Основные идеи Этнопедагогики в научно-педагогическом творчестве О.Д.Мукаевой

Дорджиева Ульяна Сергеевна

Актуальность темы заключается в том, что в научно-педагогической литературе нет систематизированных источников у ее научно-педагогической деятельности. В работе сделана попытка восполнить этот пробел.

Цель исследования  – систематизация имеющихся в педагогической литературе сведений об основных идеях этнопедагогики в творчестве О.Д. Мукаевой.

Задачи: 1) изучить имеющуюся научно – педагогическую литературу;

                   2) попытаться систематизировать основные идеи этнопедагогики в творчестве О.Д. Мукаевой.

    Объект исследования: деятельность профессора О.Д. Мукаевой в педагогическом пространстве Республики Калмыкия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulyana_dipl.docx77.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

БОУ СПО «ЭЛИСТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Х.Б.КАНУКОВА»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Основные идеи этнопедагогики в научно-педагогическом творчестве О.Д. Мукаевой.

 Предмет:  Педагогика

 Специальность 050709 « Преподавание в начальных классах»

                                                                        Выполнила: студентка 4 курса  

                                                                          школьного отделения  

                                                                          Манджиева У.С.

                                                                   Руководитель:  Гаряева А.Н.

« К защите допускаю»

зам.директора по учебной работе

___________ Амбадыкова Т.Б.

___________ 2011  

                                           

               

                                                      Элиста, 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…3

Глава I. Роль Очир Джогаевны Мукаевой в развитии

этнопедагогики в Калмыкии.

            1.1.Этнопедагогика как наука …………………………….......……………6

            1.2.Вклад Очир Джогаевны Мукаевой в развитии образования

 и этнопедагогики в Калмыкии..………...………….………...…………...11

Выводы по I главе………………………..…………………………………………19

Глава II. Основные идеи этнопедагогики в творчестве

Очир Джогаевны Мукаевой.

2.1.Идеал совершенного человека в народном представлении………....20

2.2.Воспитание на прогрессивных народных традициях в

этнопедагогике калмыков.…………………………..........................……..27

Выводы по II главе…………………...………….……..…………..………….…...36

Заключение……………………………...…………………………..…………..…..37

Литература…..…………………………...………………..…………………….......39

 

                                         

Введение

Очир Джогаевна из семьи зайсанга Д. Эрдниева. История жизни ее семьи, а также каждого из ее представителей отдельно - имеются в виду родители, братья и сестры Очир Джогаевны - долгое время оставалась историей преодоления трудностей и неблагоприятных обстоятельств. Трудная жизнь, перед которой не спасовали ее родные и она сама, выработала у нее любимое изречение: «Жизнь - борьба, преодоление препятствий на пути к достижению целей».

В начале девяностых годов прошлого века в содержании российского
образования появляется этнокультурный или национально-региональный
компонент. Очир Джогаевна стала первым калмыцким ученым, который открыла своим ученикам, учителям школ республики такую науку, как этнопедагогика. Благодаря ее научным трудам, концептуальным методическим рекомендациям, стала возможной разработка новых образовательных программ на этнокультурной основе, были обоснованы основные характеристики национально-региональной системы образования: открытость, преемственность, непрерывность, диалог культур.

Вся энергия Очир Джогаевны в те годы была направлена на создание
первых национальных школ в постсоветское время, и это стало главным и
успешным делом в ее жизни. Первые национальные школы и этнокультурные центры - поистине ее детище.

Титанические усилия и работоспособность О.Д. Мукаевой
позволили в те годы выстроить систему национально-регионального образования: в его содержание были введены национально-культурные программы, разработаны модели различных национально-образовательных учреждений.

Калмыкия в те годы стала одним из регионов, где грамотно, на научной основе стала развиваться национальная система образования. В республику приезжали изучать местный опыт коллеги из других регионов, был проведен  не один десяток конференций и совещаний по данной теме. И это стало возможным благодаря научным рекомендациям и экспертным оценкам, проведенным с активным участием Очир Джогаевны Мукаевой.

Первая женщина-профессор из среды калмычек. Она гордится этим, но все время ощущает и ответственность за это высокое звание - анализирует, ищет новое, постоянно в творческом, научном поиске, воспитывает всё новых и новых учеников.

Главное богатство Очир Джогаевны - это ее ученики, которых она воспитала за эти годы. Они не только выросли профессионально, защитили
диссертации, стали кандидатами наук, доцентами и профессорами, но главное - они состоялись как личности, люди, компетентные в своей области, достигшие больших успехов в профессиональной деятельности.

Она в жизни успевает делать очень много дел: читает удивительные,
эмоционально-яркие лекции, работает с учителями в школах, заседает в
различных диссертационных советах, воспитывает учеников. Очир Джогаевна - непременный участник всех педагогических форумов, она - активный участник всех конференций и научных событий в республике. Многие годы она является членом большого жюри республиканского профессионального конкурса «Педагог года Калмыкии», является экспертом по отбору лучших учителей республики в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Она пишет статьи, выступает на радио и телевидении, бывает в школах, общается с учащимися школ республики. Она по-настоящему Учитель с большой буквы.

О.Д. Мукаева занимает достойное место на страницах всероссийской
энциклопедии «Лучшие люди России». Материал о ней опубликован в разделе с емким названием «Родины славные сыны и дочери». Это справедливое решение, поскольку всей своей жизнью, творчеством и трудом Очир Джогаевна убедила, что является искренним патриотом своей малой родины, своего народа. Порой, кажется, в своих желаниях улучшить и сделать больше она проявляет недюжинные способности, тратит столько сил, что удивляешься, откуда эти сила и убежденность берутся. Воинствующий патриотизм - наверное, так можно определить ее стиль и образ жизни.

Актуальность темы заключается в том, что в научно-педагогической литературе нет систематизированных источников у ее научно-педагогической деятельности. В работе сделана попытка восполнить этот пробел.

Цель исследования  – систематизация имеющихся в педагогической литературе сведений об основных идеях этнопедагогики в творчестве О.Д. Мукаевой.

Задачи: 1) изучить имеющуюся научно – педагогическую литературу;

                   2) попытаться систематизировать основные идеи этнопедагогики в творчестве О.Д. Мукаевой.

    Объект исследования: деятельность профессора О.Д. Мукаевой в педагогическом пространстве Республики Калмыкия.

Предмет исследования: основные этнопедагогические идеи профессора О.Д. Мукаевой.

    Методы исследования: анализ научно – педагогической литературы о научно – педагогической деятельности О.Д.Мукаевой, систематизация полученных сведений.

Практическая значимость исследования: систематизированы основные идеи этнопедагогики О.Д. Мукаевой об идеале совершенного человека и традициях калмыцкого народа, что могут использовать в своей работе учителя начальных классов.

       

Глава I. Роль О.Д.Мукаевой в развитии этнопедагогики в Калмыкии.

  1.   Этнопедагогика как наука.

