Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Лебедева Лариса Антоновна

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_sredstva_i_formy_metodicheskoy_pomoshchi.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Лебедева

ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методист

Основные средства и формы методической помощи

педагогу дополнительного образования

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно- ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных  в процессе осуществления методического мониторинга.

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД.

Методическая помощь осуществляется различными средствами:

  • консультированием,
  • методическим руководством,
  • методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУ ДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУ ДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи;

  • Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию;
  • Число, месяц, год проведения консультации;
  • Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию;
  • отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию;
  • роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУ ДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУ ДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУ ДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

  • диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в УДОД и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
  • фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
  • анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
  • постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
  • выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

  • Совершенствование образовательного процесса.
  • Повышение педагогического мастерства.
  • Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
  • Привлечение к работе в условиях УДОД специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
  • Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из учащихся УДОД.
  • Организация и координация работы методических объединений.
  • Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
  • Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

  • Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
  • Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
  • Творческие отчеты педагогов.
  • «Школа педагогического мастерства».
  • Шефство опытных педагогов над молодыми.
  • Открытые занятия, мастер-классы.
  • Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
  • Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
  • Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
  • Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.)
  • Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

  • Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
  • Психолого-педагогическая поддержка кадров.
  • Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
  • Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество)(18).