Цифровое образование: положительные и отрицательные стороны

Афонина Эмилия Константиновна

Рассмотрены положительные и отрицательные стороны цифровизации образования в современном обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovoe_obrazovanie_afonina_e.k.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровое образование: положительные и отрицательные стороны

Сегодня цифровизация образовательных процессов воспринимается как необходимое условие развития образовательной системы. Учебные платформы с массовыми открытыми онлайн-курсами, электронные дневники, использование дополненной и виртуальной реальности, машинное обучение и робототехника, анализ больших данных, электронные доски и пр. Все это активно входит в нашу повседневную жизнь, хотим мы того или нет.    

Но «экранное» обучение влечет за собой ряд последствий, которые влияют на жизнедеятельность современного обучающегося.

Малоподвижность (ребенок может часами сидеть перед экраном компьютера), потенциальные проблемы со зрением, нарушение привычной моторики и координации движений, электронное излучение  – это те факторы, которые негативно влияют на физическое состояние человека.

Снижение социальных навыков (общение происходит в онлайн-чатах, что пагубно влияет не только на грамотность письма, но и на владение устной речью в процессе личной коммуникации), отсутствие личного контакта учитель-ученик, неспособность воспринимать написанный от руки текст, сложность с восприятием больших текстов (как правило, все онлайн-курсы построены на видеолекциях с дополнениями в виде текстовых документов с краткими тезисами, обозначающими ключевые моменты лекции; список литературы прикладывается, но мало кто из обучающихся до него доходит), быстрая скорость забывания передаваемой информации – все это ведет к деградации социально-активной творческой личности.

Однако, к позитивной составляющей цифровизации образования можно отнести создание различных образовательных интернет-сообществ. Этот положительный аспект отражается в том факте, что люди получили возможность делиться имеющейся у них информацией с теми, кто нуждается в таковой. Информация накапливается в определенном сообществе, что помогает ее систематизировать и классифицировать, а значит и облегчает ее поиск в дальнейшем.

Также организация телемостов, видеоконференций и т.п. позволяет различным людям участвовать в интересных обсуждениях, даже, при этом, находясь на разных континентах.

Очевидным плюсом цифровизации образования является то, что человек может обучаться везде и всему. Смартфон позволяет воспроизводить нужную информацию в любом удобном для человека формате. Смартфон стал источником новых знаний – весь мир в кармане!

Уже сейчас мы можем создавать свои виртуальные миры, наполняя их тем содержимым, которое может сделать нас немного счастливее. Самореализация личности переходит в виртуальное пространство. Но все ли смогут отличить реальный мир от виртуального? Если уже сейчас преобладающее большинство людей стараются показать красивую картинку, создавая свой образ успешности. Не отразится ли на психическом здоровье подмена себя реального на виртуального? Скорее всего, ответ очевиден.