УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры»

Атабекова Генриетта Гарриевна

Учебно-методическое пособие рекомендовано для педагогов среднего профессионального образования. Может быть использовано учащимися учреждений, реализующих программы начального профессионального образования.

В учебном пособии рассматриваются вопросы применения здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\библиотекарь\Мои документы\Мои рисунки\2.png

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Создание здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры»

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии – приоритетное  направление деятельности педагога……………………….4

1. 1. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни»…………………………4

1. 2. «Педагогика оздоровления»……………………………………………….8

1. 3. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий……..9

1. 4.Функции здоровьесберегающей технологии……………………………...12

1. 5. Цели  и принципы здоровьесберегающей  образовательной технологии………………………………………………………………………..13

1. 6. Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Смирнову Н.К.)…….15

Глава II. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры………………………………………….22

2. 1. Современный здоровьесберегающий урок……………………………….22

2.2.Урок по основам деловой культуры с применением здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….25

2. 3. Ортобиоз - как одно из направлений здоровьесберегающего урока……27

Заключение ……………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………30

.        

Учебно-методическое пособие рекомендовано для педагогов среднего профессионального образования. Может быть использовано учащимися учреждений, реализующих программы начального профессионального образования.

В учебном пособии рассматриваются вопросы применения здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Разработчик: Атабекова Г.Г., преподаватель основ деловой культуры СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»

           

   «Забота о здоровье –

                                   это важнейший труд    воспитателя.

                                             От жизнедеятельности,  бодрости детей

                                         зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                                              умственное развитие, прочность знаний,

                             вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

                                                                                           

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с  внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся именно здоровьесберегающие образовательные технологии. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

     Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

     Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение. Формируется новый педагогический менталитет:

- формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю  жизнь»;

3

- содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией;

- методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

     Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре -  новое явление для социальной действительности в нашей стране.

     Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, ещё и разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование — ещё и развитие ребёнка.

     Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов, но и задачи формирования и укрепления здоровья учащихся, воспитания у них культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

     Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Глава I. Здоровьесберегающие образовательные технологии – приоритетное  направление деятельности педагога.

1.1.  Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».

4

     В формулировке Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это не только отсутствии болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

     Выделяют три аспекта здоровья или благополучия. Это физическое, душевное (психоэмоциональное) и социальное здоровье.

Физическое — определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное — определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.

Социальное здоровье - определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять её, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

     Из-за социально-экономических причин в стране сложилась критическая ситуация: большинство детей не могут считаться «практически здоровыми». Однако это не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических, но и педагогических факторов,

5

таких, как стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объёма учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.

     В первый период развития (от 0 до 18 лет) происходят наиболее значительные прогрессивные изменения форм и функциональных возможностей организма (в частности, рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается в 3-4 раза, вес — в 20-30 раз, жизненная ёмкость лёгких — в 5-10, ударный объём сердца — в 20-30 и более, показатели силовых способностей — в 50 раз и более).

          Как показывает практика, здоровье ребёнка во многом зависит от технологий семейного, дошкольного,  школьного воспитания, от здорового образа жизни ребёнка.

     К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда стала сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей.

К ним относятся:

- комплекс факторов закрытых помещений:

-  возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;

- возрастающее воздействие жёстких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающе-светового; информационно-психогенные факторы;

6

- возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения); комплекс факторов телесной атонии;

- возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия; комплекс духовно-психических факторов;

- угасание духовного потенциала в общении между педагогами и детьми;

- потери смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.

     Понятие «здоровый образ жизни» - представляет совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять своё здоровье.

Здоровый образ жизни - это:

- поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;

- система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;

-  модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни,

уменьшающая риск заболеваний; таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения;

- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен                

                                                       7

человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

     Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

1. Наследственность (биологические факторы) -  определяет здоровье на 20%.

2. Условия внешней среды (природные и социальные)- на 20%.

3. Деятельность системы здравоохранения  - на 10%.

4. Образ жизни человека  - на 50%.

1. 2. «Педагогика оздоровления».

       В настоящее время возникло особое направление в педагогике -  «педагогика оздоровления» или «здоровьесберегающая технология». Она может выражаться какой - то конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учебного заведения  по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

     Здоровьесберегающей образовательной  технологией, как составляющей внедрения ФГОС,  можно назвать  комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и

8

человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

1. 3. Компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Прежде чем говорить о компонентах  здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, необходимо дать определение этого понятия. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.       Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными компонентами подхода к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Среди них выделяются:

1. Аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися и студентами высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

     Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.

     Таким образом, воспитание как педагогический процесс, направляется на

формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество.

9

2. Гносеологический компонент, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Все это ориентирует студента на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

3. Здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

4. Эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и

10

препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Эмоционально волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

5. Экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает его определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья студентов. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро - и - макросоциуме.

6. Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной  гигиены.

     Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

11

1.4. Функции здоровьесберегающей технологии:

1. Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2. Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3. Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями личности, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута.

4. Адаптивная: предполагает воспитание у студентов направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.

5. Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет

соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6. Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья

12

подрастающего поколения.

1.5. Цели  и принципы здоровьесберегающей  образовательной технологии.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.    

