составительская программа по работе с одаренными детьми в МБУ ДО ЦДТ

Рожкова  Екатерина Владимировна

Программа "Одаренные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_nasha_programma.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Содержание

  1. Нормативная база……………………………………………..2стр.
  2. Пояснительная записка………………………………………4стр.
  3. Введение………………………………………………………6стр.
  4. Методы и принципы выявления одаренных детей.

Критерии и категории одаренности…………………………6стр.

  1. Принципы и подходы организации педагогической деятельности в работе с одаренными детьми…………………………………9стр.
  2. Основные мероприятия программы………………………….13стр.
  3. Основные формы работы с одаренными детьми…………….15стр.
  4. Методическое обеспечение системы работы с одаренными детьми…………………………………………………………..17стр.
  5. Показатели эффективности реализации Программы………..17стр.
  6. Список литературы……………………………………………19стр.
  7. Приложение № 1………………………………………………20стр.

Наименование программы «Одаренные дети»

 

Полное наименование учреждения:  Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Основание для разработки программы (нормативно-правовая база):

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;

Конвенция о правах ребенка;

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы»

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ от  03.04.2012 года

Концепция развития дополнительного образования детей в РФ от04.09.2014г. №1726-р.

Устав МБУДО   «Центр детского творчества» г. Верхняя Салда.

Локальные акты МБУ ДО «Центр детского творчества», регламентирующие деятельность учреждения

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Цель программы: создание  благоприятных условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы:

1.   Создание системы работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей.

2.   «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации обучающихся на образовательную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

3.   Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального и творческого потенциала.

4.Создание базы данных в рамках Программы

5.Разработка системы диагностики способностей детей.

6. Обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

Возрастная и/или социальная группа детей, на которую нацелен проект:   обучающиеся МБУДО Центр детского творчества 

Ресурсное обеспечение реализации программы:

Кадровое. Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах.

— Научно-методическое. Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных педагогических технологий.

— Материально-техническое. Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.

Сроки реализации Программы: 2017 – 2020 гг.

Предполагаемые  результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
  • Творческая самореализация обучающихся.
  • Повышение качества образования и воспитания обучающихся.
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций, соревнований различного уровня.

 

                                   

                                      Пояснительная записка

 

Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

                                                                                          Али Апшерони

 

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.

                                                                                                   Сенека

 

     Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

   Задатки способностей — анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

    Талант —  выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

     Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности  — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждом общеобразовательном учреждении. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

 Именно учреждение дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями – не только для обучающихся, но и для педагога.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.

                                                          Введение

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития МБУ ДО «Центр детского творчества» и является основой для работы с одаренными детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, занимающихся в МБУ ДО «Центр детского творчества».

Программа содержит алгоритм действий педагогов, методиста, руководящего состава. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в учреждении,  и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Выявление одаренных детей должно начинаться в детских объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логическое мышление. Работа с одаренными  и способными учащимися, их поиск и развитие должны стать  одним из важнейших аспектов деятельности МБУ ДО «Центр детского творчества».

  1. Методы и принципы выявления одаренных  детей.

Критерии и категории одаренности.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

Потребность в новых впечатлениях.

Развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета.

Познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение предмета.

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Одаренные дети:

  Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

— Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

— Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

— Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

— Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

— Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одаренность может проявляться:

-  как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

-  как одаренность возрастная, т.е. ранняя одарённость (вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);  поздняя одарённость;

-  как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Принципы выявления одаренных детей:

       - комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

         -  анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

-  использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

-  преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации педагога  и степени его обучения.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

-         различные варианты метода наблюдения за детьми (в образовательных  условиях, в  деятельности и т.п.);

-         специальные психодиагностические тренинги;

-         экспертное оценивание поведения детей педагогами дополнительного образования, родителями;

-         проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

-         экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;

-         организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;

-         проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

2.     Принципы  и подходы  организации педагогической                 

         деятельности в работе с одаренными детьми

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Организационное и функциональное обеспечение программы

Функции директора в аспекте реализации программы:

— общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.

