Конструирование из строительных материалов : методические рекомендации для воспитателей и родителей

Смирнова Елена Ивановна

Описанные в методических рекомендациях примерная тематика интеграционного конструирования для детей раннего возраста, методы и приемы педагогического руководства детским конструированием в образовательной и досуговой деятельности, примерное описание организации построек, планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования, советы по использованию алгоритмичных иллюстраций – все это в комплексе поможет воспитателям обеспечить выполнение требований ФГОС ДО к примерной образовательной программе дошкольного образования, планировать освоение содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», в занимательной форме расширять представления малышей о предметах окружающего мира, развивать целеустремленность, речь, усидчивость, технические способности, воображение, память детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

КОНСТРУИРОВАНИЕ
ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

В ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

 С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила Смирнова Елена Ивановна

 воспитатель стационарного отделения

2019

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
ИНТЕГРАЦИОННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
ДЛЯ ГРУПП ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. «Башня» (карты 1–4).
  2. «Дорожка узкая» (карты 5–7).
  3. «Дорожка широкая» (карты 5–7).
  4. «Мебель» (карты 8–13).
  5. «Лесенка» (карты 14–16).
  6. «Горка» (карты 17–18).
  7. «Дом» (карты 19–21).
  8. «Трамвай» (карты 22–23).
  9. «Грузовик» (карты 24–25).
  10. «Забор» (карты 26–28).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА)

Планируемый результат развития интегративных качеств ребенка

У детей развит устойчивый интерес к играм и занятиям
со строительным материалом.

Дети умеют воспроизводить постройки по показу и слову воспитателя, пользоваться строительным материалом для сооружения несложных построек в игре, находят сходство между постройками из игрового строительного материала
и знакомыми предметами окружающей жизни, называют постройки, сделанные воспитателем, сознательно выбирают те детали, которые больше подходят для воспроизведения данного образца.

Дети усваивают некоторые технические приемы работы со строительным материалом и умеют: накладывать четыре-пять кирпичиков или кубиков друг на друга; укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе; ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость; располагая в ряд, по-разному размещать кирпичики, образуя простейшие перекрытия; называть свои элементарно выполненные постройки.

Дети не разрушают, а разбирают постройки, складывают строительный материал (с помощью воспитателя) в постоянное место хранения.

Дети различают и называют детали: кубик, кирпичик; понимают слова: большой-маленький, широкий-узкий; правильно выполняют словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи, разложи.

Методы и приемы руководства
детским конструированием
в образовательной и непосредственно образовательной деятельности

При ознакомлении с деталями строительного набора детей учат осязательно-действенному обследованию. Дети обучаются сооружать из строительного материала до 8–10 построек. Воспитатель организует детей в группки по 4–6, 6–8 человек. Через два месяца (ноябрь) число одновременно занимающихся детей увеличивается до 10–12 человек, во второй половине года возможно проводить конструктивную деятельность со всей

группой. Важно, чтобы дети могли сооружать постройки для своих игр, запоминали и применяли приемы конструирования, последовательность в их выполнении, умели выбирать нужные детали при самостоятельной постройке. Всякий раз, когда воспитатель строит что-то для детей из мелкого или крупного строительного материала, следует привлекать их к деятельности: попросить найти нужные детали, показать, куда их поставить, обсудить с детьми, как строить, из каких форм, куда, что положить, что получится. После игр со строительным материалом следует систематически показывать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место, добиваться, чтобы дети всегда делали это сами, поощрять за самостоятельные попытки уложить материал на место. Воспитатель показывает, как это делать: сначала нужно разобрать постройку и сгруппировать детали
по формам на столе (отдельно кубики, кирпичики), а затем убрать их со стола.

Примерное описание организации построек
для детей младшего возраста (3-4 года)

Модель «Башня» (иллюстративные карты 1–4).

Материал:

1. На три кубика одинакового цвета (зеленый, желтый, красный, синий), наложенных друг на друга, ставится трехгранная призма. В результате получается башня с домиком для птичек.