Этнопедагогику представляют как историю и теорию народного (естественного, обыденнего, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании  и образовании детей, о морально-этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудных семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начать как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все – отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи. А чудо из чудес народной педагогики – «Мудрость старых чехов»?!

Песталоцци в своих произведениях»Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Г. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».  Сказки и рассказы Ушинского – лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика – не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогики господствует живой опыт воспитания.  Она, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись в отношении к природе, земледельческому труду, в устном народном творчестве, в народных ремеслах, в красоте одежды, в законах гостеприимства, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы – основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только для педагогов-профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и другие.

Общность педагогических культур объясняет многими факторами:

а)общностью исторических условий развития разных народов;

б)общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в)общностью основ народной психологии;

г)общностью географических условий;

д)взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.  Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами, дает уникальную информацию о великой стране – о России, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. Объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности.

Итак, этнопедагогика изучает:

  1. Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
  2. Ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
  3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
  4. Факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы))
  5. Методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
  6. Средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и так далее);
  7. Организацию воспитания (трудовое объединение детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем – большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателем. Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: Цаган сар, Зул, Урс сар и другие. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою – к неожиданно продуктивным новшествам.

1.2. Вклад Очир Джогаевны Мукаевой в развитие образования и этнопедагогики в Калмыкии.

Очир Джогаевна Мукаева из семьи зайсанга Эрдниева Д.Н. Ее семья была трижды репрессирована по социальному признаку, поэтому дети прошли все круги ада того времени как родственники раскулаченных. В 1943 году Очир Джогаевна вместе со своим народом была выслана в Сибирь. Она вспоминает: «Отец говорил, что все преходящие, кроме знаний…»[22, с.24] Преодолевая все трудности она сумела получить высшее образование.

 В 1944 года Очир Джогаевна поступила в Томский пединститут на историко-филологический факультет. На третьем курсе студенты проходили практику в школе. Дети стали смеяться над ее акцентом и сорвали урок… Очир Джогаевна часто повторяет: «На моем пути встречалось немало добрых, человеческих людей… Они просто помогали бедной репрессированной калмычке, желавшей учиться и выжить» [22, с.26]

Благодаря своему упорству, настойчивости на третьем курсе Очир стала отличницей, стипендиатом Ленинского комсомола. Но тут выяснилось, что она – калмычка, и ей предложили перевестись на заочное отделение. Она отказалась, в 1947 году перевелась в Казахский пединститут им. Абая, который закончила с отличием. В 1948 году в Алма-Ате Очир Джогаевна начала свою трудовую деятельность, сделала свои первые шаги в науке.

В 1955 года поступила в аспирантуру, в 1958 защитила кандидатскую диссертацию в Туркменском государственном университете.

 Защитив кандидатскую диссертацию О.Д. Мукаева работает в отделе науки Министерства высшего образования Казахского ССР, ассистентом в педагогическом институте им. Абая. Здесь, в Казахстане началась её трудовая биография в качестве ученого – «в науку выстраданный путь», она получила звание доцента, прочно вошла в педагогическую науку.

Сама Очир Джогаевна отмечает: «…путь в науку вполне мною выстрадан. Ничто не пришло само собой. Все, что я имею, и то, кем я стала, пришло от людей и через людей в результате творческого поиска длиной в целую жизнь». [22, с.95]

Образованию Калмыцкого государственного университета в истории высшего образования Калмыкии предшествовала многолетняя подготовительная работа, которая продолжалась с перерывом в годы депортации до 1970 года, когда на базе педагогического института был открыт калмыцкий государственный университет.

В сентябре 1965 года в институте была создана кафедра педагогики и психологии, позже ставшая предметом особой гордости.

В течение первых пяти лет развития и становления кафедры ее руководителем была выпускница факультета психологии Ленинградского госуниверситета Екатерина Егоровна Букина. Это она определила основы психолого-педагогических знаний в вузовском образовании Калмыкии.

И в том же году из Алма-Аты на должность заведующей кафедрой была
приглашена доцент кафедры педагогики и психологии Казахского пединститута О.Д. Мукаева. Очир Джогаевна Мукаева внесла поистине неоценимый вклад в деятельность КГУ и народное образование в Калмыкии. В годы, когда все национальное нивелировалось, когда воспитывали иванов, не помнящих родства, О.Д. Мукаева, одна из первых ученых Калмыкии, вслед за академиком Г.Н. Волковым, стала автором научной школы этнопедагогики. Тем самым она внесла большой научный вклад в содержание этой науки, под ее руководством внедрялись достижения народной педагогики. Очир Джогаевна – ученый-этнопедагог. Этнопедагогика стала смыслом ее жизни. Она не устает повторять, что без языка, без культуры, без традиций и обычаев не народа и нет будущего у человечества. Основу личности самой Очир Джогаевны составляют прекрасное знание родного языка, истории и психологии народа, его устного народного творчества. Дело всей её жизни – возрождение национального образования и национальной культуры. Цель ее научной деятельности – создание новой национальной школы Калмыкии.

  Она является научным руководителем учебных заведений республики, где проводится эксперимент по внедрению национальной системы образования и созданию национальных классов и национальных школ. Так, больших успехов достигла Национальная гимназия, ЦООД "Элистинский лицей", Калмыцкий педагогический колледж, Ульдючинская средняя школа и другие учебные заведения.

Разделяя взгляды академика Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаева считает, что спасение отечества – в национальных традициях народов. Все свои знания, организаторские способности она направляет на формирование научной среды единомышленников. При ее активном участии в Калмыкии за короткий срок была создана национальная система образования: в КГУ, в педколледже читается курс этнопедагогики калмыков.

Ученики О.Д. Мукаевой продолжают успешно развивать основные идеи этнопедагогической концепции образования: без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.

Под руководством Очир Джогаевны Мукаевой проводились исследования по следующим психолого-педагогическим направлениям:

1. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства (к.п.н., доцент Артаева Г.В.).

2. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного
образования (к.п.н., доцент Аппаева Я.Б.).

3. Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких
писателей как национально-региональный компонент образования, (к.п.н.,
доц. Айдарова Г.П.).

4. Особенности развития психологической культуры в профессиональном становлении будущего учителя (ст. преп. Болдырева Е.О.).

5. Функции письменной речи в развитии познавательной деятельности
студентов (ст. преп. Егоров В. А.).

6. Культурно-образовательное пространство как педагогическое явление (к.п.н., доцент Кекеева З.О.).

7. Проблемы развития общения детей, воспитывающихся в однодетных
и многодетных семьях (асс. Панихидина Т.И.).

8. Особенности взаимоотношений русских и калмыков в связи с формально содержательными характеристиками их представлений друг о друге и стратегиями (ст. преп. Шпитько И.С.).

Эти разработки проблем этнопедагогики позволили открыть при кафедре аспирантуру по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Под руководством профессора, доктора педагогических наук О.Д. Мукаевой защитили кандидатские диссертации около 30 аспирантов.

