Программа ДО "Ты, да я, да мы с тобой".

Шванкова Екатерина Сергеевна
Программа предусматривает включение учащихся класса в традиционные ключевые дела школы, помогающие учащимся раскрыть свои индивидуальные способности. Ключевые дела - главные общешкольные дела. Через них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность ученика. Непременная черта каждого ключевого дела — коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Ключевые дела — идеальная сфера для формирования и развития традиций. Именно традиции придают стабильность и событийность жизни школы и класса, формируют общие интересы, создают особое, неповторимое «лицо» воспитательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_ty_daya_da_my_s_toboy.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2019г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 «Ты, да я, да мы с тобой»

Возраст учащихся: 11-12лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Шванкова Екатерина Сергеевна,

  педагог дополнительного образования

                                                     

Москва

                                                                   2019

Оглавление

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ………………………………………………....3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……… ..........................................................5

Цель и задачи программы ...................................................................................6 Формы организации образовательной деятельности и режим занятий .........6 Планируемые результаты.....................................................................................6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……….............................................................8 Учебно-тематический план..................................................................................8 Содержание учебно-тематического плана .........................................................9 Календарно-тематический план ........................................................................10

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ……………………..12

Критерии и показатели оценки навыков, умений и деятельности

………………………………………………………………………………...12

Критерии и показатели оценки КТД……………………………………….13

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………...15

Учебно-методическое обеспечение ....................................................................15 Материально-технические условия реализации программы............................15 Список литературы ..............................................................................................15 ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................................15

АННОТАЦИЯ  ПРОГРАММЫ.

Название программы

«Ты, да я, да мы с тобой» 

Направленность

Социально-педагогическая

Вид деятельности

Коллективно-творческое дело

Возраст детей

11-12 лет

Уровень программы

ознакомительный

Форма работы

групповая

Цель программы

развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.

Задачи

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности;
  • формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта коммуникативных действий, поведения и общения;
  • развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
  • воспитывать уважение к традициям и культуре,
  • научить детей действовать в соответствии со своими  правами, не ущемляя при этом права других людей;

Содержание работы

Программа предусматривает включение учащихся класса в традиционные ключевые дела школы, помогающие учащимся раскрыть свои индивидуальные способности.

Ключевые дела - главные общешкольные дела. Через

них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность ученика.

Непременная черта каждого ключевого дела — коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Ключевые дела — идеальная сфера для формирования и развития традиций. Именно традиции придают стабильность и событийность жизни школы и класса, формируют общие интересы, создают особое, неповторимое «лицо» воспитательной системы.

Сроки реализации

2018– 2019 учебный год

Ожидаемые  конечные результаты реализации программы

1. Сформирован сплочённый дружный коллектив, в котором «Один за всех и все за одного».

2. Каждый ребёнок знает, что ему больше всего интересно и чем бы он хотел заниматься дальше, каждый силён в своей сфере деятельности.

3. Включение подростков в управление школьной детской организацией.

4. Рост числа активистов, желающих работать в Совете лидеров.

5. Повышение интереса подростков к социально значимой деятельности,

уровня гражданской активности.

6. Реализация творческих, лидерских навыков, личностного потенциала, развитие индивидуальности учащихся.

7. Развитие навыков общения, коммуникативности, критики и самокритики.

Система контроля за исполнением программы

Анализ ключевых дел.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Ты, да я, да мы с тобой» составлена на основе следующих документов:

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43).
  • Федеральный Закон  "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы     СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

   Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие в сообществе ученик-ученик и ученик-учитель. Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным  силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

     Программа предусматривает включение учащихся класса в традиционные ключевые дела школы, помогающие учащимся раскрыть свои индивидуальные способности.

Ключевые дела - главные общешкольные дела. Через

них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность ученика.

    Непременная черта каждого ключевого дела — коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Ключевые дела — идеальная сфера для формирования и развития традиций. Именно традиции придают стабильность и событийность жизни школы и класса, формируют общие интересы, создают особое, неповторимое «лицо» воспитательной системы.

      КТД (коллективные творческие дела) - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, то есть это воспитание через игру.

