"Письма о добром и прекрасном"

Тишкова Зинаида Михайловна

Мероприятие в форме беседы – диалог по  книге Д.С. Лихачёва «Письма  о добром   и  прекрасном» со старшеклассниками с целью воспитания нравственности, добра, чувства прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Письма  о добром   и  прекрасном».

Беседа – диалог

по  книге Д.С. Лихачёва

Смагина А.С., педагог-библиотекарь

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Цель:  Знакомство  с книгой Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»                       Задачи: Воспитание нравственности, добра, чувство прекрасного.

Оборудование: 

  - Книжная выставка «Гражданин России – Д.С. Лихачёв»

  - Портрет писателя

  - Мудрые мысли:

1. «Люби людей и ближних и дальних»

2. «Твори добро, не видя в том заслуги»

3. «Чтение – путь к житейской мудрости»

4. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее»

Ход мероприятия:

    Класс разбивается на 4 группы. Каждой группе выдаются карточки с четырьмя вопросами. У каждой группы на столе – книга Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

                         Вступительное  слово педагога - библиотекаря:

    Дмитрию Сергеевичу Лихачёву суждено было родиться в столице крупнейшей империи мира – Петербурге – прожить в ней без малого 93 года.    Случились 2 революции, прошли 2 мировые войны и десятки малых войн, а столица перестала быть столицей. За это время был создан и распался СССР.     Всё это было эпохой Лихачёва.

А продолжу я цитатой писателя В. Астафьева: «Если бы в современной России не было бы Д.С. Лихачёва, его надо было бы придумать. Как не может село без праведника, так и наше общество не может стоять без истинного интеллигента русского, в том числе Лихачёва, а он, интеллигент, всё ещё водится здесь и влияние его, допустим, Лихачёва на нашу  культуру было и есть огромно, необходимо и бесценно.     Интеллигент в России подобен верстовому столбу – и невелик вроде бы, неприметен, но без него нет движения к свету. к разуму, добру, и вокруг того же Лихачёва создаётся благожелательный и благостный климат, в котором местному интеллигенту, мысли пресветлой было и будет место и дело.»    Книга «Письма о добром и прекрасном» - наглядное свидетельство любви к людям, ответственности за судьбу молодого поколения. Она  адресована молодому читателю, которому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями.

Книгу вы прочитали. Давайте поговорим о тех непростых проблемах, затронутых в письмах.

    У нас с вами получилось четыре группы, каждой группе выдаётся листок с четырьмя вопросами. Отвечая на вопросы, вы можете советоваться между собой, можете пользоваться книгой.  Сформулировать свой ответ должна каждая группа. Отвечает один представитель от каждой группы.

1 вопрос:

Кто из вас обратил внимание: сколько писем в книге? Можете ли вы в общих чертах охарактеризовать их?

Ответы:

 1 – я группа: в книге 46 писем.

 2 – я группа: письма учат добру.

 3 – я группа: это сборник мудрости.

 4 – я группа: письма учат согласию между людьми, между народами.

 Педагог - Библиотекарь:            

Сорок шесть писем, как сорок шесть ступенек, по которым поднимается читатель. Расположение писем от простого  к сложному. И. читая их, вы поднимаетесь по ступенькам  нравственного и эстетического опыта автора.

 2 вопрос:   

 Каковы, на ваш взгляд, важнейшие  нравственные качества, которым обязан следовать современный молодой человек, если он хочет в будущем быть полезным своему Отечеству?

 Ответы:  

  1. я  группа:  нам кажется, что в письме третьем «Самое большое» Дмитрий Сергеевич  даёт направление каждому из нас: надо быть добрым, ведь доброта – счастье всех людей. Большая цель добра начинается с самого малого – с желания добра своим близким.
  2. я  группа:  надо прожить жизнь с достоинством. А достоинство требует доброты, великодушия, умения признавать свои ошибки. Даже спорить надо с достоинством, не злорадствуя над оппонентом, не оскорбляя самолюбия побеждённого.
  3. я  группа:  нравственности свойственно чувство сострадания. А это значит – единство с другими людьми. Чувство сострадания заставляет нас бороться за сохранение природы и животного мира, болеть за разрушающиеся памятники культуры и помогать восстанавливать их.
  4. я  группа: а ещё человек должен быть воспитанным . Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома. Если кто-то грубит родителям, не помогает им и на слушается – это невоспитанный человек, даже если в другом месте со знакомыми он вежлив.

  Педагог - Библиотекарь:  Опираясь на высказывания Д.С. Лихачёва, вы сформулировали примерный нравственный портрет человека: это и доброта, и сострадание, и воспитанность, и т.д.

  3 вопрос: А о каком человеке можно сказать, что он внутренне красив?  У поэта Н. Заболоцкого в одном стихотворении мы читаем:

                        Что есть красота

                         И почему её обожествляют люди?