В 1998 году группой преподавателей педагогического факультета (Панькин А.Б., Егоров В.А., Болдырева Е.О., Кекеева З.О.) под руководством профессора О.Д. Мукаевой и при поддержке гранта министерства образования РФ было успешно выполнено научное исследование на тему: «Этнопедагогические, этнопсихологические основы национальной системы образования в РК».

Активная научно – педагогическая деятельность кафедры педагогики и психологии под руководством О.Д. Мукаевой заложили основы для развития науки психологии в университете. И в 2009 году на базе кафедры педагогики и психологии были созданы две новые выпускающие кафедры: кафедра «Психология» осуществляющая подготовка специалистов – учитель начальных классов. Создание двух кафедр в университете способствует возрождению и становлению национальной системы образования в республике. С каждым годом кадровый и научный потенциал кафедр неуклонно возрастает. Научно – методическая деятельность кафедр отражена в многочисленных изданиях: монографиях, учебниках, учебных пособиях. В условиях демократизации и гуманизации российского общества возрастает роль человеческого фактора, увеличивается потребность в знаниях по педагогике и психологии. О.Д. Мукаева является первооткрывателем нового направления исследования нашего народа – этнопедагогики калмыков. Сейчас в русле научных интересов профессора О.Д. Мукаевой работают ее многочисленные ученики. Учебная работа их тесно переплетается с исследовательской, с практикой воспитания и образования подрастающего поколения калмыков. И то, каким станет Калмыкия будущего, во многом зависит от О.Д. Мукаевой и ее учеников, педагогов, в чьих руках находятся наши дети.

Предложенный Очир Джогаевной  курс «Народная педагогика и современные проблемы воспитания вошли в учебные планы педагогических, филологических и ряда других факультетов КГУ. Стало обычным явлением написания курсовых и дипломных работ, диссертаций по этнопедагогике и этнопсихологии калмыков. Для учителей республики Очир Джогаевна проводит семинар по этой теме.

С 1989 года с момента создания О.Д. Мукаева является членом Совета по защите диссертаций нескольких ВУЗов, в том числе Волгоградского государственного педагогического университета. Очир Джогаевна не устает повторять, что именно в данном диссертационном совете, членами которого являются один академик, четыре члена – корреспондента РАО, она получила колоссальный опыт подготовки научных кадров для республики.

Она по-прежнему в строю: без нее не обходится ни один педагогический форум в республике и за ее пределами, она является научным руководителем школ, колледжей, готовит аспирантов и докторов, читает лекции студентам и учителям.

А.М. Коротков, проректор ВГПУ по науке, профессор отмечает: «…она вносит существенный вклад в развитие отечественной, в том числе волгоградской, научно-педагогической школы…» [22, с.84]

Профессор О.Д. Мукаева является научным руководителем нескольких образовательных учреждений, которые работают над возрождением родного языка, родной культуры. Среди них  Ульдючинская национальная гимназия Приютнинского района Республики Калмыкия, национальная гимназия города Элисты. На базе этих образовательных учреждений регулярно проводятся республиканские семинары, научно-практические конференции, которыми возглавляет О.Д. Мукаева. Под ее руководством учителями этих образовательных учреждений созданы ряд рабочих программ, методические комплексов к интегрированному курсу «Калмыцкий язык и родной край», «Традиционное воспитание калмыков», «Основы Буддизма», «Моя родословная» и др. Необходимо отметить, что эти материалы успешно используют в своей работе многие учителя школ республики.

Как известно, в национальных классах вдвое уменьшилось количество часов на обучение русскому языку, хотя требования Госстандарта остаются прежними. Учителя нашли выход в технологии УДЕ. Применение методики УДЕ на уроках калмыцкого и  русского языка через опорные схемы и конспекты служат углубленному пониманию предмета, выработке прочных практических навыков орфографии, пунктуации, а также развитию речи. Требованием времени стало использование метода проекта, среди проектов, вызвавших большой интерес можно назвать такие как «Мир знаний», «Мое село в прошлом»,  «Моя родословная» и др.

 Сегодня национальные школы функционируют, ориентируясь на этнопедагогические концепции академика РАО Г.Н. Волкова, адаптированные к условиям нашего региона. Эти концепции разрабатываются и внедряются в действие, являются основой развития школ этнографической направленности.

Очир Джогаевна - это учитель с более чем полувековым стажем педагогической деятельности, всю жизнь посвятившая любимому делу - воспитанию подрастающего поколения. Отвечая как-то на вопросы заочного круглого стола «Национальная школа - оплот возрождения», она отметила, что «в школе, где созданы соответствующие условия уважения, почитания и трепетного отношения к национальной самобытности, к менталитету народа, привлекают и общественность, вызывая интерес в познании истоков духовности и мудрости предков».[16, с.172]

С.В. Куликова, Доктор Педагогических Наук, профессор ВГПУ: «Я поражалась широкому диапазону ее научных интересов: от истории народного воспитания и этнопедагогики до инновационных процессов в современной школе».

Сегодня Очир Джогаевна находится на передовой педагогических наук, она полна планов и интересных идей в реализации которых ей помогают теперь ее многочисленные ученики.

Главный итог профессиональной исследовательской деятельности ученого – это его труды. Ею написаны многочисленные книги: «Мудрость и духовность народной педагогики»; «Этнопедагогика калмыков и национальная школа»; «Этнопедагогика калмыков: история и современность» в 2 книгах, в 3 частях; «Этнопедагогика – педагогика жизни», «Мудрость и духовность народной педагогики», «Этнопедагогика
калмыков: история, современность» и другие.

 Эти труды – убедительные свидетельства большой работоспособности Очир Джогаевны, целеустремленности, глубины интересов этнопедагогике.

Профессор О.Д. Мукаева выстрадала путь в науку.

Она - автор ряда научных докладов по эпосу «Джангар»,
книг «Мудрость и духовность народной педагогики», «Этнопедагогика
калмыков: история, современность». В монографии О.Д. Мукаевой последовательно анализируется весь арсенал народного воспитания.

В послужном списке профессора О.Д. Мукаевой значится участие в ряде представительных международных научных форумов – в Монголии, Китае, Казахстане, Республике Саха, Татарстане, Чувашии, Бурятии, Москве, Санкт-Петербурге и др. Как ученый-педагог она побывала во Франции, в Париже, США (Нью-Йорке и др. городах). Участие такого рода научных форумах окупается сторицей.

Таким образом, О.Д. Мукаева является основателем новой научной школы – этнопедагогики калмыцкого народа.

Ее научная школа этнопедагогики широко известна за пределами республики. Это посильный вклад в «копилку» культуры, образования родного народа, в его авторитет, престиж. Ее жизненное кредо: «Постоянное восхождение от вершин к вершине на избранном тернистом пути научных поисков, полном препятствий и трудностей. При этом оставаться женщиной модной, элегантной, с шармом при любых обстоятельствах и в любом возрасте».[16,с.63] Имя славной дочери калмыцкого народа ассоциируется с эпитетами: «Первая», «пионерная», «первопроходец».

