Методическая разработка.Сценарий мастер -класса "Сергей капустник"

Новоселова Наталья

Аннотация.

        Введение ФГОС в образовательный процесс должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей успешно реализуются через традиционные народные праздники. В процессе познания традиций русского народа, их духовно – нравственных основ осуществляется становление целостной личности способной к творческому самовыражению и созидательному труду. Важно, что дети через календарные народные праздники, проживают традиционный духовный мир и узнают из него нравственные принципы и ориентиры, которые будут сопровождать их в жизни. Праздники календарного круга вливаются в целостный образовательный процесс, куда включаются педагоги, дети, родители, как участники праздничного действа и подготовки нему. В общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками развиваются социально – коммуникативные качества, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание,формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение к семье, коллективу, к родине, позитивные установки к реализации в различных видах деятельности, труда и творчества. В своей работе подготовки и проведения праздников я использую различные компоненты этнокультуры: культура праздника, игровой фольклор, музыкальный фольклор, декоративно – прикладное творчество. Устное народное творчество, этноэтикет. В изучении русского фольклора формируется познавательная мотивация, любознательность, развивается воображение и творческая активность. Ребенок начинает понимать о себе и о других людях, о малой Родине и Отечестве, о национальных ценностях нашего народа. Ребенок видит красоту праздника, размышляет о времени и пространстве, движении и покое, причинах и следствии, о ритме и темпе. Знакомство с русским народным детским фольклором воспитывают в детях чувство прекрасного, показывают богатство и культуру русского языка, развивает у детей речь и речевое творчество, обогащает словарный запас. В традиционных народных праздниках дети получают художественно – эстетическое развитие: возникает понимание слова, музыки, художественной литературы, сопереживание персонажам календарного праздника, дети реализуют самостоятельную творческую деятельность. Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, широк диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка. Он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития. Танцевальное произведение, правдиво передающее замысел художника, как и любое другое создание искусства – важное средство эстетического воспитания [1].                      

Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

На традиционных занятиях хореографией чаще всего происходит оттачивание танцевальной техники, что требует от ребенка огромного кропотливого труда. Участие в театрализации народного праздника, в основе которого лежит обычай из истории русского народа – капустник, позволит учащимся использовать результаты своего труда на практике, проявить творческие способности и просто окунуться в атмосферу праздника, приобщившись к народной культуре.

Из истории обычая.Сергей - капустник (также Капустки, Капустник, Сергей-курятник,Сергей,  Сергий Радонежский) день народного календаря славян,отмечаемый 25 сентября (8 октября) . В этот день толокой рубили капусту,забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону. Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ѐрничали, пели,стараясь «показать себя», заигрывали друг с другом. С XIX века«Капустники» в городах без привязки к дню стали проводить театральные актѐры, как небольшое юмористическое театральное представление-розыгрыш с элементами импровизации, заканчивающееся угощением пирогами с капустой. Проходили нередко в доме или на квартире одного из участников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ центр «Прометей»

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК,

УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА Д.30,ТЕЛЕФОН8 (346) 752-65-62

Методическая разработка

Педагог дополнительного образования:

Новоселова Наталья Владимировна

Югорск 2017

Содержание:

            Пояснительная записка………………………………………….3

Сценарий праздника...………………………………………..5-9

Материальное, техническое, кадровое обслуживание мероприятия…………………………………………………....10

Список используемой литературы……………………………10

3

                           Пояснительная записка.

Введение ФГОС в образовательный процесс должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей успешно реализуются через традиционные народные праздники. В процессе познания традиций русского народа, их духовно – нравственных основ осуществляется становление целостной личности способной к творческому самовыражению и созидательному труду. Важно, что дети через календарные народные праздники, проживают традиционный духовный мир и узнают из него нравственные принципы и ориентиры, которые будут сопровождать их в жизни. Праздники календарного круга вливаются в целостный образовательный процесс, куда включаются педагоги, дети, родители, как участники праздничного действа и подготовки к нему. В общении и взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками развиваются социально – коммуникативные качества, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание,формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение к семье, коллективу, к родине, позитивные установки к реализации в различных видах деятельности, труда и творчества. В своей работе подготовки и проведения праздников я использую различные компоненты этнокультуры: культура праздника, игровой фольклор, музыкальный фольклор, декоративно – прикладное творчество. Устное народное творчество, этноэтикет. В изучении русского фольклора формируется познавательная мотивация, любознательность, развивается воображение и творческая активность. Ребенок начинает понимать о себе и о других людях, о малой Родине и Отечестве, о национальных ценностях