2. Четыре-пять кубиков; у каждого ребенка кубики разного цвета; дети строят две башенки разного цвета и высоты, украшают их призмами соответствующего цвета. Например: три кубика и одна призма, четыре кубика и одна призма.

3. Произвольное количество кубиков и кирпичиков разного цвета. Дети строят две праздничные башенки по образцу воспитателя (одну из кирпичиков, другую из кубиков), сочетая их по цвету и украшая флажками, выбранными каждым ребенком по своему желанию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Воспитатель читает детям стихотворение «Башня»[1]*:

Смотри! Кубики! Красные, синие,

Такие яркие и красивые.

Возьму один, на другой поставлю я.

Какая башня выходит славная!

Давай ещё и ещё поставим!

Пусть будет башня над облаками!

Какая высокая получилась!

Вдруг зашаталась и развалилась...

Эй, улыбнись, не грусти, с тобою

Мы эту башню опять построим!

Детям предлагаются игрушки – птицы. Воспитатель показывает, как можно играть с постройками и птичками. Воспроизводя полет птиц, рассказывает: «Птички летали, летали, устали. Прилетели, на башенку сели. Отдохнули, опять полетели. Сели на дорожку, стали зернышки клевать. Поклевали и улетели».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

В самостоятельных играх дети упражняются в постройке башни, при этом воспитатель показывает разные варианты: высокую башенку можно сделать из четырех кубиков одного цвета, из четырех кубиков разных цветов. Поставив флажок вместо призмы на верхушку башни, воспитатель напоминает детям знакомое стихотворение А. Л. Барто «Горит на солнышке флажок» («Горит на солнышке флажок, / Как будто я огонь зажёг») или читает другое стихотворение, вместе
с детьми устанавливая флажок на верхушку башни:

Вот флажок у нас в руке   Ярко-ярко красный. Возвышается теперь      Он на верхушке башни.

Воспитатель объясняет, что куклы, матрешки могут гулять около башни. Вокруг нее можно посадить деревья, будет садик. У башни можно поставить скамеечку, стол и другие предметы.

Вдоль башни может пройти с флажком кукла Митя, одновременно читается стихотворение О. Высотской «Флажок».

Посмотрите, посмотрите!  Вот какой флажок у Мити!  Кто флажок подарил?  Митя сам смастерил!

Засияло солнце снова.  Месяц май пришёл опять.  А у Мити всё готово –  Он с флажком идет гулять.

Модели «Дорожка узкая», «Дорожка широкая» (иллюстративные карты 5–7).

Материал: 3–4 кирпичика на каждого ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Сначала необходимо научить детей сооружать узкие дорожки, приставляя кирпичики узкой короткой гранью, затем широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. По краям дорожки «сажают» цветы, соответствующие цвету дорожки (цветы вырезаются из плотной бумаги или цветной клеенки).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

К дорожке одного из детей педагог пристраивает свою узкую дорожку. Затем можно объединить все дорожки. Воспитатель говорит: «Вот какую мы все вместе построили широкую разноцветную дорогу. Давайте сделаем еще красивее! (Открывает «чудесную коробочку» и высыпает на стол разноцветные кружочки.) Возьмите все синий кружок и положите на дорожку, чтобы его было видно; а теперь все возьмите и положите красный кружок».

Для обыгрывания дорожки детям предъявляются игрушки: цветные машинки, матрешки, елочки, деревья. Воспитатель предлагает детям игрушку ежика или барашка и имитирует их движение по дорожке, сопровождая чтением стихотворения:

Бежит ёжик по дорожке,        Шел барашек по дорожке,

У него кривые ножки,        Намочил он в луже ножки.

Весь иголками оброс, –        Раз, два, три, четыре, пять –

Жалко ёжика до слез.        Будем ножки вытирать.

К. Шеффер        Д. Маджуга

Модель «Мебель» (иллюстративные карты 8–13).