Жизнь и деятельность известного педагога О.Д. Мукаевой – ученого и практика, служат нам, подрастающему поколению, путеводной звездой.

Знаменательная встреча с академиком Геннадием Никандровичем Волковым, родоначальником многих идей народной и этнической педагогики явилась поворотным моментом в научной судьбе О.Д. Мукаевой. Научное содружество двух ученых принесло свои плоды. В КГУ открылась аспирантура по проблемам этнопедагогики калмыков; под руководством Очир Джогаевны группа ученых и работников сферы образования разработала проект становления и развития национальной школы на этнопедагогической основе, и этот проект удостоился гранта Минобразования РФ. Она внесла огромный вклад в развитие народного образования и просвещения, современной науки. 

Выводы по I главе

Этнопедагогика изучает, исследует народную педагогику как систему народного воспитания и развития детей. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Сила народной педагогики – в массовости педагогического процесса, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива – жив и народ, ее создавший.

Впервые в России проблемами этнопедагогики , по сути, возрождением народной педагогики занялся Г.Н. Волков, который считал: «Воспитание образования в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики». [4, с.166]

Путь О.Д. Мукаевой в науку был тернист и сложен, но на этом пути была замечательная встреча с академиком Т.Н. Волковым, родоначальником этнопедагогики. И с тех пор Очир Джогаевна вплотную занялась проблемами этнопедагогики калмыков. В главе рассматривается плодотворная деятельность Очир Джогаевны Мукаевой в области этнопедагогики.

С тысяча девятьсот семидесятого года О.Д.Мукаева работала заведующей кафедрой педагогики и психологии, а в настоящее время – только педагогики. Под ее руководством проводились исследования по различным психолого-педагогическим направлениям, активно изучаются и внедряются в практику обучения и воспитания этнопедагогические средства и методы, она является научным руководителем ряда инновационных образовательных учреждений Калмыкии. Очир Джогаевна Мукаева внесла поистине неоценимый вклад в деятельность Калмыцкого государственного университета и народное образование Калмыкии.  

Результаты научной деятельности нашли отражение в многочисленных статьях, книгах, монографиях. 

Глава II. Основные идеи этнопедагогики в творчестве Очир Джогаевны Мукаевой.

               2.1. Идеал совершенного человека в народном представлении.

 

  Каждый народ в тысячелетней истории своего существования мечтал о том, каким хотел видеть подрастающее поколение – свою смену… Поэтому свои помыслы и сокровенные чаяния отразил в традиционной системе воспитания, которая, прежде всего, определяла его цели, средства и методы.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его).

   Формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. В основных же исторических качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п.

 Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например; у Калмыков в эпосе «Джангар», воспеты лучшие качества калмыцкого народа. Каждому из его героев присущи какие-то особые достоинства народа:  Савр обладает могущественной силой, Санал олицетворяет отвагу и выносливость, Хонгр - благородство и преданность долгу, Мингиян - воплощение красоты. Джангаровы богатыри идут в бой только за правое дело, защищая свое отечество, отстаивая свою свободу  и независимость своей Родины.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своим патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и, исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаивают лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Первая цель, самая общая, формулировалась уже в момент рождения ребенка – пожелания крепкого здоровья, долгого века, трудолюбия, счастья, многих братьев и сестер и т.д. Новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке – «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».

В традицию вошло наречение именами наиболее уважаемых членов семьи, рода. В этом ритуале выражалась забота о сохранении и развитии добрых дел предшественников. Символичны имена девочек: «Джиргал» - счастье, «Байрта» - радость, «Амуланг» - спокойствие, устойчивость, «Баин» - богатство, «Ользята» - благословение и т.д.

Издревле каждая семья ставила перед собой цель – воспитать настоящего мужчину (йоста залу кун). Анализ фольклора, исторических документов, литературных источников, научных исследований того времени позволяет собрать по крупицам и попытаться воспроизвести в обобщенном виде. В идеале совершенного мужчины отражены вековечные чаяния народа, тянувшегося к свету и знаниям, мечта о достойном будущем продолжателе рода и племени – грядущих поколений.

Этот идеал существовал в калмыцком народе под условным названием «семь благ», «Семь заповедей». Их можно рассмотреть в качестве обширной программы формирования совершенного мужчины. Они включали в себя, прежде всего непреходящие общечеловеческие ценности: трудолюбие, ум, храбрость, честность, доброту и др.

Охватывая все стороны личности настоящего мужчины (куунэ арвн эрдм), эти заповеди нацеливали на становление целостной личности:

1.Номд мергн - в учении мыслитель.

2.Угд цецн – в словах мудрец.

3.Уулд урн – в работе мастер.

4.Деедт зуhу уга – пред высшими не льстец.

5.Дорд нээрлтэ – к низшим внимателен, заботлив.

6.Далад усч – в воде пловец.

7.Дәәнд баатр – в бою герой.

Такие изречения звучат как завещание праотцов и прадедов своим потомкам о сохранении мужской чести и достоинства.

Мужчина – добытчик, кормилец, хозяин; его авторитет в семье непререкаем. Пословица «Хороший сын – памятник отцу, хороший сын славит имя отца» обязывает родителя служить примером для самых близких, прежде всего сына.

Большим укором звучали, как осуждение, слова: «Ты позоришь имя отца, честь семьи и рода». Поэтому старики-калмыки, придерживаясь древнего обычая, не спрашивают у ребенка его имя, а спрашивают вначале, как зовут деда, прадеда. Название их имен расценивалось, как невоспитанность/значит, отец – плохой воспитатель/. Поэтому в семьях было принято хранить и передавать из поколения в поколение рассказы о добрых делах и поступках родичей, о тех, кто укреплял фамильную честь. Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, оставшиеся от деда, прадеда.

Афоризм: «Настоящий мужчина должен сотворить три дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына» - звучал как заклинание.

Подобные заповеди, сформулированные на основе традиционной этики калмыцкого народа, сохранили многие самобытные моральные нормы. Следование им давало положительные результаты в течение многих столетий и способствовало воспитанию настоящего мужчины, физически и нравственно совершенного в соответствии с идеалом.

Убедительное доказательство тому – наблюдения о калмыках, высказывания видных представителей творческой интеллигенции, среди которых в первых рядах имена А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя; известных отечественных и зарубежных ученых. В их описаниях калмык предстает во всей полноте своего национального самовыражения: сила и ловкость, трудолюбие и мужество, дружелюбие и достоинство, постоянство и преданность родной степи, традициям – таким он изображен.

