Музееведение. Беседы об искусстве.

Данилова Любовь Андреевна

Главной отличительной  особенностью  и  новизной данной образовательной  программы  является  комплексный подход к обучению детей, который выражается в разностороннем  изучении предметов. Такой подход интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_muzeevedenie.docx74.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом

Протокол  № _________

от «_____» _________________20____г.                  

УТВЕРЖДЕНА

Приказом №______ от 20____г.

Директор ГБОУ гимназия № 642

«Земля и Вселенная»

________________Трошкеев П.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ (Беседы об искусстве)»

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик  -

Данилова Л.А.,

педагог дополнительного образования

                                                  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Музееведение ( беседы об искусстве)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства.

Направленность: туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Дополнительная общеобразовательная программа «Музееведение ( беседы об искусстве)»

имеет художественную направленность и нацелена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

Уровень освоения программы:  (с учетом возрастных особенностей учащихся, требований СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей")

Общекультурный

До 2-х лет

До 144 часов

Формирование и развитие творческих способностей

детей, формирование

общей культуры учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании;

организация свободного времени учащихся;

Освоение прогнозируемых

результатов программы;

презентация результатов на уровне

образовательной организации

Базовый

До 3-х лет

До 288 часов

Создание условий для личностного самоопределения и самореализации;

Обеспечение процесса

социализации и адаптации к жизни в обществе;

выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности;

развитие у учащихся

мотивации к творческой

деятельности интереса к научной и научно-исследовательской деятельности.

Освоение прогнозируемых

результатов программы;

презентация результатов на уровне

района, города.

Участие учащихся в

районных и городских

мероприятиях;

Наличие призеров и

победителей в районных конкурсных

мероприятиях

Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).  Экскурсии  - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический  вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Важным является  развитие кругозора, разностороннее развитие  личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях  коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и расширяет кругозор .

Отличительные особенности

Главной отличительной  особенностью  и  новизной данной образовательной  программы  является  комплексный подход к обучению детей, который выражается в разностороннем  изучении предметов. Такой подход интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка.

Адресат программы – возраст учащихся 10-14 лет.

Цель - создание условий для:

- формирования и развития творческих  способностей учащихся;

- обеспечения духовно-нравственного воспитания учащихся;

- профессионального самоопределения учащихся;

- личностного развития учащихся;

- социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;

- формирования общей культуры учащихся;

- выявления и поддержки талантливых и одаренных детей.

Цель программы: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства и музееведения, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории искусства и культуре, сформировать у школьников представление о музеях Санкт-Петербурга.

Задачи: 

  • Обучающие

Формирование:

• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;

• знаний основных понятий изобразительного искусства;

• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

 • навыков анализа произведения изобразительного искусства.

Развивающие 

развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки

Воспитательные

воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.          

Условия реализации программы:

  • набор и формирование групп (1-й год обучения - не менее 15 человек; 2-й год обучения - не менее 12 человек).
  • возможность и условия зачисления в группы второго года обучения;
  • необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы,
  • особенности организации образовательного процесса.

Особенности организации образовательного процесса

  • Общекультурный уровень программы (срок реализации 1-2 года), нагрузка:

2 часа в неделю = 72 часа в год (режим занятий: 1 раз в неделю по 2 ак.часа, или 2 раза неделю по 1ак. часу); (1 год обучения)

  • Базовый уровень программы (срок реализации 2-3 года), нагрузка:

6 часов в неделю=216 часов в год (режим занятий: 4 раза в неделю по 1,5 ак.часа, 3 раза в неделю по 2 ак.часа, или 2 раза в неделю по 3 ак.часа). (2 год обучения)

Планируемые результаты:

  • Личностные Мотивация к познанию и творчеству, интерес к занятиям, эмоциональная вовлечённость в образовательный процесс, степень удовлетворённости работой творческого объединения; способность к адекватной самооценке и конструктивному взаимодействию в группе, стремление к социально значимой самореализации, решению социально значимых задач, ценностное отношение к себе и к окружающему миру.