Функции методических объединений:

— определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

— корректировка составляющих элементов программы;

— обеспечение связи с вышестоящими организациями, учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования;

— анализ и обобщение результатов реализации программы;

— регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;

— внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми;

— разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.  

— подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;

— разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;

— разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные районные МО;

— обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных ПДО,  умело организующих работу с одаренными детьми;

— определение критериев эффективности реализации программы;

— разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

— координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми.

Функциональные обязанности педагогов дополнительного образования:

— организация и проведение занятий с одаренными детьми;

— разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;

— мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

— организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

— организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми;

— контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

— подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

— повышение методической активности через выступления на педагогических советах и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Методы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-      углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

-      насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

-      поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

-      поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

-      поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

-      оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

-      установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

-     принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

-      установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-     Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;

-     Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-     Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-     Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-     Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности общеобразовательных учреждений.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3.  Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Система работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно.  На занятиях они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на  занятиях является:

-  совершенствование предметных умений и навыков;

-  повышение учебной мотивации одаренных детей;

-  развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

-  развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

-  овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы педагога.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

 Формы:

  • нетрадиционные занятия;
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие. Такая система учебной деятельности поможет сформировать у детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

3.            Основные мероприятия Программы

1 ЭТАП.  2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД – ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка Программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап.  2018-2019 учебный год – экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Адаптация учебных программ, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов.

3 этап. 2019-2020 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы.

                       Таблица  мероприятий  по выполнению Программы

   №

                         Мероприятия

            Сроки

  1.

Диагностика одаренных детей

           ежегодно

2.

Проведение МО по результатам диагностирования способных учащихся

             Октябрь,

                 май

3.

Организация и проведение школьных олимпиад

               ежегодно

4.

Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах

                ежегодно

5.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

                     май

6.

Организация и работа «Академии Талантов»

                   постоянно

7.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

                   постоянно

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

                   постоянно

9.

Обобщение опыта работы ПДО, работающих  с одаренными детьми

                      ежегодно

10.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

                        2017-2020

11.

Работа с родителями одаренных детей

                       постоянно

   Система работы по развитию одаренности в рамках Программы

Программа предусматривает работу по трем направлениям:

  • работа на уроке;
  • внеурочная деятельность;
  • работа с родителями.

Основные направления реализации программы:

-  создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение инновационных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;

-  создание системы диагностики одаренности обучающихся МБУ ДО Центр детского творчества

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов

-  организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;

-  осуществление поддержки одаренности.

4.            Основные формы работы с одаренными детьми

Основной формой организации учебного процесса в Учреждении дополнительного образования остается – занятие. Формы и приемы отдельного занятия отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Работа с одаренными детьми на занятиях ведется с помощью трех подходов:

         

 

  • Индивидуальный подход
  • Проблемное обучение
  • Проектная деятельность

 

  • происходит активизация обучения;
  • обучение приобретает творческий, исследовательский характер;
  • происходит  передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;
  •  происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

 

Индивидуальное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп обучающихся.

Цель индивидуального обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

 Критерии индивидуального обучения:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации.

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. 

Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов  проведение нестандартных форм занятия, творческие мастерские;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • конкурсы;
  • участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);
  • создание детских портфолио.

5.               Методическое обеспечение системы работы с одаренными

обучающимися

Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).

2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров.

5. Создание творческого объединения педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.

6.  Ежегодный анализ состояния и результатов работы педагогов с учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

8. Обогащение и распространение опыта педагогов.

9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

6.            Показатели эффективности реализации Программы

1.      Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

2.     Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.

3.      Создание банка данных одаренных детей МБОУДОД Центр детского творчества, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

4.      Внедрение в образовательное пространство МБОУДОД Центр детского творчества альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;

5.      Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

6.      Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.

7.      Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.

                                         Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и  одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития детей. Автореферат. 1993.
  4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, — № 9. – 1990.
  5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №3, 2009
  9. Методическая работа в школе (компакт-диск): «Учитель», 2010.
  10. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991
  11. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) : «Учитель», 2007.
  12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 2000.
  13. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
  14. Савенков А.И. Что такое детская одаренность? // Школьный психолог. 2004. № 32.