Вот что писать о калмыках Н.В. Гоголь: «Несмотря на бедность жизни, тощие, не производящие степи, - калмык здоров, статен, среднего роста, ловок на лошади… Силен: сила не нарывная, но неутомимая… Нравом калмык гостеприимен. В обращении ровен. Если калмык получил что-нибудь, тотчас же разделяет поровну с товарищем» [16, с. 18-19]

Восхищение калмыцкой национальной борьбой красочно, эмоционально передает Василий Немирович-Данченко: «Сильное тело – на сильных ногах. Тут не одна сила, но и красота. Все строго соразмерно. Каждый мускул очерчивается рельефно на смуглом теле…»  [16, с. 24-25]

Польский ученый-путешественник Э.Островский облек свои наблюдения за кочевниками в Приволжской степи в форму писем. В одном из них профессор замечает: «…О характере калмыков можно многое сказать им в похвальбу: имеют представление о чести, набожны, трудолюбивы, удивительно выносливы». Кроме того отмечаются такие черты характера как законопослушание, приверженность народным традициям и обычаям. [16, с. 98]

Описывая жизнь и быт степняков Приволжья, Г. Прозрителев посвятил свое исследование военному прошлому калмыков /1812-1912гг/, сумел выделить в их собирательном типическом портрете ключевые качества: храбрость, отвагу, стойкость, мужество и самообладание, проявляемые воинами – калмыками в сражениях против армии Наполеона Бонапарта. Г. Прозрителев заключает: «…признательность и отсутствие злопамятства свидетельствуют о добрых чувствах народа». [24, с. 25,82]

Г. Прозрителев, собрав исторические доказательства, назвал калмыков «народом – воином», «народом – солдатом», что вполне правомерно.

Представления нашего народа об идеале совершенной женщины, раскрыто в калмыцких пословицах, заповедях, сказках, в не писаных законах. Созидательница и хранительница семьи – женщина-мать сравнивалась с образом Матери – Земли. Культ матери был безоговорочен. Калмыцкие пословицы:

Усна экн – булг,                           Исток реки – родник,

Өрк-бүлин булг – эк.                   Исток семьи – мать!

Ухата эк – бүлин кешг.               Умная мать – счастье семьи.

Мөриг эмәл кеерүлнә,                 Коня украшает седло,

свидетельствуют о том, что женщину-мать почитали как священную сокровищницу  «Чиндамани – Эрднь», приносящую семье благополучие и счастье.

Женщина-мать в идеале, как обладательница девяти добродетелей – «Экин йисн эрдм», должна быть: «светла душой и телом», «в делах мастерица», «любящей и заботливой матерью», «аккуратной чистоплотной хозяйкой», «в супружестве опорой мужу и верной женой», «уважительной к родне мужа», «веселой и находчивой», «уважительной и почтительной к старшим», «доброжелательной к окружающим». Кроме того, ей надлежало оберегать себя от пяти основных скверн: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться плохим помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым ненужным делом». В семье вырабатывались устои общества, хранительницей и приверженницей которых являлась женщина-мать. Эти качества прививались девочкам с раннего детства исподволь, личным примером бабушки, матери, их беззаветной любовью. У калмыков говорят: «Хорош ли ребенок, узнают по матери», «В семье, где добрая хозяйка, всегда люди», «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену», «По чистоте чашки суди о пище, по матери выбирай невесту». Мать, по народной традиции, должна была преподать дочери все премудрости искусства быть женщиной.

В высокопоэтической характеристике «Цецн күүкн» /мудрая девушка/, «ухата бер» /умная молодушка/ в народных сказках отмечаются лишь основные черты личности, а в действительности она является универсальной, главное – должна быть мудрой и скромной, умелой хозяйкой, доброй матерью и верной женой.

Л.Н. Гумилев, пишет о положении женщины у кочевников: «…отношение к женщине было подчеркнуто почтительным, рыцарским. Сын, входя в кибитку, кланялся сначала матери, а потом отцу. Представление о калмыцкой женщине, как эталоне, образце, основывается на идеализации ее реального образа, граничащей с религиозным поклонением ей»[16, с.83]. Этнические традиции калмыков требуют неукоснительного выполнения заповедей старины в отношении женщины: «Человек, обидевший женщину старше себя – не человек», «Человек, причинивший обиду женщине младше себя – не мужчина» - гласит народное изречение.

Г. Прозрителев писал: «страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди женщин рисуют во весь рост эту степную обитательницу, живущую в самых тяжелых экономических и общественных условиях; мораль женщины калмычки – высокая мораль и она как воспитательница, дает детям, безусловно, твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа и смело может рассчитывать прожить с ним свой век, пользуясь любовью и уважением семьи, лишь бы не была бездетная. [24, с. 8-9]

Хотя эти высказывания относятся к довольно отдаленному прошлому, они близки к женскому совершенству сегодняшнего дня в XXI веке.

Идеал земной красавицы калмыки отмечали словом «сәәхлә». Описанные типы женской красоты являются лишь частью образа идеала совершенной женщины. Идеал совершенной женщины в народной педагогике калмыков показывает, что, во-первых, доминантная черта идеальной женщины-калмычки – нравственная чистота, целомудренность – произведенные народной культуры; во-вторых, - неоскверненность мысли, чистота сознания; в-третьих, духовность, буддийское миросозерцание и мироощущение женщины-калмычки создавали единство, гармонично сочетавшееся со всем окружающим – природой и бытом.

В ходе длительного и своеобразного этногенеза сформировались следующие национально-психологические особенности калмыков:

Под влиянием исторического, социально-психологического и экономического развития – стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым, трезвость мысли и рационализм, умеренность, способность пережить большие трудности, самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;

Под влиянием специфики культурного развития – уважительное отношение к старшим и младшим; довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, уважение достоинство других, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;

Под влиянием религии (буддизма) – приверженность к самосозерцанию, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, самоуспокоенность, самоограничение в желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реальной перспективы, уважительное отношение ко всему живому существу, человеку в особенности, стремление к гармонии, уравновешенность.

О.Д. Мукаева пишет: «Национальный характер, по нашему глубокому убеждению, следует рассматривать в тесной связи с идеей совершенного человека (идеалом). Эти понятия неразрывно связаны, но не тождественны. Соотношение их не укладывается в упрощенную схему. При их анализе, пожалуй, плодотворным может быть использование принципа прямой и обратной связи, диалектики частей и целого. Идеал выступает как отдаленная цель, как отдаленный ориентир – маяк, к которому приближается народ, но который постоянно отдаляется… Вместе с тем национальный характер, будучи результатом не только социализации, воспитания, в том числе традиционного, оказывает воздействие на идеал, корректируя и модифицируя его содержание».[16, с.95]    

2.2. Воспитание на прогрессивных народных традициях в этнопедагогике калмыков.

Под традицией (латин. Слово tradition означает «передача», «повествование») принято понимать элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения в поколение в течение длительного времени.

Народные традиции порождены историческими, экономическими, социальными условиями и отражают связи отношения между людьми. Вобрав в себя вековечные нормы и принципы, идеалы, утвердившиеся в обществе, они выступают в качестве коллективной памяти и являются неотъемлемой частью этнического самосознания. Одна из их функций – укрепление в каждом народе чувства национального достоинства, национальной гордости, содействие национально-этническому притяжению.

