Формирование психологической культуры школьника

Зайцева Арина Васильевна

Формирование психологической культуры школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «РМШИ»

Педагог-психолог :Зайцева А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Формирование психологической культуры является самоценной задачей образовательного процесса. В подростковом возрасте она приобретает особую актуальность, поскольку в этот период происходят глубокие изменения в процессе становления личности, происходит её самоутверждение, самоопределение.

Это возраст, когда формируется идентичность, означающая становление творческого и независимого «Я», гармонично соединяющего различные компоненты его личности (Э. Эриксон). В этом возрасте человек сталкивается «с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него же самого», для сохранения которого необходима «огромная работа по его построению» или «выстраиванию». Без необходимого «психологического материала», т.е. без психологической культуры этого не сделать.

В процессе целенаправленного и систематического освоения школьниками психологической культуры открываются новые возможности в развитии у учащихся поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексии, становлении их субъектности в деятельности, поведении, общении, отношениях.

Основными показателями сформированности психологической культуры школьников являются:

а) эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;

б) положительные стремления, связанные с самоопределением, саморегуляцией, самоактуализацией);

в) рефлексия своих качеств, поведения, деятельности, общения;

г) гармоничность ценностно-смысловой сферы.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям .

Образ психологически-культурного школьника:

  • Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность;
  • Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
  • Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
  • Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Психологическая культура есть целостное многомерное личностное образование, качественное состояние которого определяется совокупностью объективных и субъективных критериев.

Психологическая культура есть способ самопознания, самовоспитания и саморазвития «собственно человеческих» качеств и способностей (вера в себя, культура переживания, способность к целеполаганию, самостоятельность, самоконтроль, способность к преодолению трудностей, к сопереживанию, терпимость к иному, речевая культура) .

Это особая психическая деятельность, следствием овладения которой являются становление позитивного чувства «Я» подростка, повышение его эмоционального благополучия, самостоятельности, укрепления доверия к себе и к людям, снижение уровня тревожности, зависимости от взрослых, уменьшение самозащитных, агрессивных реакций .

Расширение и обогащение представлений подростка о сферах духовной жизни человека (эмоциональной, волевой, эстетической, нравственной), овладение способами и средствами самопознания и самовоспитания выступает одной из важнейших детерминант развития психологической культуры.

Необходимыми условиями формирования психологической культуры подростка в школе являются:

  • Обучение способам социального подкрепления представлений о собственной ценности;
  • Формирование адекватных представлений об эмоциональных связях с другими людьми в процессе общения (взрослыми и сверстниками),
  • Формирование самостоятельности, (ответственное отношение к своим поступкам и принятию решений);

Л. С. Колмогорова следующим образом определила общую психологическую культуру. «Это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворённости жизнью» .

Составляющие структурные компоненты психологической культуры человека:

  • знания и умения (психологическая грамотность);
  • психологическая компетентность;
  • ценностно-смысловой;
  • рефлексивно-оценочный;
  • культуротворческий.

Основанием для выделения компонентов послужила специфика содержания и функций каждого из них.

При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики культуры человека, так как в них представлены все основные составляющие культуры .

Овладение подростками практическими умениями (учебными, спортивными, конструктивными, организаторскими и т.п.) является формой проявления компетенции подростка и механизмом самоорганизации его «Я», актуализирует конструктивную направленность поисковой активности .

Развитая культура речи, умение пользоваться «человеческим» словом в быту, в общении со взрослыми и сверстниками есть важный механизм формирования психологической культуры подростка.

Список литературы:

  1. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
  2. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 - 96 с. (методика "Культурно-психологический потенциал")
  3. 0. Мотков О.И. Методика "Психологическая культура личности"/ Газ. "Школьный психолог", 1999, № 15, с. 8-9
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 1998.
  6. Романов К.М. Психологическая культура: учеб. пособие. – М.: Когито–Центр, 2015. – 314 с.
  7. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.