Приемы снятия психологических и физических барьеров учащихся перед публичным выступлением"(пособие для педагогов)

Лебедева Лариса Антоновна

Основная цель работы: научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приёмов снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением, выявить конкретные поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.                                                                                                                                  

Данная работа предназначена в первую очередь педагогам дополнительного образования, но интересна эта тема может быть каждому, кому приходилось выходить на сцену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_1_metod.razr_.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

 «Приёмы снятия психологических и физических барьеров

учащихся перед публичным выступлением»

(пособие для педагогов)

Составитель:

Лебедева Лариса Антоновна

Методист

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района


Оглавление

Введение:  цель работы, актуальные проблемы.

Глава 1. Публичное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства у будущих исполнителей

1.1. Виды и формы психологических и физических барьеров учащихся

1.2. Основные причины психологических и физических барьеров

Глава 2.  Приемы снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением

2.1. Психологическая подготовка юного музыканта к выступлению

2.2. Приемы снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением

Заключение

Список литературы

Введение

         Основная цель работы: научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приёмов снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением, выявить конкретные поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.                                                                                                                                  

Данная работа предназначена в первую очередь педагогам дополнительного образования, но интересна эта тема может быть каждому, кому приходилось выходить на сцену.

Выступление учащихся – важный момент воспитания юных музыкантов. Это могут быть зачеты, экзамены, отчетные или классные концерты, конкурсы, праздничные вечера.

Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного творческого труда. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм.

Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению старательно готовятся. Участие в концерте и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво, так как чувствует ответственность за свои действия. Он должен не подвести себя и своего преподавателя, доставить радость слушателям. А при хорошем контакте со слушателями, когда ученик чувствует одобрение своей игры, выступление сопровождается приятными впечатлениями, радостным творческим подъемом. Такое выступление запоминается надолго и способствует формированию желания играть на сцене.   Концертные выступления являются своеобразными ступенями в развитии учащихся.    Они являются необходимой профессиональной проверкой возможностей ученика.

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя имело успех, не возьмется ни один педагог. Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность, поэтому формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах конкретного ребенка.

Глава 1.  Публичное выступление как важный элемент формирования профессионального мастерства у будущих музыкантов

1.1. Виды и формы психологических и физических барьеров учащихся

Всем хорошо известно, какое эстетическое удовольствие может доставить слушателю профессиональное, вдохновенное исполнение молодого музыканта. Часто мы не отдаем себе отчета, как много невидимой работы, весьма трудоемкой и непростой, выполняет ученик для того, чтобы подарить людям радость общения с музыкой. Нам кажется, что его пальцы сами собой порхают по клавишам аккордеона и кнопкам баяна, но это совершенно не так. Иногда же наоборот, нам становится неуютно на концерте – от слишком грубых звуков, от неуверенности музыканта, когда он вдруг начинает забывать текст.

Исполнительство – чрезвычайно тонкий и сложный процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния, находящегося на сцене, как в момент непосредственно самого выступления, так и задолго до него. По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка.

Большинство психологов и педагогов сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то позже, у кого-то раньше. Но в среднем эта возрастная веха считается типовой.

Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах, может привести к разным последствиям. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. Напряжение эмоциональной сферы может проявиться неожиданными провалами в памяти, причем возникают они в тех местах, которые в классе ученик исполнял уверенно. В этот момент ученик думает не о выразительности, а о том, как бы скорее доиграть до конца, не забывая текст.

В других случаях волнение действует иначе. Ученик может сильно волноваться перед выступлением, но, выходя на сцену, волнение у него проходит и наступает эмоциональная стабильность. Это позволяет ученику показать проделанную работу.                                                                                

Волнуются практически все люди, выходящие на публику, но одни располагают достаточными волевыми ресурсами, другие по причине слабой воли – теряются. Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. Немалое число наших достижений на жизненном пути, в конечном результате – это победа над собой, над навыками преодолевать свои слабости, какие-то природные несовершенства.

Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает.                          

М. Норбеков пишет: «Когда одни видят перед собой пропасть, думают о бездне, другие думают о том, как построить через нее мост». Поэтому нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость, инициативу, самообладание.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления, как физического, так и эмоционального. Не зря Натан Ефимович Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

Разным по возрасту ученикам были заданы анкетные вопросы:

1) Назови свое самое лучшее, самое запоминающееся выступление?

2) Самое неудачное? Почему?

3) Хотелось бы переиграть? Повторить?

4) В каком зале, перед какими слушателями хотелось бы сыграть?

5) Чего не хватает тебе сегодня для отличного выступления?

6) Когда волнение сильнее – за день, за час, в момент выхода на сцену?

7) Любишь ли ты выступать?