По своей природе народные традиции гуманистичны. В них сфокусированы потребности в труде, в человеческом общении, достоинстве, милосердии и взаимопонимании, заботе о сохраненных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию, чувство стыда, совесть и другие общечеловеческие нравственные ценности.

Обычай прочно установившийся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в определенной области общественной жизни. Исполнение обычаев не обеспечено государственным принуждением. Обычай соблюдаются главным образом благодаря своей давности и неоднократному неуклонному применению в течение длительного времени.

Обычаи создаются как социальные нормы, отличающие человеческий коллектив от стада, как необходимые нормы, жизнедеятельности коллектива. Национальные обычаи и традиции являются выражением важнейших признаков и черт национального характера и национальной культуры.

Система обычаев и традиций любого народа – результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Круг действия обычаев – это быт, непроизводственная сфера жизни людей, язык; это род, семья, низовой коллектив. Таким образом, традиции стоят ближе к идеологии, а обычаи – ближе к социальной психологии.

Бытовые традиции выражают известные формы образа жизни. Например, юрта – традиционная форма жилья кочевников. Традиционны национальная кухня, национальный костюм, этикет, его слагаемые – почитание старших, гостеприимство и т.д.

Главная функция традиций – выражать нравственные и эстетические идеи, определяющие поведение и отношения людей:

- друг к другу (дружба, любовь, взаимопонимание);

- к собственности (институт наследования, приданое, калым);

- к своему народу (гордость достижениями национальной культуры, патриотизм).

Ритуал – лат. слово, обозначающее обряд. Однако обряд и ритуал далеко не совпадают по объему и содержанию. Ритуалы – это разовые ответные действия, детали обрядов. Обряд – это опредмеченное, символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции в системе воспитания человека.

Таким образом, обряды и ритуалы – важнейшие средства формирования норм поведения людей, выражающие определенные идеалы.

Рассмотрим взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей, пытаясь через эту познавательную призму подойти к национальным традициям, которые аккумулируют духовно-нравственные ценности как национальные, так и общечеловеческие. Такой ракурс позволяет осмыслить, сопоставить мечту наших предков о воспитании, о человеческом совершенстве в прошлом, с проекцией на будущее.

В народной педагогике, в этнопедагогической концепции образования важно учитывать взаимодействие семи компонентов:

- без исторической памяти нет традиций;

- без традиций нет культуры;

- без культуры нет воспитания;

- без воспитания нет духовности;

- без духовности нет личности;

- без личности нет народа.

Эти заповеди Г.Н. Волков назвал «золотой формулой» этнопедагогики.

Из исследования А.Б. Имкеновой правомерен вывод о том, что ведущим признаком этнической идентичности калмыков являются традиции, обычаи, обряды народа, которые можно отнести к его «глубинной психологии». [11, с. 63]

Сегодня существенно возросла роль этнического фактора, в общественном развитии. Национальные ценности и самосознание приобретают высокую значимость в формировании личности современной молодежи. В этом ракурсе одна из ведущих задач воспитания – создание необходимых условий в семье и школе, способствующих приобщению ребенка к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа, интеграции в мировое сообщество.

Каждый – представитель того или иного этноса по рождению. Этническая характеристика человека начинается с сохранения доброго и честного имени своей фамилии, рода, племени и народа. Издавна, из покон веков воспитание чувства национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования человека в семье, в обществе. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном/ дочерью/ своего народа» - из подобных благопожеланий – напутствий складывалась традиционная педагогическая система воспитания.  

Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции. Практика подтверждает, что семья и школа могут проводить эффективную воспитательную работу, опираясь на тысячелетний опыт народной педагогики, культурно-исторические традиции, общечеловеческие и национальные ценности.

Мудрость народного воспитания свидетельствуют о том, что любовь к Родине зарождается в человеке сызмальства и начинается с любви к матери и отцу, дедушке и бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и отечественной истории.

Смысл воспитания в конечном счете – в укреплении преемственности поколений на вековых прогрессивных, гуманистических традициях народа.

Традиционная культура воспитания калмыков сохранила множество вечных, непреходящих ценностей, соблюдение которых в течение ряда столетий обеспечивало успех в семейной жизни, в быту, в хозяйствовании, в выживании, в становлении и развитии духовных сил. В традициях – глобальные общественные ценности с национальной фактурой.

Калмыки возвели женщину-мать на высокий пьедестал – наравне с богиней, святыней. Преклонение перед ней привело к ее возвеличению, породило её культ (в положительном смысле слова), ставший безоговорочным.

У калмыков бытует множество легенд и притч, о неоплатном долге перед родителями. В одной из них рассказывается о том, как любящий сын, желая выразить свою любовь к матери, преодолевает огромный путь в страданиях и муках со взваленным на спину треножником… Вернувшись к родному очагу после долгих мытарств, он спрашивает, удалось ли ему вернуть долг за родительские переживания. В ответ слышит: путь со всеми перенесенными трудностями может возместить лишь прерванный сон матери за одну ночь.  

Мать несет в себе тысячелетнюю генетическую программу этноса, и игнорирование этого фактора оборачивается страшными последствиями, вызывая бездуховность и нравственную деградацию.

Современный отечественный ученый-психолог В.Д. Шадриков, актуализируя эти извечные вопросы, пишет: «В системе отношений с окружающим миром особенно следует выделить отношения с родителями, прежде всего, с матерью. С первых моментов в жизни от нее исходят все приятные ощущения. Удовлетворение голода, жажды, тепло, ласка, одобрение всех действий, любовь и восхищение. Постепенно ребенок открывает для себя, что комплекс положительных ощущений, получаемых от матери, называется любовью. Когда тебя любят – это значит хорошо, это понятно. Ребенку ничего не надо делать, чтобы мать его любила. Она любит его, потому что он есть… Безкорыстность материнской любви человек ощущает всю жизнь и всегда тянется к этому духовному пристанищу. И всю жизнь человек  тянется к безусловной любви (типа материнской), любви к такому, какой он есть, любви, не обусловленной конкретными качествами и достоинствами».[31, с.]

Культ матери. Образ матери представляет собой лучшее средство воспитания, используемое в педагогической практике. Пример матери имеет свой, присущий только ему след.

- Мать – родоначальница человечества, хранительница нации;

- Пример матери – это пример ее самоотверженной любви к детям;

- такая любовь матери не может не вызывать ответной любви у детей;

- Мать – стержень, во много определяющий компонент семьи как ячейки общества, как наиболее массовой и важной педагогической системы;

- Мать в семье – первый носитель национального менталитета, культуры своего народа. Из ее уст, прежде всего, новорожденный воспринимают родной язык.

Культ ребенка. В афоризмах всех народов выражено чувство беспредельной любви к детям. «Без ребенка в семье нет счастья», «Ребенок дорог как сердце». «Приверженцы многодетной семьи благодарят судьбу», «Счастливому бог дает четырех сыновей, если один окажется трусом, другие будут героями». Ратуя за многодетную семью, народ убежден: «от рождения ребенка и от дождя еще ни кто не разорился». И, наоборот, народ не одобрял бездетную семью: «Женщина с мужем, но без детей подобна цветку, одиноко красующемуся на горе».

