Педагогические особенности организации и руководства концертно-творческой работы в коллективе.

Ефимова Екатерина Алексеевна

Педагогические особенности организации и руководства концертно-творческой работы в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические особенности организации и руководства концертно-творческой работы в коллективе.

Творческий коллектив - организованная группа людей, объединенная общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной творческой деятельностью в области искусства.

Творческий коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития студийца: от изначального пробуждения интереса к искусству до овладения основами профессионального мастерства.

Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе коллектив рано или поздно распадется. Поэтому одним из важнейших звеньев в творческой жизни коллектива является концертная деятельность, т. е. постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях.

Само понятие «концерт» (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Концертное выступление — ответственейший момент в жизни творческого коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении готовых номеров перед публикой, эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей.

Выступление является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар.

  1. Принципы организации творческого коллектива.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

  1. Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор (руководитель) должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач.

  1. Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

  1. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.

Для ускоренного и плодотворного процесса создания творческого коллектива необходимо соблюдение следующих моментов:

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с участниками коллектива свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с участниками коллектива, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

В работе руководителя творческого коллектива достаточно активно используются организационные методы управления.                                                                                    

  Классификация организационных методов по основным элементам процесса управления

 

  Организационные методы управления – система способов деятельности руководителя, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.

    Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать.

Основные     элементы                  

Организационные методы

процесса управления

Информация

Методы сбора, обработки, систематизации, анализа, хранения, выдачи и передачи информации различного содержания.

Цели, задачи

Методы определения целевых задач (аналитический, эвристический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фиксации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы) и др.

Решения

Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (мозговой штурм, групповая дискуссия, метод рассуждения по аналогии, расчеты и т.д.)

Организационно-исполнительская система (ИОС)

Методы создания ОИС (регламентирование, приказы); методы управления ОИС (планирование, инструктирование, распоряжение); методы преобразования ОИС (реорганизация)

Кадры, персонал        

Методы подбора и расстановки кадров (описательные и количественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия

Ресурсы

Методы определения количества и качества ресурсов

Время    

Методы определения необходимого времени (опытно-нормативный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выполнения работ, делегирование полномочий)

Контроль,  проверка

Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, вышестоящих

исполнения руководителей; личные наблюдения; графические методы; информация на совещаниях, заседаниях; запрос информации по определенному вопросу; выявление отклонений; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных

Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей:

   1.  Первый тип (знающий – умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы.

 Это наиболее ценный тип руководителя – организатора.

    2. Второй тип (знающий – неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.

    3. Третий тип (умеющий – частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания. Это так называемый тип руководителя- практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.

   

    Культура управления – это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управленческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами, в подборе и расстановке кадров.

Управленческая культура проявляется в процессе решения следующих задач:

    •   Проведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);

    •   Подбор, расстановка, оценка кадров;

    •   Определение заданий участникам коллектива (участник понимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);

    •   Стимулирование продуктивной работы участников коллектива;

    •   Создание условий для профессионального и личностного роста участников.


2. Планирование концертно-творческой работы коллектива

Постановочно-репетиционная работа.

Репетиция - предварительное исполнение чего-н. при подготовке к выступлению.

Всю  работу    по подготовке    коллектива  к  концертному

выступлению можно разделить на три этапа:

1) Подготовительный этап.

2) Репетиции с оркестром; генеральная репетиция.

3) Концертное выступление.

Подготовительный этап начинается с подбора концертного репертуара.

   Подбор репертуара происходит по жанрам и по тематике.

    Концертная программа  готовится  с учетом  предстоящих  календарных праздников и памятных дат, юбилеев и т.д.

    В репетиционной  работе  необходимо  стремиться  к  интонационной

чистоте,  ритмической  точности,  штриховому  единству,  правильной

фразировке,  динамике,  темпу.

   Прежде  всего, следует  добиться  точности воспроизведения музыкального  текста,  ритмического  рисунка.  Затем уточняются штрихи и приемы их звукоизвлечения, выбирается удобная иррациональная  аппликатура.

    Руководитель  оркестра должен быть  педагогом, дирижёром  и аранжировщиком.

    Он должен учесть остановки, связанные с трудностями освоения правильного ритма и отметить в партитуре сложные ритмические места: синкопы, ноты с точкой, вступления на «и».

   Заключительным этапом большой подготовительной работы коллектива

является  генеральная  репетиция.  Важно  психологически  подготовить оркестрантов  к  предстоящему  выступлению  и  окончательно  проверить

готовность всей программы. Ее нужно сыграть целиком, желательно без остановок, в том порядке, в каком она пойдет на концерте. В результате

такого  проигрывания  у  исполнителей  должно  сложиться  целостное

художественное впечатление.

  Те ошибки и неточности, которые выявились на генеральной репетиции,

должны быть устранены. Для этого необходимо оставить резервное время.

  Иногда, особенно в случаях подготовки большой, концертной программы,

завершающий период работы можно спланировать таким образом, чтобы три

последние репетиции выделить в самостоятельное звено.

