Хорский родничок

Иванькова Ольга Юрьевна

Стихи поэтов поселка Хор, региональный компонет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horskiy_rodnichok.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: литературное краеведение (писатели и поэты района)

Исследовательская работа

Хорский родничок

Авторы работы: Зыков Кирилл, ученик 9 а класса, МБОУ ООШ №2, р.п.Хор, Мусохранов Олег, ученик 9 а класса МБОУ ООШ №2 р.п. Хор.

Аннотация

Цель работы: Через литературное краеведение расширить и обогатить знания наших школьников, привить любовь и уважение к истории культуры и литературному наследию маленькой родины .

Объект исследования: разнообразный имеющийся печатный и рукописный материал в музее, собранный в ходе исследования материал, фотографии, фрагменты видео и аудиозаписей, опрос.

Задачи:

-приобщать обучающихся к изучению культуры родного посёлка, творчеству местных поэтов, художников,

-познакомить с жизнью и творчеством местных поэтов;

-выпустить электронный учебник с целью знакомства и изучения поэтического творчества самодеятельностных поэтов,

-приобщить выпуск учебника к 120 –той годовщине образования посёлка Хор

Методы исследования

1.Сбор, отбор и систематизация материала ,иллюстрирование.

2. Описательный

3.Частично-поисковый

4.Использование справочной и учебной литературы, Интернет-ресурсов.

Вывод: В процессе работы было создано в программе P электронное пособие « Хорский родничок» с перспективой распространения для знакомства изучения литературного наследия посёлка учащимися Хорских школ.

Руководитель : Маслова Фаина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы.

Районная краеведческая конференция «Моё Отечество»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Районная краеведческая конференция «Моё Отечество»

Номинация: « Культурно-историческое наследие моей малой родины»

Тема: литературное краеведение (писатели и поэты района)

Исследовательская работа

Тема: Хорский родничок

Авторы работы:

Зыков Кирилл Игоревич, ученик 9 а класса,

МБОУ ООШ №2 р.п. Хор,

Мусохранов Олег ,ученик 9 а класса,

МБОУ ООШ №2 р.п. Хор.

Руководитель:

Маслова Фаина Аркадьевна,

учитель русского языка

и литературы

2017 год


Содержание исследовательской работы

Введение

1.Основная часть……………………………………………………..4

1.2 Литературное краеведение в нашей школе………………..4

1.3 Создание электронного пособия «Хорский родничок»…..8

1.4 Разделы электронного пособия «Хорский родничок»…....9

Заключение

Приложения

Введение

Интерес к литературе как к духовному наследию человеческой культуры присущ всему образованному населению нашего посёлка, и ему всегда будет сопутствовать интерес ко времени создания произведения, фактам жизни автора, а главное к той среде, в которой жили прообразы созданных его воображением героев и он сам. Изучением этой среды, соотнесенной со временем, творчества одарённых личностей и занимается литературное краеведение в целом.

Увидев, какое положительное воздействие оказывают на подрастающее поколение живые встречи с местными поэтами, как эти люди и их творчество помогают формировать чувство гордости за свою малую  родину, наш ученический коллектив в сотворчестве с нашими учителями задались целью.

ЦЕЛЬ: Через литературное краеведение расширить и обогатить знания наших школьников , привить любовь и уважение к истории культуры маленькой родины , сформировать высокую гражданскую позицию, способствовать соединению обучения и воспитания в единый процесс. И отсюда вытекающие

3ЗАДАЧИ:

Повысить статус патриотического воспитания;

-приобщать обучающихся к изучению культуры родного посёлка, творчеству местных поэтов, художников,

-познакомить с жизнью и творчеством местных поэтов;

-привлечь внимание общественности посёлка и района к краеведческой работе ;

-выпустить электронный учебник с целью знакомства и изучения поэтического творчества самодеятельностных поэтов,

-рекомендовать для изучения богатейшего поэтического материал местным школам нашего посёлка Хор,

-приобщить выпуск учебника к 120 –той годовщине образования посёлка Хор.


Основная часть

1.2Литературное краеведение в нашей школе

Наш край далёкий - голубые реки,

Леса и травы, небо надо мной;

И то, что тронет сердце в человеке

И то, что зазвучит в душе струной.

Б.К.Кузнецов Литературное краеведение в нашей школе за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого год от года возрастает.