Обычно внуки появляются у людей в зрелом возрасте, в силу чего любовь к ним носит более осознанный характер. Эти наблюдения нашли свое выражение в таких пословицах как: «Процент дороже капитала, внук дороже сына», «Первый внук милее родных детей».

После женитьбы и создания семьи долг молодых перед народом заключается в том, чтобы вырастить потомство, о чем гласит народное изречение:

«Женись и радуйся с детьми»,

«Жизнь без детей – все равно, что дом пустой»,

«Жить будет вечно тот, у кого есть сын».

Этот комплекс взаимосвязанных ритуалов, обрядов, словесных формул, поэтических форм носит название «Мелялген». В нем воплощены основные моменты появление младенца в семье и его становления.

Обряды, совершавшиеся до рождения ребенка, были непосредственно связаны с матерью, а после благополучного ее разрешения основной фигурой всех последующих действий становился новорожденный (нильх).

Роды принимались пожилыми умудренными жизненным опытом женщинами, которые впоследствии считались второй матерью «эк болсн күн». Пуповину обрезали специально приготовленным ножом. Затем, что потом он хранился в качестве семейной реликвии.

Астролог – «зурхачи», совершал омовение новорожденного святой водой, в знак прощения ему грехов прежних перерождений. Обряд проводился в назначенный день. Ребенка вместе с лоскутками, в которых он был завернут после рождения, опускали в корыто с теплой водой. В воду предварительно добавляли немного соли, молока, арьяна, ягод можжевельника, «сангин идән». Малыша купала мать при содействии других женщин.

Если родился сын, то одна из присутствующих женщин отыскивала отца, снимала с него шапку и уносила в кибитку, чем ему давала знать, что родился сын. Шапку нужно было выкупать. Для этого отец готовил угощение для присутствующих при родах женщин: варил чай, доставал арьки, борцоги и т.п. и после угощения получал шапку назад. Снимают также шапки с мужчин родственников мужа.

В случае рождения дочери, повитухи бесшумно удалялись из дома, плотно закрыв дверь за собой. О рождении девочки широко не оповещались. Более того, о ее появлении старались умолчать. В этой связи часто случалось, что о новом члене семьи узнавали лишь тогда, когда девочка начинала появляться на улице вместе с детворой.

Церемония наречения именем совершалась с соблюдением всех ритуальных условностей. Однако даже в самых упрощенных формах предпочтение отдавалось людям преклонного возраста.

Детей приучали к правилам традиционного этикета: запрещали жестикулировать при разговоре, шаркать ногами, беспричинно смеяться. Предосудительно относились также к позам, считавшимся неприличными, более того греховными: скрещивать руки за спиной, скрещивать руки на груди, подпирать бока руками, стоять подбоченившись, сидеть на корточках, обхватывать руками колени и т.д.

У калмыков не было брошенных детей, сирот при живых родителях. Родственники никогда не оставляли детей без попечения взрослых. По отношению к детям соблюдались следующие правила: на ребенка нельзя кричать, бить его; ребенок должен содержаться в чистоте, одежда должна быть целесообразной; его окружали многочисленными оберегами, амулетами. Как правило, чем больше было детей в семье, тем лучше они были воспитаны, трудолюбивы, внимательны, заботливы, ответственны.

В педагогической культуре калмыков, как и у других народов, центральное место занимает система воспитания, важным аспектом которой является отношение к детям, как величайшей ценности.

В рамках современности поучительно и перспективно обращение к народным традициям воспитания, провозгласившим, в частности, культ ребенка как непреходящую общечеловеческую ценность. Об этом свидетельствует комплекс обрядов, ритуалов, связанных с рождением младенца, его ростом и становлением личности.

Основой воспитания в калмыцкой семье является:

- культ ребенка – воспитание в ребенке сознания своей значимости как надежды и будущего семьи, родного круга, родного народа, более того, всего человечества;

- всемерная поддержка и развитие в ребенке стремления к прославлению имени и чести семьи, своего рода и племени, родного народа.

Невеста при родственниках мужа (отце, дядях, старших братьях) должна вести себя скромно, почти безмолвно (тише воды и ниже травы), начиная с того, чтобы без головного убора, без обуви не появляться в обществе «хадм». Она не должна была произносить мена старших родственников мужа, а обращаться к ним иносказательно. Отца мужа принято было величать «Вы» и называть аав, а мать – ээж. Несоблюдение этих обычаев считалось великим грехом, приносящим в дом беду, несчастье.

В богатейшем наследии народов особое место принадлежит календарным праздникам, связанным с хозяйственной, трудовой деятельностью, приуроченным к временам астрономического года – зиме, весне, лету, осени. Очень древние по своему происхождению, они сохранились в исторической памяти и в трансформированном виде дошли до наших дней. В этих особых днях календаря аккумулирована этническая, социально-политическая, историко-культурная жизнь народов.

Выводы по II главе.

В главе рассматриваются вопросы теории, касающиеся сущности, содержания и функций народных традиций, обычаев, обрядов и идеала совершенного человека, их диалектики. Подвергаются также анализу различные точки зрения ученых на роль и место этих социокультурных феноменов в жизни индивидов, семьи и общества. При этом акцент ставится на их воспитательном потенциале.

Идеал, как педагогическое понятие, несет многофункциональный смысл. Эта и цель воспитания (идеал гармонично развитой личности), это и средство воспитания (воспитание на примерах, образцах, традициях). Это и критерии воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности человека. При определении идеала совершенного человека национальное (в данном случае калмыцкое) и общечеловеческое соотносятся как особенное и общее.

Идеал, как образец для формирования личности, не является чем-то универсальным, пригодным для всех эпох. По своей сущности это явление историческое. Поэтому представления людей о совершенном человеке не остаются неизменными: они меняются с изменением условий жизни, т.е. сегодня идеальные черты совершенного человека, о которых мы говорили, естественно, претерпели изменения, но общечеловеческие ценности остаются неизменными, вечными.

В семейном быту у калмыков, как и других народов, концентрируются важнейшие этнические традиции: культы матери и ребенка, предков и природы, сакральность родственных отношений, почитание семейного очага, забота старших о воспитании младших. Через ценностные ориентиры, обладающие силой заповедей, осваивались нормы народного этикета (соблюдение правил поведения дома, в гостях, на улице, в общественных местах). Они наполнены идеями гуманизма, человеколюбия, толерантности во взаимоотношениях людей.   

Заключение

Очир Джогаевна остается удивительно молодой и бодрой. Много ездит по стране, участвуя во всероссийских международных и научных конференциях, выступает оппонентом во время защиты докторских и кандидатских диссертаций в Бурятском, Ставропольском, Волгоградском и других университетах.

