Программа летней оздоровительной смены «Будущее России-это мы!»

Представленная программа может использоваться для организации летнего отдыха детей в загородных лагерях. В концептуальной основе программы лежит сюжетная линия, посвященная формированию активной гражданской позиции детей и проходит в виде культурно-эстетического путешествия «Будущее Росии-это мы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_budushchee_rossii-eto_my.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга

198216, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 133, кор.4, лит. А, тел.: (812) 246-04-57,

факс (812) 246-04-57- директор, E-mail: ddut@kirov.spb.ru

ОКПО 02098026 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027802738490 ИНН/КПП 7805146710/780501001

Программа

«Будущее России-это мы!»

оздоровительно-образовательной смены

Волобуева Оксана Владимировна,

педагог-организатор

Санкт-Петербург

2019


Содержание программы

Пояснительная записка                                                                                3

  1. Концептуальные основы организации оздоровительно-образовательной смены по программе «Будущее России-это мы!».                                        4
  2. Основные направления и содержание деятельности.                                5
  1. Традиции и атрибуты программы «Будущее России-это мы!»                5
  2. Права и обязанности участников смены.                                                  6
  1. Механизм реализации программы.                                                          6
  2. Кадровое обеспечение программы.                                                         7
  3. Материально-техническое обеспечение программы                                 8
  4. Ожидаемые результаты.                                                                   8
  1. Система оценки результативности программы.                                         8
  2. Критерии эффективности реализации программы                                10

Список литературы и интернет-ресурсов.                                                        11

Приложение 1

Приложение 2


Пояснительная записка

«Идея России, которая осознается нами,

должна определить путь нашего

будущего служения ей»

Г.П. Федотов

Дворец творчества имеет свое структурное подразделение-Детский оздоровительный образовательный центр «Радуга».

ДООЗЦ «Радуга» расположен в живописном месте и предоставляет уникальную возможность учащимся Дворца творчества набраться сил и развить свои творческие способности в дружном коллективе. В Центр выезжают как творческие коллективы, вместе со своими педагогами, так и дети района.

ДООЗЦ «Радуга» камерный лагерь. В нем отдыхает всего 130 детей.

В основе программы «Будущее России-это мы!» лежит развитие активной гражданской позиции каждого ребенка его творческого потенциала, приобщение к социокультурным ценностям, вхождением в систему социальных связей, удовлетворением индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечением, игрой.

В лагере создается особая атмосфера, когда ребенок в сотрудничестве со сверстниками, педагогами может прожить новые роли для себя, что ведет к осознанию роли гражданской позиции.

Актуальность программы

Активная гражданская позиция – это осознанное созидательное участие человека в жизни общества.

Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию.

Девиз программы: «Действовать, а не ждать. Будущее зависит от из нас».

Программа «Будущее России-это мы!» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом № 85-ФЗ от 18.04.2018 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребенка; Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации отдыха и оздоровления детей» от 15 июля 2016 года N МОН-П-2936;

Программа базируется на личностно-ориентированном подходе. Универсальна, так как может использоваться для работы с детьми разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Срок реализации программы 21 день.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 16 лет.

  1. Концептуальные основы организации оздоровительно-образовательной смены по программе

«Будущее России-это мы!»

В концептуальной основе программы лежит сюжетная линия, посвященная формированию активной гражданской позиции детей и проходит в виде культурно-эстетического путешествия «Будущее Росии-это мы».

Участники смены – учащиеся XXI века – проводят исследования и совершают путешествия по 5 квестам[1] (по количеству отрядов): квест «Я-гражданин», квест «Я-патриот своей страны», квест «Я-сын своего Отечества», квест «Я-и моя семья», квест «Я-Лидер». Дети принимают участие в интеллектуальных и спортивных играх, творческих мастерских, музыкальных шоу, проявляя свои таланты. По окончании смены каждый отряд получает отличительный знак, а участник получает сертификат, активисты награждаются дипломами.

Специфика программы «Будущее России-это мы» заключается в том, что участниками смены являются учащиеся детских объединений ДДЮТ. Следовательно программа предусматривает проведение ежедневных мастер-классов и одновременно занятие по программам хобби-классов с педагогами ДДЮТ. Вторая половина дня и вечернее время посвящены тематическим дням в соответствии с планом-сеткой программы.

Цель программы «Будущее России-это мы!» познакомить каждого ребенка с навыками формирования и реализации своей гражданской позиции.

Задачи:

  • включение детей в социально-значимую деятельность с учетом их интересов и индивидуальных особенностей;
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • развитие умений и навыков коллективной творческой деятельности;
  • совершенствование приобретенных навыков и умений творческой деятельности;
  • расширение социального кругозора детей средствами сюжетной линии программы «Будущее России-это мы!».

