«Методическая разработка проведения районных мероприятий по техническому творчеству»

Турусова Лидия Константиновна

Введение

Современное общество нуждается в разносторонне развитых личностях, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности на этапе постиндустриального развития страны.

 В настоящее время национальный успех ассоциируется именно с «человеческим фактором». Особая роль в воспитании разносторонне развитых, деятельных, самодостаточных граждан отводится системе дополнительного образования. Подтверждением этого служит доклад о концепции развития дополнительного образования детей на заседании Правительства РФ в августе 2014 года Министра образования и науки Д.Ливанова.

  «В настоящее время одной из приоритетных задач страны  является привлечение в науку детей, популяризация современных научных знаний,  развитие ее научного потенциала и  экономики на основе высоких технологий».

  Он  особо подчеркнул развитие дополнительного образования детей, которое бы стимулировало  интерес к науке, инженерному и техническому   творчеству. Именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование  играет более значимую роль для  ребенка в стремительно меняющихся условиях окружающего мира. Совокупность людей, обладающих данными способностями, представляет собой человеческий потенциал страны.   Особая роль отводится  педагогам дополнительного образования в реализации этой задачи, которые стоят на пути вовлечения талантливых, одаренных  детей и молодежи в научную, инженерную деятельность в сфере высокотехнологичных производств.

 В ходе форума «Интернет-предпринимательство в России», который состоялся в июле 2014 года поддержана идея возродить систему технического творчества, которая активно работала в СССР благодаря которой страна позже получила целое поколение одаренных инженеров, это был тот ресурс, который подпитывал снизу систему высшего образования и давал лучшие кадры стране.

    В рамках обсуждаемых сегодня проблем важно акцентировать внимание на вопросах развития технического творчества  в сфере дополнительного образования детей, как в целом по Нижегородской области, так и в каждом районе в частности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx90.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая разработка проведения  районных мероприятий по техническому творчеству»

Методист: Турусова Лидия Константиновна

МОУ ДО Воскресенский Детский Центр

Нижегородская область р.п. Воскресенское

Введение

Современное общество нуждается в разносторонне развитых личностях, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности на этапе постиндустриального развития страны.

 В настоящее время национальный успех ассоциируется именно с «человеческим фактором». Особая роль в воспитании разносторонне развитых, деятельных, самодостаточных граждан отводится системе дополнительного образования. Подтверждением этого служит доклад о концепции развития дополнительного образования детей на заседании Правительства РФ в августе 2014 года Министра образования и науки Д.Ливанова.

  «В настоящее время одной из приоритетных задач страны  является привлечение в науку детей, популяризация современных научных знаний,  развитие ее научного потенциала и  экономики на основе высоких технологий».

  Он  особо подчеркнул развитие дополнительного образования детей, которое бы стимулировало  интерес к науке, инженерному и техническому   творчеству. Именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование  играет более значимую роль для  ребенка в стремительно меняющихся условиях окружающего мира. Совокупность людей, обладающих данными способностями, представляет собой человеческий потенциал страны.   Особая роль отводится  педагогам дополнительного образования в реализации этой задачи, которые стоят на пути вовлечения талантливых, одаренных  детей и молодежи в научную, инженерную деятельность в сфере высокотехнологичных производств.

 В ходе форума «Интернет-предпринимательство в России», который состоялся в июле 2014 года поддержана идея возродить систему технического творчества, которая активно работала в СССР благодаря которой страна позже получила целое поколение одаренных инженеров, это был тот ресурс, который подпитывал снизу систему высшего образования и давал лучшие кадры стране.

    В рамках обсуждаемых сегодня проблем важно акцентировать внимание на вопросах развития технического творчества  в сфере дополнительного образования детей, как в целом по Нижегородской области, так и в каждом районе в частности.