  • Метапредметные Способность решать реальные жизненные проблемы разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе накопленных знаний, умений и навыков независимо от предметных знаний:
  • Познавательные – умение видеть главное и работать с информацией (самостоятельный поиск нужной информации, умение извлекать её из разных источников, перерабатывать и использовать)
  • Коммуникативные – умение полно и точно излагать свои мысли, адекватно передавать информацию собеседнику; умение задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы, отстаивать своё мнение, разрешать конфликты; умение договариваться о распределении ролей в ходе решения совместной задачи, учитывая при этом общую цель группы и другие точки зрения.
  • Регулятивные - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, умение организовать свою деятельность: формулировать свою познавательную цель, действовать по плану, устремляясь к намеченной цели, анализировать полученные результаты (как отрицательные, так и положительные), делать соответствующие выводы, корректировать ранее намеченные планы.

  • Предметные - Степень усвоения знаний предметной области; степень освоения умений и навыков; опыт творческой деятельности, способность применить полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, демонстрация собственных достижений (знаний и умений) на разных уровнях.

2. Учебный план

2.1. Учебный план____1___ года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в музееведение

16

14

2

2

Музей как неотъемлемая часть культуры человека.

16

14

2

3

История, культура и искусство народов мира.

16

14

2

4

Историко-культурное наследие Санкт-Петербурга.

16

14

2

5

Мировое культурное наследие. Крупнейшие собрания.

16

14

2

6

Исторические процессы, влияющие на изменение музейной среды.

16

14

2

7

Музейные фонды как необходимый  источник важнейших мировых исследований.

16

14

2

8

Современное искусство. XXв.

16

14

2

9

Современное искусство конца XX- начала XIв.

16

14

2

144

126

18

2.2. Учебный план____2___ года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Музей – пространство для творчества

24

21

3

2

Виды искусств

24

21

3

3

Музыка. Важнейшее искусство человечества.

24

21

3

4

Профессии в искусстве

24

21

3

5

Архитектура

24

21

3

6

Классическое искусство – начало начал.

24

3

7

Новейшее современное искусство

24

21

3

8

Краеведение

24

21

3

9

Музеи под открытым небом

24

21

3

216

189

27

3. Рабочая программа

  1. Рабочая программа первого  года обучения

Особенности 1-го года обучения

Задачи 1-го года обучения

 

Ожидаемые результаты 1-го года обучения

Содержание

1-го года обучения

Занятие 1. Вводное занятие

Знакомство с предметом.

Теория - определение правил охраны труда и правил поведения на занятии и в учреждении; беседа об основных видах деятельности в объединении; Понимание термина, предмет исследования.

Занятие 2. Музееведение как наука. Основы музееведения. Метод.

Теория: (подробное описание теоретического содержания 2-го занятия)

Практика: (подробное описание практического содержания 2-го занятия) и т.д.

3.        Научно-фондовая работа музеев.

4.        Просветительская функция музея. Учебные центры и обучающие программы при музеях.

5.        История основания музеев за рубежом.

6.        История основания музеев в России.

7.        Практическое занятие. Посещение Кунсткамеры Петра Великого.

8.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

9.        Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции.

10.        Музейная сеть и классификация музеев.

11.        Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиции разных групп музеев.

12.        Поисково-исследовательская деятельность музеев. Пополнение фондов.

13.        Выставочная деятельность музеев.

14.        Связь музейной деятельности с историческим культурным наследием. Музей Пушкина. Царское село.

15.        Практическое занятие. Посещение музея Царскосельского Лицея и Дачи-музея А.С. Пушкина.

16.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

17.        Культурное разнообразие и различие народов мира.

18.        Влияние разных религий на формирование культурных взглядов.

19.        Храмы Петербурга – лучшие образцы архитектурных стилей.

20.        Государственный Музей Истории Религии.

21.        Великие путешественники и собиратели уникальных коллекций.

22.        Значение семьи Рерихов для исследования культуры Тибета и развития мировой художественной культуры.

23.        Практическое занятие. Посещение государственного института-музея семьи Рерихов.

24.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

25.        Этнографическая основа населения Санкт-Петербурга и Лен. Области.  Значение корней.

26.        Смешение культур как основа формирования общества. Традиционные виды творчества.

27.        Фольклор и народные промыслы. Взаимосвязь.

