ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: Организация и проведение досуговых мероприятий как эффективное средство развития личности обучающихся.

Леонидова Анна Викторовна

Организация и проведение досуговых мероприятий как эффективное средство развития личности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение досуговых мероприятий как эффективное средство развития личности обучающихся.

Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.

К.Д. Ушинский

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Формы культурно-досуговой деятельности школьников весьма разнообразны. Традиционно в работе со школьниками определены следующие ее разновидности: слушание музыки, упражнения, игры, развлечения, праздничные утренники, общешкольные мероприятия.

Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора школьников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров. А также сами создают, творят, проявляют себя, демонстрируют свои таланты и свое творчество в процессе организации и проведении досуговых мероприятий. На таких мероприятиях формируются положительные качества ребенка: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения дают возможность для организации взаимодействия детей различных возрастов, которое имеет большое воспитательное значение. Выполняя работу сообща, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей (старшими и младшими), у них формируется способность сочетать личные интересы с интересами других. Благодаря участию в работе детей разного возраста может быть получен более значительный результат и выполнен больший объем заданий.

Участие каждого ребенка и всего коллектива в целом будет зависеть от целей и задач, которые ставит педагог при проведении конкретного мероприятия. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности и возрастные возможности детей, их интересы, умения, навыки.

Содержание досуговых мероприятий складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения любого мероприятия.

С детьми школьного возраста организуются разнообразные досуговые мероприятия, вид которых определятся характером участия в них детей:

мероприятия, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми;

мероприятия, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности;

мероприятия, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые.

Для того чтобы мероприятия способствовали развитию и воспитанию школьников, их необходимо тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от индивидуальных возможностей и возраста. Сценарий составлять рекомендуется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.

Хорошо спланированное, подготовленное по специальному сценарию мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Подготовка и проведение досуговых мероприятий имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.

В структуру мероприятия включаются: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.

Организация и проведение досугового мероприятия – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель мероприятия определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей школьного возраста.

Эффективному проведению мероприятия способствуют: объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Каждое мероприятие имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий. Сценарий детского мероприятия – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

В сценарии обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

Поскольку досуговое мероприятие – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, например, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец – это средства общения и единения всех собравшихся.

Слово как средство информации несет в мероприятиях дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников.

После проведения мероприятий, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.