Нравственный поступок

Тумасова Татьяна Андреевна

Вопросы для размышления:

-Что такое поступок?

-Что такое нравственный поступок?

-Какие признаки имеет  нравственный поступок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennyy_postupok.doc296.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК».

Ход занятия

Вступительная беседа с учащимися.

Я сегодня вам предлагаю обсудить несколько вопросов.

-Что такое поступок в этике?

 -Что такое нравственный поступок?

-Какие признаки имеет нравственный поступок?

- Давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – произведение, в котором встречается волшебство или  происходит, то, чего не бывает в жизни). Действительно, произведение В. Катаева «Цветик–семицветик» сказка, в сказке происходили чудеса, желания выполнял волшебный цветок.

Групповая работа.

- Предлагаю вам прочитать отрывки из сказки и выразить своё отношение к поступкам главной героини (работа в группах, прочитывают отрывки из сказки и дают  общий ответ на вопросы, что делала Женя, зачем? для чего? или кого? как? Довольна ли она была результатом?

Заслушиваются ответы групп, воспитатель обобщает ответы детей по общей таблице.

Результат

(положительный - польза, отрицательный-вред)

Ради чего действовал человек

Само действие

Где? Когда? Каким образом действовал человек?

Средства достижения

Как добиться?

Цель

Для чего?

Мотив

Зачем?

                             

Анализ сказки.

- Какие желания были у Жени?  Зачитайте.

Жёлтый лепесток:  «Вели, чтобы я была дома с баранками!»

Красный лепесток: «Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!»

Синий лепесток: «Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!»

Зелёный лепесток: «Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!»

Оранжевый лепесток: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!»

Фиолетовый лепесток: «Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.»

Коллективная работа.

На доске прикреплён «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК». Учащиеся, отвечая на вопросы, прикрепляют по одному цветному листу, выясняя, для кого использовала волшебные лепестки Женя, чем руководствовалась?

Жёлтый лепесток: «вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало». 

(Ответы детей: Женя хотела попасть домой. Это желание она использовала для себя.)

Красный лепесток: «а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки»

(Ответы детей: Женя не хотела расстраивать. Это желание она использовала для себя.)

Синий лепесток: «- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть! - Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берём».

(Ответы детей: Женя захотела попасть на Северный полюс. Желание она использовала для себя.)

Зелёный лепесток: «- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке».

(Ответы детей: Женя захотела вернуться домой, ей было холодно и страшно. Это желание она использовала для себя.)

Оранжевый лепесток: «Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада». ««Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»

(Ответы детей: Женя захотела, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! Это желание она использовала для себя.)

Фиолетовый лепесток: «- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. - Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь».

(Ответы детей: Женя испугалась исполнения своего желания. Это желание она использовала для себя.)

Вопросы для обсуждения:                                                                                                                 - Испытала ли девочка удовольствие от выполнения своих желаний?                                               (Ответы детей: Нет. Эти желание она использовала только для себя. Женя не продумывала о результате.) «- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее».

- На что Женя потратила последний листок?

Работа с учащимися.

- Что же такое поступок?

 Предполагаемые ответы детей.(Поступок  - это непосредственное выражение морали, т.е. поступок, показывает, морален человек или нет. В большинстве случаев поступки – это действие, но иногда они могут быть и воздержанием от действий)

Вывод: Женя совершала действия, а поступок был один.

- А как можно назвать её поступок? (Нравственный, моральный.)

Сегодня тема нашего занятия  «Нравственный поступок».

 - Чтобы вы  хотели узнать для себя?

Высказывания детей.

- Давайте подумаем, какой поступок мы называем нравственным?

Предполагаемые ответы детей. (Когда человек совершает добрые дела, совершает милосердие.) Да, это только то действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

Это осознанное действие с определённой целью.

В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.

- Нравственный поступок отличается особыми признаками. Какими, мы узнаем, прочитав статью из учебника.

А сейчас самостоятельная творческая  работа. Работа в парах. 

Вам предлагается заполнить свои цветики-семицветики, которые лежат у вас на партах.

      Для 1 варианта: пять компонентов нравственного поступка.

Для 2 варианта: написать свои примеры нравственных поступков, не забывая, что мы живём в реальном мире, где всё человек делает своими руками, без волшебства.

Взаимопроверка.

Назовите  компоненты нравственного поступка.

  1. Мотив поступка.
  2. Цель поступка.
  3. Средства достижения цели.
  4. Само действие.
  5. Результат поступка.

Предполагаемые ответы детей.

 Итог занятия.

- Чему учит сказка В. Катаева «Цветик–семицветик»?

(Она учит детей совершать высоконравственные поступки, делать добро для других людей.)

- Надо ли задумываться, о своих поступках, прежде, чем их совершать?

- Почему?

- Назовите 5 компонентов нравственного поступка.

Воспитатель:  Я желаю вам.

            Пусть каждый день и каждый час

            Вам новое добудет.

            Пусть будет добрым ум у вас.

            А сердце умным будет.