Материал: кубики и кирпичики (располагают в разном пространственном положении).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Дети выделяют части предметов мебели (у стула спинка и сиденье и т. д.). Рассматривая образцы, воспитатель учит детей определять, из каких деталей сделаны части. Затем показывает способ выполнения постройки, фиксируя внимание на последовательности и приемах действий.

2. Дети под руководством воспитателя строят две кроватки: одну – узкую (из одной пластины и двух кирпичиков), другую – широкую (из двух пластин и четырех кирпичиков). Для обыгрывания предъявляются игрушки: для широкой кроватки – мишка, для узкой кроватки – зайка. (Игрушки подбираются по размеру.)

Маленькие заиньки                                             Захотел мишутка спать –

Захотели баиньки,                                              Нужна широкая кровать.

Захотели баиньки,                                              Вот широкая кроватка,

Потому что маленьки.        В. Д. Берестов             Можешь спать ты, мишка, сладко.        Г. П. Попова

3. «Построй такой же». По образцу воспитателя дети строят кресло, диванчик, кроватку, предварительно отвечая на вопрос, из каких деталей состоит та или иная постройка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Когда дети самостоятельно создают постройки, воспитатель предъявляет (показывает) кукол, посуду, лоскутки для игры. Куклы могут за столом есть, на диване отдыхать,
на кровати спать. Детям предлагается построить сразу стол
и один-два стула, кроватку, затем обыгрывать построенные предметы в мини-сюжетной игре «Кукла отдыхает и обедает». Воспитатель сопровождает совместное строительство стихотворением, побуждая детей повторять его:

Уснула дочка-куколка    Под песенку дождя     Ей, видно, снится солнышко   И мама, то есть я.

Н. Самоний

Модель «Лесенка» (иллюстративные карты 14–16).

Материал: шесть кубиков; шесть кирпичиков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Воспитатель показывает детям образец лесенки, побуждает к рассматриванию деталей, необходимых для постройки: «Как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку!». Педагог актуализирует внимание малышей на том, что лестницы бывают разные: широкие и узкие. После того как лесенки будут готовы, воспитатель предлагает детям провести по лесенке кукол: «Пошли куколки вверх, теперь вниз!»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Когда постройка лесенки не будет вызывать у детей
затруднений, можно объединить сооружение башенки и лесенки. Башенку с домиком можно построить из четырех-пяти кубиков, лесенку к ней пристроить из трех кубиков. По окончании стройки детям предлагается поиграть: по лесенке вверх взбирается куколка, мишка. Воспитатель сопровождает действия детей словами стихотворений.

* * *

Для куколки над лесенкой

Трудились мы не зря.

Попрыгает по лесенке

Пусть Катенька моя.

* * *

Вверх-вниз по нашей лесенке

С мишуткою идём.

Весёленькую песенку

Звонко мы поём.

* * *

Топ, топ, топ – шагает мишка,

Высока ступенька слишком.

Вверх, топтыжка, поднимись,

Вниз по лесенке спустись.

Г. П. Попова

Модель «Горка» (иллюстративные карты 17–18).

Материал: шесть кирпичиков (кубиков), призма (лесенка и скат) на каждого ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Дети с воспитателем рассматривают построенную горку, уточняют, из каких частей она состоит, из каких деталей ее строить, а потом показывают, как построить горку. Сначала из кубиков строят лесенку, затем к ней приставляют призму.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

К скату горки дети кладут картонную полоску – это дорожка. С горкой дети играют: куколка, матрешка, мишка, зайка взбираются по лесенке на горку, а затем скатываются на саночках, которые могут сделать старшие дети.

Посадили Егорку на горку, посадили в санки Егорку. Завязали шнурки на ушанке и вперед подтолкнули санки. Ай да сани, вот это сани:Так и мчатся под горку сами! Поднимают клубы метели... А потом кувырком полетели. Весь в снегу, но хохочет Егорка: «Ой, какая хорошая горка!..» Н. Старшинов

Модель «Домик» (иллюстративные карты 22–23).

