Девиантное поведение подростков

Хаджибабаева Виктория Александровна

    В последние годы в России у подростков изменилась цель в жизни. Трудно спорить, отчего это происходит.

Учеба, а тем более труд, утратили свою общественную значимость. Стало модным меньше работать, меньше учиться. Но все хотят получать больше денег. Это приводит к изменениям форм поведения.

    Девиантное (от англ. – отклонение) поведение – это общее название различных нарушений правил поведения.

   Так называют поведение подростков, вызванное неспецифическими факторами. Это нарушение дисциплины, хулиганские поступки. Они возникают из-за детской готовности их совершить, иногда психическими расстройствами. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, т.к. особенности психического развития умственно отсталых                    детей затрудняет обучение, а, следовательно, и  затрудняет усвоение нравственных понятий и приводит к возникновению трудностей в поведении.  И всегда, это нарастание эмоциональной напряженности, которое характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Под влиянием эмоций ребенок перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_ot_gubanovoy_v.a.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

    В последние годы в России у подростков изменилась цель в жизни. Трудно спорить, отчего это происходит.

Учеба, а тем более труд, утратили свою общественную значимость. Стало модным меньше работать, меньше учиться. Но все хотят получать больше денег. Это приводит к изменениям форм поведения.

    Девиантное (от англ. – отклонение) поведение – это общее название различных нарушений правил поведения.

   Так называют поведение подростков, вызванное неспецифическими факторами. Это нарушение дисциплины, хулиганские поступки. Они возникают из-за детской готовности их совершить, иногда психическими расстройствами. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, т.к. особенности психического развития умственно отсталых                    детей затрудняет обучение, а, следовательно, и  затрудняет усвоение нравственных понятий и приводит к возникновению трудностей в поведении.  И всегда, это нарастание эмоциональной напряженности, которое характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Под влиянием эмоций ребенок перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия.

    Девиантное поведение можно рассмотреть как результат неправильного, недостаточного воспитания. Ребенок брошен на произвол судьбы. Воспитания нет. Он, как слепой котенок, пытается выжить в этом мире, приспособиться. А, следовательно, проносит через себя и плохое, и хорошее в этом мире. Его поведение будет отклоняющимся от нормы. Он входит в жизнь самостоятельно, и не знает как себя вести, его никто этому не учил.

    Девиантное поведение опасно не нарушением дисциплины. Даже самые сложные            нарушения можно пережить. Все дело в последствиях. Это влияет на формирование характера, который определяет будущую жизнь человека. И если это поведение вовремя не скорректировать, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, беспринципного, неврастенического человека.

Появление признаков девиантного поведения следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если упустить время, и сензитивный период прошел, то результаты исправления будут незначительными. И, конечно, бесчеловечно будет не обращать на это внимание. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили.

     Общество предъявляет к ребенку вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. Можно пойти разными путями. Их предлагает педагогика и психология. Можно устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную форму поведения. Это сложный путь, трудный, но более предпочтительный.
Можно заставить. Это более опасный путь. И будет ли ребенок соблюдать нормы без принуждения, без контроля – неизвестно.  Можно пойти по третьему пути, сочетающему в себе первые два. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение норм социального поведения более привлекательными для ребенка. В этом случае нужна хорошая мотивация. Этой мотивацией может выступать стремление школьника к получению одобрения взрослым. Желание сделать приятное другому человеку.        

   Главным направлением педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

     А так как детей с девиантным поведение становится все больше, возрастает роль социально-психологической службы, воспитательной работы педагогов по сопровождению детей с отклонениями в поведении. Ведь именно такие дети  не усваивают учебные предметы на достаточном уровне, мешают получать знания своим сверстникам, неадекватно реагируют на замечания педагогов, воспитателей. С такими детьми лучше работать индивидуально. Только так они смогут раскрыться, а не «играть на публику», только так можно найти правильный путь к решению проблемы. Педагогу необходимо помнить:
1. Занять твердую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается;

2. Педагог должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них - реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

5. Главный способ преодоления отклоняющегося поведения - индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным). Проявление доброты, внимания, заботы, поощрения – это то, что ждут от нас дети.

Воспитательно-профилактические мероприятия должны носить комплексный характер, так как только при таком воздействии внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних изменениях личности, способствуют позитивному ее развитию.