Работа с родителями

Рожкова  Екатерина Владимировна

Рекомендации по работе с родителями в учреждении дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_uchrezhdenii_dop.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года» одним из приоритетных направлений выделяет поддержку семейного воспитания. Это не только создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательного учреждения, но и создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, псхолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Семья – это уникальная структура, дающая ребенку ощущение комфорта, защищенности и поддержки. Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Семья со своим укладом и системой ценностей является основным средством воспитания личности. Именно в семье ребенок находит примеры поведения и общения, происходит передача опыта, знаний, традиций, создается определенный нравственный климат.

При объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала и достижения высоких творческих результатов должны предоставляться и в учреждениях дополнительного образования. Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию.

Заинтересованность педагогов  во взаимодействии с семьей должна прослеживаться  с момента создания детского коллектива. И стать  отлаженной системой  сотрудничества педагогов и родителей по воспитанию не только волевого, успешного ученика, но и гармонично развитой личности в целом, должны быть установлены партнерские отношения с каждой семьей, создана атмосфера общности интересов.

В основе взаимодействия семьи и педагогов всегда лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Стратегия сотрудничества педагогов и семьи не может  зародиться без ясного представления общих проблем:

  • совместная забота о здоровье детей и совершенствовании их физического развития;
  • формирование и развитие познавательной деятельности, культурного и интеллектуального роста;
  • осознание и развитие особенностей ребенка, в том числе выявление и развитие одаренности;
  • содействие в достижении ребенком благополучного статуса в среде своих сверстников, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами.

Работа с родителями ориентирована не только на формирование позитивного отношения к деятельности творческого объединения, но и рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.

Практическая работа по взаимодействию педагогов, родителей и детей может проходить по следующему алгоритму:

  1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  3. Установление постоянного контакта с семьями.
  4. Организация проведения совместных воспитательных и массовых мероприятий, накопление и анализ информации.

Исходя из этого алгоритма, проводится диагностическая работа по изучению семьи, используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.

Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны.

Наглядная информация это не только стенды, отражающие учебно-воспитательный процесс, где располагается стандартная обязательная информация с расписанием занятий, адресами и телефонами «горячей линии», нормативно-правовая документация, но и другие виды наглядности. Так афиши и анонсы предстоящих событий, актуальные поздравления с Победами, Днями Рождения и другими приятными событиям располагаются на «Доске объявлений», где кроме этого существуют рубрики «Поздравляем», «Возьмите на заметку» и другие. Рубрика «Секреты воспитания Чемпиона» предполагает сменную информация (2 раза в месяц) с советами по воспитанию детей, которую готовят не только педагоги, но родительский комитет. Фотоматериалы, отражающие каждое концертное выступление, выставки, поездки, мероприятия. Каждый родитель может найти фотографию своего ребенка, участвовавшего в выставленном событии. С длительных выездных конкурсов для родителей в социальных сетях ежедневно выставляются фото и видео отчеты. Это новая форма работы, которая позволяет одновременно информировать большее количество родителей, наглядно продемонстрировать события и настроение детей. Это снимает тревогу и напряжение у родителей. «Золотой фонд» - это видеотека с собранием видеозаписей различных конкурсов и соревнований, концертов, выставок в том числе специально созданные видео - ролики и презентации с главных событий коллектива. Родители могут не только посмотреть, но и переписать понравившийся им видео материал.
Дневник – основная форма взаимодействия с родителями на начальном этапе установления сотрудничества. Служит не только для записей старательности ребенка на занятии, его творческого роста, но и является способом сообщения важной и срочной информации.

Открытые занятия для родителей (особенно первого и второго года обучения) рекомендуется проводить 2 раза в год. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий. Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Педагогами ЦДТ может быть разработан цикл консультационно-обучающих мероприятий для обучающихся и их родителей.

Примерные темы

  1. Консультация «Семья и педагог - помощь ребенку в преодолении стресса перед выступлениями» (для родителей)

-концерты,

-спектакли

-конференции и т.д.

  1. Тренинг «Научись владеть собой» (для детей и родителей)
  2. Семинар «Формирование личности ребенка в семье» (для родителей).
  3. Игры-тренинги на сплочение команды. «Веревочные тренинги» (для детей и родителей).
  4. Практические рекомендации по проведению мероприятий, направленных на укрепление физического и психического здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух!» (для детей и родителей)
  5. Игра по станциям «Путешествие в страну взаимопонимания и полезных привычек» (для детей и родителей).

Интересной формой содружества в работе над воспитанием гармоничной личности может стать «Галерея совместного семейного творчества». Это  выставки семейных работ, которые могут проходить примерно два раза в год. В декабре например организуется выставка новогодних поделок для украшения кабинета и поздравительных открыток, выполненных в различных техниках и стилях. В марте проходит конкурс на лучшее «полезное блюдо». Эта выставка-дегустация является логическим продолжением темы «Здоровое питание – здоровая личность».

Сохраняются и традиционные формы по работе с родителями участников коллектива. Родительские собрания и индивидуальные консультации, проводятся как по инициативе педагогов, так и родителей.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка.

Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.