Посёлок Хор! Его есть за что любить! Любить не только за его леса и рощи, лужайки в лесах, а прежде всего за тех людей, с которыми мы родились , живем , учимся и работаем, которые трудятся и не только облагораживают наш посёлок ,но и помогают нам увидеть красоту окружающей нас природы, порадоваться достижениям и не изнывать в проблемах. И мы , живущие в посёлке, прежде всего должны знать людей, которые не только живут на этой маленькой территории и делят с нами радости и печали ,но ещё и пишут историю жизни нашего посёлка, отражая её в стихах ,их творчество достойно ознакомления и изучения , для себя всех учеников наших трех школ .Ведь это наша с вами биография ,запечатлённая через призму неравнодушного человеческого сердца.

Литературным краеведением посёлка в школе стали заниматься с 2002 года. Первомайская школа перешла в новое здание (ныне МБОУ ООШ №2) в 1982 году, к тому времени уже был собран некоторый материал (фотографии, вырезки из газет ) .По инициативе директора школы Латышевой Н. И. был создан музей при школе. В музее начали собирать помимо исторического и литературный материал. На сегодняшний день в музее при МБОУ ООШ №2 собран уникальный материал : вырезки из газет, первая самопечатная книги Бориса Кузнецова с дарственной надписью школьному музею, рукописные варианты стихотворений некоторых из ныне живущих самобытных поэтов-земляков( А. Лебедевой, В.

Лыгиной, Ф. Пастернака, А. Шпилевого). Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в конкурсах по литературному краеведению (Приложение 1), пишут под руководством учителей творческие работы , устраивают встречи с творческими людьми посёлка, собирают и записывают факты из биографии творческих людей, печатают их рукописные варианты стихов (Приложение 2)

4  Регулярно в школе проводятся литературные гостиные: «Эхо войны в творчестве земляков» (творчество А. Лебедевой), «Хор мой звонкий..» (творчество Бориса Кузнецова, Дмитрия Кузнецова )

11 Традиционным стало участие в школьных конкурсах стихотворений «Люблю тебя, мой край родной», где ребята занимают призовые места. Ученица нашей школы Михайлова Валерия , участвуя заочно в краевом конкурсе «Экология в стихах»-2015 , заняла третье место, а в  конкурсе-фестивале авторского стиха песни «Музыка души» ,проходившем в п.Хор в октябре 2016 года эта ученица заняла первое место (см. приложение № 1)

В школе регулярно  проводятся различные виды уроков-мероприятий ,на на которых формируются гражданские качества личности подростка: «Дети войны »( творчество А Лебедевой), «Здесь нет людей с сердцами изо льда…» (самобытность поэзии Бориса Кузнецова), «Разговор чувств между земляками» (Живопись Виталия Дроздова)…

В последние 15 – 20 лет произошла утрата идеалов. Д.И.Лихачев говорил: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. У каждого из нас есть свой, «милый сердцу уголок» земли, где он сделал первые шаги. Это наша малая родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины самым тесным образом связано с открытием литературы родного края, которая помогает познать край, а край – познать литературу и тех, кто создаёт её: писателей и поэтов», - писал Д.С.Лихачев.

Эти взгляды ученого оформились в личностную позицию нашего небольшого творческого коллектива « Хорский родничок». 

Богат талантливыми людьми посёлок Хор. В газете « Наше время» время от времени печатаются рассказы и стихи местных авторов – Бориса Константиновича Кузнецова, Фёдора Андреевича Пастернака, Юрия Ивановича Квятковского, Любви Александровны Пичугиной.

О родстве между человеком с природой замечательного нашего посёлка сказала Лыгина Валентина Яковлевна ,которая несколько лет отработала библиотекарем в МБОУ ООШ№2 посёлка Хор:

Мил и дорог нам.

И несёт он песню

Нашу по волнам.

А песни бывают разные , но все они о нашем посёлке ,о наших земляках, таких разных, но объединённых одной любовью к своему посёлку, а значит к нашей Родине в целом.