Основная часть

В 2009 году с приходом  педагога Припорова С.П.  в Воскресенском Детском Центре  начала свою образовательную деятельность студия начального технического моделирования и конструирования.  Она объединила  ребят в возрасте с 7 до 12 лет одним общим делом и интересом. После  посещения педагогом областных  педагогических мастерских ГБОУ ДОД ЦРТДиЮ НО по техническому творчеству  появилась возможность участвовать в конкурсах технического творчества  областной программы  «Дети. Творчество. Родина».  Но для организации муниципального этапа необходимо  было  охватить  этим направлением работы образовательные организации района.

В 2012 году  районный  методический совет принял решение  о проведение районных педагогических мастерских по техническому творчеству на базе  Воскресенского Детского Центра, с целью  эффективного развития технического творчества в образовательных  организациях  района.

 Были организованы  и проведены мастер-классы на тему:

 - «Основы построения учебного процесса и проектирования простейших авиамоделей» (педагог Припоров С.П.  МКОУ ДОД Воскресенского Детского Центра)

- «Технология изготовления простейших моделей планеров» (педагог Припоров С.П.  МКОУ ДОД Воскресенского Детского Центра)  

 - «Технология изготовления бумажной автомодели времен  Первой мировой войны» (педагог Припоров С.П. МКОУ ДОД Воскресенского Детского Центра)  

- «Технология изготовления модели класса инерционная контурная и объемная модель» (педагог Филатова Н.В.  МКОУ ДОД  Центра культуры «Китеж»)  

 Представленная диаграмма показывает заинтересованность ОО района  в участии  педагогических мастерских.

Педагогические мастерские технической направленности

Проведение районных конкурсов состоит из следующих этапов:

I этап – организационный

На данном этапе выполняется следующая работа:

  • Разрабатывается положение о проведении районного конкурса (на основании областного положения, но  применительно к условиям и возможностям проведения в Воскресенском районе), издается приказ Управления образования, положения и приказ направляются по электронной почте в образовательные организации района.
  • Создается оргкомитет,  распределяются обязанности, определяется место проведения, назначается ответственный по проведению каждого конкурса и  подготовке сценария.
  • Осуществляется прием заявок на участие в конкурсах. В период подготовки на базе Центра проводятся консультации.

Ответственность по организации первого этапа, возлагается на педагога-организатора.

II этап – подготовительный

На этапе подготовки  педагог организатор действует по  следующему  плану:

  1. Подготовка протоколов с  критериями оценок участников конкурса.
  2. Подготовка дипломов и сертификатов и определение  призов для награждения участников конкурса.
  3. Формирование, приглашение жюри и судей.
  4. Оформление зала, наглядной выставки.
  5. Подготовка мультимедийной презентации и музыкального оформления.
  6. Подготовка необходимого оборудования и реквизита.
  7. Подготовка ведущего конкурса.

III этап – проведение конкурсов

  1. Построение, торжественное открытие конкурсов. Представление судей и жюри.
  2. Проведение соревнований, конкурсов.
  3. Подведение итогов.

Методические рекомендации:

  • Необходимо продумать, как будут организованы в данный момент участники соревнований.

Например: можно провести познавательную игру, посвященную каким-либо темам («История воздухоплавания», «Самолеты Чкалова»).

  1. Построение и награждение победителей и призеров.

Методические рекомендации:

  • Всем участникам соревнований вручаются сертификаты и памятные значки или магниты.

Воскресенским Детским Центром проводятся следующие  конкурсы:

  • «Лети модель»;
  •  Конкурс технического моделирования;
  • «Модель своими руками»;
  • «Звездная эстафета.

Ниже приведены диаграммы участия ОО в данных конкурсах.

Районный конкурс «Лети модель»

Районный конкурс технического моделирования

Районный конкурс «Модель своими руками»

Районный конкурс «Модель своими руками» на III этапе проводиться в форме выставки. Цель выставки – развитие и поддержание интереса обучающихся к занятиям по начальному техническому моделированию.

В  настоящее время контингент участников  конкурса расширяется за счет привлечения  образовательных организаций. Разнообразие представленных макетов и моделей, материалов из которых они изготовлены, являются ярким свидетельством того, что фантазия и мастерство участников районной выставки  безграничны.

