Образец ученического самоуправления

Аношина Маргарита Николаевна

Данный материал полезен для работы Актива детской организации в образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazets_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Описание

модели ученического

самоуправления

Содержание


Содержание …………………………………………………….………………………………..2

Кодекс чести старшеклассников ……………………………………………………………….3

Положение об ученическом самоуправлении в школе                        ……………………….4

Положение о выборах Президента и министров ученического самоуправления …………. 5

Информационная справка …………………………………………………….……………….. 6

Пояснительная записка ……………………………………………………….……………….. 7

Правовая основа ……………………………………………………………………………….. 8

Описание модели ученического самоуправления ……………………………………………8

Модель становления и развития детского самоуправления ………………………………...11

Система школьного самоуправления …………………………………………………………13

Содержание и формы работы школьного самоуправления …………………………………14

Организация деятельности ученического самоуправления …………………………………17

Взаимодействие ученического самоуправления с другими органами школьного самоуправления ……………………………………………………………………………...…19

Основная форма работы - КТД ………………………………………………………………..20

Основная форма работы  - метод проектов .......………...…………………..……………..…21

Заключение ……………………………………………………………………………………. 23

Кодекс чести старшеклассника

  1. Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
  2. Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.
  3. Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного
    самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.
  4. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
  5. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
  6. На несчастии людей своего счастья не построишь.
  7. Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
  8. Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
  9. Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
  10. Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.
  11.  Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
  12.  Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.
  13.  Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.

Положение

об ученическом самоуправлении в школе


1. Общие положения

Деятельность ученического самоуправления осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о защите прав ребёнка, Положением об образовательном учреждении, соответствующими локальными актами учреждения и настоящим Положением.

2. Идея

Школьник должен являться реальным действующим лицом в построении гражданского общества.

3. Цель ученического самоуправления

  • Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.
  • Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.
  • Расширение их лидерского и гуманитарного опыта.

4. Эти цели решаются через реализацию следующего ряда задач

  • Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива,
  • обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание.
  • Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.
  • Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты.
  • Формировать умение самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

5. Основные принципы самоуправления

  • Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, тем самым у них появляется опыт работы по определённым направлениям.
  • Принцип опора на микроколлективы, создаваемые как по возрастным особенностям (клубы), так и по интересам.
  • Принцип вариативности. Право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях.
  • Принцип либеральности. Право учащихся развивать свои способности в согласии с природой, а не вопреки ей.
  • Принцип успешности. Право на самоорганизацию и самопознание, самоопределение и самореализацию.
  • Принцип сотрудничества. Право ребёнка выступать в качестве субъекта целеполагания, то есть решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми.
  • Принцип комфортности. Право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях.
  • Принцип коммуникативности. Право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
  • Принцип рекреативности. Право ребёнка на отдых, игру и развлечения.
  • Принцип непрерывности. Право на непрерывный творческий рост.

6. Функции самоуправления

  • Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, педагогов и родителей; объединение школьных клубов, служб).
  • Адаптационная (адаптация к социальным условиям).
  • Защиты прав и свобод каждого.
  • Коммуникативная
  • Регулятивная
  • Воспитательная.

7. Основные законы коллектива

  • Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  • Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях!
  • Закон милосердия: Тебе хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
  • Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали — уважай человеческие достоинства других!
  • Закон свободы: Каждый человек, хочет быть свободным, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
  • Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
  • Закон человека: Нельзя оскорблять человека ни словом, ни действием.
  • Закон зелёного друга: Береги и изучай природу!
  • Закон «00»: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
  • Закон трёх «сами»: Сами ищем дело, сами планируем и осуществляем его, сами подводим итоги.

8. Критерии оценки работы школьного самоуправления

  • Практическая значимость принятых законов
  • Активная позиция каждого члена коллектива
  • Удовлетворённость школьной жизнью
  • Комфортность для каждого члена школьного коллектива
  • Осознанность учения
  • Системность работы