Эти незатейливые вопросы дали интересные выводы. Все дети волнуются за 5-6 часов до выступления, больше боятся технических эпизодов, не любят играть в очень больших залах, мечтают о концерте для сверстников, друзей. Младшие ждут поддержки от родителей. Старшие любят настраиваться в одиночестве. Переживают за неудачи, потому что разочаровали педагога, родителей.

1.2 Основные причины психических и физических барьеров.

Каковы же причины психических и физических барьеров?

- способы общения родителей с ребенком (предъявляют завышенные требования).

- стиль взаимодействия педагога с ребенком (грамотный педагог обязательно будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это возрастные особенности, особенности характера, нервной системы).

Улучшение качества исполнения пьесы на концерте, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно в едином комплексе: ученик – родитель – педагог. Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или просто безразличное отношение к подростку также способствует личной тревожности. Пробудить у ученика интерес к музыке, эффективность занятий возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней. Педагог и родитель – партнеры и единомышленники.

Причина страхов может крыться в завышенной программе, когда от непродуманных скачков в развитии на сцену выползают все предыдущие пробелы. Лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

Чаще всего волнение навевается мыслями типа: «Что обо мне скажут?»     «Каковы будут оценки моей игры?» и т.п.

Забота юного музыканта о своей репутации вполне закономерна и естественна. В то же время преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает волнение и усугубляет положение ученика.                                                                  

         Одна из первопричин сценического волнения: - боязнь ученика забыть текст. Волнуются, исполняя произведения публично потому, что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. Тем не менее произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя принесет ему уверенности в себе и наоборот.

Но отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя. Профессор Н. В. Трулль замечает: «если человек не волнуется перед выходом на сцену, – он не артист, и на сцене ему делать нечего».

Волнение – это непременное условие для того, чтобы ученик сконцентрировал все свои силы – физические и психические.

Многое здесь зависит от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы. Один ученик ничего не боится, другой – трясется как осиновый лист, испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением. Вообще, бывают ученики, которые хорошо играют в классе и «рассыпаются» на эстраде. Бывает и наоборот: ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд, на эстраде настраивается и играет значительно лучше, чем вы ожидали. Это зависит от типа нервной системы и характера человека. Нервная система, пребывая в таком состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия, равнодушия. Подобное случается на конкурсах, концертах при длительном ожидании своего выступления. О таких учениках говорят: «перегорел».

В экстремальных условиях несдержанность холерика усилится. Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают, играют ярко, хвастливо, но не склонны к глубине. Не обижаются на критику, но быстро забывают ее. Недорабатывают текст. Холерик увлеченно играет, если пьеса нравится, и может сыграть даже лучше, чем на репетиции. Флегматик – трудоголик. Уравновешен, настойчив, трудолюбив. Но мало эмоционален. Замечания принимает деловито, не спорит. Меланхолик – малоработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает болезненно, эмоционален. Неудачи переживает долго.

     Известный музыкант, музыкальный психолог А. Готсдинер отмечает 5 фаз волнения:

1) далекое предконцертное волнение, которое усиливается к моменту выступления,

2) подъем, легкая эйфория, мысленное идеальное представление своего выступления. «Волнение-паника», сильное перевозбуждение, «волнение-апатия» - скорее бы отмучаться, угнетенное состояние.

3) уже на сцене «туман в глазах». Ученик как бы плывет – в этот момент учителю уместно встряхнуть ученика – дать задание переставить стул, убрать пюпитр.

4) «начало». Найти клавиши, почувствовать ощущение, силы в кончиках пальцев, пропеть 2-3 такта, вспомнить нотный текст, приветливо себе улыбнуться.

5) окончание выступления. Это или радостный подъем, или усталость, или разочарование либо пустота. В этот момент как никогда нужна поддержка педагога.

Концертные выступления – это ступени роста. Ученик должен черпать силы и уверенность в доверии и уважении к своему учителю. Тактичное, уравновешенное поведение педагога в любой ситуации обязательно.

Педагог должен знать, что довольный собой ученик меньше волнуется; скромный тихий играет вяло, робко; слишком импульсивный не сдерживает себя, на такого нужен строгий тон, требование сосредоточиться перед выходом на сцену, помолчать.

Пережить эстрадные волнения помогут ученику наблюдения за выступлениями других учеников, артистов, педагогов.

Воспитанию артистизма способствуют посещение конкурсов, фестивалей, концертов, выпускных экзаменов, где особенно велик накал эстрадного волнения.

Глава 2. Приемы снятия психологических и физических барьеров учащихся перед публичным выступлением

 2.1 Психологическая подготовка юного музыканта к выступлению

Психологическая подготовка учащегося к выступлению имеет не меньшее значение нежели профессионально-исполнительская подготовка как таковая. Вся работа, которая велась учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна вестись с детских лет.

