ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал­киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга и расширения кругозора, саморазвитие личности не обходится без использования данного явления. Однако использование СМИ несет в себе не только положительные, но и отрица­тельные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc62.68 КБ

Предварительный просмотр:

         ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бологова Татьяна Владимировна, методист ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов; Рогушина Инга Анатольевна, методист ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга и расширения кругозора, саморазвитие личности не обходится без использования данного явления. Однако использование СМИ несет в себе не только положительные, но и отрица тельные моменты: прививание или навязывание определенного стиля жизни, пропаганда насилия, распространение асоциальной и аморальной информации, постепенный отрыв от действительности.

Особенно данный вопрос актуален для молодежи как самой активной части общества, задающей общий тонус общественному развитию. Молодежь - социальная группа, которая по максимуму ис пользует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания, т.к. им свойственна любознатель ность, желание быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Вследствие этого, молодежь, проявляя следующие качества, может испытывать определенные труд ности в социализации и адаптации в обществе [1].

В рамках всестороннего мониторинга жизни обучающихся в ГАПОУ МО «Губернский  колледж» (г. Серпухов) было проведено социологическое исследование, в ходе кото рого были поставлены задачи: выявить ценностные ориентации личности и определить положитель ное и отрицательное влияние на ее развитие со стороны СМИ.

Согласно результатам исследования получены следующие результаты:

1. Рост информационности современного общества, т.е. преобладания в межличностных коммуникациях информационных технологий показал, что около 66% респондентов используют СМИ своей жизнедеятельности, особенно наибольшие предпочтения отдаются сети Интернет (59%) и телевидению (32%). К сожалению, можно отметить факт крайне низкого использования печатной продукции (газет и журналов) и радио, при высоком уровне виртуального общения через социальные сети (Вконтакте (48%) и Одноклассники. (14%).

2. Наиболее обсуждаемой информацией, становящейся предметом коммуникации среди сверстников, респонденты отметили молодежные проблемы, досуг, семейные взаимоотношения (по 31% каждый) и спорт (23%). Следует отметить, что довольно часто респонденты обсуждают криминал и катастрофы (27%), вопросы интимного содержания (17%), а культуру и вопросы образования - до вольно редко (6% и 10% соответственно).

3. Несмотря на то, что большинство опрошенные, в целом, осознают, что не вся информация, пе редающаяся через СМИ, имеет положительную составляющую, группе респондентов нравятся и сце ны насилия, и употребление ненормативной лексики. Например, 23% допускают ненормативную лек сику в информационном пространстве, а 29% считают ее вполне обыденным явлением. Лишь 42% ставят под сомнение подобную практику и отрицательно относятся к ней. К сценам насилия обучаю щиеся подходят более придирчиво, считая их не уместными (65%), испытывая к ним отвращение (17%) и сострадание к жертвам (14%). Однако 37% респондентов спокойно относятся к подобным вещам, проявляя любопытство и интерес (23%).

    4.  По мнению большинства опрошенных основной недостаток современных СМИ - нехватка информации по трудоустройству молодежи (49%), по вопросам взаимоотношения полов (17%), профилактике вредных привычек (15%) и вопросам морали (14%). К наиболее важным проблемам затрудняющим использование СМИ в повседневной деятельности (кроме сети Интернет) является наличие большого количества рекламы (49%) и недостоверной информации (42%).

Таким образом, можно отметить, что современные СМИ в целом держат молодежь в курсе всех происходящих событий, служат им системой взаимного информирования, но их влияние на обучаю щихся оценить довольно сложно [2]. Так, наряду с позитивными моментами, идет и негатив, тре бующий от социального педагога поиска эффективных решений для его нивелирования. Наиболее вызывающим опасение фактом, по нашему мнению, является частичное или полное отсутствие ана лиза получаемой информации со стороны респондентов, что создает предпосылки для нарушения их социализации и формирования соответствующей реальности адекватной картины видения мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Киямова Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи . Акту альные проблемы филологии: материалы международной научной конференции (г. Пермь, октябрь
    2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 96-97.
  2. Кузина СВ. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи . 2007. - № 8.