28.        Внесение и прививание западных европейских культурных традиций Петром Великим.

29.        Необходимость сохранения исконных традиций в искусстве.

30.        Истрия формирования музея Этнографии. Важные и уникальные музейные предметы.

31.        Практическое занятие. Посещение музея Этнографии.

32.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

33.        Формирование коллекций крупнейших музеев мира.

34.        Вынужденное и целенаправленное разрастание коллекций крупных музеев.

35.        Музей Лувр. (Франция)

36.        Музей  Метрополитен. (Америка)

37.        Государственный Эрмитаж. (Россия)

38.        Связь крупнейших музеев. Распространение филиалов. Научные конференции и симпозиумы.

39.        Практическое занятие. Посещение Государственного Эрмитажа.

40.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

41.        Петропавловская крепость.

42.        Военно-морской исторический музей.

43.        Военно-исторический  музей артиллерии.

44.        Вселенная воды. Музей Водоканала.

45.        Центральный музей связи.

46.        Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко

47.        Практическое занятие. Посещение музея РЖД.

48.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

49.        Музеи при НИИ и Университетах.

50.        Санкт-Петербургский государственный музей Гигиены.

51.        Государственный музей Арктики и Антарктики.

52.        Ботанические сады как музеи. Крупнейшие ботанические сады  мира, страны. Санкт-Петербургский Ботанический сад.

53.        Океанариумы и Аквариумы как музеи. Крупнейшие Океанариумы мира, страны. Санкт-Петербургский Океанариум.

54.        Зоопарк как музей живой природы. Зоопарки мира, страны. Ленинградский зоопарк.

55.        Практическое занятие. Посещение Зоологического Музея.

56.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

57.        Исторические и культурные предпосылки к зарождению новых течений в искусстве.

58.        Понятие «современное искусство». Направления. Основоположники.

59.        Модернизм. Постимпрессионизм.

60.        Авангардизм. Фовизм.

61.        Абстракционизм. Экспрессионизм.

62.        Кубизм. Футуризм.

63.        Практическое занятие. Посещение Музея Искусства Санкт-Петербурга XX-XI вв.

64.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

65.        Примитивизм. Нонконформизм.

66.        Русский авангард. Плакатное агит-искусство.

67.        Поп-арт. Постмодернизм.

68.        Нет-арт. Оп-арт

69.        Граффити. Как направление в искусстве и часть субкультуры.

70.        Гиперреализм. Связь с фотографией. Лэнд-арт. Минимализм.

71.        Практическое занятие. Посещение арт-объектов острова Малая Голландия.

72.        Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

Календарно-тематический план

1-го года обучения

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие, знакомство с предметом. Понимание термина, предмет исследования.

2

2.

Музееведение как наука. Основы музееведения. Метод.

2

3.

Научно-фондовая работа музеев.

2

4.

Просветительская функция музея. Учебные центры и обучающие программы при музеях.

2

5.

История основания музеев за рубежом.

2

6.

История основания музеев в России.

2

7.

Практическое занятие. Посещение Кунсткамеры Петра Великого.

2

8.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

9.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции.

2

10.

Музейная сеть и классификация музеев.

2

11.

Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиции разных групп музеев.

2

12.

Поисково-исследовательская деятельность музеев. Пополнение фондов.

2

13.

Выставочная деятельность музеев.

2

14.

Связь музейной деятельности с историческим культурным наследием. Музей Пушкина. Царское село.

2

15.

Практическое занятие. Посещение музея Царскосельского Лицея и Дачи-музея А.С. Пушкина.

2

16.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

17.

Культурное разнообразие и различие народов мира.

2

18.

Влияние разных религий на формирование культурных взглядов.

2

19.

Храмы Петербурга – лучшие образцы архитектурных стилей.

2

20.

Государственный Музей Истории Религии.

2

21.

Великие путешественники и собиратели уникальных коллекций.

2

22.

Значение семьи Рерихов для исследования культуры Тибета и развития мировой художественной культуры.

2

23.

Практическое занятие. Посещение государственного института-музея семьи Рерихов.

2

24.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

25.

Этнографическая основа населения Санкт-Петербурга и Лен. Области.  Значение корней.

2

26.

Смешение культур как основа формирования общества. Традиционные виды творчества.