9. Состав Совета старшеклассников и регламент деятельности

  • Членами Совета старшеклассников могут быть учащиеся 8 - 11 классов, которые выбираются сроком на один год в начале учебного года на ученической конференции и которые принимают активное участие в жизни школы и класса.
  • Количественный состав Совета старшеклассников определяется в зависимости от направлений деятельности ученического самоуправления. Ученическое самоуправление имеет право создавать временные органы для проведения ключевых КТД.
  • Президент школьного самоуправления выбирается путём голосования. Президент школьного самоуправления организует работу министерств, принимает участие по приглашению директора школы в заседаниях педагогического Совета, организует работу старост классов и еженедельно проводит старостат - сбор старост
  • Из состава членов Совета старшеклассников выбираются министры, ответственные за деятельность министерств в школе.
  • Министерства во главе с министрами организуют работу в школе и классах и проводят заседания министерств, согласно плану работы, не реже 2 раз в месяц.
  • Заседания Совета старшеклассников проводятся не реже одного раза в месяц.
  • Гласность работы Совета старшеклассников, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечивается регулярным информированием учащихся на классных собраниях и через специальный стенд объявлений, за который отвечает министерство печати.
  • Содержание работы Совета старшеклассников.
  • Совет старшеклассников способствует созданию сознательной дисциплины, культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнению всеми школьниками Устава образовательного учреждения, Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, защите прав учащихся.
  • Ученическое самоуправление организует самообслуживание: уборку школы, благоустройство школьной территории, обеспечивает посильное участие школьников в ремонте мебели, оборудования и учебников.

Положение

о выборах Президента школьного самоуправления и кабинета министров ученического самоуправления

в школе

Общие положения

  1. Положение о выборах кабинета министров ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления принято в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и Положением об ученическом самоуправлении.
  2. Настоящее Положение определяет порядок назначения, организации и проведения выборов министров ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.
  3. Действие настоящего Положения распространяется исключительно в школе В настоящем Положении используются следующие понятия и определения: Выборы министров ученического самоуправления школы (далее — выборы).
  4. Действия учащихся, избирательных объединений, избирательной комиссии, администрации и педагогического коллектива школы по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов на должность министров и Президента ученического самоуправления, проведение голосования и подведение итогов.
  5. Избиратель - учащийся 5 - 11 классов.
  6. Кандидат на должность Президента ученической ассоциации школы, выдвинутый избирательным объединением или непосредственно избирателями (независимый кандидат) и зарегистрированный избирательной комиссией школы в соответствии с настоящим Положением.
  7. Предвыборная агитация - деятельность избирателей и кандидатов по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании.
  8. Наблюдатель - представитель кандидата в министерство, имеющий право присутствовать в помещении избирательной комиссии во время голосования и подведения итогов голосования.
  9.  Доверенное лицо кандидата в министерство ученического самоуправления (далее - доверенное лицо) - избиратель, администратор школы или учитель, зарегистрированный в избирательной комиссии и ведущий предвыборную агитацию и организационную деятельность, способствующую избранию кандидата.
  10. Основные принципы выборов членов Министерства ученического самоуправления:
    а) выборы осуществляются избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

б) участие избирателей в выборах является добровольным

в) никто не вправе оказывать воздействие на избирателей или кандидатов с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на свободное волеизъявление

  1. Периодичность проведения выборов - выборы министров и Президента ученического самоуправления проводятся один раз в год.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Министерство
ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.

Порядок выдвижения кандидатов.

  1. Кандидаты в Министерства ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления выдвигаются от избирательных округов и избирателей (независимый кандидат).
  2. Решение о выдвижении кандидатов в Министерство ученического самоуправления принимается на общем собрании избирателей избирательного округа.
  3. Выдвижение независимого кандидата производится путём сбора подписей избирателей в своём избирательном округе в количестве не менее 15 на одного кандидата в Министерства ученического самоуправления среди избирателей 5 - 11 классов; не менее 50 подписей на кандидата на должность Президента ученического самоуправления. Сбор подписей производится под заявлением соответствующего лица о его согласии баллотироваться на должность Министра ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. До начала сбора подписей за независимого кандидата инициаторы (инициатор) сообщают в избирательную комиссию о своём решении провести сбор подписей с указанием своей фамилии, имени и класса.
  4. Сбор подписей производится в следующем порядке: на каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, класс, в котором обучается кандидат в Министерство ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, класс. Подпись может ставиться в поддержку разных кандидатов, но один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписной лист подписывается лицом, проводящим сбор подписей, и самим кандидатом. Внизу подписного листа ставится дата окончания сбора подписей.

Регистрация кандидатов.

Кандидаты в члены ученического самоуправления или на должность
Президента ученического самоуправления регистрируются избирательной комиссией. Представители избирательного округа или сам кандидат вносят в избирательную комиссию:

  1. Протокол общего собрания избирательного округа о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, класса.
  2. Список доверенных лиц с указанием их фамилий, имён, отчеств, дат рождения, заверенный подписью кандидата.
  3. Заявление кандидата о его согласии на выдвижение по соответствующему избирательному округу

Статус кандидата в министерство ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления.

  1. Удостоверение кандидата. Документом, подтверждающим личность и полномочия кандидата, является удостоверение кандидата, которым он пользуется в течение срока полномочий.
  2. Права и полномочия кандидата.