В своей педагогической деятельности использую следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

- принцип ненанесения вреда;

- принцип формирования ответственности студента за свое здоровье;

- дифференцированное обучение – помогает оптимально организовать учебный процесс и определить возможности сочетания на уроке нескольких видов работ: фронтальной, групповой и индивидуальной;

 - личностно – ориентированное обучение, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить максимально комфортные условия её развития и реализации природных возможностей;

- «педагогика сотрудничества» – создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Педагогика сотрудничества - это проявление гуманного отношения к детям: любовь, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, положительное стимулирование, терпимость к подростковым недостаткам. Всё это в сочетании с проявлениями демократизации отношений (правом студента на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения) оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся,  способствует

13

формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

- «педагогическая валеология» — «это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания». Или: «это теория и методика воспитания здорового человека, мотивации к здоровью, формирование научного понимания сущности ЗОЖ, выработки индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности». Уровень и характер применения: охватывает все уровни - от метатехнологий (реализация социальной политики - Закона «Об охране здоровья граждан») до многочисленных микротехнологий оздоровления, и т.д.

     Более широко в моей практике распространена технология дифференцированного обучения, согласно которой выделяю в группе обучающихся три подгруппы в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Такая внутригрупповая дифференциация содействует формированию у студентов положительной «Я – концепции».        Эта технология приводит к улучшению психологического климата в ребячьем коллективе, снижению подростковой заболеваемости. Таким образом, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. После деления студентов на группы ярлык «сильный», «средний», «слабый» не приклеивается, потому что ребята сами знают свои возможности и способности. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы требования к учащимся были приведены в соответствие с их возможностями, созданы наиболее оптимальные условия для обучения, которые бы способствовали систематическому росту студента, переходу его из одной группы в другую.

14

    На уроках основ деловой культуры веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью разноуровневых карточек, которые позволяют студенту сделать самостоятельный выбор, в соответствии с уровнем развития и способностями. Тестовый материал, который также имеет разные уровни сложности, предлагаю ребятам после каждой изученной темы. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока. Именно такой подход позволяет абсолютному большинству учащихся добиваться успехов в освоении учебного материала без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

1.6. Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Смирнову Н.К.).

     Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. На мой взгляд, наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.

     Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, поскольку любая систематика имеет признаки субъективизма, пристрастий ее автора. Перечень принципов не иерархичен, в нем не отдается предпочтения каким-то отдельным принципам – так как несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования Н.К.Смирнов выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные

15

со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

     К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных студентов с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в колледже стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и учащимся, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

16

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В колледже это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в аудиториях, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и

17

других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой преподавателя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 80 минут на своих студентов. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после уроков, просвещение их родителей.

     Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне колледжа, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) - включают  технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только учащихся, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья студентов.

     Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения

18

объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

     В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города, объединяющий несколько колледжей и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья студентов, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень колледжа. Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач колледжа, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу колледжа здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор колледжа, принимаются такие решения совместно с Советом колледжа, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья студентов. На уровне колледжа с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;

19

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение студентов в период их пребывания в колледже питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

- включение в учебные планы колледжа всех групп занятий, позволяющих целенаправленно подготовить студентов к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех преподавателей к внедрению в работу колледжа здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья студентов;

- проведение тематической работы с родителями обучающихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3. Уровень группы, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого преподавателя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счёте, зависит результат влияния колледжа на здоровье учащихся. Организовать обучение преподавателей таким технологиям - задача руководства, а  использовать их в своей работе, отслеживая результаты  - задача каждого преподавателя.

20

     В работе отдельного преподавателя  здоровьесберегающие технологии можно представить как системно-организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности студента к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа преподавателя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у студентов интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности учащихся обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

     Перед преподавателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье студентов;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые

21

результаты с помощью объективных методов оценки;

- содействовать формированию в своем колледже здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, студентов и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

     Положение педагога в проблемном поле здоровьесберегающей педагогики отличается двойственностью: с одной стороны, он исполнитель требований, регламентаций, приказов и легко (при наличии навыка) может переадресовать всю ответственность выше. С другой стороны, он основной

субъект реализации задач всей образовательной системы. От педагога, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье студентов оказывает образовательный процесс.

     Именно педагог может дискредитировать грамотно выстроенную систему заботы о здоровье учащихся или, наоборот, своей педагогической работой, своей общественной активностью произвести позитивную подвижку в отношении к этой проблеме со стороны своих коллег, администрации, вышестоящего руководства.

Глава II. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках основ деловой культуры.

2.1. Современный здоровьесберегающий урок.

     Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников. За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья учащихся в образовательном процессе на уроке.        Смысл здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает

22

 учащемуся и преподавателю не только сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца урока, но и предусматривает самостоятельно использовать полученные на уроках умения и навыки в дальнейшей жизни.