2

27.

Фольклор и народные промыслы. Взаимосвязь.

2

28.

Внесение и прививание западных европейских культурных традиций Петром Великим.

2

29.

Необходимость сохранения исконных традиций в искусстве.

2

30.

Истрия формирования музея Этнографии. Важные и уникальные музейные предметы.

2

31.

Практическое занятие. Посещение музея Этнографии.

2

32.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

33.

Формирование коллекций крупнейших музеев мира.

2

34.

Вынужденное и целенаправленное разрастание коллекций крупных музеев.

2

35.

Музей Лувр. (Франция)

2

36.

Музей  Метрополитен. (Америка)

2

37.

Государственный Эрмитаж. (Россия)

2

38.

Связь крупнейших музеев. Распространение филиалов. Научные конференции и симпозиумы.

2

39.

Практическое занятие. Посещение Государственного Эрмитажа.

2

40.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

41.

Петропавловская крепость.

2

42.

Военно-морской исторический музей.

2

43.

Военно-исторический  музей артиллерии.

2

44.

Вселенная воды. Музей Водоканала.

2

45.

Центральный музей связи.

2

46.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко

2

47.

Практическое занятие. Посещение музея РЖД.

2

48.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

49.

Музеи при НИИ и Университетах.

2

50.

Санкт-Петербургский государственный музей Гигиены.

2

51.

Государственный музей Арктики и Антарктики.

2

52.

Ботанические сады как музеи. Крупнейшие ботанические сады  мира, страны. Санкт-Петербургский Ботанический сад.

2

53.

Океанариумы и Аквариумы как музеи. Крупнейшие Океанариумы мира, страны. Санкт-Петербургский Океанариум.

2

54.

Зоопарк как музей живой природы. Зоопарки мира, страны. Ленинградский зоопарк.

2

55.

Практическое занятие. Посещение Зоологического Музея.

2

56.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

57.

Исторические и культурные предпосылки к зарождению новых течений в искусстве.

2

58.

Понятие «современное искусство». Направления. Основоположники.

2

59.

Модернизм. Постимпрессионизм.

2

60.

Авангардизм. Фовизм.

2

61.

Абстракционизм. Экспрессионизм.

2

62.

Кубизм. Футуризм.

2

63.

Практическое занятие. Посещение Музея Искусства Санкт-Петербурга XX-XI вв.

2

64.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

2

65.

Примитивизм. Нонконформизм.

2

66.

Русский авангард. Плакатное агит-искусство.

2

67.

Поп-арт. Постмодернизм.

2

68.

Нет-арт. Оп-арт

2

69.

Граффити. Как направление в искусстве и часть субкультуры.

2

70.

Гиперреализм. Связь с фотографией. Лэнд-арт. Минимализм.

2

71.

Практическое занятие. Посещение арт-объектов острова Малая Голландия.

2

72.

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

2

Всего часов в год:

144

  1. Рабочая программа второго года обучения

Особенности 2-го года обучения

Задачи 2-го года обучения

 

Ожидаемые результаты 2-го года обучения

Содержание

2-го года обучения

Занятие 1. Вводное занятие

Повторение пройденного.

Теория - определение правил охраны труда и правил поведения на занятии и в учреждении; беседа об основных видах деятельности в объединении;

Понимание термина, предмет исследования.

Занятие 2. Возможность реализации в современном музейном пространстве.

Теория: (подробное описание теоретического содержания 2-го занятия)

Практика: (подробное описание практического содержания 2-го занятия) и т.д.

1.        Вводное занятие. Повторение пройденного .

2.        Возможность реализации в современном музейном пространстве.

3.        Учебные центры на базе музеев.

4.        Особенности организации и проведения выставок, конкурсов и фестивалей искусства.

5.        Мировые и Российские проекты по развитию разных видов искусств.

6.        Генеральный Штаб Эрмитажа, как масштабный проект развития современного искусства.

7.        Практическое занятие. Посещение музея Эрарта.

8.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

9.        Разнообразие понятия «Искусство».

10.        Художественное искусство, как первейшая форма выражения творчества человеком.

11.        Прикладное и декоративное художественное искусство.

12.        Музыкальное искусство. От классики до современности.

