Использование мультимедийных технологий на уроках и в дополнительном образовании как способ развития гармоничной личности .

Тарасова Ольга Ильинична

. С помощью мультимедийных уроков можно активно развивать познавательную  деятельность учащихся . Кроме того, учитель и преподаватель перестанут занимать доминирующую роль в уроке, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к образованию в целом, и учатся в основном по принуждению родителей. Ситуация , создаваемая на уроке наглядными мультимедийными способами, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме  вести учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование мультимедийных технологий на уроках  и в дополнительном образовании как способ развития гармоничной личности .

  На мой взгляд, выбранная  тема является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Двадцать первый век- эпоха новых компьютерных технологий, которые занимают все больше мест в системе социализации подрастающего поколения.  Подчас, даже малыши, способны включить компьютер , сотовый телефон и телевизор . С  помощью гаджетов визуализируется познавательное пространство ребенка. Живя в условиях массовой культуры и интервенции готовых информационных шаблонов, дети лишаются возможности развивать свою память, фантазию и критическое мышление. Вполне  естественно, что урочная деятельность и дополнительное образование,  построенные на работе с учебником и учителем, кажутся учащимся скучными и неинтересными. Повысить интерес  и мотивацию  к познавательной деятельности можно с помощью мультимедийных технологий. Именно они  изменят образовательный процесс:  задания станут  наглядными, примеры  яркими и запоминающимися, а визуализации изучаемых объектов поможет развить творческие способности детей и тренировать их память. С помощью мультимедийных уроков можно активно развивать познавательную  деятельность учащихся . Кроме того, учитель и преподаватель перестанут занимать доминирующую роль в уроке, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к образованию в целом, и учатся в основном по принуждению родителей. Ситуация , создаваемая на уроке наглядными мультимедийными способами, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме  вести учебный процесс.

Я уверена, что мультимедийные разработки в самых разнообразных формах на уроках и во внеурочное время должны использоваться наряду со всем многообразием других форм и методов обучения  в школе, причём на всех её ступенях (начальная, средняя, старшая.)

Презентация – это новое наглядное средство воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников уроки становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему, значит, я достигла главной цели - приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.

При выполнении опережающих заданий для уроков с мультимедийными технологиями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с картой, подборкой научно-популярной литературы, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого  материала заставляет детей думать  и видеть плоды своего труда.

Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в работе с хорошо известными им мультимедийными ресурсами, стараются внести свой вклад в работу группы , в состав которой они входят, с другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении  заданий повышенной сложности.Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний, кроме этого решается очень важный воспитательный момент-развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.

 При подготовке к  урокам, внеклассным мероприятиям, учащимся необходимо применение знаний по другим предметам: истории, химии, математике; часто дети художественно оформляют свои работы, что даёт широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Участвуя в  деловых играх (например урок-экскурсия и т.п.),ребята чувствуют себя в роли взрослых людей, это вырабатывает чувство ответственности за других, за решение ,которое они принимают, за выполнение поставленных задач.

Мультимедийные проекты могут  очень сильно варьироваться в зависимости от поставленных целей, по времени и технологии проведения. Постановка  в начале урока задачи в виде ребуса или загадки, сделанной  силами мультимедийной техники,   позволит заинтересовать ребят и показать необходимость изучения новой темы. Так, например, в 5 классе при изучении темы «Летний сад» я предлагаю детям отгадать тему урока. Они должны назвать известное место Петербурга, которое ассоциируется у них с куском чугуна и легким кружевом. На экран выводятся картинки. Затем , в помощь детскому восприятию  могут подоспеть слайды с фотографиями и видеосюжет. В результате общих усилий, тема урока «Летний сад» найдена. Обсуждение нового материала, его закрепление и проверка займет  на занятии гораздо меньше времени, а качество полученных знаний заметно повысится.

Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что  урок или внеклассное мероприятие с применением мультимедийной презентации  изменится. Станут уместными новые коллективные и индивидуальные  формы работы детей. Останется время на демонстрацию их достижений, чтобы снять страх  и напряжение перед учебой, способствовать открытию каких-то новых качеств, способностей, умений. Предлагаемые уроки и внеклассные занятия соответствуют требованиям времени:  учат детей думать, добывать знания, нестандартно мыслить, искать ответы на проблемные вопросы, а значит гармонично развиваться.