Комплект по подготовке дошкольников к участию в районном конкурсе «Безопасная дорога»

Васильченко Людмила Павловна

Данные методические рекомендации адресованы воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений в целях качественной подготовки  выступлений к конкурсу по безопасности дорожного движения «Безопасная дорога».

Они помогут воспитателям, педагогам продуктивно спланировать работу с детьми, а также подготовить детей к творческому конкурсу, начиная от набора команды до выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_po_podgotovke_k_rk_bezopasnaya_doroga.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово

_____________________________________________________________________________

650066 г. Кемерово, пр. Октябрьский, 8         тел. 8(3842)52-16-12   E-mail- cdtcr@mail.ru

                   

Комплект

по подготовке дошкольников

к участию в районном конкурсе «Безопасная дорога»

        Автор-составитель:

Васильченко Людмила Павловна,

 методист

        

Кемерово 2019

Содержание

  1. Введение ………………………………………………….3
  2. Принципы работы с детьми дошкольного возраста…….4
  3. Задачи воспитателей………………………………………5
  4. Подбор материала по Правилам дорожного движения…6
  5. Знания, умения, навыки по ПДД…………………………7
  6. Подготовка к творческому конкурсу…………………….8
  7. Заключение………………………………………………..12
  8. Список литературы……………………………………….12
  9. Приложение 1. Положение о творческом конкурсе……14
  10.  Приложение 2. Форма выступления: Агитбригада……19
  11.  Приложение 3. Форма выступления: Театрализованное выступление……………………………………………….21

  1. Введение

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают ситуации для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В стране ежегодно в результате ДТП погибает более 30 тысяч человек и свыше 250 тысяч получают травмы.

Основными причинами являются недисциплинированность пешеходов, незнание ими Правил дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого человека.

По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Организм ребёнка находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, педагогов, родителей к этой проблеме.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости воспитания грамотного пешехода и уменьшение дорожно-транспортного травматизма среди детей.

Данные методические рекомендации адресованы воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений в целях качественной подготовки  выступлений к конкурсу по безопасности дорожного движения «Безопасная дорога».

Они помогут воспитателям, педагогам продуктивно спланировать работу с детьми, а также подготовить детей к творческому конкурсу, начиная от набора команды до выступления.

Творческие выступления могут содержать элементы: театрализации, агитбригады.

В команду, состоящую из десяти детей 5-7 лет, педагоги или воспитатели отбирают детей, которые смогут танцевать, петь, выразительно читать, а также знать правила дорожного движения.

  1. Принципы работы с детьми дошкольного возраста

При работе с детьми дошкольного возраста следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:

  • Главное не заучивать правила, а их понять.
  • Обучение идет не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге.
  • Использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму основной. И рассказ, и игра, и беседа, и чтение книг, и прогулка, и творческое выступление – все необходимо для развития навыков безопасного поведения.

Изучать все знаки дорожного движения нет необходимости. Но знаки дорожного движения, встречающиеся на улицах города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов.

Чтобы научить ребёнка безопасному поведению на дороге, с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

В ДОУ необходимо создать условия для обучения детей правилам дорожного движения на улицах,  дорогах, в транспорте.

  1. Задачи воспитателей
  • Дать знания о правилах безопасного поведения на дороге.
  • Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
  • Способствовать формированию у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

Для того, чтобы решить эти задачи, необходимо выделить помещение для оборудования кабинета по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения. Занятия по изучению ПДД проводить в соответствии с перспективным планированием. Это можно осуществлять 1 раз в неделю. Кабинет оснастить правилами пешехода. Приобрести ковровое покрытие с изображением дорог, машин. Здесь же будут находиться книги о Правилах дорожного движения, дидактические игры по ПДД, дорожные знаки и все виды наземного транспорта (игрушки). Для тренировки перехода улицы через «зебру» можно приобрести съёмный банер. На территории детского сада можно сделать разметку асфальтового покрытия, пешеходный переход, поворот дороги.

В ДОУ воспитателям необходимо:

1) Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.

2) Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков.

3) Расширять знания детей о видах транспорта.

4) Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

5) Составить и отработать индивидуальный безопасный маршрут из дома к детскому саду.

6) Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок. Поэтому учить детей дорожной грамоте следует с раннего детства.

Для того, чтобы грамотно простроить работу по правилам дорожного движения, нужно подобрать необходимый материал.