Чтобы понять и развить душевную привязанность к малой своей родине ,воспитать в душах детей чувство самодостаточности , гордости за свой посёлок, мы составили программу и электронное пособие в перспективе учебник- «Хорский Родничок», он , на наш взгляд, является важным звеном в воспитании чувства патриотизма у подрастающего поколения. Потребность в создании этого пособия была практически продиктована многими естественными факторами : богатым собранным музейным материалом, частыми встречами с творческими людьми посёлка ,личной заинтересованностью детей и взрослого населения, уникальными людьми, проживающими в нашем посёлке.(Приложение 3) Важность проделанной исследовательской работы заключается в том, что на примере изучаемых произведений местных самодеятельных поэтов, расширяются знания школьников о родных местах, о культурном наследии посёлка, обогащаются души познанием любви и привязанности к родному посёлку. Мы хотим привить подрастающему поколению любовь и уважение к литературе и культуре родного края, помочь ощутить и осознать сопричастность частной жизни и малой родины. Поэтому задания , предложенные после знакомства с биографией и творчеством поэтов ,нацелены помочь понять красоту языка, глубину их мыслей и чувств, раскрыть специфику литературного наследия посёлка как образного отражения окружающей нас действительности и способствовать воспитанию творческого читателя.

1.3 Создание электронного пособия «Хорский родничок»

Учителями нашей школы, Масловой Ф. А. и Хортовой О. А., с группой неравнодушных учащихся: Мусохранов О., Зыков К., Суставова Д., Осадчая В., Тринкис Д., Мельникова Е., Рычагов Р., объединённых в отряд « Хорский родничок» второй год разрабатывается программа и в процессе завершения находится электронный учебник с созвучным названием.

В основу учебника взят богатый литературный и документальный материал из школьной библиотеки, из газетных статей «Наше время» разных лет ,из печатных книг ,посвящённых творчеству самобытных поэтов, из Интернета. Мы :учителя и ученики , решили объединить весь разрозненный материал в одно электронное пособие в перспективе снабдив его и фонотекой.5

  Программа предусматривает « Литературные гостиные» (живые встречи с признанными и начинающими поэтами-любителями, которые стали традицией в нашей школе(см. приложение 3),составление презентаций о жизни и деятельности местных поэтов-любителей, составление аудио-видео-библиотеки с дисками( в перспективе) , включающими беседы, интервью, диалоги .

В живом, непосредственном общении с интересными, талантливыми, и, конечно же, одарёнными людьми, читая их поэзию, анализируя, рассуждая, учащиеся не только обогатятся знаниями, но и поймут , что в нашем посёлке есть достойные люди , с которых можно брать пример. Прочитав произведения своих земляков, учащиеся начнут осознавать, что все события, описанные в произведениях, происходят или происходили в тех местах, где они живут, в их малой родине.

1.4 Разделы электронного пособия «Хорский родничок»

Работа над электронным учебником идет второй год и близка к завершению .остались детали : иллюстрировать учебник (папки с иллюстрациями практически готовы к каждому разделу).

Электронный учебник «Хорский родничок» состоит из шести разделов:

- «Земля Хорская моя»

- « Поэт в России больше, чем поэт»,

- «Самодеятельные поэты посёлка Хор»

«Духовная поэзия»

- «Детская страничка»

- «Басни»

- « Живопись»

Первый раздел посвящён краткому описанию истории нашего посёлка, в нём рассказывается о достопримечательных местах нашего посёлка,

Второй раздел :« Поэт в России больше, чем поэт». В данном разделе учебника можно познакомиться с биографией и частично с творчеством известного Хорского поэта Кузнецова Бориса Константиновича.

Стихи пишет с юных лет. В стихах его — любовь к родному краю, поселку, к людям. Он проводит творческие встречи со школьниками, со взрослым населением. На его стихи сын Дмитрий написал несколько песен, которые пользуются популярностью среди поклонников поэзии Бориса Константиновича.

2004 году издал сборник стихов “Будет всё хорошо” .Презентация книги прошла в краеведческом музее п. Переяславка, на которой присутствовали официальные лица, родные и близкие люди, давние друзья.

Поселок Хор стал второй родиной автора сборника. Здесь, на Хорской земле прошла его юность. Здесь он написал свои первые стихи. Жизнь била ключом, и мысль всегда давала пищу поэзии, которая была трепетным и сильным откликом на жизнь. Стихи, посвященные дальневосточной природе, родному поселку, гидролизному и биохимическому заводам, коллегам, друзьям, - это стихи-размышления со светлой, жизнеутверждающей тональностью.

Диапазон стихов Бориса Константиновича весьма широк – от гражданской взволнованности до лирического откровения.

Перед нами поэт ясный, добрый, с настороженной чуткостью к жизни. В стихотворениях его нет ничего надуманного, поэтому так легко они читаются, оставляя в душе след, заставляя к ним возвращаться вновь и вновь.

