Индивидуальный подход к учащемуся.

Прохоренко Елена Георгиевна

Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика.

            Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целеустремлённо организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку общества.

              Урок по специальности занимает одно из главных мест во всём учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod_k_uchashchemusya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к учащемуся.

Прохоренко Елена Георгиевна

преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО

          Одним из основных положений педагогики, которое приобретает особый смысл при музыкальном обучении – воспитании, является индивидуальный подход к учащемуся. Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика.

            Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целеустремлённо организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку общества.

              Урок по специальности занимает одно из главных мест во всём учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное и пианистическое развитие ученика, воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит его работать дома. Педагог должен быть предельно внимательным, активным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика.

                 Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада.

                  Первое, что отличает учащихся - это их интересы; они определяются тяготением к определённого рода деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний. Из всего круга интересов основным для ученика-пианиста должно быть стремление стать музыкантом-исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой, умелым преподаванием.

                   Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого человек не достигнет значительных успехов. Все выдающиеся музыканты имели глубокий и устойчивый действенный интерес к музыке. Именно потому, несмотря ни на какие трудности и лишения, они добивались прекрасных результатов.

                    Вторая отличительная черта-это способности учащегося. Психология определяет способности как « психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.»

                    Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одарённостью. Так, чтобы стать настоящим музыкантом, надо не только иметь хороший музыкальный слух, нужен ещё ряд других способностей, которые составляют одаренность и обеспечивают большой успех исполнительской деятельности музыканта. Высшая степень развития одарённости называется в психологии талантом. Одарённость не является неизменным врождённым качеством. Врождённые анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для успешного развития особенностей ( например, совершенство слухового и игрового аппаратов ) могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.

                     Нельзя смешивать одаренность музыканта-исполнителя с мастерством в этой области. Одарённость-это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство- сумма необходимых музыканту-исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых им в процессе овладения данной профессией. Определяя разницу между мастерством и одарённостью необходимо подчеркнуть их тесную связь. Так, например, от одарённости пианиста-исполнителя зависит быстрота приобретения им мастерства и совершенство его. В свою очередь степень мастерства влияет на дальнейшее успешное развитие его способностей и одаренности.

                        Важной составной частью одаренности является склонность, способность к труду. Без труда никакая одарённость не может развиваться, какой бы большой она не была.

                        Ясная целеустремлённость, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними способностями достигнуть очень хороших результатов.

О значении творческого труда убедительно сказал П.И.Чайковский:

«Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одарённый печатью гения ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться.»

                        Из воспоминаний Мариэтты Шагинян мы узнаём, какое большое значение придавал труду С.В.Рахманинов. Писательница наблюдала, как композитор буквально в течение нескольких часов «выстукивал» один и тот же самый маленький пассаж.

                         К основным способностям, составляющим одаренность музыканта, кроме склонности к труду, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память ( то есть способность вспоминать пережитое), эстрадные данные и так далее.

                       Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одарённости. Ученики чутко воспринимают различие в отношении к ним педагога. Для успешности занятий очень важно, чтобы на уроке устанавливался хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом.

                        Кроме интересов, способностей и одарённости, ученики-пианисты отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Она проявляется в активности основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Эта  индивидуальная способность называется темпераментом

                          Павлов установил четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый из них- сильный, уравновешенный, подвижный -отвечает сангвиническому темпераменту; второй - сильный, уравновешенный, но мало подвижный- флегматическому; третий ( с преобладанием возбуждения над торможением)-холерическому; и, наконец, четвёртый (слабый тип) –меланхолическому темпераменту.

                           Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на всё окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также  быстро охладевает. Увлёкшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, с «налёта». Но после первой же неудачи, если пьеса не получается сразу, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.

                           Учащийся холерического темперамента также быстро на всё реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако, в отличие от сангвиника, возбуждаемость холерика стойкая. Пианист такого темперамента энергичен и деятелен, смело берётся за разбор произведения и любит довести дело до конца. Отрицательной чертой ученика с таким темпераментом является то, что он с одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, злопамятен и резок.

                             Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на всё медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток.

 К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, ибо они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

                               Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Пианист-флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираться в нём будет без увлечения, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.

              Только отдельные учащиеся, как исключение, имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика.

В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты этих четырёх типов.

Не верно считать один темперамент лучшим, а другой худшим. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика-сдержанности.

Большую способность и одарённость могут иметь учащиеся всякого темперамента.

               Задача педагога- направлять работу пианистов так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны.