13.        Танец.

14.        Искусство театра и кино.

15.        Практическое занятие. . Посещение Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

16.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

17.        Возникновение музыкального искусства. От древности к современности.

18.        Мировая история развития музыки.

19.        Виды музыкальных инструментов.

20.        Взаимное развитие и влияние музыки и других видов искусств.

21.        Развитие классической музыки в России

22.        Великие музыканты- наши земляки. Признанные гении Петербурга.

23.        Практическое занятие. Посещение Шереметьевского дворца – музея музыки.

24.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

25.        Какие бывают профессии в искусстве.

26.        Возможность реализации таланта в профессиональной сфере.

27.        Профессия Музыкант. На примере великих композиторов современности.

28.        Профессия Художник. Возможности применения художественного таланта.

29.        Профессия Скульптор. Современное и классическое понятие.

30.        Профессия Хореограф. Совмещение творчества и тяжёлой физической работы.

31.        Практическое занятие.  Посещение музея Российской Академии Художеств

32.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

33.        Архитектура, как вид искусство.

34.        Появление и развитие объектов архитектурного искусства.

35.        Связь и влияние исторических процессов на формирование архитектурного облика городов

36.        Мировые памятники архитектуры.

37.        Великие зодчие. Развитие городской архитектуры в России.

38.        Храмовая архитектура в Санкт – Петербурге.

39.        Практическое занятие. Посещение музея-памятника «Спас-на-крови».

40.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

41.        Классическое изобразительное искусство. Великие художники прошлого.

42.        Классическое музыкальное искусство. Великие композиторы прошлого.

43.        Классическая хореография. Русский балет, как уникальное явление.

44.        Парковое и садовое искусство.

45.        Классическая архитектура и современные шедевры архитектуры.

46.        Классическое ювелирное искусство. Феномен Карла Фаберже.

47.        Практическое занятие. Посещение Русского Музея.

48.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

49.        Новейшее современное искусство

50.        Переходные формы художественного искусства.

51.        Перформанс и флеш-моб.

52.        Искусство кино. Понятие арт-хаус.

53.        Фотоискусство.

54.        Необычные  и уникальные формы искусства.

55.        Практическое занятие. Посещение Арт-центра «Пушкинская,10»

56.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

57.        Понятие краеведения. Особенности формирования коллекций краеведческих музеев.

58.        Краеведческие музеи Санкт-Петербурга и Лен. Области.

59.        Выборгский историко-краеведческий музей. Замок.

60.        Новоладожский историко-краеведческий музей.

61.        Всеволожский государственный историко-краеведческий музей.

62.        Петропавловская Крепость. Вечный памятник истории города.

63.        Практическое занятие. Посещение музея истории Санкт-Петербурга.

64.        Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

65.        Музейные объекты под открытым небом. Понятие. Классификация.

66.        Особенности формирования музейных коллекций и организации экскурсий.

67.        Мировые объекты под охраной ЮНЕСКО

68.        Музеи под открытым небом в России

69.        Музеи под открытым небом в Петербурге и Лен. Области.

70.        Летний Сад. История создания. Значение для города .

71.        Практическое занятие. Посещение Летнего Сада.

72.        Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

Календарно-тематический план

2-го года обучения

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Повторение пройденного .

3

2.

Возможность реализации в современном музейном пространстве.

3

3.

Учебные центры на базе музеев.

3

4.

Особенности организации и проведения выставок, конкурсов и фестивалей искусства.

3

5.

Мировые и Российские проекты по развитию разных видов искусств.

3

6.

Генеральный Штаб Эрмитажа, как масштабный проект развития современного искусства.

3

7.

Практическое занятие. Посещение музея Эрарта.

3

8.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

9.

Разнообразие понятия «Искусство».

3

10.

Художественное искусство, как первейшая форма выражения творчества человеком.

3

11.

Прикладное и декоративное художественное искусство.

3

12.

Музыкальное искусство. От классики до современности.

3

13.

Танец.

3

14.

Искусство театра и кино.

3

15.

Практическое занятие. . Посещение Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

3

16.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

17.

Возникновение музыкального искусства. От древности к современности.

3

18.

Мировая история развития музыки.

3

19.