     Современный здоровьесберегающий урок любого педагога специальных дисциплин в колледже  разнообразен. Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

     Учебно - воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и

психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания учащегося, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

     Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен воспитывать и стимулировать у студентов желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

    Это урок, на котором соблюдаются основные здоровьесберегающие действия:

- поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении (выполнение требований СанПиН);

- менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы:

23

- менять виды деятельности учащихся в течение урока;

- не допускать перегрузок на занятиях;

- анализировать уроки с валеологической точки зрения;

- важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

     В своей работе я использую различные формы здоровьесберегающего урока: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания), чередую различные формы учебно-познавательной деятельности, использую активные и пассивные формы урока. Такие формы работы с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащегося очень эффективны.

     По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от студентов большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся колледжа составляет 20-30 мин. А после 30– 35-минутных непрерывных занятий у них падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы. Чтобы студенты меньше уставали, на уроке я применяю чередование различных форм учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные; групповые, индивидуальные. Индивидуальная дозировка объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её по времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Средняя продолжительность и частота чередования

24

различных видов учебной деятельности примерно 7-10 минут. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На уроках основ деловой культуры учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить студентам возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и

даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях чередование различных форм учебно-познавательной деятельности и использование элементов театрализации, особенно при проведении деловых игр на практических занятиях. Это способствует развитию мыслительных процессов, памяти и одновременно является для учащихся отдыхом.

2.2. Урок по основам деловой культуры с применением здоровьесберегающих технологий.

     Обучение в колледже по сравнению со школой имеет существенные отличия и объективно требует большего напряжения и эмоциональной устойчивости. При переходе на следующую ступень образования у детей складывается еще более неблагоприятная ситуация со здоровьем, в связи с ростом объема и сложности учебной информации. Продолжая наращивать объем и интенсивность информации, современное образование не полностью решало проблемы психической и физической переносимости учебных нагрузок студентами.

     В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, как возможной альтернативы

25

в воздействии на сознание подрастающего поколения, осознание ими ценности своего здоровья.

     Исходя из всего вышеизложенного, в учебном заведении встала необходимость выбора такой педагогической технологии, которая позволила развить навык ценностного отношения к здоровью.

    С применением здоровьесберегающих технологий, описанных в пункте 2.1  проводилось учебное занятие – урок Основ Деловой культуры «Значение искусства в моей жизни». Без демонстрации иллюстраций художников, музыкальных произведений невозможно изучение «искусства». Поэтому в разные углы кабинета развешиваю иллюстрации, это повышает активность работы студентов, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Музыкальное сопровождение на уроках - это одна из форм воздействия, которая использовалась веками как мощное средство изменения сознания. В качестве фона сопровождаю один из этапов урока музыкальными произведениями. Спокойные мелодии обладают седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализуют функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Мелодии, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

      По моему мнению, одним из важнейших аспектов является создание благоприятного психологического климата на уроке. Именно

26

 психологический комфорт учащихся во время урока создаёт правильный эмоциональный настрой. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать преподаватель, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося. Следует отметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность всей группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) Момент наступления утомления у студентов и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;

3) Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

2.3. Ортобиоз - как одно из направлений здоровьесберегающего урока.

27

     Одним из важных направлений в работе каждого преподавателя должностать формирование у учащихся мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает рекомендации по практическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжении жизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радостьмироощущения. Принципы ортобиоза: философия оптимизма, жизненного путеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формула выживаемости, универсальные средства самосбережения,

технология сдерживания угасания жизни и семья как цитадель ортобиоза. Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

     Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе преподавателя основ деловой культуры? На уроках ОДК широко использую для примеров, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. Таким образом, включение элементов здоровьесберегающей технологии в процессе преподавания уроков ОДК способствует формированию здорового образа жизни учащегося. Работа преподавателя на уроке становится легче и интереснее, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор для педагогического творчества.

Заключение

    В заключении хочется отметить, что эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС

28

прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у студентов, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья. Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии? Это снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений. Педагогам, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

     Уроки Основ Деловой культуры дают прекрасную возможность для формирования у студента позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре. Таким образом, с помощью здоровьесберегающих технологий можно достичь эффективного результата в развитии личностных свойств учащихся, снизить показатель заболеваемости детей, улучшить психологический климат в коллективах в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

     В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». От здоровья учащихся зависит многое в успешном освоении учебной программы колледжа. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.

29

Список литературы:

1. Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. -Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000.

2. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. Методология оздоровления детей и подростков. Сб. научно-методических и информационных материалов для медицинских работников, службы формирования здорового образа жизни. М., 1994.

3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с

4. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса (часть III). Сергиев Посад, 1995.

5. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (часть I).Сергиев Посад, 1993.

6. Базарный В.Ф. Программа экспресс-динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся (часть II). Сергиев Посад, 1994.

7. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребёнка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (часть IV). Сергиев Посад, 1996.

8. Базарный В.Ф., Уфищева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей.- Гигиена и санитария. 1990.

№ 4.

9. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.

30

10. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.).- Медицинская газета. 2006. №30

11. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю. М.: Просвещение, 1988.

12. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

13. Комбанов В.В., Зайцев В.К. Валеология в школе. СПб., 1992.

14. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.

15. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5.11.97.

16. Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007., Мейксон Г.Б., Кофман, Л.Б. М., 1992.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.

18. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:НИИ школьных технологий, Т. 1, 2006 г.

19. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).

20. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: «Чистые пруды», 2008 г.

31