Воспитание в семье

Капшукова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Настоящая любовь может проявиться только тогда, когда двое научаются вместе любить третьего, то есть только тогда, когда  супруги станут отцом и матерью.

Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Василий Александрович Сухомлинский.

Семья начинается с детей.

Отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

           Наблюдая за отцом и матерью, ребенок создает свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной. В семье он должен видеть, как отец и мать просят друг друга о чем-то, как они благодарят друг друга, какие слова произносят, как смотрят друг на друга, как прикасаются друг к другу. На основе этого ребенок будет создавать собственную семью.

Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.

Материнская, родительская любовь – первый вид любви, которую познает человек. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любим с самого детства. Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трех лет он должен  сначала привязаться к своей матери.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. На основе экспериментальных данных, в частности опыта Харлоу, был сделан вывод о том, что материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Если мать редко ласкает маленькую дочку, редко берет ее на руки, то и к свои будущим детям  девочка будет также холодна.

Мама – первый и самый главный человек в жизни каждого ребенка. С момента зачатия и все последующие месяцы это одно целое. Уже в период беременности устанавливается тесная связь матери и ребенка, а характер отношения матери к ребенку в данный период не безразличен для его развития. На протяжении девяти месяцев малыш растет и развивается, находясь в комфортных для себя условиях. Еще в утробе матери происходит формирование психики. Все переживаемые женщиной эмоции, как положительные, приятные, так и отрицательные плод воспринимает как свои собственные.  С момента появления малыша на свет роль мамы в воспитании ребенка становится глобальной. Малыш чувствует свою маму, и способен ее узнать из огромного количества женщин, так как она особенная именно для него.

Мать  - естественный воспитатель эстетического начала в детях. Восприятие и понимание красоты - в первую очередь от матери. Природа наделила ее тонкостью и глубиной чувств - богатейшей эмоциональностью. Она любит природу, животных, цветы, музыку и запечатлевается в душе ребенка среди солнца, летнего дня, трав, птиц. У нее есть любимые духи, и они запоминаются детьми как аромат детства.

Мать играет огромную роль в нравственно-этическом воспитании. Отзывчивость, способность к сопереживанию - в первую очередь от матери. С момента рождения ребенка она чутко реагирует на его настроение. Она первая знает, болен он или здоров, улавливает его страх, тревогу, смятение, стыд и неуверенность. Он, будучи генетически ориентирован на мать, чувствует ее состояние. Через восприятие состояния матери ребенок естественно выходит на понимание состояния и переживаний других. Мать вводит свое дитя в мир людей, вводит с любовью и доверием к этому миру. Мать воспитывает способность сразу схватить как главное, часто неуловимое, истинное в человеке и в ситуации, в том числе угрожающее, опасное, злое, так и нюансы человеческого характера, ситуации. Она же учит разумной осторожности,  указывает на возможные последствия того или иного решения, поступка, приучает к осмотрительности, особенно девочку.

Отец – опора и защита.

        Одно из главных чувств, необходимых, чтобы у ребенка сформировалась здоровая психика, - это чувство защищенности. В младенческом возрасте его создает в основном мать. Затем, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и осознает, что в нем много опасностей, с которыми женщине не справиться, в роли главного защитника начинает выступать отец. 

Воспитание должно исходить от обоих родителей.

Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями; видя пример поведения родителей, их взаимоотношения, трудовое сотрудничество друг с другом, ребенок строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине, воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентификацию. Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Мать обычно одинаково относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «По кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. Ум мужчины в большей степени направлен на мир  вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчины лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин явное превосходство в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются трудности с математикой.

В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.

                                       Повторим самое главное…

Семья является естественной средой воспитания ребенка:

  • Лучшие качества личности, такие как трудолюбие, честность, забота и т.д. воспитываются в семье;  
  • Именно в семье ребенок впитывает правильное отношение к старшим и младшим;
  • В семье ребенок формирует  представление о поведении мужчины и женщины;
  • Отец – опора и защита, главный и самый эффективный «инструмент» преодоления детских страхов;
  • Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трех лет он должен  сначала привязаться к своей матери;
  • Наблюдая за отцом и матерью, ребенок создает свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной.

  Существует большое количество различных концепций и методик воспитания. В одних рекомендуется разрешать ребенку абсолютно все до 3-5 лет. Другие настаивают на раннем развитии, изучении языков, обучении чтению с детсадовского возраста. Третьи отводят большое внимание дисциплине. Однако не существует ни одной всеми признанной методики, которая бы срабатывала в ста процентах случаев. И это ни случайно. Никакая методика не может учитывать все особенности конкретного ребенка и ситуации в семье. Поэтому статьи и книги на тему воспитания детей – это скорее материал, который родители могут использовать для выработки своей уникальной методики.

      На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

- «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и зависимой от родителей.

- «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

- «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

- «Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки -- мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

- Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

-- Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

-- Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

-- Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения.

-- Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

-- Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

-- Ловушка ревности к детям - нежелание

считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты -- мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец -- такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

«Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, не инициативность. культура семья воспитание

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3-5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

-- Ребенок -- не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок -- воспитатель себя.

-- Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

-- На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей -- в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного человека.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

-- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

-- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

--уверенность в своих силах и самодостаточность;

--умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

-- способность разграничить ошибку и свою личность.

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

2.1.1 Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка

В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания -- демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим -- верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского поведения:

-- родительский контроль, то есть предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;

-- родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

-- способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

-- эмоциональная поддержка -- способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость от успехов детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки -- то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерны более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает.

Под «свободой воспитания» Масару Ибука понимает не регулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще в работах А. С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат -- дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем -- пассивны и зависимы, мальчики -- неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации -- от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль -- с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Т. М. Мишина и А. Б. Добрович описывают наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество: конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз.

как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция в наиболее явном виде проявляется в отчуждении одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Три типа неправильного воспитания выделены В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым:

-- отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);

-- гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);

-- эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я - большой» в качестве самодовлеющей ценности).

По нашим исследованиям, характер отношения родителей и детей может быть проанализирован по следующим трем параметрам:

- поддержка автономности -- контроль;

- вовлечённость родителей в жизнь ребенка -- равнодушие;

- структурированность - аморфность отношений.

Уважаемые будущие папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный листок с памяткой сможет заставить вас по- иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы человек, который живет не только прошлым, но и настоящим и при этом старается заглянуть в будущее, - эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность в вашей жизни!
  2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
  3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.
  4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.
  5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.
  6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.
  7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.
  8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

   Завершить нашу встречу хочу притчей «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе – ни ссор, ни ругани, ни драк.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом и спросил: «И все?»

- Да, ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Список литературы:

1. Калинина Галина. Трудные вопросы воспитания. – М.: Лепта Книга, 2012. – 96 с. – (В помощь родителям).

2. Макаренко, А.С. Правильно воспитывать детей. Как?/ Антон Макаренко; редактор и составитель Е. Монусова. – Москва: АСТ, 2013. – 318 с.

3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. http://azbyka.ru/deti/v-a-suhomlinskij-roditel-skaya-pedagogika

4.Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).

5.Шугаев Илия. Растим сына, растим дочь. Советы священника – многодетного отца. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 128 с.

6. «Виноград». Православный журнал для родителей (№36, июль-август 2010).

7.Папы всякие нужны: О роли отца в воспитании детей (сборник). – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 96 с.