Оценку работ производит экспертное жюри в составе опытных практикующих педагогов дополнительного образования, что является залогом объективности и  соответствия представленных работ  по оценочным критериям. А основными критериями оценки экспонатов являются: качество сборки и отделки, эстетичность, наличие технической документации, степень сложности.

Этот конкурс способствует патриотическому воспитанию детей и молодежи, так в процессе изготовления модели они знакомятся с техникой, которая была в годы Первой мировой войны (2014 год), и Великой Отечественной войны (2015 год).

Районный конкурс «Звездная эстафета»

В 2013  году на основании областного положения был проведен районный конкурс «Звездная эстафета» по теме: «Женщины в космосе».

Этот конкурс проводится методом коллективно - творческого дела, заранее  требует от участников  подготовки  к творческим заданиям: изготовление эмблемы, подготовке девиза, названия команды, домашнего задания. Во время проведения игровой программы  от ребят  требуется сплоченность, внимательность, творчество, эрудиция,  в конкурсных заданиях "Конкурс плаката", « Зная прошлое, загляни в будущее», « Ракета своими руками».

В 2014 году конкурс был посвящен  лётчику-космонавту Юрию Гагарину.

Организация и проведение  районных конкурсов по техническому творчеству  играет огромную роль в развитие образовательных  организаций  и является дальнейшим этапом участия в областных конкурсах.

Итоги участия в областных конкурсах технической направленности

Методические рекомендации по организации конкурсов

Конкурсы являются одной из наиболее популярных форм.  Они широко используется в работе с обучающимися разных возрастных категорий. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности и состязательности. Атмосфера соревнования позволяет стимулировать творческую активность обучающихся, совершенствовать их навыки, а так же привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей-болельщиков.

Проведение конкурсов способствуют:

  • формированию  адекватной самооценки и  коммуникативных способностей;
  • развитию нестандартного мышления;
  • воспитанию творческого подхода и эстетического вкуса;
  • созданию условий для развития интереса обучающихся к выбору инженерных профессий.

В ходе проведения конкурсов необходимо соблюдать следующие условия:

  • объективность;
  • гласность;
  • зрелищность;
  • доброжелательность

Советы организаторам:

  • Можно подготовить выставку фотографий, книг, рисунков или другую  наглядную агитацию, посвященную тематике конкурса.
  • Использовать музыкальное оформление перед началом конкурсной программы  
  • Немаловажную роль играют ведущие при проведении  конкурса, поэтому необходима тщательная подготовка и репетиция  текста, конкурсных заданий, правила поведения на сцене.
  • При подведении итогов может быть несколько участников с одинаковыми результатами, поэтому необходимо подготовить дополнительные грамоты и призы.
  • При проведении соревнований необходимо уделить особое внимание соблюдению правил техники безопасности.

Заключение

При разработке методических рекомендаций был учтен опыт МКОУ ДОД Воскресенского Детского Центра, как организатора районных и участника областных конкурсов.

Анализируя деятельность данного направления, Детский Центр определяет пути дальнейшей работы:

  • Организация и проведение мастер-классов по изготовлению кордовой пилотажной модели самолета, модели класса РМ-2, резиномоторной модели, с целью проведения номинации «Пилотаж» конкурса «Лети, модель»;
  • Организация и проведение мастер-классов по изготовлению «Воздушного змея», с целью проведения районного  конкурса  по запуску воздушных змеев.

Приложение 1

Сценарий конкурса технического и художественного творчества "Звёздная эстафета"

16 июня 1963 г. на космическом корабле "Восток-6" совершила полёт первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. В.В. Терешкова провела на орбите 2 суток 22 ч. 50 мин., совершив 48 витков вокруг Земли и пролетев 1 млн. 971 тыс. км.

Несмотря на сложнейшие задачи, которые сегодня выполняют космонавты, подвиг первопроходцев космоса важен для всего мира, для всего человечества.

Цель Конкурса – создание условий для развития познавательной активности личности ребенка через изучение отечественной космонавтики.

Задачи:    

  • изучение истории полета первой женщины-космонавта В.В. Терешковой;
  • популяризация среди обучающихся технического конструирования и ракетомоделизма.