Можно выделить следующие основные пути и способы по формированию у юного исполнителя сценической устойчивости:

а) Выявление потенциальных ошибок

Даже когда программа выступления кажется идеально выученной и можно ее играть на сцене, каждый музыкант хочет на всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы ни было хорошо выучено произведение, для обнаружения возможных ошибок можно предложить несколько приемов, суть которых состоит в следующем:

1. Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким звуком с установкой на безошибочную игру сыграть отобранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Если при включенном радиоприемнике исполнитель может без труда играть свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать, и на эстраде с ним вряд ли смогут приключиться неприятные неожиданности.

3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово «Ошибка», но музыкант при этом должен суметь не ошибиться.

4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать игру в полную силу с максимальным подъемом.

5. Выполнить 30 прыжков или 20 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение. Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.

б) Концентрирование внимания

Оно складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых слуховых образов. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане в процессе предварительной работы, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Чего мы больше всего боимся, выходя на эстраду? Думаю, что все согласятся с таким ответом: как правило, мы боимся ошибок, остановиться, забыть.

Ошибиться, остановиться и забыть – это разные вещи, и они не всегда связаны между собой, поскольку:

-можно ошибиться, но не остановиться и не забыть;

-можно остановиться, но не вследствие ошибки или того, что мы забыли;

-можно забыть, но не ошибиться и не остановиться (это в практике бывает достаточно часто; многие ученики, которые не ошибаются и не останавливаются, думают, что знают текст, хотя на самом деле они его в должной мере не знают и проверить это для педагога пара пустяков).

Чтобы не ошибиться, не остановиться и не забыть, нужно работать над повышением концентрации внимания, поскольку только наша способность к мотивированному вниманию и качество его концентрации позволят, выйдя к публике, исполнить музыкальную композицию успешно.

Способность самососредоточения как наиболее эффективного приема борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе предконцертной или предконкурсной подготовки учащегося.

в) Перспективное мышление

     Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено где-то и пассаж «смазать» или «зацепить» не ту ноту. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки.

     На сцене может случиться так, что в какой-то момент исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Эти моменты – серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу.

    Необходимо воспитывать у исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление. На практике это выглядит так: исполнитель, допустив одну ошибку (фальшивая нота, неверно сыгранный пассаж и т.д.), начинает активно переживать свою неудачу, т.е. мысленно возвращается к ней, что, безусловно, отвлекает от решения чисто творческих задач. Он перестает думать о следующей фразе, фрагменте и т.п., и тем самым совершает вторую ошибку, так как игровые движения исполнителя, не подкрепленные мыслью, неизбежно приведут к срыву – остановке. Следовательно, особую важность приобретает развитие у музыканта навыков перспективного мышления за инструментом, что помогает преодолеть допущенную ошибку и способствует успешному выступлению на сцене.

 2.2 Приемы снятия психологических и физических барьеров, учащихся перед публичным выступлением

      Самовнушение. Полезно связывать свое выступление с картиной будущего успеха, считая его заслуженным и справедливым. Следует повторять друзьям и самому себе:  « Я с нетерпением жду концерта».

И если это повторять часто вслух или про себя, страх перед выступлением будет уступать место чувству уверенности.

     Психологи предлагают аутотренинг для ученика:

«Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать… Я отчетливо могу представить сцену, слушателей и комиссию, перед которой я буду выступать… Я спокоен, собран, сосредоточен… Мне нравится играть. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника… Я выполняю все, что задумал... Я играю также хорошо, как и в классе… Я могу хорошо играть… Я знаю, что я сделаю все, что задумал…Я весь отдался моему вдохновенному исполнению… Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть. Я могу перестроиться с исполнения одного произведения на другое… Мне легко и приятно держать всю программу в голове…  С каждым разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления…  

Первые сеансы этого аутотренинга проводить с учеником педагогу, а в дальнейшем, незаменимую помощь в этом оказывают родители. Как правило, перед сном, когда подросток может в спокойной обстановке расслабиться, освободившись, от дневных забот.

Можно сказать с полной уверенностью о том, что сила самовнушения – великая вещь, и пользы от нее, гораздо больше, чем от всех таблеток.

     Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить уже после того, как произведения надежно выучены.

Многие музыканты используют методику запоминания текста, предложенную польским пианистом И. Гофманом.

Эта методика заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, затем и не глядя в них. Пальцы нажимают воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, необходимые для исполнительского процесса, но музыка звучит лишь в звуковых представлениях ученика-исполнителя. Если музыканту удается таким способом проиграть все свое произведение он, как правило, уже не боится забыть текст.

Также для снятия психологических и физических барьеров можно рекомендовать ряд упражнений:

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.        

