Реализация инновационного социального проекта «Круг заботы» глазами взрослого волонтера

Изюмова Анна Леонидовна

Статья для сборника по итогам реализации проекта, направленного на социализацию подростков, стоящих на учете Комиссии поделам несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круг заботы.10.46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация инновационного социального проекта «Круг заботы»

глазами взрослого волонтера

                                                                                                           

 А.Л. Изюмова, волонтер,

ассистент тренера

психотерапевтических

занятий с подростками,

педагог-организатор Центра

дополнительного образования

Приглашение для участия в проекте  "Круг заботы", реализованом в 2017-2018 учебном году, приняла с интересом, а поскольку имею практический опыт организации коммуникативных тренингов, с самого начала была уверена, что качественные изменения в результате получат все участники. Постараюсь обобщить свои наблюдения и выводы.

В тренингах принимали участие подростки, склонные к совершению правонарушений или уже вступившие в конфликт с законом. К великому изумлению, добрая половина ребят оказалась мне хорошо знакома по другим, более позитивным поводам. Это ещё раз подтверждает истину о том, что в «зону особого внимания» нередко попадают активные, инициативные ребята, имеющие лидерские качества, творческие способности, нестандартное мышление и прочие положительные личностные качества, которые, вероятно, были использованы при сомнительных обстоятельствах или, наоборот, оказались не востребованы и не реализованы в нужный момент. Именно такие «нестандартные» дети, в процессе отстаивания личной жизненной философии, в силу слабой правовой грамотности и эмоционально-волевой саморегуляции склонны балансировать на острой грани общественной нормы закона, рискуя свалиться в бездну.

Удачным, на мой взгляд, оказался выбор места проведения тренингов. Центр дополнительного образования – то место, куда дети идут по собственному желанию, ведь за пределами школьных стен, где подростки были поставлены на внутренний учёт, вероятно, отсутствуют кнопки запуска программ асоциального поведения, поэтому больше шансов для тренировки механизмов личностного роста.

Мои  задачи заключались в сопровождении работы психотерапевта, дублировании его функций во время упражнений по подгруппам, создании рабочей атмосферы, наблюдения за групповыми процессами, представлении альтернативных интересов или позиций сторон и поддержка отдельных участников, испытывающих затруднения. Тренинг предусматривал в среднем 12 двухчасовых сессий для каждой группы, занятия проводились три раза в неделю, в течение месяца. Между сессиями мы с тренером обменивались мнениями, выводами, анализировали промежуточные результаты, прогнозировали индивидуальные траектории развития участников в группах, радовались успехам ребят.

Во время занятий я была равноправным участником группы, подчинялась принятым законам и условиям. Поэтому роль ассистента выполняла в режиме реального времени, не имея никаких преимуществ перед ребятами. Отсутствие двойных стандартов и единство требований помогало устанавливать равноправие в группе, способствовало устранению коммуникативных барьеров. Подростки чутко реагируют на искренность и легко распознают лицемерие. Поэтому интересно было наблюдать за процессом «таяния льда» в отношениях пациентов-участников и врача-психотерапевта, снявшего белый халат и открывшегося ребятам как интересный собеседник, общественный деятель, неравнодушный житель города, глава дружного семейства, просто взрослый, принимающий участие в их жизни. Себя я позиционировала как человек, увлеченный своим делом – педагог, работающий с подрастающим поколением, любознательный турист, готовый к открытиям, многодетная мама, находящаяся в курсе детских проблем. И настоящая работа в группе начиналась только тогда, когда каждый участник начинал интересоваться другими членами группы, проникаться доверием ко всем присутствующим.

Узнавая друг друга, участники тренинга узнавали себя, перевоплощаясь в ходе упражнений, примеряли разные социальные роли, учились ставить себя на место товарищей. Каждый осваивал науку конструктивных взаимоотношений с тем или иным успехом, который зависел, в первую очередь от уровня мотивации. Дело в том, что некоторые подростки имели лишь внешние стимулы для участия – соглашение об участии в проекте, подписанное родителями или направление от социального педагога образовательной организации. Те же, кто определил для себя личную цель тренинга, достигли большего личностного роста, поскольку их мотивация была внутренней, следовательно, движение к своему результату они контролировали сами и коррекционный эффект был выше.

