Из опыта внедрения в работу школьной службы медиации Выборгского района шаблона отчета по работе с конфликтным случаем

Живилова Вера Петровна

Коллективый обзор опыта Выборгского района по работе с конфликтным случаем. Будет интересна для специалистов службы медиации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта внедрения в работу школьной службы медиации Выборгского района шаблона отчета по работе с конфликтным случаем

Составители: Панюкова Ю.И., Кургинова А.Н., Буткевич А.Ю., Живилова В.П.

Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.10.2016 г.                       «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации», Концепция формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района (далее – «Концепция»), объясняют необходимость развития службы школьной медиации влиянием следующих факторов:

1. Социальный фактор. На фоне растущего в российском обществе социального расслоения отсутствуют социальные лифты, обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека в соответствии с его способностями и талантом. Это приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности в обществе в целом.

2. Этнический фактор. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы.

3. Семейный фактор. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. Эти функции в большей степени начинают возлагаться на образовательные учреждения.

4. Девиантный фактор. В детской и подростковой среде растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. Вышеперечисленные асоциальные проявления часто являются следствием неумения вести диалог с родителями, сверстниками, педагогами.

Деятельность школьной службы медиации направлена на формирование медиативной среды в образовательных учреждениях. Согласно концепции, процесс формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района включает пять этапов:

  1. Сбор информационной базы.

II. Организационный этап.

III. Информационный этап.

IV. Обучающий этап.

V. Работа с обучающимися.

На данный момент в образовательных учреждениях Выборгского района реализованы следующие этапы работы:

  1. Сбор информационной базы: изучение нормативных документов, методических рекомендаций по организации служб школьной медиации, литературных источников.
  2. Организационный этап. Организация межведомственного взаимодействия по проблеме. Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями Выборгского района. Создание межсетевого профессионального сообщества по медиации, объединяющего деятельность ЦППМСП, образовательных учреждений Выборгского района, некоммерческого партнерства «Лига медиаторов».
  3. Информационный этап. Создание информационного поля по проблеме медиации. Проведение просветительских семинаров для педагогов, переговорных игр для обучающихся. Информирование родителей о деятельности службы медиации (на родительских собраниях, через стенды школьных служб медиации, сайт ЦППМСП).
  4. Обучающий этап. В 2017-2018 учебном году специалистами                             ГБУ ДО ЦППМСП совместно с ИМЦ Выборгского района разработана и реализована программа повышения квалификации педагогов по медиации. Обучено 64 педагога из образовательных учреждений района. Все педагоги получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца от ИМЦ. Особое внимание в учебном плане программы уделялось ведению документооборота школьной службы медиации.

Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию                         «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации» от 20.10.20016, приказу директора, Положению о создании районной службы медиации, плану формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района, пакет документов службы медиации включает:

1. Документы, регламентирующие деятельность службы:

- приказ о создании службы медиации;

- положение о службе;

- календарный план работы на учебный год.

2. Рабочие документы:

- журнал регистрации случаев;

- бланк согласия на участие в процедуре медиации;

- карточку регистрации случаев;

- примерный бланк медиативного соглашения;

- бланк годового отчета о деятельности службы.

Для осуществления контроля и повышения эффективности работы сотрудников службы медиации со случаем специалистами Центра разработано дополнение в типовой пакет документов школьной службы медиации, рекомендованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга: форма отчета сотрудника службы медиации по работе со случаем.  В данном документе фиксируется информация по конкретному конфликтному случаю. Она представлена в трех блоках: организационном, содержательном и аналитическом.

  1. Организационный блок включает следующую информацию:

- дата конфликта,

- дата передачи случая в школьную службу медиации,

- сведения о лице, передавшем случай в службу,

- дата, место проведения процедуры медиации,

- сведения о медиаторе.

  1. Содержательный блок включает  информацию:

- тип конфликта,

- краткое описание случая,

- краткое описание последствий конфликта.

  1. Аналитический блок включает:

- отметку о заключении медиативного соглашения,

- информацию об итогах проведения процедуры медиации (специалист указывает: достигнута ли в результате процедуры медиации нормализация отношений между участниками, эмоциональная удовлетворенность результатом участия в процедуре медиации).

Примечание. Графа «Отметка о выполнении договора» может заполняться сразу после процедуры медиации или по прошествии 2-3 недель вместе с графой «Отсроченный результат» в зависимости от предмета договора. В графе «Результаты самоанализа» специалист может описать сложности, которые возникли у него при работе со случаем.

Данный шаблон был апробирован в 2017-2018 учебном году. По итогам апробации можно сделать следующие выводы:

1. Внедрение формы отчета по работе со случаем позволит оптимизировать деятельность службы:

- повысить эффективность учета и анализа  случаев (ведение статистики).

- представить работу службы медиации по каждому конкретному случаю проверяющим органам и при этом максимально  обеспечить соблюдение принципа конфиденциальности;

- задействовать возможности внутрисетевого и межсетевого взаимодействия для разрешения конфликтной ситуации;

- упростить заполнение документации.

Список литературы

  1. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.10.2016 г.                       «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации».
  2. Обновленная концепция формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района от 14.12.2016.

Приложение 1.

Государственное  бюджетное  образовательное учреждение №______

_______________ района Санкт-Петербурга

Отчет сотрудника школьной службы медиации по работе со случаем

Дата написания отчета: _________________________

Дата передачи случая в ШСМ:____________________

Кто передал случай в ШСМ (должность ФИО): ______________________________

Дата проведения процедуры медиации:________

Место проведения: ГБОУ ______класс _______

ФИО медиатора: __________________________________________

Дата события (конфликта)

Тип конфликта*

Краткое описание случая**

Последствия конфликта*

Административные последствия конфликта*

ученик-ученик

конфликт отношений

Внутришкольный учет

Административный штраф

ученик-учитель

конфликт деятельности

Учет в КДН и ЗП

Предупреждение об уголовной ответственности

ученик-родитель

конфликт поведения

Ходотайство для определения в спец.школу

Замечание

родитель-учитель

Примечание***:

Другое***

___________________

___________________

___________________

Постановка на учет в ОДН

родитель-родитель

____________________

____________________

Выговор

учитель-учитель

Строгий выговор

учитель-администрация

Другое***

_________________

Медиативное соглашение*

Итоги процедуры медиации*

Заключено

Нормализация отношений между участниками

Отказ от урегулирования конфликта

(кто отказался; причина).

Эмоциональная удовлетворенность результатом участия в процедуре медиации

Отметка о выполнении договора

Отсроченный результат (по прошествии 2-3 недель)***

Результаты самоанализа.

Сложности в работе медиатора

Подпись специалиста: ______________________________________

                                                                                                                                        М.П.                                                            _________

* Отметить знаком («+»). ** Нужное подчеркнуть.  *** Вписать нужное.