Психолого-педагогические условия формирования успешности на танцевальном занятии посредством народного танца

Коробкова Светлана Владимировна

 

 

Психолого-педагогические условия формирования успешности на танцевальном занятии посредством народного танца

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия формирования успешности на танцевальном занятии посредством народного танца

Психолого-педагогические условия - «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

  1. Первым психолого-педагогическим условием, необходимым для формирования успешности обучающихся, является сама личность учителя. По утверждению А. С. Макаренко, ребенок пойдет за таким учителем, который является истинным профессионалом, знающим свое дело. Помимо этого важно, чтобы педагог «горел» своим делом, совершенствовал свои умения, обогащал багаж знаний по предмету. Если ребенок почувствует все эти качества в своем наставнике, то он пойдет за ним, уверенный в том, что сможет у него научиться.

Важнейшие личностные характеристики младшего школьника на начальном этапе развития: доверчивое подчинение авторитету, внимательность, повышенная восприимчивость. Поведение учащегося начальных классов характеризуется послушанием, конформизмом. В младшем школьном возрасте возникают наиболее благоприятные условия для формирования положительных черт личности, нравственных качеств. Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию, восприимчивы [8]. Учитель для них - авторитет, вследствие этого он обязан создавать благоприятные условия в целях формирования высоконравственной личности.

 С точки зрения преподавания танцевальных дисциплин, учителю необходимо уметь объяснить, как правильно исполняется движение, придумывать ассоциации для образного восприятия манеры исполнения танца.

  1. Вторым педагогическим условием выступает ситуация успеха.

Ситуация успеха - это решающее условие духовного становления личности. Все чаще стало звучать словосочетание: «требуется с креативным мышлением» - то есть творческим, свободным. А это может проявиться лишь у такой личности, которая уверена в своих способностях и пережила успех собственной деятельности, причём неоднократно, так как видов деятельности очень много. Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела.

Стоит отметить, что чрезмерная похвала может негативно сказаться на трудолюбии обучающихся, положительный результат должен достигаться через труд, поэтому целесообразно чередовать ситуации успеха с неуспехом, чтобы активизировать старание детей.

Представим способы создания ситуации успеха в виде схемы [6] (Рисунок 1.).

 Рисунок 1. Создание ситуации успеха.

Рассмотрим, каким образом, можно создать ситуацию успеха посредством народного танца.

2.1 Личностно-ориентированный подход (индивидуализация в процессе обучения):

  • Личное, адресное, мгновенное комментирование исполнения движений ребенком. Для этого применяются слова и выражения: «Старался!», «Движения стали точнее!», «Выполнил музыкально верно!».
  • Своевременные указания по устранению неточностей в процессе исполнения танцевальных комбинаций. Замечания могут быть сформулированы следующим образом: «Не торопись, делай движения чуть медленнее!», «Расправь плечи!», «Прижми руки к поясу!», «Тяни носок, когда шагаешь вперед!».
  1.  Технологические приемы, взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на создание психологически-комфортной атмосферы во время изучения движений народного танца:
  • «Похвала». Что лучше у детей получается, за то и надо хвалить: одних – за вдумчивость, сосредоточенность, ответственность, других за скорость запоминания движений.
  • «Сдержанное оценивание». Чрезмерное количество положительных оценок качества выполняемого движения может отрицательно сказаться на старании ребенка. Похвала должна чередоваться с указаниями и замечания, помогающих повысить исполнительский уровень.
  • «Я в тебя верю». «Особенно тебе удалось…», - словесная похвала и поддержка учителя важна для сомневающихся в своих силах младших школьниках.
  • «Упреждающий контроль». О предстоящей проверке необходимо предупредить заранее и посоветовать, как подготовиться. Например: «Закройте глаза и мысленно повторите всю комбинацию»
  • «Оценить занятие» Спросить у детей, какие задания больше всего понравились, какие - нет. Обучающиеся оценивают занятия.
  • Не все дети одарены талантом быстро и легко запоминать и воспроизводить движения, координировать их с музыкой, поэтому при оценке работы ребенка на занятии большое значение придается его упорству и стараниям, которые он применил при выполнении задания.
  1. Повышение статуса ребенка в коллективе (личностно-ориентированный подход).

Для обучающихся в младшей школе показателем высокого статуса является преобладание отличных отметок, полученных в ходе текущего контроля. Неуспевающие дети часто подвергаются критике со стороны одноклассников. Танец – один способов поднять самооценку таких ребят и повысить их авторитет в глазах других. Каждый ребенок обладает способностями и задатками в определенной сфере деятельности. Часто неуспевающий по школьным предметам может демонстрировать выдающиеся способности в творческой деятельности.

Применение в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения, на наш взгляд, также позволяет создать ситуацию успеха, так как в классе есть обучающиеся, которые работая самостоятельно, чувствуют неуверенность в своих силах, а выполняя работу в группе, дети получают возможность успешно справиться с заданием.