а) кандидат может иметь до трёх доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией (доверенные лица также получают удостоверения избирательной комиссии)
б) выборы кандидата на должность Президента ученического самоуправления проводятся на альтернативной основе.

  1. Содействие и помощь кандидату. Избирательная комиссия
    оказывает равноценную поддержку кандидатам в организации встреч с избирателями, а также гарантирует равный доступ к школьной множительной технике для изготовления агитационных печатных материалов.

Предвыборная агитация.

  1. Любой избиратель вправе вести предвыборную агитацию.
  2. Предвыборная агитация может производиться:

а) в форме предвыборных встреч с избирателями

б) через школьную газету

в) через школьную настенную печать

г) методом выпуска и распространения листовок.

  1. Сроки проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается в день регистрации кандидата и заканчивается накануне дня выборов. В день выборов любая предвыборная агитация запрещается.
  2. Организацию предвыборных агитационных встреч обеспечивает избирательная комиссия при участии классных руководителей.
  3. В школьной печати предвыборная агитация проводится через школьный прёсс-сектор
  4. Выпуск и распространение печатных агитационных материалов осуществляется с использованием школьной множительной техники.
  5. Встречи с избирателями проводятся на классных часах, на переменах и во внеурочное время.
  6. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных школьных стендах, а также по классам — в классных уголках.
  7. Ответственность за содержание агитационных печатных материалов возлагается на избирательную комиссию.

Избирательные округа. Списки избирателей.

  1. Образование избирательных округов для выборов Министерства и Президента ученического самоуправления образуются избирательные округа, охватывающие 5 - 11 классы.
  2. Избирательные округа: 5а, 5б, 6а, 66, 7, 8, 9, 10а 10б, 11 классы, педагогический коллектив.
  3. Списки избирателей по округам составляются избирательной комиссией.

Избирательная комиссия.

  1. Избирательная комиссия формируется из учащихся 8 - 11 классов и заместителя директора по воспитательной работе в количестве 7 членов.
  2. Утверждение состава избирательной комиссии происходит на общешкольной линейке.
  3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
  4. Избирательная комиссия регистрирует кандидатов в члены ученического самоуправления и Председателя ученического самоуправления.
  5. С избирательной комиссией работают консультанты из числа педагогических работников
  6. Статус наблюдателя. Каждый избирательный округ, выдвинувший своего кандидата в министерство или на должность Президента ученического самоуправления, вправе назначить наблюдателя в избирательную комиссию в день выборов. Доверенные лица приравниваются по своим правам к наблюдателям и допускаются в помещение избирательной комиссии.
  7. Наблюдатели имеют право:

а) наблюдать за действием членов избирательной комиссии

б) знакомиться с любыми материалами избирательной комиссии.

Порядок голосования.

  1. Помещение для голосования предоставляется в избирательной комиссии с согласования администрации.
  2. Избирательные бюллетени. Каждый избиратель получает один бюллетень для выборов министра ученического самоуправления и один бюллетень для выборов на должность Президента ученического самоуправления. Избирательный бюллетень содержит фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность министра ученического самоуправления по избирательным округам, а также в алфавитном порядке кандидатов на должность Президента ученического самоуправления и данные о них:

а) фамилия, имя, отчество

б) год рождения

в) класс

г) статус кандидата (независимый или выдвинут избирательным округом)

  1. Каждый бюллетень в верхнем углу должен быть заверен двумя подписями членов избирательной комиссии. В случае выбытия кандидата после изготовления бюллетеней, данные о нём, вычеркиваются.
  2. Порядок для голосования в помещении для голосования. Голосование проводится в день выборов с 9.00 часов до 18.00 часов.
  3. При получении избирателями избирательного бюллетеня член избирательной комиссии отмечает в списке избирателей его фамилию, а избиратель ставит свою подпись.
  4. В избирательном бюллетене ставится крест, либо любой знак в пустом квадрате напротив интересующей его фамилии, либо, напротив строки «Против всех кандидатов».
  5. Если избиратель считает, что он совершил ошибку, то он вправе обратиться за новым бюллетенем. Испорченный бюллетень уничтожается избирательной комиссией, о чём составляется акт.
  6. Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик.
  7.  За порядком в помещении следит председатель комиссии или его заместитель, его распоряжения обязательны для всех находящихся в помещении для голосования.

Подсчёт голосов избирателей.