Например, спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику и сангвинику, можно частично воспитать путём работы над медленными и сентиментальными произведениями, энергичность у меланхоликов и флегматиков- работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

                Педагог обязан вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. К таким чертам психологическая наука относит: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, дисциплинированность, активность, общительность, откровенность, чуткость, вежливость, чувство собственного достоинства, инициативность, настойчивость, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей, аккуратность.

                   В то же время следует добиваться искоренения таких черт, как трусость, хвастовство, лживость, безответственность, замкнутость, скрытность, заносчивость, эгоизм, лень, боязнь трудностей.

                    Особое внимание надо обратить на такую черту характера, как застенчивость. Она бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия. Характер не является врождённым, он формируется в действиях, поступках. Таким образом, путём воспитания положительных черт и искоренения отрицательных из плохого характера можно сделать хороший.

                    При индивидуальном подходе к ученику поможет дневник интересов, содержащий примерно такие вопросы: что я подобрала по слуху; что рассказывала в школе и о чём; что читала о музыкантах; что интересного видела в музее, на выставках, в концертах; в каких кружках принимала участие. Педагог должен знать, интересуется ли ученик общественной работой и как она влияет на него, знать семейные обстоятельства, в которых он живёт, кто его близкие друзья, как ученик проводит свободное время и как влияют на него семья и коллектив. .

                     Условно дети делятся на младших ( 7-10 лет) и старших ( 11-15лет)

Младшие ( 1-3 классы )-не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на всё новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь 35 минут. Для них весь материал следует преподносить в форме игры.

ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать работу. Капризность, упрямство встречаются ещё часто. Интересы не устойчивы, есть интерес к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять .

               Следует делать различные подтекстовки к мелодиям.

                       В процессе обучения очень важное значение имеет внимательность, поэтому педагог должен всегда контролировать внимание учащегося, выяснять устойчиво ли оно, не переключается ли с одного предмета на другой.

                       Память учащегося также должна быть предметом изучения. Для этого необходимо выяснить, какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запоминать пройденный материал, развита ли у него сообразительность.

                        Старшие ( 4-8 классы) –бурный, не равномерный рост ребёнка во всех отношениях. Быстро развивается понятийное мышление, смысловая, логическая память. А также развитие волевых черт: настойчивость, умение преодолевать преграды, начинает чувствовать себя взрослым и чувствителен к оценкам взрослых.

             Педагог не может оставаться безразличным и к речи ученика. Помогая ему исправить шероховатости речи, педагог тем самым способствует его общему развитию.

             Но основное внимание следует обратить на музыкально-исполнительские данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности. Надо знать, к каким произведениям более склонен учащийся -к виртуозным или кантиленным – и к каким видам техники более расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащегося даёт возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые.

              К началу учебного года педагог обязан представить в учебную часть характеристику каждого учащегося своего класса и его индивидуальный план. При составлении характеристики нужно указать:

            1.степень общего и музыкального развития по отношению к возрасту ученика;

            2.его умственные способности: мышление, быстроту реакции, память, воображение;

             3.его музыкальные способности: слуховое восприятие и слуховое представление, слуховую память, чувство ритма, восприятие динамики, эмоциональную реакцию;

             4.особенности характера: живость, собранность, дисциплинированность, настойчивость, работоспособность, целеустремлённость;

             5.физические особенности: состояние здоровья, качество игрового аппарата;

             6.условия домашней работы ( её организация и режим), культурный уровень окружения.

             Характеристика, отражающая индивидуальность ученика, служит основой для составления плана работы с ним. Если рассматривать характеристику как диагноз, определяющий состояние ученика на данном этапе, то индивидуальный план является рецептурой, вытекающей из диагноза.

            Всестороннее гармоническое развитие ученика -основная целеустановка  работы педагога. Учебный материал должен способствовать этой целеустановке, то есть развивать положительные качества ученика и устранять недостатки, тормозящие рост. Это относится как к умственным способностям чертам его характера, так и к специальным музыкально-техническим свойствам. Так, как уже говорилось, вялому ребёнку нужно давать музыку бодрую, с чётким ритмом, чтобы возбуждать его волевые качества. Слишком подвижному, наоборот, - музыку плавную, мягкую, для того, чтобы приучить его к большей сосредоточенности и вдумчивости.

При наличии хрупкого строения руки с тонкими прогибающимися пальцами надо укреплять их устойчивость на материале, требующем чёткого, чеканного звука, а при плотных тяжеловатых пальцах – развивать их подвижность на лёгком, полётном звучании. Одновременно в репертуар ученика должны входить произведения, которые наиболее отвечают складу его мышления и характера; они поддерживают у ученика увлечение работой и позволяют ему наиболее творчески проявлять себя

              Такие произведения особенно необходимы для публичных выступлений; педагогу в этих случаях нужно создавать для ученика наиболее благоприятные условия, обеспечивающие успех его выступления.