 

                                   

                                                                                                            Приложение №1 Диагностика одаренности у детей.

1.Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения).

За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

- он энергичен и все время хочет двигаться

- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

- кажется, что он всерьез никогда не устает;

- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

- любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

- интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…

- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

- сочиняет свои собственные мелодии;

- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

- серьезно относиться к произведениям искусства;

- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает пере аудиторией;

- с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый школьный материал;

- задает очень много продуманных вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной программе;

- обгоняет сверстников по учебе,

- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

- очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

  1. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию.

Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д.

Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится - "+", если очень нравится, ставьте "++".

Бланк ответов

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности.

Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится - "+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Бланк ответов

Дата ___________ Фамилия, имя ребенка____________________________

Дата____________Фамилия,имя диагностируемого ____________________

статус____________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли вам ..."

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность (3-й столбик);

физкультура и спорт (4-й столбик);

коммуникативные интересы (5-й столбик);

природа и естествознание (6-й столбик);

домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик).

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач.

Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).

Доминирование там, где больше плюсов.

При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

2.Методика "интеллектуальный портрет"

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.), несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически.

Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.

3.Методика: Характеристика ученика

(Поведенческие характеристики одарённых по Дж. Рензулли)

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.

Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес, как для школьного психолога, так и для самого учителя. В воспитательной работе часто приходится сталкиваться с таким поведением детей,

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив отметку в соответствующей колонке диагностической таблицы:

1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.

МЕТОДИКА

Ученик________________дата _______класс_____________ школа______

Учитель или тот, кто проводил рейтинг _____________________________

Как давно Вы знаете этого ребёнка? ________________________________

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Шкала 1. Учебные характеристики

1

2

3

4

1

Имеет необычно большой запас слов; использует термин с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2

Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы (выходящие за пределы детей данного возраста).

3

Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4

Понимает смысл и причины действий людей и вещей; задаёт много стимулирующих мысль вопросов, хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.

5

Является живым наблюдателем; «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие

Суммируйте количество баллов по всем колонкам.

Запишите общий показатель по шкале 1 _____________

Шкала II. Мотивационные характеристики

1

2

3

4

1

Настойчив в поисках решения задания; полностью уходит в определённые темы, проблемы (иногда трудно привлечь к другой теме, заданию).

2

Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3

Стремится к совершенству; отличается самокритичностью. Упорный в отстаивании своего мнения. Чувствителен к мнениям других.

4

Предпочитает работать самостоятельно; нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

5

Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером, организовывать людей, ситуации.

Суммируйте количество баллов по всем колонкам.

Запишите общий показатель по шкале II _____________

Шкала III. Лидерские характеристики

1

2

3

4

1

Берет на себя ответственность; делает, что обещает, и обычно делает хорошо.

2

Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует когда её/его просят показать свою работу.

3

Хорошо выражает свои мысли и чувства, понятно говорит.

4

Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве.

5

Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью в которой участвует.

Суммируйте количество баллов по всем колонкам.

Запишите общий показатель по шкале III_____________

Шкала IV. Творческие характеристики

1

2

3

4

1

Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2

Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; прилагает необычные, оригинальные, умные ответы.

3

Выражает своё мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив (а).

4

Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок; любит рисковать; склонен к приключениям.

5

Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...); занят/а приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

6

Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

7

Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт/а к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчачьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен.

8

Чувствителен к красоте; обращает внимание на эстетическую сторону.

9

Не подвержен /а влиянию группы; не приемлет порядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

10

Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

Суммируйте количество баллов по всем колонкам.

Запишите общий показатель по шкале IV_____________

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

4.Методики для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке.

Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду.

Да____ нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да______ нет ______.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13. Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

Примечания _____________________________________

Рекомендации ___________________________________

5.Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика:

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

Инструкция:

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике.

Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов)

Лист ответов

Ф.И. ребёнка _______________________ класс____________

ФИО диагностирующего _____________________________

статус_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80