  1. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии.
  2. По истечении времени голосования председатель избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. Подсчёт голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
  3. Перед началом подсчёта голосов председатель избирательной комиссии в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей погашает неиспользуемые бюллетени, оглашает их число, после чего проверяет целостность печати или пломбы на избирательном ящике и вскрывает его.
  4. Из числа бюллетеней в первую очередь отделятся недействительные бюллетени - такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. На недействительном бюллетене избирательная комиссия указывает (на его оборотной стороне) причину его недействительности. Этот бюллетень заверяется двумя подписями членов избирательной комиссии. Недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
  5. Протокол об итогах голосования. После подсчёта голосов избирателей избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. В протоколе указывается:

а) общее число избирателей, внесённых в список избирателей;

б) число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

в) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

г) число избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования;

д) число бюллетеней, содержащихся в избирательном ящике;

е) число действительных избирательных бюллетеней,

к) число недействительных избирательных бюллетеней;

з) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся в избирательных бюллетенях.

  1. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии хранится в избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам комиссии, представителям школьной печати.

Установление результатов выборов Министров и Президента ученического самоуправления.

  1. Установление результатов выборов возлагается на избирательную
    комиссию.
  2. На основании протокола об итогах голосования избирательная комиссия в течение одного дня после выборов устанавливает результаты выборов.
  3. Признание выборов недействительными. Избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования.
  4. Признание выборов несостоявшимися. Выборы признаются несостоявшимися в случаях:

а) если по итогам голосования число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов;
б) если в выборах приняло участие менее 25 % зарегистрированных избирателей.

  1. Официальным объявлением результатов выборов является их
    публикация в специальном выпуске школьной газеты.
  2. Повторное голосование проводится в случае, если избирательный бюллетень включено более двух кандидатов на должность Президента ученического самоуправления, и ни один из них не был избран. Повторное голосование проводится не позднее чем через 7 дней со дня установления результатов общих выборов Сообщение о проведении  повторного голосования публикуется на доске объявлений. По итогам повторного голосования избранным считаётся тот кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  3. Избранный Президент и Министры ученического самоуправления вступают в должность с начала учебного года после официального объявления результатов выборов. Действующий Президент и министры ученического самоуправления исполняют свои полномочия до вступления в должность вновь избранных кандидатов.

Информационная справка

Адрес образовательного учреждения

Президент школьного самоуправления: ……

Краткие сведения о школе

Школа основана в ….. году.

…… г – Работа ученической Ассоциации во главе с Председателем ученического самоуправления

…… г построено новое здание муниципального общеобразовательного учреждения». Ассоциация реорганизована. Действуют Министерства ученического самоуправления во главе с Президентом.

Контингент учащихся составляет …. учащихся.

Школа имеет трехступенчатую структуру: I ступень - начальное образование, II ступень - основная школа, III ступень - средняя школа.

Пояснительная записка

В отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых условиях. В качестве главного результата выдвигается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылкой для успешной самореализации личности после окончания обучения, её социализации. При этом в основе обновления содержания образования лежит идея формирования ключевых компетенций, одной из которых является «компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя)».

Гражданское образование не новое направление в образовательной политике. Философия гражданского образования закладывалась еще в древней Греции (Платон, Аристотель и др.), ей уделяли большое внимание просветители 18 века (Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский). Новое звучание теория воспитания гражданина получила в 19 - начале 20 века в утопических системах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, социалистической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, русских демократов - В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко. А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко. В.А. Сухомлинский, Г.Н. Щукина и др. Исследования теоретического и прикладного характера многих философов, педагогов, психологов последнего десятилетия посвящены вопросам гражданского образования (А.Г. Асмолов, И.д. Фрумин. А.С. Тубельский, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург).

К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:

  • I модель - ситуационное моделирование (акцент на информацию по конкретным темам и разделам дисциплин, разбор конкретных сложных ситуаций),
  • II модель: предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),
  • III модель — интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»)
  • IV модель — институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы)
  • V модель — организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры, материалы сценариев могут быть использованы как модульные курсы по граждановедению)

Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправления как важного условия гражданского образования.

Нормативно - правовая основа

Нормативно - правовой основой взаимодействия школы являются такие законодательные акты, как:

  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Описание модели ученического самоуправления

В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).

Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования.

В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.

Цель ученического самоуправления

  • Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.
  • Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.
  • Расширение лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.

Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач

  • Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
  • Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям стать защитником правды, добра и красоты;
  • Способствовать формированию умения самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Основные принципы самоуправления

  • Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.
  • Принцип - опора на микро коллективы, создаваемые как по возрастным особенностям, так и по интересам.
  •  Принцип вариативности - право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях;
  • Принцип успешности - право, гарантирующее возможность каждого на успех;
  • Принцип самоуправляемости - право на самоорганизацию и самопознание, на самоопределение и самореализацию;
  • Принцип комфортности - право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
  • Принцип коммуникативности - право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
  • Принцип рекреативности - право ребёнка на отдых, игру и развлечения;
  • Принцип непрерывности - право на непрерывный творческий рост.

Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.

Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.

Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);

3) Функция защиты прав и свобод каждого;

4) Коммуникативная;

5) Регулятивная;

6) Воспитательная.

Основные законы нашего коллектива

  • Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  • Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!
  • Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
  • Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!
  • Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
  • Закон зеленого друга: Берёги и изучай природу!
  • Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
  • Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.

Модель становления и развития детского самоуправления в школе

1 этап - Диагностирование внутришкольного пространства отношений:
Возникновение диагностической службы как коллективного исследования, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления.
диагностика межличностных, внутри- и межвозрастных отношений в рамках школы. Объединение учащихся, готовых встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы.

II этап - Проектирование и реализация прецедентов самоуправления.
На этом этапе инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются прецеденты самоуправления - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно самостоятельно и само - управляемо.

III этап - Становление самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Любое общественное событие должно стать само - деятельным и само - управляемым.

Этапы развёртывания событий

1. Объявление конкурса

2. Создание временных творческих групп по разработке проектов

3. Определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта (или лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах)

4. Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь
5. Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.

Модель становления и развития детского самоуправления в классе.

1 этап - этап становления - характеризуется отношением учащихся к содержанию деятельности, преодолению трудностей, выборам решений в достижении целей и формах работы.

II этап - этап самосовершенствования - это поиск оптимальных организованных форм и анализ проделанной работы. Активность всех членов класса, возложение полномочий и смена лидеров в их разноплановой деятельности. Основой активности учащихся являются: самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль.

Принципы построения школьного самоуправления.

Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог- консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги.

Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.

Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.

Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.

Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.

Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип
демократизма)

Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

Система школьного самоуправления

представляет трехуровневую ступень.

Первый уровень - классное ученическое самоуправление, второй - ученическое самоуправление, третий - школьное самоуправление. Первые два уровня самоуправления составляют структуру ученического самоуправления. Каждый ученик класса может входить в тот или иной орган самоуправления класса, школы, может быть избран руководителем того или иного органа.

Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов. Для определения органов классного самоуправления были выделены ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное  время, в том числе и в системе дополнительного образования. Это познавательная деятельность, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская и информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. В классах работают 7 рабочих органов классного ученического самоуправления. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

Содержание и формы работы школьного самоуправления

В школе работают 7 министерств ученического самоуправления. Содержание работы органов самоуправления, их количество определяется исходя их ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе, такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивная, оздоровительная, нормативно-правовая и информационная.

За планирование и организацию познавательной деятельности отвечает
министерство образования

  • Министерство образования координирует работу учебных секторов в классах.
  • Организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями.
  • Создает малое научное общество учащихся и учителей с целью развития проектных и исследовательских работ.
  • Сотрудничает с министерством печати, участвует в выпуске школьной газеты, освещает состояние обучения.
  • Осуществляет контроль за организацией взаимопомощи учащихся, с этой целью создает группу взаимопомощи.
  • С целью контроля за ведением тетрадей и дневников проводит соответствующие рейды.

Министерство образования имеет право:

  • определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
  • при проведении рейда потребовать дневники или тетради у учащихся для проверки их ведения;
  • вызывать на свое заседание любого ученика с отчетом об успеваемости;
  • обращаться к президенту ученического самоуправления, кабинету министров, педсовету, родительскому комитету, совету школы с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.

За реализацию художественно-эстетической деятельности отвечает
министерство культуры.

  • Оно координирует работу культурно-массовых секторов классов.
  • Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.
  • Берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.
  • Утверждает программы классных мероприятий эстетического направления.
  • Сотрудничает с министерством печати, участвует в выпуске школьной газеты.
  • Освещает проведение мероприятий эстетического направления.

Министерство культуры имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;
  • переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;
  • обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.

Заботой о порядке и чистоте в школе, благоустройством, организацией дежурства, трудовых десантов и т.д. занимается министерство труда.