С целью развития у обучающихся мотивации, могут моделироваться проблемные ситуации, так как ситуация успеха заложена в процессе поиска выхода из сложившегося затруднительного положения, который приводит к открытию нового знания. В контексте народного танца проблемной ситуацией может стать соединение движений рук и ног в единую комбинацию. Необходимо решить какие шаги предпринять, для успешного выполнения задания. Обучающиеся могут предложить сначала разучить по отдельности движения рук и ног, а после выработки навыка – соединить.

2.4   В создании ситуации успеха большое значение имеет метод учебных проектов. Проектом танцевальных занятий может стать полноценная композиция в народном характере, представленная вниманию классного руководителя или родителям на внеклассном мероприятии. Перспектива выступать перед зрителем позволяет развивать активность всех обучающихся, воспитывает умение работать в коллективе, повышает уверенность в своих действиях. Дети чувствуют себя необходимым в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.

3. Методика преподавания народного танца – третье психолого-педагогическое условие.

Для формирования когнитивной (познавательной) успешности обучающихся необходимо организовать образовательный процесс на танцевальном занятии в соответствии с методикой преподавания данной дисциплины. По итогам изучения методической литературы, разработанной А.В. Палилей [9], Т.М. Дубских [5], Г.Н. Гусевым [4] и др. были выявлены следующие методологические особенности.

3.1   Основным методом, используемым на танцевальном занятии является показ – демонстрация движений учителем. Показ должен быть эмоционально-выразительным, методически грамотным.

Педагог должен в достаточной мере владеть навыками исполнения движений народных танцев. Если эти умения развиты недостаточно, допускается использование видеозаписей, на которых профессиональные танцоры демонстрируют нужные движения.  При этом педагог комментирует исполнение танцоров, заостряя внимание на нюансах, деталях, предупреждая таким образом возможные ошибки детей.

Далее дети начинают повторять движения за педагогом, в процессе которого формируется мышечная память.

Мышечная память – изменения в структуре волокон мышц и нервных клеток, происходящих под воздействием регулярных физических тренировок [7].

Хорошо развитая мышечная память – залог качественного исполнения танцевальных движений. Для ее формирования необходимо в первую очередь осмыслить особенности комбинации, продумать порядок двигательных операций. Для этого, в начале разучивания, педагог показывает движение медленно, поясняя каждое действие. В этот момент обучающиеся имеют возможность уловить порядок движений, запомнить их последовательность. Далее второклассники начинают повторять движения вместе с учителем медленно, по мере запоминания темп ускоряется и доводится до скорости музыки.  Таким образом, у детей развивается мышечная память.

Чем больше разнообразных движений будет учить ребенок, тем легче будет ему осваивать новую танцевальную лексику в будущем, а этот факт является отличительной особенностью хорошего исполнителя. Также стоит отметить, что исполнение под музыку целесообразно начинать только после того, как дети самостоятельно и уверенно выполнят комбинацию под счет без подсказки преподавателя.

Для закрепления в мышечной памяти двигательных операций предпочтительно использовать прием многократного повторения.

Вербальная группа методов, среди которых объяснение, рассказ, беседа используются в качестве уточнения особенностей движения, его происхождении, смысловой нагрузке. Их использование помогает обучающимся наиболее точно воспроизвести упражнение. Наиболее продуктивным является метод комментирования движений в процессе исполнения. В следствие этого создается полноценное представление о последовательности двигательных операций: с какого движения начинается комбинация, в какой момент необходимо сделать паузу, акцентируется внимание на амплитуде движений рук и ног, выявляется необходимость дополнить движение жестом, поворотом головы и т.д.

Особый вид комментирования танцевальных движений – счет. Скорость счета должна совпадать с темпом выбранного музыкального сопровождения. Каждая двигательная операция в танце исполняется в строго отведенный момент времени, который условно обозначается счетом. Помимо этого, счет обязательно соответствует музыкальному размеру (набор долей заданной длительности, объединенных в такт). Это делается с целью формирования верного представления о правильности исполнения движений. Каждая деталь движения должна соответствовать определенному счету. Усвоив это, обучающимся будет легче исполнить движения под музыку.

  1.     Методы работы для развития музыкальности.

Следующим шагом к формированию успешности на занятии по народному танцу будет работа над развитием музыкальных способностей у обучающихся.

Авторитетный психолог Б.М. Теплов [12] в ходе своей научной деятельности выявил три составляющих музыкальных способностей:

  • ладовое чувство – способность на слух определить характер, настроение музыкального произведения;
  • слуховые представление – основа музыкальной памяти, способность напеть услышанную мелодию без музыкального сопровождения;
  • чувство музыкального ритма – умение различать последовательность сильных и слабых долей музыки.