  1. Основные направления и содержание деятельности.

Реализация программы «Будущее России-это мы!» оздоровительно-образовательной смены состоит из 3-х блоков: оздоровление, образование, воспитание.

Объединение 3-х блоков образует единое пространство, обеспечивающее реализацию всех задач.

В ходе реализации программы «Будущее России-это мы» используются коллективно-творческие дела, конкурсно -игровые программы, ролевые игры. В программу включены дела, дающие возможность реализовать себя максимально в различных видах деятельности. Ряд дел носит состязательный характер, поскольку состязание – основа сильной внутренней мотивации.

Организовано психологическое сопровождение участников профильно-оздоровительной смены, направленное на предотвращение негативных психологических явлений во временном детском коллективе, налаживание межличностных взаимоотношений среди детей и взрослых (тренинги общения и личностного роста, тренинги уверенности в себе, тренинги по снятию эмоционального напряжения, индивидуальные и групповые занятия).

Самобытность программы «Будущее Росии-это мы!» заключается в том, что каждое мероприятие направлено на то, чтобы ребенок получил опыт формирования и выражения своей позиции, своей точки зрения, создания ситуации успеха, а в конечном итоге научился действовать так, чтобы в будущем принести пользу совей стране.

  1. Традиции и атрибуты программы «Будущее России-это мы!»

Девиз: «Действовать, а не ждать. Будущее зависит от из нас»

Законы

Закон доброты.

Закон точного времени.

Закон дружбы.

Закон взаимовыручки.

Заповеди

Один за всех и все за одного.

Каждое дело вместе.

Порядок прежде всего.

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Всё делай творчески, а иначе зачем?

Чистота – залог здоровья.

«Улыбнись миру, и он улыбнется тебе в ответ».

Выполнение всех ритуалов, соблюдение законов и заповедей направлено на то, чтобы сделать жизнь в лагере  интереснее и насыщеннее.

Результаты своих исследований и путешествий дети оформляют в творческие отчеты, из которых создается фильм «Что я сегодня могу сделать для своей страны».

  1. Права и обязанности участников смены:

Права

1. Право участия в управлении сменой (избирать и быть избранным в органы самоуправления).

2. Право на получение информации.

3. Право критики и предложения.

4. Право на собственное мнение.

5. Право на взаимопонимание и поддержку.

6. Право инициативы.

7. Право на уважение личности.

8. Право на безопасность жизни и социальную защищенность.

Обязанности

1. Четкое выполнение программы обучающего блока и распорядка дня каждым участником смены.

2. Обязательное посещения профильных мастер-классов и занятий.

3. Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины.

4. Выполнение требований педагогического коллектива.

5. Соблюдение чистоты и порядка на территории.

  1. Механизм реализации программы

Программа «Будущее России-это мы!» оздоровительно-образовательной смены представляет собой пролонгированный проект, включающий три этапа:

1. Додействие (подготовительный этап):

- профильная подготовка кадров (ознакомление педагогов с программой, обсуждение и корректировка плана-сетки программы, методическая подготовка вожатых, педагогов-организаторов, конкурс сценариев профильных занятий и мероприятий культорологической направленности);

- конкурсный набор детей (по рейтингу достижений детей в творческой деятельности).

2. Действие:  собственно профильная смена.

3. Последействие (методический анализ реализации и итогов программы, выработка перспектив для дальнейшего развития программы).

  1. Кадровое обеспечение программы

Педагогический коллектив профильно-оздоровительной смены комплектуется педагогическими кадрами Дворца детского (юношеского творчества), имеющих педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию, обладающие профессиональными компетенциями для реализации цели и задач программы:

  • начальник базы лагеря (обеспечивает необходимые условия жизнедеятельности участников профильной смены);
  • руководитель программы (координирует деятельность в рамках программы, несет ответственность за ее реализацию);
  • методист (оказывает практическую помощь педагогическим работникам в методическом обеспечении смены);
  • педагоги-организаторы (организуют  коллективную творческую деятельность);
  • руководители отрядов – воспитатель и вожатый (организуют жизнедеятельность профильно-оздоровительных отрядов и проводят профильные мастер-классы, занятия);
  • инструктор по физкультуре (организует и проводит спортивно-оздоровительные мероприятия);
  •  звукооператор (организует музыкальное сопровождение мероприятий в рамках программы);

- педагог-психолог (организует психологическое сопровождение участников профильно-оздоровительной смены через проведение психологических игр и тренингов, направленных на создание условий для самопознания и саморазвития участников смены, а также создание комфортной атмосферы сотрудничества и сотворчества детей и взрослых).

