«Взаимодействие педагога и родителей – ключевое условие успешного развития и воспитания ребенка в хореографическом коллективе»

Надежда Николаевна Сердюкова

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребенку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.  

С самого начала предлагается взаимосотрудничество, когда руководитель, педагоги и родителям стараются развивать и воспитывать детей в одном ключе.

Очень важно, чтобы родители знали и понимали основные принципы нашей совместной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования БМР Саратовской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

Центр дополнительного образования

«Взаимодействие педагога и родителей – ключевое условие успешного развития и воспитания ребенка в хореографическом коллективе»

                                                                        Авторы:

                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                        Сердюкова Надежда Николаевна;

                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                        Баженова Оксана Юрьевна

                                                             

г. Балаково 2018

                                                    Статья

               «Взаимодействие педагога и родителей – ключевое условие  

   успешного развития и воспитания ребенка в хореографическом коллективе».

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребенку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки: исполнительские, актёрские, педагогические.  

 Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

1. Открытое занятие внутри коллектива.  Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога – чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог раскрыть его способности.

2.  Итоговые  мероприятия коллектива: праздники, концертные выступления, конкурсы и пр.  Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в хореографии, но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия - в них принимают участие и воспитанники, и родители, и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы.  Все готовятся к данному виду мероприятия. По тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

      Есть еще один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это, когда воспитанник пробует свои силы в педагогической области: провести занятие в младшей группе, проверить правильность исполнения, показать  учебный материал (танец, этюд, композицию и т.п.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают профессию, касающуюся данного вида творчества. Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами, обучая уже своих воспитанников.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

Могут ли родители понять и оценить все это? По некоторым вопросам дети осведомлены гораздо лучше, чем их родители, ведь именно они занимаются в определенных кружках и секциях. Значит,  имеет смысл проводить опросы не только самих детей и подростков, занимающихся по программам дополнительного образования, но и родителей, создавая для них специальные анкеты.              

В век развитых технологий дети практически уже с детского сада знакомы с различными играми в смартфонах, компьютерах и т.д. Они с легкостью в них играют, достигая таких же легких побед и достижений.  Родители, стараясь отвлечь ребенка от этой зависимости, приводят его в различные кружки и секции. Подразумевается, что они приводят детей в хореографический коллектив для того, чтобы   педагоги дали этому ребенку определенные физические, творческие, психологические, нравственные навыки и умения, помогли развить их природные задатки и, возможно, сделать ребенку красивую танцевальную карьеру. То есть, из наилучших побуждений и из любви к ребенку. Такие родители отдают вам свое чадо, полностью доверяя вашему профессионализму и периодически интересуясь ходом процесса. Иногда они спрашивают педагога, что необходимо от них, от родителей, чтобы поддерживать этот процесс. У других же родителей под внешне схожей заинтересованностью кроется совсем другая, личная мотивация. В основе этой неосознанной мотивации лежит их собственная нереализованность в творчестве, карьере или спорте.  И есть родители, которыми движет некое убеждение, что можно каким-то образом влиять на педагога с целью добиться от ребенка больших результатов. В этом случае у родителя отсутствует понимание того, что результат зависит от самого ребенка в большей степени, чем от педагога. 

Вот тут возникает дилемма. Иные родители счастливы только от того, что их ребенок просто занят чем-то  хорошим и полезным, а сами остаются «в стороне». Педагогу же, занимаясь с таким ребенком в большом коллективе, а не в индивидуальном порядке, трудно иногда повлиять на улучшение учебно-творческого и психологического процесса, если не налажен контакт с родителями.

Поэтому первое анкетирование мы проводим при наборе детей в наш коллектив. Он проводится  для родителей  студии 4-5 леток и для подготовительной группы 6-7 леток. Как правило, родители к этому возрасту  уже определяются в выборе коллектива и педагога.  В анкете  мы предлагаем им ответить на вопросы:  с какой целью они привели ребенка именно в наш ансамбль и насколько активно они готовы участвовать в учебно-творческом развитии своего ребенка.

И на первом родительском собрании мы знакомим вновь поступивших с Уставом  ансамбля, в котором прописаны цели и задачи учебно-воспитательного процесса, права и обязанности педагогов, участников и родителей. В Правилах  проговариваются действия педагогов, участников и родителей по многим ситуациям. То есть с самого начала предлагается взаимосотрудничество, когда руководитель, педагоги и родителям стараются развивать и воспитывать детей в одном ключе.

Очень важно, чтобы родители знали и понимали основные принципы нашей совместной работы.

Принцип первый.

Самый главный. Дело должно нравиться и ребенку и родителям. Иначе ничего не получится. Если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Задача родителя – быть рядом, реально быть «в теме», показывать, что «я с тобой», что это важно и интересно для него.

Принцип второй – плавный старт.

Никакой человек не выдержит моментального погружения в интенсивный репетиционный режим. Дети первого года обучения  учатся просто ходить на занятия, обучаясь дисциплине и работе в коллективе. Постепенно постигая азы хореографии. Бывает так, что амбициозные родители пытаются определить свое чадо в уже более подготовленную возрастную группу. Однако, как правило, они получают обратный результат. Ребенок в такой группе теряется, у него не получается так, как у других участников, он кажется себе корявым, неуклюжим. В итоге желание танцевать и развиваться перегорает.

Принцип третий – у каждого свой путь и своя скорость.