  • Оно координирует работу трудовых секторов классов. 
  • Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с трудовым воспитанием: трудовые десанты, генеральные уборки, выставки.
  • Берет на себя организацию хозяйственно-бытовые стороны всех общешкольных мероприятий.
  • Организует посильный ремонт школьного здания и оборудования.
  • Рассматривает на совместных с администрацией заседаниях вопросы выполнения соглашения по уборке кабинетов и рекреаций, состояния охраны труда в классах, информирует учащихся о принимаемых в этой области мерах.
  • Осуществляет контроль за дежурством по школе (уборка классов), за сохранностью учебников, мебели, школьного инвентаря и т.д., за санитарно-гигиеническим состоянием школы совместно с министерством здравоохранения. С этой целью проводит рейды.

Министерство труда имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, требовать отчета.
  • привлекать к посильному ремонту здания и оборудования любой класс и любого учащегося;
  • вызывать на свои заседания учащихся, не соблюдающих трудовую дисциплину или портящих школьное имущество;
  • обращаться к Совету школы, кабинету министров, президенту, родительскому комитету по вопросу обсуждения учащихся, нарушающих трудовую дисциплину, портящих школьное или государственное имущество.

За реализацию валеологической работы отвечает министерство
здравоохранения.

  • Оно координирует работу санитарных служб классов.
  • Планирует, организует подготовку и проведение внеклассных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни.
  • Совместно с администрацией школы обеспечивает гарантии права учащихся на охрану здоровья.
  • Организует контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.
  • Совместно с медицинским работником, валеологом школы и министерством труда проводит рейды.
  • Выпускает листки здоровья. Совместно с министерством печати выпускает школьную газету.

Министерство здравоохранения имеет право:

  • определить и назначить класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
  • обращаться в Совет школы, к администрации или родительскому комитету по вопросу несоблюдения санитарных норм и правил учащимися, работниками школы;
  • вызывать на свои заседания учащихся, нарушающих санитарные нормы и правила;
  • обращаться к администрации школы по вопросам работы столовой и соблюдению режима труда учителями и сотрудниками школы.

За соблюдение прав учащихся, исполнение ими обязанностей, профилактикой правонарушений отвечает министерство права и порядка. 

  • Оно следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава школы, школьной Конституции, правил для учащихся.
  • Организует и контролирует дежурство классов по школе.
  • Организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.

Министерство имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия;
  • вызывать на свои заседания любого ученика;
  • потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись;
  • обращаться к Совету школы, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;
  • посещать любого ученика на дому с целью контроля за соблюдением режима или для беседы с родителями;
  • в исключительных случаях, при условии, что члены министерства проголосуют за это единогласно, обращаться в Комиссию по делам несовершеннолетних;
  • министр права и порядка имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса).

Министерство спорта

  • планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе.
  • Разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них.

Министерство спорта имеет право:

  • определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;
  • обращаться в Совет школы или администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия.

Министерство печати имеет: пресс-центр, редакцию школьной газеты. Министерство печати отвечает за

  • выпуск школьной газеты, освещающей наиболее важные события;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения
    совета, Конституционного суда, дежурного класса;
  • следит за оформлением странички Выпускников в школьном альбоме, осуществляет контроль за ее ведением;
  • оформление газеты общественного мнения «Я хвалю», «Я критикую», «Я
    предлагаю», «Я хочу сделать» и контроль за ее заполнением;
  • создание видеосюжетов и фильма о жизнедеятельности школы
  • следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.

Каждое министерство имеет свой план работы, содержание которого
определяется согласно Положению об ученическом самоуправлении. Объединяют
их КТД, которые расширяют возможности межвозрастного общения, создают
особый дух школы:

• Праздник первого звонка;

• День школы;

• День самоуправления;

• Посвящение в министры;

• Встреча выпускников;

• День музыки;

• Сагаалган;

• Смотр талантов;

• Балы и т.д.

Организация деятельности ученического самоуправления

Работа ученического самоуправления строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, чаще всего - месяц, и повторяются при подготовке и проведении очередного КТД. Такое циклическое чередование Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Сбор информации и её анализ осуществляются на всех уровнях школьного
самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета школы проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ по каждому направлению деятельности в отдельности (на заседаниях актива) и на заседаниях совета. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Планирование.

В планировании участвуют: все члены классных коллективов - классные органы на общешкольном уровне - общешкольные органы самоуправления. Планирование деятельности органов самоуправления, КТД происходит чаще всего к проектной деятельности. Результат планирования - это ответ на вопрос «Что делать и как делать?» Что делать в классе и что делать в школе?