Принципы этой игры:

сами придумали;

сами подготовили;

сами провели;

сами проанализировали.

Все дела придумываем вместе, выполняем творчески!

Все дела на пользу и радость людям, окружающим тебя!

Основные этапы КТД:

1. На основе донесений разведки выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между звеньями на лучшие варианты, предложения, проекты.

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты, выбирается

совет дела из представителей класса.

3. Совет дела, опираясь на предложения звеньев, разрабатывает избранный

вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между

звеньями, а затем сам же руководит выполнением задуманного. 4.      

      Проведенное дело обсуждается (рефлексируется) на общем сборе совета

отряда (класса), причем каждый ученик класса высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем вносит свои предложения на будущее. (Принцип «Солнышка»)

      Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. Важно правильно наметить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Цель:

развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.

 Для осуществления поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческие и национальные духовные ценности;
  • формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта коммуникативных действий, поведения и общения;
  • развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
  • воспитывать уважение к традициям и культуре,

научить детей действовать в соответствии со своими  правами, не ущемляя при этом права других людей;

Ожидаемые результаты:

Сформирован сплочённый дружный коллектив, в котором «Один за всех и все за одного».

2. Каждый ребёнок знает, что ему больше всего интересно и чем бы он хотел заниматься дальше, каждый силён в своей сфере деятельности.

3. Включение подростков в управление школьной детской организацией.

4. Рост числа активистов, желающих работать в Совете лидеров.

5. Повышение интереса подростков к социально значимой деятельности,

уровня гражданской активности.

6. Реализация творческих, лидерских навыков, личностного потенциала, развитие индивидуальности учащихся.

7. Развитие навыков общения, коммуникативности, критики и самокритики.

Программа рассчитана для реализации в 5  классе в объёме 72 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план.

Тема

Часы

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Введение в программу.

1

0,5

0,5

Беседа

2

КТД «Я и я»

8

1

7

Оформление стенда.

3

КТД «Я и Школа»

8

1

7

Выступление на концерте.

4

КТД «Я и Отечество»

8

2

6

Выставка газет, рисунков, сочинений.

5

КТД «Я и Культура»

8

3

5

Выставка достижений.

6

КТД «Я и моё Здоровье»

8

2

6

Стенгазета.

7

КТД «Я - Патриот»

8

2

6

Анализ деятельности.

8

КТД «Я и моя семья»

8

2

6

Анализ деятельности.

9

КТД «Я и планета»

7

1

6

Оформление стендов.

10

«Я за мир»

7

1

6

Выступление на концерте.

11

Подведение итогов

1

0,5

0,5

Итого:

72

16

56

Содержание учебно-тематического плана.

  1. КТД «Я и Я»

Осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.

  1. КТД «Я и Школа»

Воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда.

  1. КТД «Я и Отечество»

Формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего города, страны.

  1. КТД «Я и Культура»

Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

  1. КТД «Я и моё Здоровье»

Формирование здорового образа жизни, умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

  1. КТД «Я - Патриот»

Формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод

личности, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

  1. КТД «Я и моя Семья»

Воспитание уважения к семье, правильного представления о семейных ценностях.

  1. КТД «Я и планета»

Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

  1. КТД «Я за мир»

Воспитание духовно–нравственных качеств личности.

Календарно-тематический план.

заня

тия

к-во уч. часов

Тема занятия

Теоретическая часть

занятия

Практическая часть

занятия

Формы контроля

1

1

Введение в программу.

Что такое проектная деятельность, этапы проекта. Чем проект отличается от просто деятельности.

Планирование наших «классных проектов».

Беседа

2-9

8

КТД «Я и я»

Осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей

Урок безопасности.

Выбор ученического самоуправления: «Наша звездная галактика» (делимся на созвездия, выбираем звеньевых). «Посвящение в пятиклассники».

Оформление стенда.

10-17

8

КТД «Я и Школа».

Воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда.

КТД «Школа – наш маленький дом».

Концерт ко Дню Учителя.

Выступление на концерте.

18-25

8

КТД «Я и Отечество»

Формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего города, страны.

-День народного единства.