Материал: четыре вертикально стоящих кирпичика
(по два с левой и с правой стороны); перекрытие, образованное двумя кирпичиками и двумя призмами; игрушки для обыгрывания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Воспитатель анализирует образец, показывает приемы конструирования, совместно с детьми обсуждает, с чего необходимо начать строить дом. Часть игрушек предлагается сразу со строительным материалом, а дополнительный материал (деревья, машины, мелкие игрушки) выставляется в конце строительства.

2. Дети под руководством воспитателя учатся строить такой же домик, но с окошечком (кирпичик, положенный на узкую длинную грань, приставляют к задней стенке домика).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Дети строят самостоятельно домики, по аналогии с окошком размещают дверь, после этого воспитатель побуждает пристроить к домику заборчик, украсить постройки и поиграть с ними. Затем педагог читает стихотворение Виктора Лунина и предлагает детям поселить в своих домиках игрушки.

ДОМ ПОД КРЫЛЬЦОМ

Под крыльцом построен дом –Лубяная крыша. Кто живёт в домишке том? Ну конечно, мыши!

Из зерна они пекут Вкусные лепёшки  И мышонка берегут  От соседки-кошки.

Модель «Трамвай» (иллюстративные карты 22–23).

Материал: три кубика и две длинные пластины, положенные сверху и снизу кубиков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Желательно, чтобы дети, живущие в городе, перед строительством понаблюдали за движением трамвая, обратили внимание на то, что у него много окон. Малышам из сельской местности воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображение трамвая из разных детских книг.

По рельсам спешит мой знакомый трамвай    Трамвай, ты по городу нас покатай!

Вези нас по улицам быстро и ловко,                А мы посчитаем твои остановки.

Мы вместе проедем твой длинный маршрут.   Везде тебе рады, везде тебя ждут.

Приедем – скажу: «До свиданья, трамвай!        Пожалуйста, завтра опять приезжай». О. Гащенко

Воспитатель предлагает выполнить постройку по образцу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Дети строят трамвай, обыгрывая постройку, конструируют дом, дорожку. Обыгрывается сюжет: куколка из дома по дорожке спешит на трамвай, едет в детский сад.

Модель «Грузовик» (иллюстративные карты 24–25).

Материал: строительный материал на каждого ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Предварительно рассматриваются игрушки (котенок)
и анализируются образцы построек. Способ конструирования: на пластину кладется кубик, к нему узкой короткой гранью приставляется кирпичик – грузовик, несколько кубиков – автобус. Воспитатель обыгрывает постройку с помощью художественного слова.
   А. Барто

Нет, напрасно мы решили. Прокатить кота в машине:  Кот кататься не привык –Опрокинул грузовик.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Воспитатель создает игровую ситуацию и предлагает
построить модели знакомых видов транспорта на сюжетной основе.

Например: «Едет мой зайка на грузовике, а навстречу идет уточка:

– Кря-кря-кря! Покатай меня, заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста!

– В грузовик скорей садись, только крепче держись!»

Модель «Забор» (иллюстративные карты 26–28).

Материал: разноцветные кирпичики на каждого ребенка, игрушки – заяц, матрешка, кукла, мишка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Можно предложить педагогический образец постройки, но не объяснять, как делать заборчик. Детям предлагается чередовать кирпичик и кубик, непременно разные по цвету.
По словесному указанию воспитателя дети строят заборчик.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГР ДЕТЕЙ

Детям предлагаются игрушки (заяц, матрешка, кукла, мишка), для которых необходимо построить заборчики. Затем дети строят дом и вокруг него заборчик. По окончании постройки воспитатель побуждает детей рассказать, как они это делали.

Заборчик для зайчишки  Строят ребятишки. У забора зайчик ловко  Вкусную грызёт морковку.

Г. П. Попова

ЛИТЕРАТУРА

1. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада : из опыта работы / Л. В. Куцакова. – М. : Просвещение, 1990. – 158 с. : ил.

2. Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с. : ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).