  1. Подбор материала по Правилам дорожного движения
  1. Приобрести новинки методической и детской литературы.
  2.  Найти современную познавательно-развивающую информацию о ПДД для дошкольников.
  3. Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников.
  4. Подбор необходимого материала, пособий, оборудования.
  5.  Разработка конспектов мероприятий, презентации.
  6. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
  7. Просмотр видеоматериалов.
  8. Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Смоделируй знак», «Виды транспорта».
  9. Подборка и написание сценариев мероприятий по ПДД.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируется личность, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность.

  1. Знания, умения и навыки детей 5-7 лет по ПДД

Дети в возрасте 5-7 лет должны знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора;  что детям играть у дороги и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей; виды транспорта; правила езды на велосипеде, роликах; о профессии полицейского; что необходимо носить светоотражающие элементы на одежде в вечернее время.

  Воспитатель должен научить ребенка оказывать первую помощь себе и окружающим, соблюдая правила санитарии и гигиены.

Дети должны уметь: различать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей; правильно реагировать на дорожные знаки;

Дети должны иметь навыки осознанного поведения на дороге; вести себя на улицах города, на остановке; изготовить своими руками светоотражающий брелок.

Для родителей необходимо провести консультации: «Правила дорожного движения»; «Использование светоотражающих элементов на одежде»; «Детское удерживающее устройство».

Одной из форм демонстрации знаний и навыков дорожного движения может служить творческое выступление. Здесь дети могут продемонстрировать навыки: знаний и умений по ПДД, пения, хореографии, исполнения определённых социальных ролей (сценки). 

Таким образом, подготовка к данному конкурсу позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

  1. Подготовка к творческому конкурсу

 Подготовку к конкурсу лучше начать заранее, приблизительно в сентябре. К маю дети познакомятся с правилами дорожного движения, выучат роли, песни, танцы. Воспитатели подберут необходимый реквизит, музыку для выступления, составят презентацию или снимут видеосюжет. Родители помогут сшить костюмы.  

     Прежде, чем написать сценарий, надо знать тему мероприятия. Тема конкурса «Безопасная дорога», следовательно, в сценарии нужно отразить всё, что связано с дорогой, правилами дорожного движения, направленных на пропаганду безопасности дорожного движения.

Написание сценария 

     Успех любого мероприятия или выступления заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе лежит именно сценарий.  Поэтому с него и следует начать.

1. Заголовок

Здесь вы указываете название выступления. Прописываются: место, время, примерное количество участников.

2. Выбор «формы»

Ответьте себе на вопрос: «Каким будет выступление?». Это выступление агитбригады или театрализация.

3. Наполнение содержанием

После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать сценарию изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.

Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.

4. Из каких частей состоит сценарий?

Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только придумать слова ведущих и вставить номера и прочее.

Важным моментом является указание времени, за которое пройдет выступление. То есть мы указываем - 5 минут (так прописано в положении). Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.

Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Сценарный план

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без  слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за  чем идет.

Текст

Всё, что будет сказано публике, желательно расписать и раздать роли исполнителям.

Картинка

Продумайте оформление сцены, костюмы, световое оформление и проекционное оборудование.

Звук

Фонограммы для танцоров, «минусовки» для вокалистов, музыкальное оформление персонажей, звуковые эффекты отобрать для выступления. В творческих выступлениях допускается использование музыки, как популярных песен, так и авторских произведений.

Динамика выступления

Для управления энергетикой выступления стоит помнить про классику сценических форм: экспозиция (знакомство с главными героями, местом действия), завязка (постановка проблемы), развитие сюжета (решается конфликт), кульминация (самый яркий момент, катарсис, завершение конфликта), развязка (решение проблемы).

Реквизит

Необходимо продумать с каким реквизитом (свисток, фуражка, жезл и т.д.) будут выступать исполнители и заранее их подготовить.

Видеоматериалы, презентации

Сопровождать выступление можно показом видеоматериалов и презентаций, которые придадут больший эффект выступлению.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. Вся жизнь насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Подготовка к конкурсу, должна проводиться систематически, один или два раза в неделю с сентября по май. С детьми проводятся упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, совершенствуют речевой аппарат ребёнка. А также проводятся занятия по хореографии и вокалу.

Выполнение игровых заданий помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Конкурс проводится в мае месяце в Центре детского творчества. Выступления детей оценивает компетентное жюри конкурса, которое формируется из специалистов Центра детского творчества (специалист по вокалу, хореограф, режиссёр), методиста по детским садам, инспектора ГИБДД и специалиста территориального отдела образования.

