Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях дополнительного образования

Лебедева Лариса Антоновна

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_l.a.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях дополнительного образования»

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

Г.В.Плеханов

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность.

Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям.

Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Цель работы с одаренными детьми– развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах эффективных при работе с одаренными детьми через:
  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

обучение на курсах повышения квалификации;

  • подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
  • Выявление одаренных детей на основе:
  • итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности;
  • диагностических данных, путём:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности.

  • Формирование банка данных.
  • Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Элементами педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми, являются:

  • Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).
  • Формирование внутренней мотивации.
  • Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  • Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  • Рефлексия.
  • Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
  • Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
  • Интегративный подход.

Условиями успешной работы с одаренными обучающимися являются:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление, в связи с этим, внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы.
  • Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием..

В учреждении дополнительного образования, где я работаю методистом, работа в данном направлении ведется(проводится диагностика, составляются индивидуальные образовательные маршруты), но подготовка педагога к работе с одаренными детьми, аналитическая деятельность недостаточны. Т.е.вопрос «Кто такой одаренный ребенок и что с ним делать?» остается насущным.

Таким образом, актуально создание системы работы с одаренными детьми.

Благодаря знаниям полученным во время обучения по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков», изучении материалов различных исследований, опыта коллег-практиков, осуществляющих системный подход в работе с одаренными детьми, мною предпринята попытка обобщить эти материалы, планируя использовать их в дальнейшей практической деятельности в своем учреждении дополнительного образования.