Ведущий: Уважаемые гости, ребята! Мы очень рады видеть вас на нашем конкурсе технического и художественного творчества «Звездная эстафета». Наша встреча посвящена одному из важнейших событий в мировой истории – 50-летию полёта человека в космос. А на сегодняшний день в космосе побывали около 500 человек, среди них - 50 женщин. Несомненно, здесь есть чем гордиться прекрасной половине человечества.

     Кто-то скажет, что космонавт – совсем не женская профессия. А вы как считаете? Что ж, давайте посмотрим, как такую сложную и опасную профессию осваивали женщины, узнаем об их победах и разочарованиях, поражениях и успехах, о великом подвиге, совершаемом ими ради всех людей, живущих на нашей Земле.

В Конкурсе принимают участие команды обучающихся (далее - Экипаж корабля) образовательных учреждений всех видов и типов в возрасте от 7 до 12 лет. Каждое образовательное учреждение представляет один Экипаж корабля.

(Представление команд)

Оценивать наших участников будет компетентное жюри в составе  ___ человек

( Представление членов жюри ФИО, должность)

Победители и призеры определяются по сумме баллов, полученных в каждой номинации Конкурса.

Конкурса проводится  в шести номинациях:

- первая номинация "Знакомьтесь, мы космонавты". Обучающиеся представляет свой Экипаж корабля (эмблема, название, девиз) (максимальная оценка - 5 баллов);

-  вторая номинация "Конкурс плаката". Экипажу корабля необходимо в течение 30 минут выполнить плакат-послание представителям других цивилизаций. Тема плаката-послания "Женское лицо космоса" (максимальная оценка - 10 баллов);

- номинация "Зная прошлое, загляни в будущее". Командир Экипажа корабля отвечает на вопросы викторины (Приложение 1)

 (1 балл за каждый правильный ответ)

- номинация "Ракета своими руками". 4 члена Экипажа корабля по технологической карте изготавливают простейшую модель  ракеты. Модель выполняется в соответствии с техническими требованиями (Приложения 2, 3) (максимально - 10 баллов);

- номинация "Полет". Представитель команды запускает модель ракеты. (3 попытки, 1 метр – 1 балл);

- номинация "Домашнее задание". Представители Экипажа  представляют работы на темы:

- "Женщины в космосе";

-  "Нижний Новгород в истории космонавтики России".

Объем работы должен  составлять  не более 2 страниц печатного текста формата А4 (через 2 интервала на одной стороне листа). Защита работы составляет не более 5 минут (защита сопровождается презентацией из 3-5 слайдов). Максимальная оценка - 10 баллов.

Итак, мы начинаем

 (Выступление команд по первым трем  номинациям)

На этом конкурсная часть программы завершена и пока  жюри совещается, мы посмотрим видеосюжет. (Валентина Терешкова. Чайка и Ястреб)

(Выступление команд по последним трем номинациям)

А сейчас слово нашему уважаемому  жюри,  подведение итогов, награждение.

Все были молодцы! Отвечали великолепно. Но конкурс есть конкурс. В конкурсе всегда есть победители. И если у кого-то что-то не очень получилось, то не переживайте, в следующий раз обязательно получится.

Большое спасибо всем участникам сегодняшнего нашего мероприятия.

А всем зрителям большое спасибо  за ваши аплодисменты и поддержку конкурсантов.

Приложение 2

Сценарий «История воздухоплавания»

Цель: изучение истории развития воздухоплавания.

Задачи:

  • познакомить с историей авиации;
  • научить применять полученные знания на практике;
  • развить смекалку детей, техническую любознательность, интерес к творческой деятельности;
  • воспитывать чувство патриотизма, умение работать в команде.

Форма организации: познавательно – развлекательная

Ход проведения мероприятия.    