4

нашего народа. Ребенок видит красоту праздника, размышляет о времени и пространстве, движении и покое, причинах и следствии, о ритме и темпе. Знакомство с русским народным детским фольклором воспитывают в детях чувство прекрасного, показывают богатство и культуру русского языка, развивает у детей речь и речевое творчество, обогащает словарный запас. В традиционных народных праздниках дети получают художественно – эстетическое развитие: возникает понимание слова, музыки, художественной литературы, сопереживание персонажам календарного праздника, дети реализуют самостоятельную творческую деятельность. Искусство танца – средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, широк диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка. Он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития. Танцевальное произведение, правдиво передающее замысел художника, как и любое другое создание искусства – важное средство эстетического воспитания [1].

Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

5

На традиционных занятиях хореографией чаще всего происходит оттачивание танцевальной техники, что требует от ребенка огромного кропотливого труда. Участие в театрализации народного праздника, в основе которого лежит обычай из истории русского народа – капустник, позволит учащимся использовать результаты своего труда на практике, проявить творческие способности и просто окунуться в атмосферу праздника, приобщившись к народной культуре.

Из истории обычая.

Сергей - капустник (также Капустки, Капустник, Сергей-курятник,

Сергей, Сергий Радонежский) день народного календаря славян,отмечаемый 25 сентября (8 октября) . В этот день толокой рубили капусту,забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону. Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ѐрничали, пели,стараясь «показать себя», заигрывали друг с другом. С XIX века«Капустники» в городах без привязки ко дню стали проводить театральные актѐры, как небольшое юмористическое театральное представление-розыгрыш с элементами импровизации, заканчивающееся угощением пирогами с капустой. Проходили нередко в доме или на квартире одного из участников.

Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения театрализованного праздника, основанного на изучении обычаев русского народа

Цель проведения праздника: приобщение детей к русским народным традициям через участие в празднике Сергея-капустника

Задачи:

  1. Сформировать основу теоретических знаний при изучении обычаев русского народа

6

2.  Развитие        профессиональных        компетенций


учащихся

хореографического, вокального объединений.

  1. Создание условий для раскрытия индивидуальности, творческих способностей учащихся, коммуникативных качеств

  • основу спектакля положена русская традиция коллективного квашения капусты - Сергея - капустника.

Участники – хозяйка (педагог), гармонист (концертмейстер) учащиеся хореографического коллектива, учащиеся фольклорного коллектива.

Сценарий праздника «На капустной вечеринке»

Звучит веселая мелодия на тему русских народных песен. Открывается занавес и перед зрителями предстает внутренняя картина деревенской избы. На лавках сидят девушки, а в центре хозяйка горницы . Они собрались на «капустник», который обычно проводится в начале осени.

Все оживленно «беседуют»: на сцене участниками театрализации исполняется хореографическая композиция, где используется рисунок «капустка» – то закручивается, то раскручивается, то рассыпается на отдельные кружочки.

Танец прерывает приход юношей на вечеринку.

Юноши «Добрый день, хозяюшка! Вот пришли вам пособить, да капусту порубить»

Хозяйка «Проходите, гости дорогие, мы вам рады! Для дорогих гостей

и ворота настежь! Будьте как дома.

Наш уют домашний каждому виден:

В тесноте, быть может, да не в обиде!

7

Ведь изба любая, знаете сами,

Не красна углами, красна пирогами!

Всем, чем богаты, тем и рады.

Юноши «А мы не с пустыми руками, хозяюшка. Прими, от чистого сердца, чем богаты …». Парни начинают одаривать ее подарками, принесенными с собой (изделия народных промыслов различных областей России), при этом каждый исполняет танцевальные «коленца».

Все проходят в избу.

Хозяйка «Ну что добры молодцы, помогите нам в работе нашей. Сначала  дело, потом – пироги да веселье»

Юноши начинают помогать девушкам. Девушки радостно перешептываются, лукаво поглядывая на юношей.

Хозяйка обходит всех, смотрит, как идет рубка капусты.

Хозяйка « — секи серебро» Юноша «Хлеб да капуста лихого не подпустят» Танец хозяйки.

Танцуя, она уходит за сцену, напоследок взглянув на молодежь. Как только она скрылась из виду, один из парней выходит на центр сцены со словами:

Звучит веселая музыка. Парни приглашают девушек на танец. Солист объявляет:

«Тырна-тырна-тыр-на-на,

заиграй гармошка.