К работе в лагере могут привлекаться студенты на основании договоров с высшими учебными заведениями.

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы оздоровительный центр «Радуга» располагает:

  • кино-концертный зал (130 посадочных мест);
  • помещения для кружковой работы;
  • спортивные площадки для спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис);
  • пляж;
  • отрядные места (открытые и закрытые);

Для организации приема детей на отдых и оздоровление в оздоровительном центре «Радуга»  подготовлены следующие объекты: 12 коттеджных домиков на 6 детей каждый, два кирпичных корпуса на 25 человек каждый.

  1. Ожидаемые результаты

Программа «Будущее России-это мы!» предполагает организацию активного отдыха детей, развитие творческого, познавательного потенциала ребенка, обучение участников смены на мастер-классах и хобби-часах по различным направлениям детского творчества, систему отрядных дел, конкурсные программы, которые помогут сформировать свое отношение к происходящим событиям вокруг них, найти свое достойное место и роль в обществе.

Реализация программы «Будущее России-это мы!» позволит:

- обеспечить условия для продуктивного оздоровления, отдыха и дальнейшего развития творческих способностей детей и подростков;

- по завершении программы дети и подростки будут способны оценить уровень развития своих возможностей и интересов в различных видах деятельности (организаторских, коммуникативных, социально-ориентированных, познавательных, лидерских).

  1. Система оценки результативности программы

Система оценки результативности необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения взаимоотношений в коллективе и влияния этих взаимоотношений на развитие личности участника смены. Организаторами смены будут использованы следующие виды диагностики:

1. Предварительная диагностика.

Проводится с целью выявления интересов и ожиданий учащихся, индивидуальные особенности с последующим учетом в работе.

Диагностика проводится в форме анкетирования участников с целью выявления их самочувствия, настроения, интересов и мотивов участия в смене.

2. Текущая диагностика.

Проводится с целью отслеживания эмоционального состояния и развития участников смены.

Формы

Наблюдение за поведением детей и подростков во время коммуникативных игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности, комфортность пребывания.

Экспресс – опросы (после проведения КТД).

Мониторинг группы (процесс наблюдения, оценки и прогноза, процесс отслеживания состояния работы микроколлектива, где группы наблюдаются в своем собственном развитии от начала смены до ее завершения). По итогам каждого дня на основе коллективного анализа заполняется мониторинг – карта (ежедневно на отдельной карточке) и вклеивается в «Мониторинг - окно».

Рейтинг личностного роста (форма индивидуального соревнования, сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива), определяется ежедневно на «отрядном круге», где каждому участнику по итогам дня присваивается «звезда» определенного цвета – символ рейтинга: («красная» – участник не раскрыл своих способностей, «желтая» – участник не полностью раскрыл свои способности, «серебристая» – участник активно принимает участие в делах, «золотая» – участник очень активен и вносит большой вклад в достижения коллектива). Стикеры наклеиваются участниками смены в информационном стенде отряда.

3. Итоговая диагностика.

Проводится в заключительный период смены с целью соотнести полученные результаты с целью и задачами смены.

Формы

Анкета «Моё мнение о программе «Будущее России-это мы!» профильно-оздоровительной смены (Приложение 2).

4.  Проблемная диагностика.

Проводится психологом в случае возникновения проблемных ситуаций. Формы: наблюдение и беседа.

  1. Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность программы «Будущее России-это мы!», проводится постоянный мониторинг, первичная и итоговая диагностика, анкетирование участников смены. У каждого отряда в целом и индивидуально у каждого ребенка есть своя летопись. Каждый день дети добавляют на ней звездочки с новостями и смайликами, отражающими их настроение, отзывами о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Основными показателями будут отзывы самих детей, успешность каждого конкретного ребенка

В число критериев эффективности реализации программы «Будущее России-это мы!» входят количественные и качественные показатели.

К количественным показателям относятся:

  • количество участников смены, проявивших себя в различных коллективных творческих делах, победителей конкурсов и т.д.;
  • количество участников смены, вновь стремящихся попасть в летний оздоровительный лагерь;
  • количество участников смены, принявших участие в творческих мастерских.  

К качественным показателям относятся:

-   разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;

-   расширение знаний в различных видах жизнедеятельности;

-   развитие коммуникативных способностей;

-   формирование у детей отрицательного отношения к вредным привычкам;

-  изменение степени сформированности личностных качеств и степени гражданской позиции;

-  трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта;

-  укрепление  социальных связей;

-  формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело, активной гражданской позиции;

- ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от  достигнутых за время профильно-оздоровительной смены результатов.

Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы, которые дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, можно определить, на каком этапе находится отрядный коллектив, и решить, что необходимо сделать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

«Небо без звезд»

Посмотрите на небо без звезд. Кажется, что звезд нет. Но они просто пока не видны, не проявились. Как же проявятся их особенности? Что может их объединить? Пока каждый сам по себе.

«Звездная пыль»

Это «зелёный», только что созданный коллектив. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, тянущегося к достижению общей цели. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Звездный дождь»»

Это формирующийся коллектив, осознающий потребность трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе.  В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята проявляют инициативу лишь в период «кратковременных вспышек».

«Солнце»

Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны, требовательны  и добры друг к другу. Настроение солнечное, взаимоотношения теплые.

«Созвездие»

В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность не только за себя, но и за коллектив. Отряд многого достиг, радуется победам и справляется с поражениями. Отряд – сложившийся коллектив, в котором каждый ярко проявляет свою индивидуальность.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  2. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
  3. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

4. http://www.mgopu.ru/ - сайт Московского гуманитарного института – Методические рекомендации «Описание профильных смен для детей и молодежи, включая подготовку кадрового (вожатского) ресурса для их реализации» (документ подготовлен на основе материалов обобщенных методических рекомендаций по итогам семинаров)  

5. http://festival.1september.ru.

6. http://ped-kopilka.ru


Приложение 1

к программе «Будущее России-это мы» профильно-оздоровительной смены

План-сетка программы «Будущее России-это мы» профильно-оздоровительной смены

(31 мая - 20 июня 2019 г.)

1 день

«Здравствуй, лагерь!»

«Огоньки знакомств» в отрядах.

Выбор органов детского самоуправления.

2 день

Открытие смены

Торжественная линейка Открытия смены.

Презентация сюжетной линии смены «Будущее России-это мы!»

Открытие творческих мастерских

3 день

Международный Олимпийский день

Открытие Олимпийских игр

4 день

День здоровья

КТД «Быть здоровым-это модно»

5 день

День молодежи России

Конкурсная программа «Мы можем все»

6 день

День экологии

КТД «Зеленая планета»

7 день

День туриста

Контрольно-комбинированный туристический маршрут «Мы выбираем спорт»

8 день

День театра

Конкурс на звание

 «Барон Мюнхгаузен»

«Сказка на новый лад»

9 день

День друзей

КТД «Я, ты, он, она вместе целая страна!»

10 день

Родительский день

Концертная программа

«Мы вместе»

11 день

 День красоты

Конкурсная программа

«Русская краса» 

12 день

День мужества

Конкурсная программа «Настоящие гусары»

13 день

День России

Концертно-игровая программа «Все зависит от нас самих»

14 день

День воинской славы России

Зарница

15 день

День детских и молодежных инициатив

Защита проектов

«Кто, если не мы?»

16 день

День наоборот

КТД «Мы можем все»

17 день

День русских праздников и традиций

Игровая программа «Праздник встречаем, праздник величаем!»

18 день

День спорта

Спартакиада

Закрытие Олимпийских игр

19 день

День экономических знаний

Экономическая

игра

«Я-предприниматель»

20 день

Закрытие смены

Вручение премии «Признание»

Концертная программа «Зажги свою звезду»

21 день

«До свидания, лагерь!»

Отрядные круги «Мы не прощаемся»


Приложение 2

к программе «Будущее России-это мы» профильно-оздоровительной смены

Анкета

«Мое мнение о профильной смене «Созвездие талантов»

Дорогой друг!

Нам очень важно знать твое мнение об итогах реализации программы «профильной смены «Созвездие талантов».Будущее России-это мы!»

Спасибо!

  1. Какие занятия и КТД тебе запомнились больше всего?___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие занятия и КТД тебе не понравились? Почему?_______________

____________________________________________________________

  1. В каких КТД  ты лично принял участие?_________________________

____________________________________________________________

  1. Чему новому ты научился? ____________________________________

____________________________________________________________

  1. С кем из взрослых тебе было легче всего общаться?___________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Приобрел ли ты новых друзей?_________________________________

____________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: «Мой вкладв будущее моей страны __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Продолжи предложение: «Помнить о подвиге дедов и прадедов нужно потому, что__________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: «Читать нужно потому, что _________ ___ __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: «Я гражданин России и это накладывает на меня__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Твои пожелания организаторам смены________


[1] Квест в пер. с английского обозначает один из способов построения сюжета— путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.