Творческое развитие детей школьного возраста

Сергеева Людмила Сергеевна

В данной статье раскрыты педагогические методы реабилитации, которые способствуют творческому развитию детей школьного возраста. Задача педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возрастными особенностями и потребностями каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Творческое развитие   детей школьного возраста

Аннотация:  В данной статье раскрыты педагогические методы реабилитации, которые способствуют творческому развитию детей школьного возраста. Задача педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возрастными особенностями и потребностями каждого ребёнка.

Ключевые слова: реабилитация, воспитание, интерес,  программа, творчество.

       В системе образования России очень активно развивается сфера дополнительного образования детей. У нее прочный фундамент и замечательные традиции  внешкольного воспитания и внеурочной работы с детьми,  актуальной проблемой  стало развитие творческого потенциала у детей. Во многих  социальных   учреждениях    разработаны ряд дополнительных рабочих программ занятий по интересам, где воспитанники проявляют свои умения и навыки творческой деятельности. Дополнительные рабочие программы всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка,  самым главным являются содержание, средства и формы, для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество даёт возможность выражать эмоциональное отношение к окружающему миру.  Главная  цель  реабилитационной работы на занятиях  выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития у детей школьного возраста, а  задача педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возрастными особенностями и потребностями каждого ребёнка.  Дополнительная рабочая программа  занятий по интересам направлена на реализацию развития творческой личности,  задача педагога увидеть   способности ребенка к  открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом,  на основе общепринятых гуманистических ценностей.

         В нашем социально-реабилитационном центре  разработаны дополнительные рабочие программы занятий по интересам «Фантазии на стекле», «Мукасолька», «Аппликация»,  «Волшебный пластилин», «Умная глина»,  и т.д.  которые направлены на всестороннее развитие несовершеннолетних.

Формирование и развитие творческих умений и навыков закрепляется особенно в школьный период,

и  является актуальной проблемой современного общества.  Накопление  у  детей творческого  опыта  обладает богатым творческим потенциалом, это дает ребенку свободу и право выбора на различный творческий  вид деятельности,  в соответствии со своими интересами и склонностями. По сравнению с другими образовательными сферами дополнительная рабочая программа  имеет ряд преимуществ:

- способствует проявить себя как индивидуум;        

- обеспечивает ребенку «ситуацию успеха»;

- способствует реализации ребенком своих творческих способностей и интересов.

 Проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста, так как творчество – норма  детского развития. У каждого ребенка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться, познавать что-то новое. Становление творческой индивидуальности в  школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Одним из  эффективных средств формирования художественно–творческих способностей  школьников традиционно признаются занятия, которые обеспечивают развитие многих  психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др.

         Занятия по интересам дети посещают  по своему собственному желанию, каждый ребёнок выбирает себе творческую деятельность по душе, задача педагога  создать доброжелательную, творческую атмосферу для коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников, следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их.  Чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения,  ведь любая  творческая  деятельность даёт ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Погружаясь в мир совместного творчества во время групповых занятий, дети  взаимодействуют между собой,  творческие задания в группе становятся импульсом к самостоятельному, индивидуальному творческому решению поставленных задач. Выполняя работу, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает своё неповторимое произведение.

         Творческий процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый  воспитанник нашел свою сферу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. Ребёнок, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно                          

адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Для  результатов реализации программы применяются различные методы, (диагностика,  анкетирование, творческие задания) отслеживания динамики  развития творческих умений и навыков у воспитанников.

           Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений  между воспитанником и  педагогом, способности ребенка развиваются во всех творческих видах деятельности.  Главным результатом реализации дополнительных программ занятий по интересам,  является создание каждым воспитанником своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки  является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми творческими  секретами  может каждый ребёнок, а  задача педагога  помочь ему в этом.

Список литературы

  1. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
  2. Кашникова Е.В. «Оригинальные техники изобразительной деятельности» Издательство: Каро, 2013
  3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие /В.И. Петрушин – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008–490с.