В электронный учебник включены разноплановой тематики стихотворения поэта, в дальнейшем количество стихотворений , вносимых в учебник для ознакомления, будет пополняться, появятся разделы, согласованные с автором, соответствующие хронологии написания стихотворений .

Следующий раздел учебника:   «Самодеятельные поэты посёлка Хор». Он включает краткие биографии и стихотворения 15-ти поэтов: Барановой Людмилы Ивановны, Кот Нины Ивановны, Мурзина Николая Андреевича,Лебедевой Анны Ивановны, Пастернака Фёдора Андреевича,Казакова Василия Михайловича, Казаковой Ольги Анатольевны, Шпилевого Андрея Петровича, Ковалёвой Людмилы Михайловны, Письменко Ларисы Анатольевны,Катенко Валентины Михайловны, Лыгиной Валентины Яковлевны ,Гариповой Галии Раисовны, Иваньковой Ольги Юрьевны, Пичугиной Любови Александровны.

В третьем разделе: «Духовная поэзия» представлены стихотворения пока трёх творческих личностей: Кузнецова Дмитрия Борисовича, Будник Валентины Антольевны, Кудряшовой Наталии Алексеевны.

Четвёртый раздел «Детская страничка» включает творчество следующих учащихся: Шанявской Маргариты, Гафиятулиной Анны ,Мельниковой Екатерины ,Лаврентьевой Елены ,Марининой Елены, Поповой Анастасии ,Фаворовой Анны ,Михайловой Валерии.

В пятом разделе : «Басни» . Басни Василия Казакова.

Заключительный раздел: « Живопись» В нём представлено творчество Дроздова В. П. ,его краткая биография, названия картин.

В перспективе учебник будет дополняться фонотекой, презентациями о жизни и творчестве отдельных самодеятельностных поэтов. Эту работу будут продолжать под руководством наших учителей –наставников учащиеся нашей школы, неравнодушные к нашей малой родине.

Нам есть что читать и изучать. Много талантливых людей взрастила Хорская земля, и, изучая творчество самобытных поэтов нашего посёлка, мы- школьники учимся понимать красоту языка , глубину их мыслей и чувств, раскрываем для себя специфику литературы как образного отражения действительности ,способствующей воспитанию творческого читателя.













Заключение

.

Работа над литературно-краеведческими темами в нас, учениках, руководимых учителями, воспитывает навыки самостоятельной работы с книгой и газетой, знакомит с архивами и музейными ценностями, развивает самостоятельность в оценке художественных явлений, пробуждает наши творческие способности, приобщает к духовно-культурным ценностям нашей малой родины.

Кроме того, самым тесным образом работа по литературному краеведению связана с открытием не только литературы родного посёлка, а и с историей нашей малой родины, отражённой в стихах, а значит, она помогает познать в целом наш посёлок, край,– познать литературу и тех, кто создаёт её: творческих людей-поэтов ,которые, по мнению, Фёдора Андреевича Пастернака, связаны сердцем и душой со своей малой родиной:

Когда покинет солнце море, осветит горы и тайгу,

Осветит хорские просторы, посёлок Хор на берегу.

Легендами он не прославлен ,но дорога судьба его

Тому ,кто жил в нём и оставил частицу сердца своего.




Литература:

  1. Баранова Л. И. «Доброты не иссякнет источник». Сборник стихотворений самодеятельных поэтов п. Хор.-2013 г
  2. Баранова Л. И. « Трепет души». Поэзия местных авторов. 2013 г.
  3. Лыгина В. Я. «Земля Лазовская моя».2010 г. Сборник стихотворений самодеятельных поэтов п. Хор.
  4. Сверкунова Н. И. (Заслуженный учитель РСФСР), Лыгина В. Я.» Здесь нет людей с сердцами изо льда». Творческая работа Хор-2006 г
  5. Лыгина В. Я. «Таланты посёлка Хор». Творческая работа. 2011 г
  6. Кузнецов Б.К. «Летит на землю снег» . Стихи.1994 г.
  7. Кузнецов Б.К.(Член Союза писателей) «Будет всё хорошо». Стихи.
  8. Издательство «РИОТИП»краевой типографии Хабаровск .2004 г
  9. Черноволенко З.В. (заведующая Хорской библиотекой). «Таланты посёлка» Статья в газете «Наше время» 22.02.2002 г
  10. Гарипова Г.Р. «Экология души». Сборник стихов. ХСШ № 2 .2002 г