Виды музыкальных инструментов.

3

20.

Взаимное развитие и влияние музыки и других видов искусств.

3

21.

Развитие классической музыки в России

3

22.

Великие музыканты- наши земляки. Признанные гении Петербурга.

3

23.

Практическое занятие. Посещение Шереметьевского дворца – музея музыки.

3

24.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

25.

Какие бывают профессии в искусстве.

3

26.

Возможность реализации таланта в профессиональной сфере.

3

27.

Профессия Музыкант. На примере великих композиторов современности.

3

28.

Профессия Художник. Возможности применения художественного таланта.

3

29.

Профессия Скульптор. Современное и классическое понятие.

3

30.

Профессия Хореограф. Совмещение творчества и тяжёлой физической работы.

3

31.

Практическое занятие.  Посещение музея Российской Академии Художеств

3

32.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

33.

Архитектура, как вид искусство.

3

34.

Появление и развитие объектов архитектурного искусства.

3

35.

Связь и влияние исторических процессов на формирование архитектурного облика городов

3

36.

Мировые памятники архитектуры.

3

37.

Великие зодчие. Развитие городской архитектуры в России.

3

38.

Храмовая архитектура в Санкт – Петербурге.

3

39.

Практическое занятие. Посещение музея-памятника «Спас-на-крови».

3

40.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

41.

Классическое изобразительное искусство. Великие художники прошлого.

3

42.

Классическое музыкальное искусство. Великие композиторы прошлого.

3

43.

Классическая хореография. Русский балет, как уникальное явление.

3

44.

Парковое и садовое искусство.

3

45.

Классическая архитектура и современные шедевры архитектуры.

3

46.

Классическое ювелирное искусство. Феномен Карла Фаберже.

3

47.

Практическое занятие. Посещение Русского Музея.

3

48.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

49.

Новейшее современное искусство

3

50.

Переходные формы художественного искусства.

3

51.

Перформанс и флеш-моб.

3

52.

Искусство кино. Понятие арт-хаус.

3

53.

Фотоискусство.

3

54.

Необычные  и уникальные формы искусства.

3

55.

Практическое занятие. Посещение Арт-центра «Пушкинская,10»

3

56.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Сформировали ли своё представление о предмете. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

57.

Понятие краеведения. Особенности формирования коллекций краеведческих музеев.

3

58.

Краеведческие музеи Санкт-Петербурга и Лен. Области.

3

59.

Выборгский историко-краеведческий музей. Замок.

3

60.

Новоладожский историко-краеведческий музей.

3

61.

Всеволожский государственный историко-краеведческий музей.

3

62.

Петропавловская Крепость. Вечный памятник истории города.

3

63.

Практическое занятие. Посещение музея истории Санкт-Петербурга.

3

64.

Итоговое занятие по разделу. Что мы узнали. Что больше заинтересовало. Представление докладов и презентаций.

3

65.

Музейные объекты под открытым небом. Понятие. Классификация.

3

66.

Особенности формирования музейных коллекций и организации экскурсий.

3

67.

Мировые объекты под охраной ЮНЕСКО

3

68.

Музеи под открытым небом в России

3

69.

Музеи под открытым небом в Петербурге и Лен. Области.

3

70.

Летний Сад. История создания. Значение для города .

3

71.

Практическое занятие. Посещение Летнего Сада.

3

72.

Заключительное занятие. Подведение итогов за год.

3

Всего часов в год:

216

4. Оценочные и методические материалы

  1.  Учебно-методический комплекс (УМК)

Данный раздел может быть представлен в виде таблицы, перечня, текста. Это подробное описание пакета методической продукции, используемой в процессе обучения. Раздел может включать:

  • педагогические методики и технологии  - методические разработки и пособия, конспекты занятий, памятки, инструкции, рекомендации по проведению практических работ (технических зачетов, открытых занятий, методики по исследовательской работе); научная и специальная литература, материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты, планы работы родительского комитета и пр.).
  • дидактические материалы и техническое оснащение занятий - лекционные материалы, разработки игр, бесед,  экскурсий, конкурсов, наглядный материал, задачи и задания творческого характера, видеокаталог, аудиокаталог, ЭОР (электронные образовательные ресурсы), используемые на занятиях и  в период подготовки к ним и пр.
  • систему контроля результативности обучения (диагностические материалы: тесты, анкеты, диагностические методики, и пр.), разработанную педагогом.

