Дети особой заботы

Стрикачева Елена Викторовна

Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. И поэтому,  в тесном содружестве с родителями, педколлективом, командой  специалистов сопровождения образовательной организации,  администрацией  разрабатывается система конкретных совместных действий  - индивидуальный маршрут. Система конкретных совместных действий включениия ребенка с ОВЗ  в образовательный процесс создаёт условия для адаптационных возможностей, оздоровления психики и нормального личностного развития для каждого ребёнка в Центре детского творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дети особой заботы

Стрикачева Елена Викторовна,

заместитель директора МКУ ДО ЦДТ Арзгирского района

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А.Шопенгауэр.

Всемирная организация здравоохранения предложила рассматривать понятие «качество жизни» как оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) в достижении благополучия и самореализации. Одна из главнейших потребностей – здоровье.  Появился даже специальный термин «качество жизни, связанное со здоровьем», под которым подразумевают интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального состояния больного, основанную на его субъективном восприятии.   Но не все люди могут похвастаться великолепным здоровьем. Случается в жизни и так, что твой потенциал ограничен. А снизить ограничения, приспособиться, научить ребёнка общаться с окружающими на равных должны помогать мы - взрослые.  

Именно с этой целью в Центре детского творчества Арзгирского района проводиться активная работа по программе «Островок надежды». Ежегодно по ней обучаются около 20 детей.  Ребёнок с ОВЗ, который желает обучаться в Центре, обретает не только педагога, но и мудрого наставника и друга. Занятия проводятся на дому и индивидуально в учреждении.  Педагоги прошли обучение по работе с детьми-инвалидами и проводят разъяснительную и   консультативную работу с родителями.

Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. И поэтому,  в тесном содружестве с родителями, педколлективом, командой  специалистов сопровождения образовательной организации,  администрацией  разрабатывается система конкретных совместных действий  - индивидуальный маршрут. Система конкретных совместных действий включениия ребенка с ОВЗ  в образовательный процесс создаёт условия для адаптационных возможностей, оздоровления психики и нормального личностного развития для каждого ребёнка. Учитывается фактор возрастной неоднородности, структуры и тяжести ограничения здоровья, используются принципы гуманистической педагогической коррекции, личностно-ориентированный подход. Маршрут позволяет создать условия для освоения ребенком социальных ролей, расширить рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути. 

Так, Анна С. с 5 лет  начала обучаться в Центре. Сначала в  объединении «Теремок» (тестопластика, папье-маше) развивала пальчики, затем в объединении «Музыкальная шкатулка» и театральной студии «Блик» и параллельно в студии «Весёлые петельки» (вязание крючком). В данный период занимается в классе гитары. За семь лет обучения в Центре достигла следующих результатов:

-грамоты учреждения –  12;

-грамоты муниципального уровня – 10;

-грамоты краевого уровня – 1;

-грамоты всероссийского и международного уровней – 5.

И сейчас именно музыка, как говорит Анна, даёт возможность почувствовать всё многообразие окружающего мира.

Обучающаяся Изабелла К. посещала объединения «Радуга бисера» и параллельно  «Аленький цветочек» (цветоделие) - 3 года, освоила программу объединения «Квиллинг» - 3 года. В настоящее время занимается в студии «Золотая соломка». За 8 лет награждена грамотами и дипломами различного уровня (24 штуки). Она не чувствует оторванности от внешнего мира, стремится сделать свою жизнь содержательной, полноценной и счастливой.

Виолетта А., обучается в данный период в отделе музыкального творчества. Она раскрылась как вокалистка, пианистка, хотя имеет ограничения по слуху. Является активным участником концертов и конкурсов различного уровня: I межрегиональный фестиваль творчества детей-инвалидов «Талисман удачи», Диплом лауреата  (Республика Калмыкия, г. Элиста), всероссийский конкурс фестиваль искусств «Музыкальный серпантин», Диплом III степени (г. Железноводск), участница  краевого тура Всероссийского конкурса-фестиваля обучающихся организаций общего и дополнительного образования детей «АРКТУР», Диплом I степени и многих других.

Не менее значимой формой организации являются воспитательные и досуговые мероприятия в Центре. Это концерты, викторины, посиделки, игровые программы, посвящённые Дню матери, Дню музыки, Международному женскому дню, Дню театра. К этим датам дети готовятся заранее, репетируют стихи, сольные выступления, персональные выставки. Большую помощь оказывают родители. С целью определения уровня развития способностей, приобретённых навыков и умений применяются диагностические процедуры, определённые индивидуальным маршрутом.  Но на первый план выдвигаются более значимые для ребёнка развивающие и  воспитательные эффекты обучения: развитие и укрепление психоэмоционального состояния, приобретение навыков, развитие речевой и двигательной моторики, памяти, познавательного интереса.

Стратегия сотрудничества с родителями, готовность педагога,  и большое желание ребёнка дают выход детской жизнерадостности, фантазии, возможность почувствовать себя полноправным членом коллектива. А это наша главная цель!