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд;
    расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  1. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  2. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  3. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  4. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена, и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте,  практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем.

        Когда вам покажется, что медленно плывёте, – вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1.  Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
  2.  Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  3.  Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4.  Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

Не в последние дни надо отрабатывать поклоны, выход и уход со сцены, внушить, что нельзя, ошибившись, исправлять, метаться туда-сюда. А только идти вперед, не опуская рук, не раскисая.

Перед выступлением необходимо:

а) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;

б) репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью;

в) репетировать перед специально приглашенными слушателями;

г) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности

Репетиции не проводить ежедневно – они отбирают много энергии. Обычно считается, что игра на репетиции всегда лучше, чем на концерте, но наблюдения показывают, что большую содержательность исполнения дает контакт с аудиторией – именно она друг и помощник, которая пришла не усмотреть недостатки выступления, а слушать музыку. «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!» – висел плакат за кулисами Малого зала Петербургской консерватории. Надо приучать ученика реагировать на публику по-доброму, и это будет взаимно.

В предконцертные дни не напрягать внимания, заниматься меньше. Если программа не готова – учить ее слишком поздно. Вообще, опытный педагог никогда не выпустит неподготовленного ученика на сцену, он хорошо знает, что это чревато плохими последствиями для юного музыканта.

За 2 дня до концерта отвлечься от забот, волнений, посоветовать ученику сходить в кино, театр, почитать интересную книгу.

Накануне концерта, поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; просмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было по словам Г. Нейгауза «душевной изношенности» из-за переутомления.

День концертного выступления:

Важный элемент – разыгрывание. Оно нужно для разминки мышц. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски.

Немаловажным фактором успешного выступления является – состояние рук. Для ледяных рук можно сделать ряд гимнастических упражнений.

За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Ученик должен верить, что он хорошо играет, и он будет играть хорошо. Проблема связана с верой в себя. Это своего рода театр. Ученик волнуется, нервничает, а выходит – играет смельчак, перевоплощается.

Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С. Рихтер, Д. Ойстрах.                              

Советы педагога ученику перед выступлением:

- Выходя на сцену – сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие.

- Необходимо удобство в одежде. Отталкивающее впечатление производит манерность, поза. Вести себя необходимо естественно. Не разглядывать публику в зале!

- Выходить на сцену не торопясь, ступать на восточный манер – легко.

- Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя.

- Для своих учеников перед выступлением я всегда повторяю слова А. Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее чем в море, но она не для этого строилась».  

Не используйте в общении с детьми:

- Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз дети не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Здесь (с конкретным указанием места: в коридоре, за кулисами) шуметь нельзя!»

- Высмеивание («Не будь лапшой…»). Это лучший способ помочь ребенку разувериться в своих силах. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре.

- Уговоры («Успокойся, это неважно…»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают ребенка. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы ребенок перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства ребенка: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен…)»  и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Неприемлемы шумные, бурные, взахлеб похвалы педагога, родных. Спокойное, доброжелательное поведение учителя сразу после выступления ученика обеспечат в следующий раз комфортное состояние перед выступлением. Не следует слишком захваливать лентяя, даже если он сыграл удачно.

         Чуткий учитель не станет обсуждать сразу после выступления игру ученика, так как он находится еще во власти исполнения, внутри него еще звучит музыка и он не может до конца воспринимать указания на недостатки исполнения. Поэтому все замечания, которые касаются недостатков исполнения нужно оставить на другой день.                                              

Разбор выступления, когда улягутся страсти, необходим. Это профессиональный анализ всех выполненных и невыполненных задач.

Заключение

Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление юного исполнителя всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из педагогов. Каждый человек – неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах музыканта.

         Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает ее влияние на себе. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути желания творческого общения со слушателями. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя.

Участие в публичных выступлениях помимо сценического опыта несет детям еще и огромное количество ярких впечатлений и воспоминаний, которых хватит надолго. Благодаря этому дети будут тянуться к музыке и сами проявлять желание выступать на сцене. А что помогает привить детям любовь к музыке, как не яркие впечатления и приятные эмоции. Поэтому полная отдача воплощению музыкального образа – вот путь преодоления сценического страха, снятия психологических и физических барьеров юного музыканта перед публичным выступлением.


Список используемой литературы

  1. Баренбойм Л. А. «Музыкальная педагогика и исполнительство», Л.: Музыка.
  2. «Психология. Словарь» Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского, М. Политиздат, 1990.
  3. В. И. Петрушин «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Гринберг М. И. «Статьи. Воспоминания. Материалы» сост. А. Г. Ингер. М.: Сов. Композитор, 1987.
  5. Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969.
  6. Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. - Л.: Музыка, 1985.
  7. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988
  8. Литвиненко Ю. А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010