Организация

Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. После защиты проекта инициативная группа распределяет обязанности между классами. Представители классных коллективов знакомят класс с планом проведения КТД, проводят инструктивно-методическую работу. В начале года, четверти (при смене членов самоуправления) педагоги - консультанты проводят учебу актива. Как только учащиеся, руководители органов общешкольного ученического самоуправления адаптируются к новой социальной роли, консультативная деятельность сочетается с собственной инициативой и, наконец, сами учащиеся готовы самостоятельно проводить заседания общешкольных органов ученического самоуправления. Суть деятельности по организации состоит в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

Контроль.

Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы. Основной метод контроля в работе органов самоуправления - наблюдение, которое позволяет выявить отклонения в работе самоуправления или, наоборот, отметить его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция

Регулирование и коррекция - это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей тех или иных органов самоуправления. Педагоги консультанты общешкольных ученических органов и классные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, - на членов своих служб, члены служб - на членов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.

Планирование и организация

1-я неделя месяца.

Реализуются функции планирования и организации. В течение недели проводятся заседания совета школы, затем - собрания общешкольных органов ученического самоуправления, в классах и классные собрания. На совете школы принимается решение о том, что надо будет делать в предстоящем месяце в школе. Другими словами, рассматривается и утверждается план работы на месяц. Такой план в школе имеется, но на совете он уточняется и «запускается». На заседаниях Координационного Совета вырабатывается методика реализации принятых решений. Старосты классных органов самоуправления осваивают способы информационно-методической деятельности. Придя в свой класс, они собирают совет класса, на котором готовится классное собрание, а затем проводится собрание. Его цель - организовать выполнение принятых решений. В результате каждый ученик класса знает, кто, с кем, когда и где будет выполнять решение. На реализацию указанных функций планирования и организации затрачиваются все пять дней недели. Все это происходит на 2-й - 3-й неделе месяца.

2-3-я неделя месяца.

Все учащиеся включаются в различные виды деятельности. Органы ученического самоуправления в классе контролируют процесс, оказывают помощь в работе. В этом им помогают педагоги-консультанты. Таким образом, реализуются функции контроля и регулирования.

4-я неделя.

Проводится совет класса, на котором готовится и проводится итоговое собрание по анализу и оценке жизнедеятельности класса за прошедший месяц. Затем собираются координационный совет и анализируют работу школы по своим направлениям. Координационный совет сводит весь анализ и готовит предложения на совет школы. Координационный Совет проводит свое заседание, на котором анализируется внутришкольная жизнь, принимается новое решение, и все опять начинает повторяться сначала.

Реализована последняя функция - анализа и принятия решения и принято новое решение на предстоящий месяц.

В выборе методических средств мы руководствовались принципиальными требованиями: они должны быть технологичны (воспроизводимы в различных ситуациях и всеми субъектами процесса деятельности); содействовать развитию субъектной позиции ребенка,
способствовать решению комплекса воспитательных задач.

Взаимодействие ученического самоуправления

с другими органами школьного самоуправления.

Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы, который представляет четвертый уровень управления школой. В совет школы входят члены ученического самоуправления - 7 человек во главе с президентом школы, представители педагогического коллектива - 5 человек, и родители  3 человека (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета, председатель попечительского совета).

Функции Совета школы: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия - прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.

Совет школы - это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Структура школьного соуправления. Согласно принципу педагогического руководства у каждого министерства ученического самоуправления есть педагоги-консультанты (5 из них входят в Совет школы), которые составляют президентский совет.

Педагогами-консультантами выступают директор школы, заместители директора по научно-методической, учебной и воспитательной работе, социальный педагог, психолог, валеолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.

Во главе президентского совета стоит заместитель директора по воспитательной работе. Члены президентского совета курируют жизнедеятельность школы, участвуют в общем собрании и, в зависимости от степени развития органов самоуправления, либо организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.

Педагоги и родители, являются не только консультантами органов ученического самоуправления, в состав Думы и Конституционного Суда они входят как равноправные члены.

Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.

КТД (коллективное творческое дело)

Цель технологии, разработанная ИЛ. Ивановым, формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности, формирование широкого диапазона разновидностей социального опыта, развитие познавательных, организаторских, исследовательских, творческих, технических оформительских, трудовых действий.

Технологическая карта методики коллективного воспитания:

Основания:
Развивающий метод и
функции управления

технология

Методика

Мотивация

Выбор цели
деятельности

Беседа, опрос, традиции, диспуты
(«Разведка дела» у И.П. Иванова)

Планирование

Планирование деятельности

Метод мозгового штурма. Проектная деятельность.