В данном пункте педагог подробно описывает формы, средства, методы выявления результативности освоения учащимися реализуемой им программы, а также объясняет, с какой периодичностью и в какие сроки проводится контроль результативности (начальная, промежуточная, итоговая диагностика)

Система контроля результативности обучения 

Периодичность контроля

Формы и средства контроля

Выявление результатов

обучения

Начальная

диагностика

Начало учебного года (сентябрь-ноябрь)

Беседа, опрос.

Промежуточная диагностика

Середина учебного года (декабрь-февраль)

наблюдение,  анкетирование (детей и родителей), тестирование

Итоговая 

диагностика

Конец учебного года (март-май)  

тестирование

Фиксация результатов обучения

Начальная фиксация

Начало учебного года (сентябрь-ноябрь)

афиши мероприятий, публикации

Промежуточная фиксация

Середина учебного года (декабрь-февраль)

дневники достижений, отзывы (детей и родителей);

Итоговая фиксация

Конец учебного года (март-май)  

Грамоты, дипломы

Предъявление результатов обучения

Уровень мероприятия

Приблизительная дата мероприятия

Форма предъявления результатов обучения

В начале учебного  года

Городской

Октябрь-ноябрь

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях, концертах, открытых занятиях

В середине учебного  года

Городской

Декабрь-февраль

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях, концертах, открытых занятиях

В конце учебного  года

Городской

Март-май

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях, концертах, открытых занятиях

         

4.2 Информационные источники, используемые при реализации программы

Список используемой литературы:

1. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.

2. Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.

3. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.

4. Законом Российской Федерации “Об образовании”.

5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.

6. Михайлова, М.А. Из опыта работы курса “Юный музеевед” в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003.

7. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.

8. Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.

9. Решетников Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР. – М., 1985.

10. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.

11. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.

12. Учебно-методический комплекс. Дисциплина: Музейная педагогика. Составитель: Семенова И.Н. Тюменская Государственная Академия культуры и искусств”. Кафедра истории и музееведения.

13. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

14. Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

15. Ягодинская, Л.А. Музейные коллекции как важный фактор учебного процесса // Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф., посв. 120-летию Омского гос. истор.-краевед. музея. – Омск, 1998.

16. Багаутдинова Ф.Г.  Туристско - краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992;

17. Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- Йошкар-ола, 2006;

18. Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2007;

19. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;

20. Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;

21. Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;

22. Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;

23. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;

24. Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;

25. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;

26. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.

Список рекомендованной литературы:

1.Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение России в первой трети ХХ века: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Г. Шумная. – М., 1997.

2. Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. Т.2. – М., 1928.

3. Основы экскурсионного дела в музее. – М., 1976-1977. – Вып. 1-2.

4. Изучение посетителей в музеях зарубежн Ломунова, А.К. На экскурсию – всей семьей // Сов. музей. – 1986. – № 5.

5. Ломунова, А.К. Учитель обращается в музей // Сов. музей – 1983. – № 2.

6. Павлюченко, Э.А. Опыт работы музея со школьниками / Павлюченко Э.А., Юхневич М.Ю.– М., 1985 (ГПБ. Информкультура: Экспрессинфор. Сер.: Музейное дело и охрана памятников - Вып. 1 )

7. Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 159 с.

8. Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей // Сов. музей – 1984. – № 1.

9. Юхневич, М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. – 1989. – №1.

10. Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. – 2005. – №4. – С.27-34.

11. Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – №5. – С.3-1

 Использованные интернет-ресурсы и сайты:

1. https://banauka.ru/1508.html

2. http://window.edu.ru/

3. https://superinf.ru/

4. http://esthetiks.ru/

5. https://journonline.msu.ru

6. http://womo.ua/14-virtualnyih-muzeev-mira-na-vashem-ekrane/

7. https://www.spb-guide.ru/

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество учебных

часов

Режим занятий

1 год

10 сентября

24 мая

36

144

2р в нед. по 2 часа

2 год

10 сентября

24 мая

36

216

2р в нед. по 3 часа