  • Первая репетиция - черновой прогон программы. Она дает общую картину

готовности оркестра к выступлению и выявляет слабые стороны исполнения

программы.

  • Вторая  репетиция  нужна  для окончательной  отделки  всех  не

получившихся эпизодов.

  • Третья репетиция - концертный прогон программы (генеральная репетиция).

   Это подведение итогов всей подготовительной работы. Эта встреча должна быть короткой и не утомительной.  Руководителю  следует  равномерно  распределить  силы оркестра и избегать во время исполнения большой эмоциональной отдачи. Как правило ген.прогон проходит хуже всего (выявляется у 92% коллективов) – это нормально.

  Каждый руководитель, с учетом дирижерского и педагогического опыта, знаний и подготовки коллектива организует свою работу так, чтобы эффективно использовать репетиционные часы.

Концертно-исполнительская работа как неотъемлемые составляющие деятельности художественно-творческого коллектива.

   Концертное выступление - важное событие в духовной жизни коллектива,

активизирует  сплочение  коллектива,  повышает  уровень  музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

   Концертная деятельность-вид публичных выступлений по определённой, заранее составленной программе.

Концертное  выступление  доставляет радость,  переживание,  гордость,

позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более  укрепляет  и  расширяет  кругозор,  способствует  формированию общественной  активности.  Концерт,  как  и  репетиционный  процесс, оказывает большое воспитательное воздействие.

   Концертное выступление — это подведение итогов, праздник, пришедший

на смену кропотливой репетиционной работе.

Концертная  деятельность - постоянное  или  периодическое  участие  в

различных концертных выступлениях.

Концерты подразделяются  по  целевому  назначению на:

текущие, отчётные, праздничные, юбилейные.

По месту проведения - стационарные, выездные.

По  числу  участников - сольные,  групповые, коллективные, сводные.

По составу зрителей – для детей, для родителей, для ветеранов, смешанные.

По способу построения программы - тематические, сборные, театрализованные.

Огромная ответственность в проведении концертных выступлений лежит на  руководителе  коллектива.

    Выступление на концерте  требует  от  выступающих больших  затрат

физической  и  нервной  энергии,  поэтому  так  важен  для  них режим  в последние  предконцертные  дни  и  в  день  выступления.

Это  поможет сохранить силы, бодрость и хорошее настроение, так необходимое в этот период.

В  заключении  хочется  подчеркнуть,  что все  участники  концертной программы к любому выступлению должны относиться с чувством большой ответственности  и  рассматривать  концерт,  как  важное  событие  в  своей творческой жизни.

   И пусть коллективу нередко приходится выступать в разных условиях и не всегда на сцене, перед малым количеством слушателей, это не

должно расхолаживать коллектив и негативно отражаться на исполнении.

Встреча  с  музыкой  всегда  требует  мобилизации  всех  сил и  полной творческой отдачи.

Сразу  после  выступления  руководитель должен поблагодарить и похвалить всех участников коллектива. Помните, любая критика начинается с похвалы!

   После исполнения, участники  находятся еще под влиянием сценического волнения, и не имеют возможности рационально  воспринимать  указания  на  недостатки исполнения. Поэтому все замечания, связанные с тем, что и в какой мере удалось показать на сцене, а что не удалось, следует оставить на другой день.

   Если  концертная  деятельность  учащихся  приобретает  систематический характер,  то  на  самом  концерте  выступление  артистов  

коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые со всей

полнотой сразу передаются зрителям. И  ещё хочется  сказать,  что  перечисленные  рекомендации  не  могут учитывать  всех случаев,  встречающихся в  концертной  деятельности коллектива.

Одной из функций управления является АНАЛИЗ.

     Анализ в структуре процесса управления занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательных взаимосвязанных функций.

Можно выделить два подхода к анализу:

 Первый – это соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с их обеспечением. Например:

   •          затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и

качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами;

   •          затраты сокращены, а результаты остались те же или даже выросли;

   •          затраты в какой-то степени возросли, но и результаты стали еще большими.

     На практике приходится считаться с так называемыми предельными результатами, когда количественные и качественные характеристики не возрастают из-за ограничения возможностей ряда факторов (например, ограничения, связанные с возрастными возможностями участников, личностными ресурсами руководителя, других специалистов).

   

 Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и

необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться в виде

конкретных целей (задач), постольку и эффективность может быть предполагаемой и

фактической (реально достигнутой).

     Существуют различные классификации анализа в педагогической деятельности в

зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется)

и т.д.

В зависимости от содержания анализа выделяют следующие виды анализа: параметрический, тематический, аспектный, итоговый.

   

1. Параметрический анализ – изучение ежедневной информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в коллективе, выявление причин, нарушающих его.

 2.  Тематический анализ – изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей,

тенденций в ходе и результатах социально-педагогического процесса. В содержании

тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению особенностей деятельности коллектива.

    3. Аспектный анализ – изучение какого-либо одного аспекта деятельности руководителя творческого коллектива.

   4.  Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные

(взаимодействие руководителя с различными социальными институтами) и содержательные рамки. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций, последовательных и взаимосвязанных этапов нового управленческого цикла.