются асоциальная  семья, алкоголизм, наркомания, вовлечение в группы криминогенной направленности. Огромную роль играет непонимание подростка окружающими, одиночество, романтические неудачи; расхождения между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью, потеря жизненной перспективы. В юношеском возрасте (18-23 года) опасность представляют вовлечение в противоправную  деятельность, одиночество, разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом. Кроме того, некоторые признаки, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, противоправное поведение, различные социальные отклонения) и могут быть предотвращены или изменены [1].

Множество причин позволяет признать образовательные учреждения оптимальным местом для осуществления профилактической работы. Во-первых, именно в образовательном учреждении молодые люди проводят большую часть своего времени, которое возможно заполнить его значимым содержанием с наибольшей пользой для гармоничного развития подростка. Во-вторых, сам процесс обучения может оказывать огромное организующее и воспитательное значение. И, в-третьих, образовательное учреждение представляет собой микромодель общества, где обучающиеся могут получать навыки  эффективного социального и межличностного взаимодействия. И именно поэтому в период обучения в учебном заведении особенно важно оказать превентивную и консультативную помощь подросткам и юношам.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что для любого учебного заведения актуальным является вопрос о создании службы социально-педагогического сопровождения. Данная система диагностических, просветительских и коррекционных мероприятий направлена на реализацию условий для успешной социализации подростков, повышение адаптационных возможностей и психологической культуры всех участников образовательного процесса, развития перспектив их личностного роста, формирование личности профессионала, гражданина, патриота [2].

Следует отметить, что понятие «сопровождение» в большей степени отражает сущность социализация обучающегося, чем «помощь», «реабилитация» или «обеспечение», позволяя сохранять максимум свободы и ответственности субъекта. Не менее важно и то, что субъектом решения проблемы развития подростка становится не только он сам, но его родители и педагоги.

Как результат, объектом психолого-педагогического сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс, а предметом - ситуация развития подростка как система отношений с миром, с окружающими, с самим собой.

Согласно обобщенному опыту, работа системы сопровождения строится на следующих моментах:

  1. Подросток — не только объект социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, но и активный субъект взаимодействия с родителями, педагогами.
  2. Социокультурное развитие подростка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды, что требует учета влияния различных факторов среды на развитие и социализацию подростка.
  3. Критериями оценки эффективности данного процесса выступают развитие индивидуальных качеств подростка, мотивации на необходимость личностных изменений.

Как результат, работа социальных педагогов и психологов основывается на тесном взаимодействии с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних; организациями здравоохранения, культуры, спорта, труда и социальной защиты отделом опеки и попечительства и включает следующие направления:

  • Психодиагностика - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности через проведение психологических тестирований и тренингов, выявление причин трудностей в обучении, развитии, адаптации;
  • Психологическая коррекция и развитие;
  • Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса (выбор образовательного и профессионального маршрута; формирование потребности к саморазвитию, саморегуляции и самосовершенствованию);
  • Психологическое и педагогическое консультирование участников образовательного процесса по вопросам повышения педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • Психолого-педагогическая профилактика возможных неблагополучий в подростковой среде, предупреждение явлений дезадаптации обучающихся.

Таким образом, в результате реализации системы социально-педагогического сопровождения у обучающихся развиваются необходимые качества, позволяющие им успешно социализироваться и занимать активные позиции в социуме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000. 134 с.
  2. Столярова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях  введения ФГОС. УМП для общеобразовательных учреждений. М., 2013.