Ведущий: Дорогие ребята! Мы совершим небольшое путешествие в историю развития воздушных полетов и их изобретателей. Обращаю ваше внимание на то, что после показа фильмов и слайдов, у нас будет конкурсная программа. Итак внимание на экран. (фильм №1»Высший пилотаж»)

Ведущий: Вы посмотрели видеоролик показательных выступлений пилотажных групп «Витязи», «Стрижи», «Русь»,  увидели красоту самолетов, профессионализм и мастерство пилотов. А сейчас самое время заглянуть в историю воздухоплавания, с чего же все начиналось. Внимание, на экран.

  А начиналось все с того, что стремление человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём существует столько же, сколько существует история цивилизации. (слайд 1)

  Ещё в глубокой древности люди осознали, что для осуществления полёта необходимы крылья. Эта мысль, возникшая в результате наблюдения за птицами, прослеживается в легендах и мифах  разных народов.

   Материалы для изобретения крыльев были доступны древнему человеку – прутья, ремни, перья.  И попытки полёта по-птичьи, предпринимались ещё до нашей эры. Всем известен миф об Икаре, сыне царя Дедала.

   Икар сделал крылья, скрепил воском и, несмотря на предупреждения отца, полетел к солнцу, но лучи солнца растопили воск и Икар упал в море.

  (Слайд 2) У славянских народов первое упоминание о попытке полёта относится к 13 веку. А далее покорение воздушного пространства относится к французам.

   (Слайд 3) 21 ноября 1783 года французы Пилатру де Розье и д, Арлану удалось отправиться в 25-минутный полёт на воздушном шаре, построенный братьями Монгольфье. Оболочка шара заполнена горячим дымом от костра. Дым, как известно, всегда поднимается вверх… Почему ребята?

(Учащиеся отвечают - « легче окружающего воздуха»).

Ведущий: Но такой летательный аппарат неповоротен.(Слайд 4)

И в 1783 году физик Шарль изобрёл аэростат. Это шар, пропитанный  раствором каучука и наполненный  водородом. Шар мог подняться на высоту 200-300 метров. Его стали использовать для воздушной разведки, для перевозки почты. (Слайд 5)

 А в 1852 году–дирижабль Жиффара - это был самодвижущийся управляемый воздушный шар, француз Анри Жиффар пролетел на нём 27 км.

(Слайд 6) 14-летний Отто Лилиенталь (будущий изобретатель) прыгнул с крыши собственного сарая, размахивая самодельными крыльями и получил несколько синяков. Повзрослев, продолжил свои эксперименты, создал планер и летом 1891 года совершил полёт на расстоянии 25 метров. Последующие его модели пролетали 200 метров. Всего он совершил более 2 тысяч полетов.

(Слайд 7)    Два брата Уилбер и Орвил Райт владели фабрикой по изобретению велосипедов. В братьях проснулся дух изобретателей. На свой планер они установили двигатель (8 лошадиных сил) и винт. Он продержался в воздухе 59 секунд. Это произошло в 1903 году, а в 1908 году  братья совершили полёт с пассажирами.

 (Слайд 8)  В 1901 году  бразилец Сантос-Дюмон  облетел Эйфелеву башню. А в октябре 1906года на моторизированном планере взлетел с ровного поля и пролетел целых 60 метров.

   Но и в России много было сделано для развития авиации.

(Слайд 9) Летом 1882 году в Красном селе под Петербургом состоялось испытание самолёта изобретённого капитаном 1-го ранга Российского флота Александром Фёдоровичем Можайским. Это обыкновенная лодка с 2-мя прямоугольными крылами, хвостовым оперением, тремя винтами. Это была громоздкая машина. Летать она не могла. Это был лишь неуклюжий прыжок с небольшого трамплина.

 (Слайд 10) В 1910 году был проведен Всероссийский праздник воздухоплавания  Соревнования в Санкт-Петербурге показали высокий класс русских летчиков.  

   В 1911 году Алехнович преодолел расстояние в 100 км.

   В 1912 году С. Уточкин отправился в поездку по Европе.

 (Слайд 11)  К началу первой мировой войны в России было 244 действующих самолёта. Россия единственная страна, которая имела многомоторные тяжёлые самолёты. Такие как, например;

-  «Илья Муромец» мог поднять 2 пулемёта и 500 кг бомб (конструктор Сикорский).