Организация

Распределение «зон ответственности» между членами
коллектива

Обсуждение и принятие
решения на основе
принципов участия всех и согласия

Контроль
(регулирование)

Подготовка коллективного дела:
репетиции, оформление, тренировки, практическая деятельность

Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь

Мониторинг (анализ)

Проведение коллективного дела
(реализация цели деятельности)
Рефлексия. Самоанализ.
Постоянное наблюдение за изменениями  в поведении детей

По плану. По сценарию. Классный час. Сбор городского совета, заседание кабинета министров

Указанная технология и методика хорошо отработана во многих школах. При организации КТД мы особое внимание уделяем этапу планирования, рефлексии и наблюдению за изменениями в поведении детей. Эти технологические звенья мы считаем особо важными при проведении коллективных дел. Основными формами, в которых используется технология КТД являются классные собрания, заседания кабинета министров.

На этапе планирования особое внимание мы уделяем проектной деятельности, как одному из самых продуктивных способов создания условий для развития и саморазвития личности. «Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; открыт творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности постановка задачи, разработка проекта, организация общественного мнения, трудовая работа, учет проделанной работы» (М.В. Крупенина).

В переводе с латинского слово «проект» означает дословно «брошенный вперед», т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего. Это разновидность эвристической деятельности, своеобразный тест на проверку способности авторов-разработчиков к развитому воображению и умению переводить абстрактные положения в плоскость предметного усвоения.

Метод проектов

Метод проектов созвучен методике КТД, поэтому может использоваться и
как часть её (на этапе планирования) и самостоятельно. Он позволяет гармонично
сочетать лучшие педагогические традиции «пионерской методики», закрепившиеся
в массовой школе, с идеями обновления воспитывающей деятельности современной школы:

• воспитание в коллективе с самоопределением личности,

• полезное практическое дело с задачей школы пробуждать интерес к знаниям;

• познавательный результат в воспитании с актуализацией идеи воспитывающего обучения;

• активную позицию ребенка с позицией сопровождения педагога;

• самоорганизации, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.

Выбирая данную технологию, как соответствующую целям и задачам ученического самоуправления, мы руководствовались следующими особенностями метода проектов:
1. Цель проекта
добиться желаемого и планируемого результата, т.е. ориентация на успех

2. Проект можно составлять как группой, так и индивидуально, что позволяет учитывать интересы детей

3. Проект позволяет решать как познавательные, так и социально значимые и практические задачи

4. Проект позволяет усложнить или упростить обстоятельства его применения в зависимости от сформированности у детей необходимых навыков, от способностей детей и их личного выбора

Основные технологические этапы

Этапы построения работы согласно методу проектов

Особенности использования метода проектов в организации деятельности самоуправления

Постановка задачи (наблюдение, выяснение дела для улучшения окружающей жизни).

Целеполагание. Выбор цели. (анализ проблем, возможностей, изменений; поиск альтернатив — кому полезен проект?)

Разработка проекта (беседа
педагога, чтение книг,
обсуждение лучшего варианта).

Планирование работы
(конкретизация задач; выбор средств достижения. Определение сроков и последовательности действий; принятие решения, разделение работы).

Обоснование проекта
(описаниё проекта, условий его реализации; определение затрат ресурсов времени, труда; расходы и источники).

Организация общественного
мнения (агитация детей и
взрослых)

Презентация проекта (защита
проекта, реклама, апробация замысла).

Трудовая работа
(выполнение)

Организация выполнения
(исполнительская деятельность).
Контроль (отслеживание и
мотивация).

Учет проделанной работы
(определение, что нового узнала, чему научились?).

Демонстрация проекта (показ результатов).
Оценочная деятельность (выявление неиспользованных резервов).

Фиксирование проекта
(описание проекта и его результатов, установление обратной связи, публикация).

Обучение детей методу проектов проводилось в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то впоследствии деление на группы производилось не всегда, упор делался на практическую реализацию проекта.

Учащимися школы были разработаны такие проекты как «Новогодняя сказка», «Песнь любви», «Школа моей мечты», клуб «Патриот», «Подросток и алкоголь» и т.д.

Учитывая многообразие проектов и способов организации проектной деятельности, мы использовали данную форму как основную в условиях школы.

 

Заключение

После продолжительного анализа нами были сделаны следующие выводы:

  • Самоуправление является важным условием гражданского образования.
  • Ученическое самоуправление является демократическим, т.к. выражает интересы учащихся, управляет с учетом этих интересов и включает учащихся в управленческую деятельность.
  • Смысл самоуправления в современной школе заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
  • Самоуправление должно служить средством самоорганизации коллективной жизни и эта коллективная жизнь выстраивается самими детьми при поддержке и помощи взрослых.
  • Органы самоуправления включают всех учащихся в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь, а потому необходимую для них.
  • Системная работа ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гуманизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.