Успела выявить наиболее распространенные причины, по которым ребята, на мой взгляд, испытывают трудности адаптации в современном обществе. Во-первых, заметила, что многие дети боятся проявить инициативу, поскольку могут совершить ошибку, промах, они стесняются выражать личное мнение. Во-вторых, испытывают затруднение в поиске позитивных суждений, зато легко находят поводы для порицаний. В-третьих, с большим нежеланием говорят о своей семье, в каждом проявлении при этом сквозит запрет на проявление эмоций, контроль и настороженность. Таким образом, безынициативность, негативное мировосприятие, слабая  эмоциональная привязанность к родным характеризуют личность подростка, лишенного приоритетов и ценностей гуманного общества. Считаю, что именно дезадаптированные подростки чаще склонны к правонарушениям.

Качественный и количественный состав групп также во многом определял успешную реализацию программы тренинга. Коррекционных групп было несколько, что позволило осуществить полезные наблюдения.

Оптимальное количество участников в группе – от восьми до десяти, поскольку многие упражнения требуют работы в парах и подгруппах, а выражение индивидуальных суждений и обратная связь затягиваются по времени при большем количестве людей, снижая общий интерес к происходящему.

По гендерному составу хорошо работают либо однополые группы, либо группы, где количество участников обеих полов одинаково. Количественное преобладание одного из полов провоцирует процессы дискриминации, что негативно влияет на включенность подростков в рабочий процесс.

Группа не должна полностью состоять из подростков с отклоняющимся поведением, долю таких участников нужно снизить до 40%.  Поскольку отсутствие отработанных алгоритмов бесконфликтного общения, демонстративно независимая форма поведения, на фоне интуитивного психоэмоционального напряжения некоторых участников создают организационные помехи в работе группы. Это требует дополнительного внимания со стороны тренера, что снижает общий темп деятельности. Наиболее успешными и дружными в тренингах были те группы, в состав которых вошли подростки такие же «нестандартные», как и правонарушители, бросившие вызов обществу, но нашедшие позитивное русло для своей самореализации. В таких группах появились даже традиционные чаепития после занятий. Кстати, обязательное присутствие в коррекционной группе сверстников, имевших проблемы с законом, но успешно решивших их, способствует интеграции юных правонарушителей в общественную жизнь. Ведь дружеские взаимоотношения, зародившиеся во время тренинга, позволяют участникам продолжать позитивное общение за пределами нашего проекта, включаясь в общие дела класса, школы, творческого коллектива или спортивной команды.

Удачной находкой, способствующей сплочению временных коллективов подростков, стала практика создания для каждой группы в социальной сети «Вконтакте»  беседы. Это позволяло участникам свободно общаться между сессиями, а тренеру и ассистенту – определять температуру взаимоотношений в группе, подогревать интерес к занятиям, быть на связи 24/7.

Говоря о дальнейшей работе в рамках проекта «Круг заботы» можно вынести на обсуждение следующие положения:

  • Для повышения мотивации участников предусмотреть и проработать содержание подготовительного этапа, заключающегося в работе с семьёй.
  • Сократить количество коррекционных занятий в тренинге до 10. Рассмотреть возможность проводить тренинги методом погружения. Например, по две двухчасовых сессии в день в течение пяти дней, чтобы не создавать проблем, регулярно на протяжении долгого времени отвлекая детей от учебной и внеурочной деятельности. По возможности организовывать выездные тренинги, например, с элементами событийного, краеведческого, культурного или активного туризма или общего оздоровления в учреждениях санаторно-курортного типа. Тренинги, организованные в условиях «другой реальности», имеют долгоиграющий эффект.
  • Включать в состав групп волонтеров из бизнес-сообщества, градообразующего предприятия, молодежного парламента, административных работников, родительской общественности и прочих сфер.

Подводя итоги участия в данном проекте, хочется выразить благодарность  за предоставленную возможность расширить рамки своей компетенции, прикоснуться к общему, значимому для нашего города, делу, осуществить свой вклад в воспитание подрастающего поколения урайцев.

Мои предположения оказались верны: все участники, включая руководителей, получили качественные личностные изменения. А ребята, получившие «прививку соучастия» благополучно включаются в легальные сферы нашего городского сообщества, я многих вижу в Центре дополнительного образования, на улицах города с друзьями и родителями, уверена, что их личностный рост продолжается. Так же должно продолжаться дальнейшее развитие этого проекта.