Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования
Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sredstva_i_formy_metodicheskoy_pomoshchi.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А.Лебедева
ГБУ ДО ДДТ
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методист
Основные средства и формы методической помощи
педагогу дополнительного образования
Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно- ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД.
Методическая помощь осуществляется различными средствами:
- консультированием,
- методическим руководством,
- методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУ ДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
В практике ОУ ДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи;
- Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию;
- Число, месяц, год проведения консультации;
- Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию;
- отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию;
- роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУ ДОД.
Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУ ДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУ ДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Логика определения методической поддержки кадров следующая:
- диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в УДОД и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
- фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
- анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
- постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
- выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.
Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:
- Совершенствование образовательного процесса.
- Повышение педагогического мастерства.
- Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
- Привлечение к работе в условиях УДОД специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
- Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из учащихся УДОД.
- Организация и координация работы методических объединений.
- Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
- Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях.
Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.
Важными организационными формами методической работы являются:
- Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
- Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
- Творческие отчеты педагогов.
- «Школа педагогического мастерства».
- Шефство опытных педагогов над молодыми.
- Открытые занятия, мастер-классы.
- Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
- Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
- Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
- Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.)
- Проведение конкурса педагогического мастерства
Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:
- Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
- Психолого-педагогическая поддержка кадров.
- Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
- Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество)(18).