                         Сосуд она, в котором пустота,

                         Или огонь, мерцающий в сосуде?

 Ответы:

         1-я  группа: Мы уже говорили о доброте, как одном из нравственных качеств человека. И мы считаем, что от этого в немалой степени зависит внутренняя красота человека. Правдивость тоже идёт от внутренней красоты человека, вернее, она создаёт ему эту красоту. Ведь тот, кто постоянно обманывает. вызывает отвращение. Поэтому важнейшими внутренними качествами мы считаем правдивость. доброту, умение выслушать других, над физическими недостатками, если они есть у некоторых людей.

       2-я  группа: внутренняя красота зависит от интеллигентности. Как говорит автор, интеллигентность равна здоровью, здоровье нужно, чтобы жить долго не только физически, но и умственно. Ведь красота проявляется в способности понимать других, она проявляется в тысяче мелочей: не мусорить вокруг себя, незаметно помочь другому (именно незаметно), не выражаться нецензурными словами.

      3 – я  группа:  приветливость и доброта делают человека красивым. А если лицо искажено злобой, даже самые красивые становятся безобразными. И ещё, если вечно обижаться на других, обеднишь свою жизнь и будешь мешать жить другим.

      4 –я  группа: мы считаем, что почитать и уважать родителей, любить их – тоже украшение человека. Но надо любить не только свою семью, но и свою школу, свою страну, свою культуру и язык, своё прошлое. И мы ещё хотели бы сказать, что злой человек никогда не будет красив ни внешне ни внутренне. Зло в человеке всегда связано с непониманием  другого человека, с чувством зависти, недоброжелательностью, недовольством  своим положением в жизни. Этим самым он казнит самого себя.

  Библиотекарь:  Итак, внутренняя красота человека  - в его отношении к окружающим  людям, ко всему живому.

 4  вопрос: В этой книге  нет  ни одного письма, в названии которого присутствовало бы слово «патриотизм». Не значит ли это,  что автор не затрагивает эту тему?

  Ответы:

         1 – я  группа: патриотизм – это любовь к Родине. Мы видим, с какой душевностью Дмитрий Сергеевич описывает пейзаж Восточно – Европейской равнины, степей, просторы России. Восторгаясь ансамблями памятников искусства, он заражает этим и нас, читателей, и мы уже тоже гордимся тем, что у нас в стране есть на что посмотреть и есть что показать: в Новгороде – иконы, это центр древнерусской живописи. А города Томск и Вологда привлекают своей деревянной резьбой. А «Золотое кольцо России» - это жемчужина русского искусства.

       2 –я  группа: во многих письмах мы чувствуем эту любовь автора к Родине. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранён. А ещё Дмитрий  Сергеевич призывает молодое поколение, т.е. нас, не забывать о прошлом, уважать труд и трудовые  традиции наших предков, уважать их обычаи, песни, развлечения. Наш долг – хранить  память, гордиться прошлым не только нашей Родины , но и своей семьи.

       3- я группа:  в письме «Самое большое» Лихачёв сравнивает между собой понятия «патриотизм» и «национализм». Он говорит:    «Надо быть патриотом, а не националистом…   Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

       4 – я группа: в письме «О памятниках прошлого» Д.С. Лихачёв с болью говорит о прекрасных памятниках архитектуры нашей страны, которые были уничтожены. Это – церковь  Успения в Москве, ошеломившая его своей красотой, когда он впервые её увидел. Но люди снесли, уничтожили её. Упал шатёр Рождественской церкви в Архангельской области и много других примеров. А ведь сносят их люди, иногда даже архитекторы, не думая о том, что всё это принадлежит не только нашему поколению, ими могли бы любоваться и через 100, и через 200 лет.

  Педагог - Библиотекарь:  К патриотизму нельзя только призывать, его надо в себе воспитывать. Так давайте  воспитывать в себе любовь к нашей Родине – России.

А сейчас такое задание: в каком письме академика Лихачёва вы найдёте такие высказывания и назовите  № письма.

  1. ой  группе: «Искусство освещает и  одновременно освящает жизнь человека»
  2. ой  группе:  «Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость»
  3. ой группе: «В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать»
  4. ой группе: «Если забота направлена только на себя, то вырастет эгоист»

  Все  группы дали  правильные  ответы.

1 – я группа – письмо  32

2- я  группа  - письмо  3

3 –я  группа – письмо  2

4 – я группа  - письмо  7

Заключительное слово педагога – библиотекаря.

   «Письма о добром и прекрасном» - сборник мудрости, речь доброжелательного учителя.  Основной лейтмотив книги: если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Обзор литературы у книжной выставки «Гражданин России – Дмитрий Сергеевич Лихачёв».