«Деятельность концертмейстера в классе духовых инструментов»

Адолина Аина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы специфики работы концертмейстера Центра детского творчества «Надежда» г. Салехард, объединения по интересам «Студии духовой музыки» в классе духовых инструментов. Опираясь на научно-методическую литературу и опыт работы, обобщены представления о задачах и направлениях деятельности концертмейстерской профессии на современном этапе развития дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deyatelnost_kontsertmeystera.docx357.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Надежда»

 

 «Деятельность концертмейстера в классе духовых инструментов»

(из опыта работы концертмейстера в объединении по интересам «Студия духовой музыки»)

E:\проверки 2012\1082 008.jpg

 

                                            Составитель: концертмейстер

Адолина Аина Викторовна

                                             C:\Users\Aina\Desktop\фото для портфолио\Ковальчук Вова.JPG

 

C:\Users\Aina\Pictures\фото для печати\DSC02521.JPG

Салехард 2018

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы специфики работы концертмейстера Центра детского творчества «Надежда» г. Салехард, объединения по интересам «Студии духовой музыки» в классе духовых инструментов. Опираясь на научно-методическую литературу и опыт работы, обобщены представления о задачах и направлениях деятельности концертмейстерской профессии на современном этапе развития дополнительного образования.  

   

   Актуальность

    Профессиональный музыкальный мир в современной ситуации развития дополнительного образования обсуждает тему относительно роли и места концертмейстера в современном творческом пространстве.     Концертмейстер  - одна из самых  распространенных профессий  среди музыкантов - пианистов.  Концертмейстер востребован  в  учебных классах ДШИ  по всем специальностям. Без концертмейстера  не обойдется общеобразовательная  школа,  он нужен в домах детского творчества, эстетических центрах.

     

      Солист и пианист это  единый, целостный  музыкальный  организм. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность.

      Для педагога по специальности - концертмейстер должен быть  единомышленником и первым помощником. Для учащегося  концертмейстер – друг,  помощник и наставник.

     Педагог выполняет активную функцию, ведёт занятие, концертмейстер вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, отмечая важнейшие опорные точки композиции. Одна из важнейших составляющих начального этапа освоения произведения для концертмейстера – помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому вначале концертмейстер проигрывает партию солиста совместно. Необходимо с первых занятий создавать атмосферу взаимного доверия с обучающимися. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого занятия, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая обучающегося планомерно, тем самым программируя на успех. Концертмейстер помогает преподавателю в подборе репертуара. Совместное чтение с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности обучающихся.

     Педагог с концертмейстером осуществляют методическую работу – совместное создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков; инновационная деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Приветствуется совместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

     Иногда, концертмейстеру по ряду причин приходится оставаться с обучающимися или ансамблем один на один. Работа пианиста отнюдь не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер в подобной ситуации берёт на себя педагогическую роль. Вместе с учащимся проучивает текст, трудные места, находит общие точки соприкосновения, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы. Если это разбор, помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность.      В объединении по интересам «Студии духовой музыки» занимаются дети разного возраста и уровня подготовки. Концертмейстер в силу наличия своих сугубо пианистических знаний не всегда может указать обучающимся на специфические ошибки – это работа педагога. Но он вполне в состоянии помочь ребенку настроить инструмент в начале занятия, исправить интонационные и ритмические ошибки, если потребуется, рассказать об эпохе и истории создания данного произведения, дать обзорное представление о композиторе. Важно оговорить с учеником такие особенности исполнения, как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать особенности аппарата солиста. Концертмейстер при игре с солистом должен также ярко показывать свою партию, находя нужный баланс звучания. Особое внимание при этом стоит уделить басовой линии фортепиано как опоре в произведении. На репетиции к публичному выступлению задача концертмейстера совместно с педагогом – отстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится мероприятие.

 

       Какие же навыки и умения необходимы для успешной концертмейстерской деятельности? Какие задачи нужно выполнить при работе с учениками? В чем сложности и особенности занятий с духовиками?

      Концертмейстер должен обладать высокой концентрацией  внимания и памяти, хорошей реакцией,  быть находчивым  в неожиданных ситуациях,  проявлять выдержку  и  волю, педагогический такт и чуткость.

      Концертмейстер должен обладать некоторыми необходимыми умениями и навыками, прежде всего, хорошо владеть инструментом, быть техничным и артистичным. Чтение с листа является обязательным умением, поскольку иногда нет времени для долгого разучивания программы. При исполнении произведения без предварительного проигрывания концертмейстеру нужно увидеть фразировку солиста, выявить характер и стиль, выполнить авторские указания, типовые изменения.

      В работе с инструменталистами необходимо знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах духового оркестра, наличие тембрального слуха, умение играть клавиры, умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замыслы композитора. Концертмейстеру важны знания истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведения.          

        Умение транспонировать в другие тональности является важным навыком для концертмейстера класса духовых инструментов. При исполнении произведения в транспорте необходимо мысленно воспроизвести пьесу в другой тональности, поскольку в процессе игры с листа нет на это времени. Поэтому огромное значение приобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка и т.д.

        В работе с пьесами для духовых инструментов концертмейстеру важно знать производные моменты звукообразования на этих инструментах, такие как артикуляция, атака, штрих. Атакой принято называть самое начало звукоизвлечения, она занимает незначительную для слуха почти неуловимую часть длительности – порядка сотых долей секунды. Особое внимание следует обратить на ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Динамика фортепиано в ансамбле с каждым инструментом отличается большей или меньшей насыщенностью и плотностью.

        Работая с  учеником, учитывается его общемузыкальное  развитие и технические возможности. С неярким солистом вступления исполняются  выразительно, не соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями учащегося.

         Концертмейстер в ансамбле духовых инструментов – равноправный участник всего музыкального действия, ему необходимо владеть отличной фортепианной техникой, набором специфических фортепианных приемов. В работе над музыкальным произведением нужно учитывать и моменты взятия дыхания, и жесты преподавателя, то есть постоянно воспитывать коллективное музыкальное мышление. От концертмейстера требуется свободное ориентирование в ансамбле, быстрое схватывание и запоминание всего произведения в целом и деталях. Цифры, способы записи сокращений, повторений, вступления и отсчет пауз – все это необходимый набор знаний и умений  для успешной деятельности концертмейстера. Нужно всегда понимать функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не противоречить другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания и темповые соотношения.

Роль концертмейстера очень важна в процессе обучения и в концертной практике. Необходимо, чтобы ребёнку было комфортно музицировать с этим человеком, с которым бы он ощущал энергетическую поддержку и опору. Ведь именно с концертмейстером ученику придётся выходить на сцену. Таким образом, в работе важна увлеченность. Если состояние увлеченности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдёт в состояние вдохновения.

Используемая литература

1.Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Краснодар: Ставропольский государственный педагогический институт, 2004

2.Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009.

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и средних проф. учеб. заведений.-  М.: Академия, 2002.