  1. Заключение

Зная особенности  детей дошкольного возраста 5-7 лет, можно в течение учебного года подготовить детей к районному  творческому конкурсу «Безопасная дорога» через систематические занятия по знанию основ ПДД, хореографии, вокалу, актёрскому мастерству. Во время занятий дать возможность детям творчески мыслить, придумывать различные ситуации, сказки. 

Для детей важно, чтобы они правила дорожного движения не заучивали, а понимали их. А через познавательно-игровую деятельность научились вести себя в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице.

  1. Список литературы
  1. Азбука пешехода: для дошкольников. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
  3. Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013
  4. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".
  5. Лиходед В. Уроки светофора.
  6. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 48 с.
  7. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006. – 72 с.
  8. Первая помощь. Учебник.
  9.  Петрова В.С. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  10. Пикулева Н. "Дорожная азбука".
  11. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.
  12. Правила дорожного движения. - М. Эксмо, 2006. - 64 с.
  13. Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  14. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.
  15. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А.; Сост. Саулина Т.Ф.. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с
  16. Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013


Приложение 1

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово

_________________________________________________________________

650055, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 8; тел/факс +7(3842) 52-16-12

e- mail: cdtcr@mail.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДО «ЦДТ»

Центрального района

города Кемерово

____________И.А. Бессчётнова

«___» ________________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий ТОО

Центрального района

города Кемерово

___________М.А. Хациева

«____» _____________ 2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного конкурса

среди дошкольных образовательных организаций

по безопасности дорожного движения 

«Безопасная дорога»

Кемерово-2019

  1. Общие положения

1.1.Районный конкурс среди дошкольных образовательных организаций по

безопасности дорожного движения «Безопасная дорога» (далее Конкурс) – мероприятие пропагандистской направленности, участниками которого являются воспитанники  дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО).

1.2. Районный конкурс организует и проводит МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово» совместно с Территориальным отделом образования Центрального района Управления образования администрации г. Кемерово, ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово.

Цель конкурса – пропаганда безопасности дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи конкурса:

  • Активизировать информационно-пропагандистскую деятельность среди детей дошкольного возраста по безопасности дорожного движения;
  • содействовать творческому росту талантливых детей из числа дошкольников;
  • обобщать и распространять положительный передовой опыт работы ДОО Центрального района г. Кемерово по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ), подготовка методических пособий, рекомендаций для ДОО.
  • Привлечение внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

2. Руководство и организация проведения районного конкурса

2.1. Координацию мероприятия, контроль за организацией и проведением конкурса осуществляет Территориальный отдел образования Центрального района Управления образования  администрации г. Кемерово.

2.2. Конкурс проводится в мае 2020 года.

2.3. Оргкомитет конкурса формируется из педагогических работников МБОУДО «ЦДТ» Центрального района, инспекторов отделения пропаганды ОГИБДД Управления МВД России г. Кемерово.

Адрес оргкомитета: г. Кемерово, пр. Октябрьский, 8, МБОУДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово; тел./факс 8 (3842) 52-16-12, e-mаil: cdtcr@mаil.ru.

3. Участники Конкурса

3.1. Участниками Конкурса являются воспитанники  ДОО.

3.2. Состав команды – 10 человек.

3.3. Участники прибывают на конкурс в сопровождении руководителя команды  за 40 минут до начала мероприятия для прохождения регистрации, репетиции, подготовки и размещения реквизита.

3.4. За 10 дней до официальной даты проведения мероприятия организаторы проводят совещание по вопросам организации и проведения конкурса, согласования графика, места, времени проведения репетиций и конкурса.

3.5. Предварительную заявку об участии ДОО в конкурсе необходимо подать на электронный адрес оргкомитета за 10 дней до начала конкурса (приложение 1).

Позже установленного срока заявки не рассматриваются.

3.6. Сценарий выступления, музыкальный материал, видеосюжеты или презентации подать на электронный адрес оргкомитета за 10 дней до начала конкурса.

3.7. Участники конкурса оплачивают оргвзнос в размере 100 рублей (данные для оплаты в квитанции в приложении 2) и отправляют отсканированный чек об оплате вместе с заявкой.

4. Документация

4.1. Заявка на участие в конкурсе, заверенная руководителем ДОО.

4.2. Сценарий выступления.

4.3. Музыкальный материал к выступлению.

4.4. Презентация (сопровождение материала слайдами или видео сопровождение).

4.5.Приказ по ДОО на участие детей в конкурсе и назначении лица, ответственного за жизнь и здоровье детей.