-Акция «День отказа от курения»

-Всемирный  день Матери.

Выставка газет, рисунков, сочинений.

26-33

8

КТД «Я и Культура»

Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

-Парки, музеи, усадьбы

-Предметные олимпиады

Выставка достижений.

34-41

8

КТД «Я и моё Здоровье»

Формирование здорового образа жизни, умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

-День здоровья

-Агитбригада «В здоровом теле – здоровый дух»

Стенгазета.

42-49

8

КТД «Я - Патриот»

Формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод

личности, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

-Уроки мужества

- Конкурс «А ну-ка мальчики!»

Анализ деятельности.

50-57

8

КТД «Я и моя семья»

Воспитание уважения к семье, правильного представления о семейных ценностях.

- Конкурс «А ну-ка девочки!»

-Музыкальное семейное кафе.

Анализ деятельности.

58-64

7

КТД «Я и планета»

Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

-День космонавтики

- Акция «Первоцветы»

Оформление стендов.

65-71

7

КТД «Я за мир»

Воспитание духовно–нравственных качеств личности.

Музыкально-литературная композиция.

Выступление на концерте.

72

1

Подведение итогов

Викторина.

Анализ работы за год.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Критерии и показатели оценки навыков, умений и деятельности в ходе КТД

Виды навыков

Умения и навыки

Виды деятельности

Организационные

Планирование деятельности

Осознание задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности

Организация деятельности

Организация рабочего места (наличие и состояние средств, их рациональное размещение), организация режима работы, организация самостоятельной работы, определение порядка и способов умственной деятельности

Общеинтеллектуальные

Восприятие информации

Библиографический поиск, чтение и конспектирование, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, осознанное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, избирательное запоминание

Мыслительная деятельность

Осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция — дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Оценка и осмысление результатов своей деятельности

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов деятельности, оценка достоверности изложения, верности решения, умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков, рефлексивный анализ деятельности

Коммуникативные

Общение в ходе учебной деятельности

Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение кратко излагать свои мысли, умение полно и развернуто излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, умение корректно возражать, умение слышать собеседника и встать на его точку зрения, умение отстаивать свою позицию, умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам

Критерии и показатели оценки КТД

Критерии

Показатели

Балл

Критерии оценки предварительной работы по подготовке КТД

Распределение ролей и поручений между членами Совета дела.

Степень участия всех членов Совета дела в подготовке КТД.

Степень разработанности заданий микрогруппам.

Степень разработанности подсказок к выполнению микрогруппами поручений.

Степень заполнения «Листа коллективного планирования КТД».

Критерии оценки содержательности КТД

Степень продуманности и оригинальность формы КТД.

Степень продуманности сюжета- сценария дела, опора на литературный материал.

Степень соответствия разработанного КТД целям ценностям и законам сообщества.

Степень соответствия содержания проведенного дела проблеме, на решение которой оно направлено.

Критерии оценки проведения КТД

Степень соответствия проведенного КТД задуманному замыслу.

Умение вносить коррективы в замысел в процессе проведения КТД.

Степень участия всех членов Совета дела в проведении КТД.

Соответствие каждого члена Совета дела выбранной роли.

Умение слушать и слышать друг друга (членов Совета дела и представителей других микрогрупп).

Умение вовлечь в работу всех членов других микрогрупп.

Критерии оценки подведения итогов проведенного КТД.

Умение выявить положительные и отрицательные стороны в своей работе.

Умение выявить положительные и отрицательные стороны в работе других микрогрупп.

Умение вносить свои предложения по совершенствованию КТД.

Каждый из критериев может оцениваться по следующей схеме:

  • наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла;
  • не полностью соответствует данному критерию – 2 балла;
  • частично соответствует данному критерию – 1 балл;
  • не соответствует данному критерию– 0 баллов.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОГРАММЫ

Список литературы

1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006

2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003

3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова, Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006

4. М.И. Рожкова, Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001

5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Москва Просвещение 2010г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru
  2. http://nsportal.ru
  3. http://ped-kopilka.ru
  4. http://www.uchportal.ru
  5. http://standart.edu.ru