Статья на тему "Подростковый возраст и дополнительное образование"

Козак Полина Александровна

В статье раскрываются основные проблемы подростков и роль дополнительного образования в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_rmo.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Подростковый возраст и дополнительное образование»

СЛАЙД 1

Здравствуйте, коллеги.

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о подростковом возрасте.

Какие же есть характерные особенности у подросткового возраста?

Вы наверняка знаете, что этот возраст характеризуется не только физиологическими, но и психическими изменениями личности, которые являются важным вкладом в дальнейшее развитие человека. Зачастую характерными особенностями этого возраста являются пассивность, нежелание что-либо делать, поиск собственного «Я», скрытность.

С чем же это связано?

Я работаю с подростками, и, наблюдая за ними, пришла к выводу, что это связано с душевными переживаниями подростков, их внутренними проблемами. Готовясь к семинару, я провела небольшое анкетирование, и результаты в виде диаграммы показаны на экране

СЛАЙД 2 самые распространённые проблемы подростков: проблемы с родителями составляют 30%, проблемы с друзьями – 15%, проблемы с учёбой – 17%, скука – 24%, и из-за высокого процента скуки увеличивается следующий аспект - алкоголь и курение. Он составляет 14%! Как вы считаете, почему скука так влияет на появление вредных привычек?

Работая с подростками, нельзя не заметить, что причиной возникновения у них таких проблем – это взросление. Они ищут своё место и предназначение в жизни, но зачастую из-за того, что они это сильно идеализируют, при столкновением с жестокой реальностью, подростки могут просто «сломаться», замкнуться и перестать к чему-либо стремиться.

СЛАЙД 3

Чем же дополнительное образование может помочь подростку? Задействовав ребёнка в деятельности объединения любой направленности можно решить массу его внутренних проблем. Ведь если уменьшиться процент скуки, то курение и алкоголь отойдёт на второй план, ведь подростка будет интересовать совершенно другое. От отсутствия скуки ребёнок будет меньше заниматься самокопанием, особенно если его деятельность в дополнительном образовании приносит плоды, которые повышают его самооценку. Оставшиеся проблемы (с родителями, друзьями и учёбой) тоже могут решиться благодаря этому, ведь подросток будет чувствовать себя увереннее.

СЛАЙД 4

Зачастую помощниками педагогов и педагогов-организаторов становятся дети именно подросткового возраста. Это касается не только творческой, но и технической, естественнонаучной и военно-патриотической деятельности. Поэтому так необходимо знать, что важно для подростков и как им можно помочь выйти из своей «скорлупы», помочь решить их внутренние проблемы. Рассмотрим несколько факторов, которые, по моему мнению, в первую очередь важны для организации работы с подростком:

СЛАЙД 5

(ЩЕЛЧОК) 1. Заинтересованность. Вполне естественно, что занятия в системе дополнительного образования подросток выбирает в зависимости от своих интересов. Однако заинтересованность должна поддерживаться педагогом, ему необходимо уметь завлечь, вызвать интерес у подростка к определённому роду деятельности, всё не должно быть пущено на самотёк. А педагог-организатор должен уметь  показывать, как важен ребёнок в процессе реализации мероприятий.

(ЩЕЛЧОК) 2. Психологическая поддержка. Педагог-организатор может быть просто руководителем, а может быть и другом, который может поддержать ребёнка в любую минуту. Для подростков очень важно знать, что кто-то на его стороне, что он очень нужен и без него будет сложно организовывать и проводить мероприятия. Такое ощущение «важности» и «необходимости» поднимает самооценку учащегося, что в дальнейшем может очень позитивно сказаться на его социализации в новом обществе.

(ЩЕЛЧОК) 3. Коллектив. Работая с подростками, я заметила, как важен микроклимат в коллективе.

СЛАЙД 6

С помощью психологических тренингов и методик, которые направлены на снятие психологических барьеров и сплочение коллектива, я смогла получить именно ту атмосферу, в которой подросток чувствует себя комфортно и может раскрыть собственное «Я». Благодаря этому дети приходят на занятия и помогают в организации мероприятий с радостью, самоотдачей. Как вы заметили по фотографиям, подростки получают радость от работы в этом коллективе, а это тоже немаловажный аспект при работе с детьми этого возраста.

Наверняка у каждого педагога, который работает с подростками, есть свой секрет. Лично я считаю, что самое важное – это уметь переключиться, откинуть свою взрослость и окунуться с детьми в этот сложный подростковый возраст со всеми его нюансами. Мы не сможем кардинально изменить их мировоззрение, но мы можем помочь им выбрать правильный путь, показать, что мир не делится на чёрное и белое, что у него есть множество тонов и полутонов.

 Сегодня я бы хотела вам предложить методику, которую я проводила на первых своих занятиях с подростками. Она помогает снять психологический барьер и настроиться на позитивный лад.

СЛАЙД 7

«Портрет-ассоциация»

Каждому из Вас я дам листочек, на котором Вы нарисуете себя. Необязательно изображать в точности себя как человека внешне, можете сделать зарисовку своего портрета, составленного из важных для вас вещей, или же вы можете изобразить то, с чем (или кем) вы себя ассоциируете. На выполнение занятия даётся 3 минуты.

Как только я дам знак, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать то, какое впечатление создаёт портрет, какие ассоциации приходят на ум. Когда прозвучит хлопок, необходимо передать рисунок дальше по кругу и так до тех пор, пока ваш автопортрет не вернётся к вам.

В завершении упражнения каждый зачитывает все, что написали ему.