4.6. В случае замены участника конкурса другим дошкольником, необходимо при регистрации предъявить дополнительную заявку на участие в конкурсе, оформленную по образцу и заверенную руководителем ДОО.

5. Условия проведения Конкурса

5.1. На районный конкурс участники представляют творческие выступления, направленные на пропаганду безопасности дорожного движения, обучение дошкольников Правилам дорожного движения, с элементами совместной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с ГИБДД.

5.2. Творческие выступления могут содержать элементы: театрализации, агитбригады. Допускается использование видеоматериалов, презентаций. В творческих выступлениях допускается использование музыки, как популярных песен, так и авторских произведений.

5.3. Требования к выступлению (критерии):

- соответствие выступления теме конкурса;

- культура исполнения;

- оригинальность;

- артистизм, убедительная трактовка художественного образа;

- музыкальное сопровождение.

Каждый критерий оценивается по 5 балльной системе. Баллы члены жюри выставляют по итогам выступления и заносят в оценочный лист. Результаты конкурса подводятся путем суммирования баллов, выставленных каждым судьей. Максимальное количество баллов за творческое выступление – 25. Сценарный материал оценивается отдельно (10 баллов). Баллы по итогам конкурса суммируются.

5.4. Продолжительность выступления не более 5 минут.

5.5. Итоги конкурса фиксируются в сводном протоколе, который подписывается всеми членами жюри.

Примечания: во время выступления запрещается использовать фонограммы с записанным голосом (фонограммы «плюс»). В случае нарушения данного условия агитбригада снимается с конкурса.

Материалы, представленные на Конкурс, могут быть использованы в различных средствах массовой информации при подготовке программ, посвященных безопасности дорожного движения.

Организаторы конкурса оставляют за собой право публикации конкурсных работ и информации об их авторах.

6. Подведение итогов конкурса и награждение победителей

По количеству набранных баллов между участниками конкурса распределяются места. Победители конкурса награждаются за 1, 2, 3 места дипломами. Вручается приз зрительских симпатий и ГРАН-ПРИ. Все участники конкурса получают сертификаты об участии в конкурсе.

Приложение 2.

 Форма выступления: Агитбригада

Агитбригада – творческий коллектив, выступающий на тему ПДД, затрагивающий актуальные проблемы своего времени. Это доступный жанр для небольших коллективов, удобная и мобильная форма, не требующая больших финансовых затрат и специального технического оснащения. Направление деятельности агитбригады: агитация и пропаганда. Ее назначение – откликаться в художественно-агитационной форме на события по безопасности дорожного движения.

Художественные средства агитбригады требуют от всех участников осторожного, бережного отношения к фактам и характеру их подачи. Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.

Состав агитбригады

Агитбригада — это объединение различных талантов. В состав агитбригады можно включить детей в количестве 10 человек.

Для того, чтобы подготовить выступление агитбригады, необходимо:

1. Собрать информацию по заданной теме.

2. Подобрать музыкальное сопровождение, песенные, танцевальные номера.

 3. Уметь фотографировать, делать слайды, работать с оборудованием.

 4. Подготовить лозунги, плакаты, декорации, костюмы, реквизит.

5. Разработать сценарий выступления агитбригады.

Эту работу воспитатель или педагог может распределить. В этом могут помочь родители (написать лозунги, плакаты, сшить костюмы), дети принимают участие в репетициях и выступлении.

Стоит подумать над названием агитбригады, которое будет отражать ее направленность, пофантазировать над эмблемой, девизом, формой одежды, придумать свою песню, которой бы традиционно начиналось каждое выступление.

Разработка сценария агитбригады

Прежде чем приступить к разработке сценария, воспитателю или педагогу необходимо определить основные цели и задачи, которые они реализуют в выступлении агитбригады.

Сценарий выступления агитбригады подчинен воздействующей функции.

В сценарии выступления необходимо использовать разные жанры, это разговорный, вокал, хореография, театрализация, игра на инструменте, пантомима, декламация и т.д. Все номера, составляющие программу, могут объединяться одним действием, связывающим все эпизоды. Это могут быть персонажи, музыкальные приемы и т.д.

        Приложение 3

Форма выступления: Театрализованное выступление

Сегодня в ДОУ используются различные приемы активизации творческого воображения. Возьмём к примеру сочинение сказок с детьми и постановка их в драматизации.

Детям это поможет не только развить фантазию, но и сделает занятие  увлекательным процессом.

Сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. В них обнаруживается определенные закономерности. Постоянными устойчивыми элементами сказки являются сказочные действия:

  1. Число функций ограничено.
  2. Последовательность функций всегда одинакова.

Перечислю наиболее общие, чтобы воспользоваться ими для сочинения сказки:

  • запрет;
  • нарушение   запрета;
  • беда;
  • отъезд героя;
  • задача;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • появление героя;
  • сверхъестественные   силы;
  • борьба;
  • победа;
  • возвращение;
  • прибытие домой;
  • появление ложного героя;
  • трудные   испытания;
  • беда отступает;
  • узнавание героя;
  • разоблачение ложного героя;
  • наказание злодея;
  • свадьба.

Последовательность в работе сочинения сказки может быть следующая:

  1. Обозначение темы сказки. Тема обозначена: «Безопасность дорожного движения».
  2. Отобрать карты с функциями, соответствующими
    заданному сюжету.
  3. Выбрать действующих лиц. Главным героем может быть известный сказочный или литературный персонаж или придуманный.
  4. Все участники садятся за стол и выкладывают карты-картинки с соблюдением порядка действий.
  5. Каждый участник, поднимая очередную карту, придумывает и рассказывает доставшийся ему эпизод.
  6. Взрослый следит за логикой повествования, помогая сам или призывая на помощь детей.
  7. Труднее всего тем, кто сочиняет начало и конец сказки. Здесь на первых порах инициативу должен взять на себя взрослый: ему следует задавать наводящие вопросы, давать подсказки и подводить к завершению сюжета.

Сочиненную сказку следует записать в виде текста для будущего спектакля. Для этого дети должны повторить все сначала еще раз, а взрослый может взять себе в помощники магнитофон.

Для сочинения сказки, предлагаю использовать ниже приведенные подсказки.

Функции (действия сказки)

Пример

 Запрет.

Нельзя нарушать правила дорожного движения.

Нарушение запрета.

Девочка нарушила правила дорожного движения. «Подумаешь, дело какое! Я дорогу перешла не там! Нечего поднимать шум и гам!»

Беда.

Пришла беда в наши края! Ваш дядя, Хаос, объявляет нам войну. Он придумал хитрость одну: Засылает своё войско Нарушителей, всех дорожных правил разрушителей. Он хочет нас уничтожить, прогнать, чтоб с дочкой своею здесь управлять.

Отъезд героя.

Что же делать? Как же быть? Как царицу освободить? В городе Хаос правит… Кто же всё это исправит? Но что-то в душе моей говорит, что в горе поможет нам Принц ЮИД! Вот к нему-то и обращусь!

Я сейчас же в путь пущусь!

Задача.

Найти дорогу к Дворцу Принца ЮИД

Встреча с дарителем.

Здравствуй, славный волшебник ЮИД!

Волшебные дары.

Так в путь! Быстрее! Ах, злодей! (Достаёт жезл регулировщика). Палочка волшебная со мной!

Появление героя.

Там, где работаю я, или знаки мои друзья,

или добрый Светофор, мой товарищ с давних пор, Аварий и Хаоса просто нет! Там краски жизни берегут. И лишь на зелёный свет идут!

Сверхъестественные силы.

ЮИД поднимает руку вверх, другой рукой покачивает жезл.

Борьба.

А к знакам мы запутали пути!

Их в буераках вам не найти!

Победа.

Хаос на дорогах не нужен нам! Пусть помнит каждый из вас: «Распоряжайся жизнью сам, чтоб свет её не погас! Чтоб не было изломанных судеб, чтобы к вам не пришла беда, соблюдайте Правила Движения, соблюдайте их всегда!»

Можно переделать воспитателю или педагогу любую сказку и уделить внимание в ней на необходимость соблюдения правил дорожного движения. Сказка включает замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.

В состав театральной группы включается количество детей, равное количеству персонажей сказки.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

 *  Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 *  Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 * Упражнения по формированию выразительности исполнения;

  * Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, интонацией, костюмами.

На репетициях дети выражают свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Сочувствуют персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям.

Воспитатель или педагог использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям.

В период репетиций сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

 Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в ее образном строе.

Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев.

В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

Рекомендации по работе над ролью.

      В процессе работы над ролью используются следующие рекомендации:

   * составление словесного портрета героя;

   * фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

  * сочинение различных случаев из жизни героя;

  *   анализ придуманных поступков;

   * работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

   *   подготовка театрального костюма;

   *   использование грима для создания образа.

Соблюдение и сопровождение воспитателем или педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

  Основная цель воспитателя или педагога – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.