             Особо внимательного отношения требуют эстрадные данные учащихся.

Педагог должен знать, очень ли волнуется ученик на эстраде и как это волнение отражается на его исполнении. Страдает ли от этого цельность произведения, память или игровой аппарат, а также, как волнение влияет на работоспособность учащегося, быстро ли он утомляется.

              Степень трудности произведений, входящих в план, должна соответствовать уровню возрастного, интеллектуального и пианистического развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретённых навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Резкое завышение трудности изучаемых произведений перегружает и переутомляет нервную систему и психику ученика. Их преодоление требует от него большой затраты сил и времени. Полезнее бывает вместо одного трудного произведения пройти несколько менее сложных с разнообразным музыкальным содержанием, различных по жанру, доступных детскому восприятию.

          Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения.

Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость.

Всё то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам. Усложнение репертуара следует производить постепенно, и только в том случае, если ученик подготовлен к преодолению больших трудностей.

          В план нужно включать достаточно обширный репертуар.

Очень важно развивать в ученике вкус и стремление к музыцированию, желание постоянно знакомиться с большим количеством музыкальных произведений. Важно научить его любить читать музыку так же, как он любит читать книги. Польза от этого будет огромная и для будущих профессионалов, и для просто музыкально грамотных, просвещенных членов нашего общества.

           Итак, учебный репертуар должен быть индивидуализированным. Под индивидуализацией репертуара следует подразумевать две разные вещи:

           а) некоторая часть пьес должна выявлять сильные стороны одарённости ученика и утверждать в нём уверенность в своих силах;

           б) некоторая другая часть пьес обязательно должна идти по линии развития отстающих сторон одарённости ученика и воспитывать в нём опять-таки уверенность в своих силах, убеждение в возможности преодоления недостатков предыдущего развития.

            Из всего сказанного ясно, насколько серьёзно и ответственно составление характеристика и индивидуального плана ученика.

Урок проходит наиболее продуктивно тогда, когда он хорошо подготовлен, обдуман, спланирован. Подводя итоги проведённого дня занятий, педагог должен:

             А) осознать все имевшие место у того или иного ученика «неожиданности» (хорошие и плохие) и сделать из них выводы в смысле направления дальнейшей работы;

               Б) осознать, с одной стороны, имевшие место удачные педагогические и художественно-творческие находки и закрепить их в своём сознании; с другой стороны, самокритично проанализировать допущенные педагогические ошибки и подумать над неразрешенными в ходе занятий художественными и техническими задачами.

              Примерный круг вопросов, которые должен ставить себе педагог, думая об очередном дне занятий, таков:

            1. О чём нужно коротко поговорить с учеником перед началом урока

(успеваемость, общественная жизнь, услышанная где-то музыка и т. д. ,

И т. д. ) ?

             2. не нужно ли как-то изменить характер обращения с данным учеником?

              3.Какие черты поведения на уроке ( и на эстраде) ещё не вполне удовлетворяют педагога?

               4.Чего ещё недостаёт ученику в смысле его отношения к музыке?-

В смысле его подхода к фортепиано? -в области умения самостоятельно работать?

                5.Как нужно расположить материал урока?

                6.Что нового нужно объяснить (или, объясняя, показать) ученику в каждой пьесе (этюде)?-как по-новому должен будет ученик самостоятельно работать над пьесой после урока?

                7.Какие вспомогательные упражнения собирается педагог показать ученику в связи с технически трудными местами разучиваемых пьес?

         Педагог должен всегда помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями надо ставить различные требования, к ним надо подходить по-разному.

          Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему, только настоящая любовь к музыке, понимание всех задач и своей роли в деле развития музыкального образования принесут педагогу удовлетворение и успех. И, напротив, неправильный подход может привести к самым неожиданным отрицательным последствиям. Если, к примеру, педагог своевременно не замечает, не поощряет достижения похвалой, у ученика может появиться неуверенность в своих силах, исчезнет желание учиться, либо возникнет недоверие к учителю. Нередко несправедливый подход педагога вызывает озлобление учащегося, желание делать всё наперекор ему.

          Необходимо отмечать как достижение хорошее исполнение произведения учащимся-пианистом со средними способностями.

И, наоборот, если одарённый ученик исполняет в классе произведение только хорошо, то следует подчеркнуть, что такое исполнение является результатом недоработки.

           Итак, средства и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его.

            В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.