Этнокультурная направленность образования в Республике Коми Сценарий внеклассного мероприятия «Коми праздник «Зиль-зёль»

Матюшева Светлана Витальевна

        Воркута - самый северный город Республики Коми. Коми населения здесь проживает не более 2 процентов. Но благодаря  педагогам  школьного и дошкольного образования воркутинские ребята погружаются в мир коми культуры через внеклассные мероприятия и сотрудничество с культурными учреждениями города.

       Данное мероприятие было проведено педагогами и учащимися МОУ «СОШ № 12»г.Воркуты на базе  Центра  национальных культур  совместно с  дошкольным образованием и коми вокальной группой «Югыд войяс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zil-zyol.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурная  направленность  образования в Республике Коми

Сценарий внеклассного мероприятия  «Коми праздник «Зиль-зёль»

 Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Этнокультурная  направленность  образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей  приобщение обучающихся к ценностям  культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Этнокультурная направленность  образования  призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

♦ любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

♦ осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;

♦ уважение к другим людям, умение вести   конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов.

       Этнокультурное образование является частью поликультурной  компетентности, которая  позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Для понимания и принятия других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в её ценном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от неё культурами - таковы известные на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности. 

        Воркута - самый северный город Республики Коми. Коми населения здесь проживает не более 2 процентов. Но благодаря  педагогам  школьного и дошкольного образования воркутинские ребята погружаются в мир коми культуры через внеклассные мероприятия и сотрудничество с культурными учреждениями города.

       Данное мероприятие было проведено педагогами и учащимися МОУ «СОШ № 12»г.Воркуты на базе  Центра  национальных культур  совместно с  дошкольным образованием и коми вокальной группой «Югыд войяс»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Коми праздник «Зиль-зёль»

 -Добрый день, дорогие друзья!

 -«Здравствуйте» мы говорим всем, кто пришел на наш праздник «Зиль-зёль».  «Зиль-зёль»-это мелодия души коми  инструмента, коми народа, мелодия души коми земли…

Зиль-зель –музыкальный  инструмент,  особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка.  И этот ручеёк от лица всего коми народа  говорит : «Видза оланныд, дона гӧстьяс! Видза оланныд!»

(1.Песня «Чужан му»,   «Вычегда-речка» исполняет «Югыд войяс».

  2.стихи и танец детей из детского сада «Маячок».)

1.     В коми крае мы живём,

Где суровы зимы.

Не страшны нам холода , мы наденем пимы.

Как прекрасен и чудесен

Коми наш родимый  край!

Говорим мы , улыбаясь:-

Чудо север! Чудо край!

Мыйла муса да зэв дона

Вӧр и эзысь ю?

Быдӧн радейтӧ зэв ёна

Ассьыс чужан му.

2.Бесконечные просторы,

Олени, тундра и озёра.

Сиянье северное, вьюги,

Безмолвие и тишина.

Сияет в обрамленье чуда

Столица мира – Воркута!

Воркута моя родная,

Как тебя люблю я!

Обняла б тебя руками –

Просто не смогу я!

Менам дона Воркута,

Кыдз ме тэнӧ радейта!

-Вас приветствовал детский сад  «Маячок»  группа  «Северянка»  под  руководством  Грызуновой Галины Николаевны.

-А сейчас на сцене  зиль-зёлики  1»В»  класса 12 школы –Евдокимова Влада и Юсичева Виктория! Встречайте!

                                           (   3.Песня «Асыв».)

- Строка без музыки – бескрыла,

Ты удружи мне, удружи –

И все, что в слове сердцу мило,

На музыку переложи.

Когда печаль души твоей коснется,

Когда разлука сердце обожжет,

Ты песню кликни, песня отзовется,

И песня вдруг, как милый друг, придет.

       (4. Песня «Речка Ижма» исп. «Югыд войяс»)

- От прадедов, прабабок

Дошли до наших дней

Простые Коми шаньги,

Чтоб жили веселей.

От старых Коми сказок

В них сила - посмотри:

На этих добрых шаньгах

Росли богатыри.        

-Вас приветствуют  богатыри  и красавицы  школы № 12   1 «В» класса! Встречайте!

                                    (  5.Танец «Коми шаньги».)

- Есть такая народная мудрость : «Где родился , там и пригодился». Порою, чем больше испытаний и трудов пришлось на долю человека, тем дороже ему малая родина, которая нужна ему и которой необходим он сам, своими делами, поступками,  мыслями, своим талантом.

А чтобы люди на добро молились,

Чтоб в куполах златых купалось небо,

Чтоб в перезвонах разливалась благость…

Земля родная, мира тебе, хлеба !

                 ( 6. Песня «Висер вожын» в исп. «Югыд войяс»

                    7. «Пӧлӧзнича» в исп. семьи Евдокимовых)

-Дорогим  гостям  пожелали долгой жизни и большого счастья –«Кузь нем да бур шуд!» Илья и Марина Владимировна  Евдокимовы ,школа №12!

    (  8.песня « Марьямоль» с использованием коми народных музыкальных инструментов, исп. учащиеся школы №12)

-Сердечный привет  на коми языке передали дорогим гостям  ребята из 12 школы 3 «А» класса!

            (  9. Танец с шалями под песню«Ловъя ва», «Югыд войяс»)

- Представьте себе долгий зимний вечер. В избе за рукодельем собрались  коми девушки, они тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на стекле такой узор, что глаз не отвести. Понравился всем узор. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им свой пирог, а третья весной повела этим узором  своих подружек в хороводье. Самые древние хороводы – магические или трудовые. Они пришли к нам из тех времён, когда люди верили, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того, чтобы подружиться с силами природы, вырастить хороший урожай, люди водили специальные хороводы.

Красоту самобытной коми музыки и красоту коми женского костюма представляет 6 «А» класс 12 школа. Руководитель –Ночкина  Юлия Станиславовна. Встречайте!

                               (  10.танец под музыку «Зарни ань»)

-Сегодня  мы  лишь приоткрыли  завесу над богатейшим миром народной песни, которая создавалась самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Песня – душа народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес – всюду ему помогала  песня. Все народные песни о любви: к родной земле, Республике, к России, а значит и к людям, которые на ней живут.

                         ( 11. Песня «Деревенька» в исп. «Югыд войяс»)

(Финальное построение. Фоном играет фонограмма «Зиль-зёль».)

-Наш праздник «Зиль-зёль» подходит к концу. И мы от всей души желаем  богатырского здоровья , радости и счастья  в нашем коми крае, на нашей с вами коми земле!

Кузь нем да бур шуд!

    ( 12. песня «ЗИЛЬ_ЗЁЛЬ» в исп. «Югыд войяс» и 3А класса школы №12)

Список литературы:

1.[http://svetlovaekm.ucoz.ru/index/ehtnokulturnoe obrazovanie/0-11]

2.[ http://www.pandia.ru/text/77/152/14518.php]