"Эффективные формы работы с одарёнными детьми в детском хореографическом коллективе"

Мирошниченко Ирина Владимировна

Мотивация Одарённого ребёнка. Как добиться желаемого результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy_raboty_v_kollektive.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                                                               

                                                                                             

                                                                       

                     Доклад на тему:

Эффективные формы работы с одарёнными детьми

в детском хореографическом коллективе.

        

                                                                                         

                                                                                        Составитель: Мирошниченко                                                                        

                  Ирина Владимировна

                                                                                       педагог дополнительного образования

                               

 Магнитогорск 2020

Эффективные формы работы с одаренными детьми в детском хореографическом коллективе

Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

 Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.

Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарён каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать условия для ее развития и реализации. Это обеспечивается специальными образовательными услугами; богатой развивающей средой, включающей увлекающую ребенка деятельность; мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.

В целом, в современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одарённость», а также достаточно неоднозначны оценки возможности гарантированного формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей. Я придерживаюсь точки зрения, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Одаренность же в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию художественного материала, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению определенных художественных образов в сценических условиях. И наличие одаренности к высоким показателям в определенном виде деятельности может привести, а может не привести. И в том, чтобы помочь ребенку реализоваться в жизни, раскрывая перспективность для него той или иной деятельности – в этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутье, а также ответственность и профессиональная удовлетворенность.

Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Для выявления одаренных детей в хореографии использую следующие критерии, формы выявления и диагностические задания. Нередко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Критерии для выявления одаренных детей по хореографии

Критерии

Способы, формы определения результата

  1. Гибкость
  2. Выворотность
  3. Танцевальный шаг
  4. Пластичность, музыкальность 5. Чувство ритма

6. Апломб, устойчивость и равновесие 7. Артистичность

  1. Координация
  2. Подъем стопы
  3. Коммуникативные качества
  4. Поведенческие качества

Тесты, педагогическое наблюдение

Тесты, педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных).

Педагогическое наблюдение (музыкально пластические этюды, задания на импровизацию) Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры) Педагогическое наблюдение, тесты.

Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды) Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты) Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива

Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, нужно указать на следующие синтетические возможности. Основой хореографии является танец - форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца".

Развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и так далее).

Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте ребенок с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (показ учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна быть наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Для творческого развития личности ребенка вводятся занятия по импровизации. Одна из основ «импровизации» - идея личной ответственности за всё, что происходит на сцене или учебной площадке; возможность (внутреннее разрешение) встать на позицию творца. Занятия по импровизации делятся на импровизацию в пространстве и контактную импровизацию в свободной пластике. В импровизации в пространстве, учащиеся учатся использовать всё сценическое пространство, учатся фантазировать и грамотно использовать ритм музыки, правильно передавать характер музыки через пластику и существующий образ исполнителя танцевального произведения. В контактной импровизации учащиеся учатся чувствовать партнёра по танцу, размер и ритм музыки, грамотно исполнять поддержки, в которых нужно грамотно использовать весовую категорию партнёра, которая в дальнейшем помогает в постановочном процессе, в танцевальной композиции. Также учащиеся осваивают актёрское мастерство, которое развивает творческий потенциал. Учатся диалоговому общению с партнёром по танцу через пластику и пантомиму. Содержание занятий по импровизации, прилагается и рассматривается в программе отдельно. Постановочная, репетиционная деятельность, это шаг к творческой самореализации ребёнка в концертной деятельности. На занятиях постановочной, репетиционной деятельности, учащиеся работают над танцевальным репертуаром или над танцевальными композициями, над которыми ведётся отработка танцевальных движений, хореографического рисунка, актёрского образа и характера. Эти занятия проводятся, как с малыми группами, так и с ансамблем переменного состава. Возможны и индивидуальные занятия с солистами. Все выполненные вышеуказанные этапы постановочной работы, дают старт концертной деятельности, где учащиеся проявляют себя как актёры, солисты и танцоры ансамбля, тем самым реализуя свои творческие способности и творческий потенциал, как творческая личность.

Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (дробная комбинация в «Колесе», «Тихом вечере»).

Для развития творческой одаренности на занятиях хореографии применяю целый комплекс методов и приемов 1. Диагностические средства, позволяющие выявить потенциал творческих способностей воспитанника. В первую очередь это просмотр учащихся и выявление их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, наблюдение в процессе творческого задания.

  1. Прием сотворчества (учащийся + педагог, учащийся + учащийся, работа группами). Прием является как диагностическим, где хорошо видны индивидуальные особенности детей, так и развивающим, так как учащиеся естественным образом обогащают художественный опыт друг друга (а часто и опыт педагога). Не лишним будет заметить, что реализация этого приема предполагает сложившуюся в коллективе атмосферу взаимопринятия: умение слышать друг друга, с уважением принимать идеи других, воплощать их в готовый совместный продукт.
  2. Технологии формирования определенных психофизических состояний. Существует, например, слово «вдохновение» … Возможно ли управлять им, вызывать его в нужный момент? Выдающиеся художники почти наверняка отвечают «да», хотя и не всегда могут понятно это описать. Возможно, это связано с «дыханием» (вдох – выдох). В современной хореографии активно используются средства из арсенала практической психологии: приемы релаксации, умение адекватно реагировать на раздражающие факторы. Невозможно долго находится в состоянии повышенного напряжения – и способность расслабиться, «отпустить» чрезвычайно важна для умения в нужный момент достичь уровня высокой работоспособности.
  3. Технология творческого раскрепощения и снятия зажимов. Включают в себя комплексы упражнений и этюдов, игровую деятельность, определенным образом организованную. Учащиеся свободно творчески взаимодействуют друг с другом, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии.
  4. Методы и приемы на развитие пластических характеристик. Стретчинг (растяжка) представляет собой пластические упражнения и задания, ставящие целью раскрепощение тела и повышения вследствие этого его возможностей.
  5. Технологии создания художественного образа. Фантазирование и развитие творческого воображения средствами хореографии. Работа над созданием образа позволяет учащимся в первую очередь выразить свою индивидуальность. Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, когда моя деятельность, как педагога основывается:
  • на уважении и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности;
  • умении тонко и деликатно обращаться с учащимися, следовать природе ребенка, обеспечивать его свободное развитие;
  • в поощрении учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
  • в обеспечении конструктивной психологической атмосферы, способствующей свободе действий учащихся на занятии.

 Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности – сочетание в хореографии трех начал:

  • музыка, самое абстрактное из искусств, но и, пожалуй, самое мощное по воздействию;
  • физическое воплощение – в танце буквально задействовано всё существо танцора: с головы до ног, затрагивая душу и сердце. Телесное в танце является более конкретной составляющей, чем музыка, но всё-таки довольно условным.
  • и, наконец, актерская выразительность – непосредственно понятное психоэмоциональное выражение сути художественного образа, как наиболее конкретный аспект танца.

Таким образом, танцевальное искусство имеет большое влияние на эстетическое восприятие ребенка. На своих занятиях по хореографии, я приобщаю детей к миру прекрасного, воспитываю художественный вкус, учу детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальные возможности каждого из своих учеников.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.