Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования в условиях новых ФГОС на уроках технологии

Баланцева Ольга Николаевна

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Как связать предмет технологии с внедрением дистанционного обучения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.  Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования в условиях новых ФГОС на уроках технологии.        

СЛАЙД 2.  Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.                                                                                                                        

                                                                                              Эвви Неф

СЛАЙД 3. -Цель традиционного обучения – это усвоение результатов научного познания.                            

 -Цель проблемного обучения не только усвоение результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов.

        

СЛАЙД 4. Что такое проблемное обучение? -  это усвоение знаний, усвоение способов деятельности, творчество и креативность.                                                                                                                                                          Современные условия развития общества дали толчок для разработки введения в образовательную систему новых образовательных стандартов, которые предполагают пересмотр понятия «результат образовательной деятельности» использование проблемного метода обучения в контексте с  дистанционным даёт положительные результаты. Это включение учащихся в процесс поиска решения новых проблем, знания не передаются в значительной своей части в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной деятельности, обеспечивающей активизацию мыслительной деятельности учащихся путём создания проблемной ситуации, занятия строятся на основе сотрудничества преподавателя и обучающегося. Такая форма обучения способствует развитию креативно мыслить, учащиеся нацеливаются на творческое мышление, снимается барьер боязни, появляется желание из известного получить новое.

СЛАЙД 5. Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Как связать предмет технологии с внедрением дистанционного обучения? Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы  успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.

СЛАЙД 6. Самый распространённый способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций и прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции. Дистанционное обучение в определённой степени снимает социальную напряжённость, обеспечивая возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

СЛАЙД 7. Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию мы и сможем использовать дистанционное обучение, а развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности. Что может послужить мотивом к творчеству? Допустим красивое изделие из ткани, которое необходимо сшить своими руками.

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания. Для этого необходимо захотеть, организовать свой труд, научиться шить это изделие.

3) принцип приоритета творческой деятельности. Проявить творчество и фантазию в изготовлении и оформлении выполняемого изделия.

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся. Здесь мы можем учесть личные качества ребёнка, индивидуальные его особенности.

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся. Здесь можно выбрать такую форму обучения, при которой ребёнку было бы удобно и доступно обучаться. Например: подробные пошаговые инструкции с фотографиями или рисунками. Которые можно отправить по электронной почте, или ребёнок может зайти на персональный сайт учителя, где находится определённый накопительный информационный банк с материалами по технологии изготовления одежды или лоскутного шитья и выбрать необходимый материал, инструкции, технологические карты и т.д.  Основным условием остаётся то, что учащийся должен определить сам как ему лучше выполнить изделие? как его оформить?

        Выше сказанные принципы являются определяющей тенденцией современного обучения -это есть переход к личностно ориентированной системе образования ФГОС, который обеспечивает более интерактивный способ обучения. Педагог, в условиях новых стандартов, должен направить обучаемого на самостоятельные учебные действия.   Мы к ребёнку идём не с ответом, а с вопросом.

СЛАЙД 8. В настоящее время дистанционное обучение даёт большие возможности для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащимися, находящимися на домашнем обучении или длительно болеющими. При использовании дистанционного обучения решается  проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью. Темп подачи учебного материала учащиеся выбирают сами  и проходят индивидуально. Примером тому  может служить электронный дневник - dnevnik.ru, в котором учитель располагает домашнее задание в том случае, если объявлены актированные дни, или ребёнок из-за болезни не может посещать школу длительный период времени, можно воспользоваться домашним заданием из дневника.

        С одной стороны, само понятие «дистанционное образование» предполагает самостоятельность обучающегося в выборе собственной образовательной траектории в рамках выбранного направления подготовки, с другой, немаловажно, обеспечение воспроизводимости учебно–программного и контрольно – оценочного материала, необходимых образовательных  технологий вне зависимости от места нахождения и времени потребителя данного вида образовательных услуг учебного заведения.

Основным звеном дистанционного профессионального образования является активность, самостоятельность и мобильность учащегося, способного адекватно реагировать на складывающуюся учебную ситуацию в соответствии со своими собственными  образовательными целями. А педагог направляет и контролирует самостоятельную деятельность учащегося. В ходе непосредственного образовательного процесса играет роль наставника, помощника в зависимости от конкретных учебных целей и задач.