Младший школьник без труда определит настроение музыкального произведения. Чаще всего обучающиеся использует следующие эпитеты: «спокойная», «грустная», «веселая», «быстрая»; реже встречаются такие характеристики, как: «энергичная», «бодрая», «легкая», «воздушная», «плавная».

Ладовое чувство помогает точнее отобразить характер движений. Музыка становится «подсказкой» для обучающихся, которая предписывает какую эмоцию лучше вложить в свое движение. Помимо этого, ладовое чувство станет основой для становления актерской выразительности во время исполнения танца.

Слуховые представления и чувство музыкального ритма по-разному представлены у каждого отдельно взятого ребенка. Это обусловлено природными задатками. Если ребенок учится в музыкальной школе, в его семье принято слушать музыку, то в этом случае природные задатки будут развиваться и могут трансформироваться в способности. Такие дети на танцевальном занятии будут справляться с заданиями быстрее, что создаст предпосылки для тъютерства (наставничества). Организовать наставническую деятельность можно следующим образом: разбить детей на микро-группы во главе которых будет стоять уже запомнивший комбинации ребенок. В ходе самостоятельной работы микро-групп дети будут перенимать опыт более успешного одноклассника. В этом случае у ребенка-наставника будет организована ситуация успеха, а остальные участники, получат возможность еще раз повторить движение, но уже без участия учителя.

Часто успех одноклассников подстегивает менее подготовленных обучающихся к тому, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей учителем. Помимо этого, некоторые дети легче и быстрее копируют и запоминают движения, если им их показывает сверстник, в этой ситуации появляется момент соревновательности, что стимулирует мыслительный процесс и активизирует внутренние резервы ребенка.

В танцевальном творчестве наиболее важным считается именно чувство ритма. Встречаются дети с врожденным музыкально-ритмическим чувством. Для таких ребят освоить танцевальное искусство несколько проще нежели тем, у кого от рождения оно выражено слабо.

Для развития музыкальной памяти можно применять метод многократного слушания музыки. В этом случае, незаметно для себя второклассники привыкают к темпу, ритму и, в дальнейшем, с легкостью танцуют под уже известную композицию.

  1.  Методы развития эмоциональной выразительности – основы актерского мастерства.

Только после того как завершена работа по запоминаю движений, будут отработаны танцевальные комбинации под музыку, можно обратить внимание обучающихся на тот факт, что танец – это не просто механическое движение, - это рассказ. Каждый рассказ должен быть эмоционально окрашен [3].

Совершенствование актерских способностей проводится в конце, так как этот компонент танцевального творчества должен накладываться на методически верное выполнение движений.

Сформированный навык движений, мышечная память не позволят ребенку увлечься актерской игрой и уйти от грамотного, музыкального-верного исполнения танца.

Если педагог решит провести тренировку актерских способностей до отработки движений, он рискует потратить время зря, так как по интенсивности умственных и физических усилий первые два этапа горазда выше третьего.  Проделанная работа не закрепится в памяти.

Для повышения эмоциональной выразительности используются игровые технологии. Цель таких игр – создание условий, в которых ребенок сможет примерить на себя разнообразные образы, снизит тревожность, поднимет настроение, создав таким образом предпосылки для создания ситуации успеха.

Совокупность проделанной работы закономерно приведет к формированию успешности у второклассников. Каждый обучающийся приложит большое количество усилий для достижения желаемого успеха, его труд будет значительным, а следовательно похвала со стороны учителя будет максимально объективной и честной, что является неотъемлемы условием для формирования успешности.

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – Минск.: 2012. – 370с.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

  1. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие [Текст] / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c
  2. Гусев, Г.Н. Народный танец. Методика преподавания.  [Текст] /  Г.Н. Гусев: учебное пособие для ВУЗов культуры и искуства. – Изд. «Владос», 2018. – 608 с.
  3. Дубских, Т.М. Народно-сценический танец: методика обучения [Текст]  / Т.М. Дубских : учеб. Пособие для студентов и преподаватель вузов. - Челяб. Гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 87 с.
  4. Ивасько, Г. А. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната [Текст] / Г.А. Ивасько // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 3. -  С. 50-56.
  5. Илларионова, А. В., Капилевич Л. В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи [Текст] / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2017. - № 421. С. 188-192.
  6. Кравцов Я.Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии [Текст] / Я.Г. Кравцов // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - 23-79с.
  7. Палилей, А.В. Танец и методика его преподавания: русский народный танец [Текст] / А.В. Палилей: учеб. Пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», квалификация (степень) вы выпускника «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 100 с.
  8. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать  [Текст] / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. обраования. – Изд. «Владос», 2013. - 256с.
  9. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б.М. Теплов: учебник для вузов; изд. Планета музыки, 2019. – 488 с.