Заплясали, чтоб у нас

плясовую, ножки.»

Исполняется кадриль. Танцуют 4 пары. А остальные наблюдают, все еще продолжая рубить капусту. Танец заканчивается, юноши провожают девушек на свои места.

Со скамейки поднимается бойкая девушка со словами:

8

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Я капустные частушки спою вам замечательно.

Исполнение частушек

Ходит Катя между гряд, выдирает всѐ подряд:

Где капуста, где сорняк – не поймѐт она никак.

Лето целое старалась, одевалась, одевалась, А как осень подошла, все наряды отдала.

Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява,

А кто очень любит щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зелѐный, Завила оборки густо. Узнаѐшь еѐ? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать, Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать

Звучит вступление. Со скамеек поднимаются юноши и выстраиваются

  • одну линию, вдоль задней части сцены. К ним выходят девушки. Далее исполняется кадриль. Манера сдержанная, корпус почти не двигается,

только ноги выделывают замысловатые коленца. Танец заканчивается, юноши чинно провожают партнерш до своих мест.

  • на сцену, отделившись от другой группы людей, выходит гармонист

  • веселым наигрышем. С ним рядом идет солистка-частушечница:

Девушки-красавицы,

Молодцы-работнички,

Что сидеть да горевать,

9

  • «Воробья» давай играть!

  • этими словами она достает из-за спины палку (или топорик, которым рубилась капуста), держит ее вертикально, а юноши и девушки поочередно хватаются за нее. Кто взялся за самую макушку, тот и становится Воробьем.

Солистка:

  • Эй, воробей, позабавь-ка людей!

На музыкальное вступление солистом-воробьем исполняется танец, имитирующий повадки птицы. Далее обыгрывается первый куплет.

Гармонист:

  • Покажи, воробышек, как девицы ходят!

Все расходятся в полукруг, юноши отвечают:

  • Они ходят прыг да скок под собой, не чуя ног.

  • движениях воробья должны быть заложены элементы женского танца. На музыкальный проигрыш все повторяют его движения. Так происходит после каждого куплета. Во втором куплете солистка спрашивает:

  • Покажи, воробышек, как молодцы ходят.

Девушки говорят:

-Они ходят по пятам, голова по сторонам (при этом воробей исполняет дружеский шарж на юношей).

Гармонист:

  • Покажи, воробышек, как девушки ходят. (Воробей показывает).

Юноши:

  • Они ходят там и тут, с левой ноженьки встают.

Гармонист спрашивает:

  • Покажи, воробышек, как бабушки ходят?

Воробей:

  • Они ходят так, и сяк, ноги быстро идти не хотят. (Изображает бабушек).

Солистка:

  • Покажи, воробышек, как дедушки ходят?

Воробей отвечает, показывая:

10

  • Они ходят не спешат, все вприсядку норовят.

Заключительный куплет о том, как парочки пляшут. Все хором отвечают:

  • Они пляшут стук да стук, с носочка на каблук.

Заканчивается игра общим танцем, в центре которого воробей и солистка с гармонистом. Заигравшись, все не замечают появления хозяйки. Хозяйка «Ай-ай-ай, так вы тут гулянье устроили, пляшете, поете, а капусту кто квасить будет!?

Девушка        «Не        ругайся        на        нас        хозяюшка,        все        мы        сделали,        капусту        всю

заквасили. Пойдем- ка лучше с нами в пляс!»

Хозяйка «Ну, да ладно, раз дело до конца довели, и я с вами попляшу!»

Все исполняют веселый танец, в которой хозяйка поочередно танцует с каждым юношей.

По окончании кадрили все прощаются с хозяйкой и ее гостеприимным домом, а она в ответ благодарит всех за работу (Свет приглушается. Звучит спокойная хороводная музыка; юноши и девушки исполняют хоровод). Хоровод постепенно уходит за кулисы.

11

Материальное, техническое, кадровое  обслуживание

мероприятия:

  1. Элементы для украшения русской избы

  1. Сценические костюмы в русском стиле для участников театрализации

  1. Концертмейстер

  1. Звукооператор

Список используемой литературы:

  1. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005

  1. Коринфский А. А. Народная Русь. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — 723 с

  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.

  1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Российский раритет, 1992.

  1. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. - М., 1983.

  1. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: Хрестоматия.

- М., 1971.

  1. Шангина И. И. Русские девушки. — СПб.: Азбука-классика, 2007. —

352 с

12