(Слайд 12) - «Святогор» (конструктор В.А. Слесарев).

(Слайд 13) -  «Слайд 13» пилоты французы Гинемер и Фонк – признаны ассами ведения воздушного боя.

В начале 20-х годов молодые учёные занимались модернизацией зарубежных аэропланов. Под руководством Туполева был создан АНТ-2.

 В 1923 году открыта воздушная линия Москва - Нижний Новгород.

Сегодня мы говорим о высшем пилотаже. А кто же был его основоположником?  Ребята, кто ни будь из вас знает?...(ответ детей)

Это наш земляк П.Н. Нестеров. (Слайд 14)

(Слайд 15) Пётр Нестеров родился в городе Нижний Новгород 27 февраля 1887 года,  в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. 26 августа 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя. В 1904 году Нестеров завершил курс обучения.

(Слайд 16)"Мое увлечение авиацией началось с 1910 года, - вспоминал потом Петр Нестеров. - Я поставил себе задачу построить такой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и почти всецело подчинялись бы воле пилота. Мне казалось, что только соблюдение этих условий и только такой аппарат могут дать возможность человеку свободно парить. Только тогда авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества"

(Слайд17) Петр Нестеров тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мертвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолета, а главное - будет ли его эксперимент нагляден и понят товарищами по оружию. 27 августа 1913 года "ньюпор" Нестерова вновь взмыл в небо. Набрав высоту 800-1000 метров, летчик, согласно рапорту начальства, выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и послушный пилоту самолет устремился вертикально вверх, потом вышел в горизонтальную плоскость, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился. Это была летная эволюция, которая впоследствии получила название «Петля Нестерова». Это было началом рождения будущей военной авиации – высший пилотаж. (Слайд 18)

Во время первой мировой войны, Петр Нестеров, проводя воздушную разведку, совершил первую в истории России бомбардировку, причем выполнив это на таком высоком уровне, что австрийское командование объявило огромное вознаграждение для того, кто собьет российского летчика. Нестеров совершил 28 вылетов. Последний подвиг стоил ему жизни - он протаранил разведывательный самолет противника.

(Слайд 19) Другой наш земляк летчик В.П. Чкалов родился в 1904 году в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских  казённых мастерских.  В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

(Слайд 20) В 1921 году Чкалов добился направления на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

(Слайд 21) В 1936-1937 годах совершил рекордные перелёты. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Унд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

(Слайд 22) 20 июня 1937 года совершил перелёт в США через Северный полюс вместе с товарищами Байдуковым и Беляковым.

(Слайд 23) Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам ребята поучаствовать в конкурсной программе.

Конкурс « Блиц - опрос»

  1. Назовите, что побуждало человека к полету? (Полет птиц)
  2. В каком веке упоминаются первые полеты у славянских народов? (13 век)
  3. Какие летательные аппараты вы можете назвать? (Воздушный шар, дирижабль, планер, параплан).
  4. Чем были заполнены воздушные шары? (Дым от костра, водород)
  5. Для чего они применялись? (Для воздушной разведки и перевозки почты)
  6. Какого первого российского  изобретателя самолетов вы можете назвать? (А.Ф. Можайский)
  7. Назовите фамилия летчиков - испытателей наших земляков, имена которых связаны с военной авиацией? (П.Н. Нестеров, В.П. Чкалов)
  8. В каком году была открыта воздушная линия Москва-Н.Новгород? (в1923г.)
  9. Кто первый осуществил мертвую петлю? ( П.Н.Нестеров)
  10. Кто осуществил беспересадочный перелет Москва – Америка? (В.П.Чкалов)
  11. Кто первый в России совершил бомбардировку? (Нестеров)
  12. Кто первый осуществил таран? (Нестеров)
  13. В честь какого летчика названы планета, остров, город, улицы? (Чкалов)
  14. Назовите фамилия летчиков участников беспересадочного перелета Москва – Америка? (Байдуков, Беляков).