СЛАЙД 9.        По мнению Шабанова А.Г., модель управления дистанционным обучением целесообразно строить на основе следующих положений:

1. В центре процесса обучения находится целеустремленная и активная самостоятельная учебно-познавательная деятельность, управляемая посредством программы ДО и осознанного выбора обучающегося.

2. Гибкая система дистанционного обучения позволит обучающемуся самостоятельно приобретать в последующем знания на протяжении всей жизни.

3. Дистанционное обучение должно носить активный и целенаправленный характер, предусматривающий получение человеком знаний для решения практических проблем его трудовой деятельности и реализации карьерных ожиданий.

4. Дистанционное обучение не должно исключать возможности прямого личностного общения его участников (педагог и обучающийся, обучающий-обучающийся) и сотрудничества в процессе познавательной и творческой деятельности.

5. Система контроля за усвоением знаний должна носить оперативный характер, строиться на основе обработки данных контроля успеваемости, сведений об участии в научно-исследовательской работе и др.

6. Целенаправленное использование в процессе дистанционного обучения времени и здоровьесберегающих технологий обучения.

7. Ведение воспитательной работы в процессе дистанционного обучения в формах, сообразных его особенностям и условиям.

СЛАЙД 10.        Функции педагога дистанционного образования не ограничиваются только пересылкой и получением информации через Интернет. Он должен быть компетентным во всех областях, которые, так или иначе, затрагивают его профессиональную деятельность. Преподаватель дистанционного образования должен владеть системой профессионально значимых качеств. Именно системой, а не отдельно взятыми навыками и компетенциями в какой-то из смежных областей. В данном случае можно говорить о применении современных технологий с учетом особенностей дистанционной формы обучения; знаний в области психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.:

  • обучение в сотрудничестве;
  • технологии кооперативного обучения;
  • метод проектов (как разновидность                                                          - метод телекоммуникационных проектов);
  • технологии проблемного обучения;
  • исследовательский метод;
  • индивидуальное и дифференцированное обучение;
  • модульное обучение;
  • игровые технологии;
  • метод "мозгового штурма" и др.

СЛАЙД 11.Таким образом, предлагаемый нами подход к дистанционному обучению ставит новые непростые задачи, решение которых затрагивает множество вопросов (педагогику, методику, обеспечение качества обучения, права интеллектуальной собственности и др.). Однако, если пойти именно в этом направлении и основательно изучить выдвинутые вопросы, то и образовательный процесс в дистанционном обучении станет по-настоящему «открытым», эффективным и заслужит доверие общества.  Последнее время очень часто у родителей возникает вопрос, можно ли им обучаться   изготовлению лоскутных изделий или научиться шить юбку, платье, как выполнять изделие в технике батик? И другие вопросы. Считаю, что дистанционное обучение как нельзя, кстати, подходит к такой ситуации.  Дистанционно могут обучаться не только дети, но и взрослое население.

СЛАЙД 12 - 13. Смысл образования состоит в создании каждому обучаемому условий для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития – в творческое саморазвитие. Непременными условиями саморазвития являются самостоятельность и творчество, ответственность, инициативность, выработка собственного индивидуального стиля учебной деятельности. Учащийся должен оценить значимость и трудность заданий, затраты времени и своих сил, прогнозировать возможные последствия и результаты своей учебной деятельности. В ходе дистанционного обучения учащийся сам оказывается созидателем своего образования, который планирует, организует и анализирует собственные действия. Все это отвечает основной цели обучения – научить учиться.

Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Дронова Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2008. - С. 85
  2. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. - №10. - С. 51–55.
  3. Игонина Е.В. Потенциал портфолио в диагностике профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения // В мире научных открытий. 2010. - № 4-5. - С. 110-112.
  4. Турковская, Н.В. Дистанционное обучение как вид в дидактике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - №9. – с. 185-199.
  5. Турковская, Н.В. Подготовка будущего преподавателя дистанционного обучения как педагогическая проблема // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - №9. – с. 185-199
  6. Слепенькин А. Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, -июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 132-134. Режим доступа: http://www.moluch.ru/authors/2102/
  7. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html
  8. Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-modelirovanie-protsessa-distantsionnogo-obucheniya-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya#ixzz2OEyIgy3q