Развитие вестибулярного аппарата у детей с нарушением слуха

В данной статье рассматривается структура работы с детьми с нарушением слуха на развитие вестибулярного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие вестибулярного аппарата у детей с нарушением слуха.

Для оптимального результата достаточно регулярно применять комплекс несложных упражнений. Оптимальное начало тренировок – ранний возраст. Развитый вестибулярный аппарат помогает малышам раньше начать ходить. Маленькие дети проявляют ловкость, координацию движений. Эти качества продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Взрослого человека тренированный вестибулярный аппарат делает подвижным, активным. Развитие системы равновесия является залогом хорошего самочувствия. На своих занятиях стараюсь развивать вестибулярный аппарат у детей поэтапно:

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает зарядка. Привычка начинать урок физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе со мной. Если потребуется, я обязательно подойду к ребёнку и подскажу (покажу), поправлю ребёнка так, чтобы данное упражнение он выполнял правильно.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата. Я показываю, дети повторяют простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Для детей постарше я даю небольшие комбинации движений. Которые они со временем выучивают, и они входят в часть разминки.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Дети делятся на пары.   Один ребёнок подает сигналы, показывая направление движения, а другой ребёнок с закрытыми глазами старается пройти небольшое расстояние с закрытыми глазами. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Детям предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно положить веревочку, по которой дети смогут пройти.

Ходьба по кубикам

Выкладываются гимнастические кубики по двум параллельным линиям, и дети медленно ходят по ним. Тем самым они учатся правильно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую и удерживать равновесие.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Стойка на руках

Необычное вдвойне интересно. Дети становятся в стойку на руках возле стенки. Обязательно нужно детей придерживать.  Упражнение не должно быть затянутым.

Упражнения с обручем

Детям предлагается пролезть через удерживаемое другим ребёнком кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант - перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Работа с мячом

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Также дети становятся по троя в небольшой кружок, у каждого ребёнка по мячу. По команде дети бросают по одному темпу мячи друг другу по часовой стрелке. Тем самым развивается и внимательность.

    Все упражнения не должны выполняться долго. Если у ребёнка возникли неприятные ощущения или головокружения, тошнота, то я провожаю ребенка до лавочки и даю ему немного отдохнуть.

     В ходе таких занятий, я выделила несколько детей у которых вестибулярный аппарат развивается очень хорошо. С согласия руководства и их родителей, с этими детьми проводила индивидуальные занятия с более сложными заданиями. Дети справлялись отлично. По ходу занятий, высота на некоторые упражнения увеличивалась.

         На данный момент двое детей достигли отличного уровня. И сейчас они свободно ходят на ходулях высотой 60 сантиметров (от пола до их стопы).      

Сейчас на этих детей я готовлю танец на ходулях «Павлины». Данный номер представляет собой танец на ходулях с реквизитом (вейлами и раскладными большими хвостами, которые будут закреплены на талии). Эти девочки будут представлять Образцовый детский коллектив театр-студию «Вдохновение» школы-интерната № 36 города Ставрополя.

Рекомендации по проверке чувства равновесия.

http://900igr.net/up/datas/180040/015.jpg