За годы научной и педагогической деятельности Мукаева выпустила
более десяти монографий и научно-методических пособий по народной педагогике. Академик Геннадий Никандрович Волков, отмечая ее вклад в возрождение и развитие калмыцкого языка, этнопедагогики вообще, назвал ее великой калмычкой. И не потому, что пожелал польстить ей. Всего, чего достигла, Мукаева добилась сама.

 Ей с детских лет пришлось доказывать свое право - вначале на жизнь, потом - на образование, затем - на научную деятельность. Чтобы выжить, надо было быть лучшей. Сейчас, удивляешься твердости и несгибаемости ее характера. Никто и никогда не видел на ее лице следов душевных страданий, тем более - слез. Для своих студентов, аспирантов, учительства республики, да и всех, кто знает ее, она оставалась и остается заботливой и при этом немного характерной. Даже в столь почтенном возрасте, которого она словно не замечает.

Судьба Очир Джогаевны тесно переплетена с судьбой Родины. Поэтому ее биография – это слепок с истории становления и развития страны, ее системы образования. В выпускной квалификационной работе отражены основные вехи жизни и творческой деятельности ученого-педагога, профессора О.Д. Мукаевой. Ее отличают целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, чувство собственного достоинства, гражданская активность. Именно эти черты ее личности, формируясь в сложнейших, порой трагических жизненных ситуациях и непростых условиях существования, закалили ее характер, не дали в трудные минуты её жизни сломаться, способствовали сосредоточению на главных жизненных приоритетах, дали возможность достичь всего того, что она достигла за годы научно-педагогической деятельности.

Очир Джогаевна Мукаева является вице-президентом Международной ассоциации ученых-педагогов монголоязычных народов, членом Совета старейшин при президенте Республики Калмыкия, членом советов по защите диссертаций по педагогике Волгоградского государственного педагогического и Ставропольского государственного университетов.

За большой вклад в развитие педагогической науки, подготовку научно-педагогических кадров, активное участие в учебно-воспитательной и общественной работе Очир Джогаевна Мукаева удостоена званий «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Почетный профессор Атырауского государственного университета Республики Казахстан», награждена орденом Дружбы, медалью М.Шолохова, знаком ВТПУ «За заслуги III степени, включена в «Энциклопедию лучших людей России в номинации «Достойные сыны и дочери Отечества».

Жизнь Очир Джогаевны Мукаевой является ярким примером для тех, кто хочет связать свою судьбу с педагогической деятельностью, хочет обучать и воспитывать детей. Поэтому содержание ВКР может быть использована на уроках педагогики для формирования положительной мотивации студентов на педагогическую профессию.

Несмотря на превратности судьбы, она все – таки счастлива и благодарит судьбу за всё: годы научных поисков, успехи и радость побед учеников, ставших ее коллегами, уважение и признание окружающих, солнечные дни и … даже выпавшие на ее долю испытания.

 Изучение и анализ имеющейся научно-педагогической литературы О.Д. Мукаевой и о ее вкладе в развитие этнопедагогики и образования Республики Калмыкия позволили решить поставленные в ВКР цель и задачи.

Литература

  1. Аппаева Я.Б. Мой научный руководитель Очир Джигаевна Мукаева. //Калмыцкий университет – 2005 – №10 - 30 августа.
  2. Бадмаева З.С. Национально-психологические особенности калмыков. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канн.псих.наук. Элиста: КГУ,1997.- ?
  3. Басханжиева Б. Духовное возрождение нации. //Хальмг унн. – 1988-№24 –18 февраля.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 168с.
  5. Волков Г.Н. Все народы – педагоги //Этнопедагогика калмыков и национальная школа: Сб. материалов международной научно-практ.конфер.,посвящ.70-летию проф. О.Д.Мукаевой. Элиста: АПП «Джангар»,1997. 176с.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика – педагогика жизни. – Элиста: АПП

«Джангар»-1998-156с.

  1. Глебов А.А. Юбилей диссертационного совета //Известия ВГПУ – 2010-№1-с.180-184.
  2.  «Джангар». Калмыцкий народный эпос. Элиста: АПП «Джангар» 1989, - 316с.
  3. Дякиева Р.Б. Потенциал языкового возрождения. //Известия Калмыкии – 2004-№25-20 февраль.
  4. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. – М., 1893.
  5. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. – Элиста: АПП «Джангар» 1999,-63с.
  6. Краткий психологический словарь. М.:, Педагогика 1985. 388с.
  7. Маева М. Неоценимый вклад профессора Очир Мукаевой в этнопедагогику Калмыкии. //Известия Калмыкии. – 2000-№211-18 октября.
  8. Митиров А.Г. Истоки. – Элиста: АПП «Джангар», - 2002.- 156с.
  9. Михайлов С. Легенда педагогики России //Калмыцкий университет. – 2009-24 марта.
  10. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3-х частях. Часть первая. – Элиста: АПП «Джангар», 1999.-256с.
  11. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3-х частях. Части вторая и третья. – Элиста: АПП «Джангар», 2003-376с
  12. Мукаева О.Д. Не растет трава без корней. //Известия Калмыкии. – 1995-№216.23.
  13. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность. Избранные сочинения по этнопедагогике калмыков. – Элиста: АПП «Джангар»-1995.- 189с.
  14. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. – Элиста: АПП «Джангар»,1995, - 184с.
  15. Наднеева К. Целостное исследование этнопедагогики калмыков. //Хальмг унн. – 2003.-№10-252.
  16. Народа достойная дочь. Профессор О.Д.Мукаева. /Под редакцией.: Г.М.Борликова  – Элиста: КГУ – 2010.-226С.:илл.
  17. Наши в Волгограде. //Энциклопедия «Волгоградский Государственный педагогический университет в лицах». – Волгоград, 2006.- ?
  18. Прозрителев Г.Н.   Военное прошлое наших калмыков: Ротаприентное воспроизведение, издания 1912 с комментариями и илл. Элиста: Санан, 1990.
  19. Сокальский А.А. В науку выстраданный путь. Вехи жизни и творческой деятельности ученого – педагога О.Д.Мукаевой. – Элиста: ОАО «АПП «Джанагр», 2005.-264с.:ил.
  20. Сокальский А.А. Держательница знаний. //Известия Калмыкии. – 1995-№138-29июля.
  21. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции. – Элиста: АПП «Джангар»-2003-416с.
  22. Федорова И.Н. Теория и опыт использования примера матери в нравственном воспитании. Авторефер.- Чебоксары, 2000, - 25с.
  23. Халгинова Н. Школа в судьбе Мукаевой. //Известия Калмыкии – 2010- №12-23 января.
  24. Халгинова Н. Отчаянная Очир. //Известие Калмыкии – 2005-18 ноября.
  25. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. – М.: Издательство корпорация «Логос», 1999 – 200с.
  26. Этнопедагогика калмыков в национальной школе: Сборник материалов международной научно-практической конференции посвященной 70-летию профессора О.Д.Мукаевой. – Элиста: АПП «Джангар», 1997. -