У каждого участника есть свои границы комфорта. Однако есть дети, которые всегда готовы перешагнуть эти границы и есть дети, которым до определённого времени удобно находиться в этой зоне. Главное – не «засидеться» в ней.

Принцип четвертый – выбор есть всегда.

Для детей танец – это не индивидуальный вид деятельности. Это коллектив, а значит – общение, дружба – это дорогого стоит. У них есть всё – и зависть, и обиды, и радости, и поддержка товарища. И дети должны пройти все эти этапы.             Участники  ходят на занятия не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а еще и потому, что это классно. С другой стороны, если они занимаются в коллективе, который участвует в концертных выступлениях и в конкурсах, то, конечно, хочется, чтобы результат этих занятий привел детей к призовым местам. Это все понимают. И когда возникает ситуация - участник  хочет бросить занятия, мы предлагаем ему подумать как следует о своих партнерах и друзьях по танцу, которых он оставляет на полпути. О педагогах, которые имеют какие-то планы на него, верят в него и по-своему любят. О его личных перспективах в будущем. И всё взвесить еще раз. Случается, что ребенок, особенно первых лет обучения, устает и отказывается от занятий или собирается уйти из-за внезапного каприза, перемены настроения, какого-то стечения обстоятельств. Тут необходимо поговорить с родителями, чтобы создать стратегию, поддержать ребенка и вернуть его в ансамбль. Очень действенным оказывается определение временной точки, например, позаниматься до первого концерта. А концерт – это сцена, красивые костюмы, аплодисменты и яркие эмоции. И, если ребенку действительно подходит наш коллектив, то он останется. Если же и это не подействует, то заставлять не стоит. Лучше ему попробовать что-то другое.

Принцип пятый – помогаем с первой победой.

Именно на начальном этапе перед первым выступлением, родителям необходимо проявить себя очень серьёзно-требовательными, «наезжать» на ребенка и не оставлять выхода кроме, как стараться. Неопытные  дети еще не имеют навыка работать и стараться в принципе.  Заменять привычное «не хочу, не буду, не могу»  на «надо, необходимо, можешь» - это «бой». Не с ребенком, а с естественной ленью, нежеланием выходить из зоны комфорта. Первые домашние занятия могут быть очень сложными. Это надо преодолеть . В любом деле так – оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Принцип шестой – поддержка самых маленьких достижений.

Чем больше ребенка хвалишь – тем больше он работает. У ребенка должна быть точка опоры, когда кажется, что весь мир против тебя: педагог отругал, с другом поссорился, движение в танце не получается и т.п…Именно поэтому так важен честный родительский тыл. Не захвалить, а разобраться во всем и похвалить, порадоваться вместе любой, даже самой крошечной победе. Дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной победы, им надо двигаться дальше, наращивая количество побед. Поэтому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой – не все сразу и всему своё время.

В основном осознанный выбор занятия хореографией приходится на школьные годы. Выбор дошкольника 4-6 лет, как правило, определяют  родители.  3-х летних детей в наш ансамбль не принимаем. Так как учебно-творческий процесс в хореографическом коллективе предполагает концертные выступления на сцене.  А такие маленькие дети не умеют ориентироваться на большом и незнакомом пространстве. Это стрессовая ситуация для них и развитие ненужных комплексов. Для детей такого возраста существуют программы детских садов и различных многофункциональных центров развития.

На протяжении всего учебного  года  тема учебно-воспитательного и творческого процесса всегда присутствует на общих родительских собраниях, в беседах с родителями по возрастным группам, в индивидуальных беседах с участниками и родителями.

Помимо открытых уроков, промежуточных и итоговых аттестаций, по мере необходимости, приглашаем родителей на обычные  репетиции, генеральные репетиции перед отчетными концертами, конкурсами. Мало кто из них представляет себе, что значит, когда  на одном занятии надо увидеть, услышать, понять и сделать. После наглядной демонстрации они понимают всю сложность изучения программы и видят титанические усилия педагога по вкладыванию знаний в их детей.

Помимо телефонной связи, активно пользуемся двухсторонней электронной почтой и созданным чатом ансамбля в viber.

По электронной почте рассылаются материалы по возрастной психологии и воспитанию, различные памятки, учебно-тематические комплексы в помощь домашним заданиям, фото и видео-материалы  открытых уроков, аттестаций, отчетных концертов, конкурсов и многое другое.

В чате viber – ежедневный информационный обмен между педагогами, родителями и участниками ансамбля в общей информационной ленте и личными сообщениями. Краткие видео репетиций, разводки новых танцев, видео отдельного участника личным сообщением родителю, фото и видео поздравления с праздниками и т.д.

Активному взаимодействию сопутствуют: традиционный ежегодный Новогодний праздник детей и родителей ансамбля, мастер-классы для родителей и детей по репетиционным и концертным прическам, по сценическому макияжу и т.п.

Мы уверены, превратить родителей воспитанников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша педагогическая судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда.

Список литературы:

  1. Джалилова С. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе творческого труда // Воспитание школьников. – 2008. № 10. – С. 47
  2. Киященко Н.И. Эстетика жизни // Учебное пособие – М.,ИНФРА-М,1999
  3. Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца // СПб.
  4. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания // М., «Педагогика», 1982
  5. Максимова З.Н. Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей // Москва, 1981
  6. Моносзон Э.И. Учитель и всестороннее развитие школьника. // Москва «Знание», 1986
  7. Википедия. Свободная энциклопедия.