Получение навыков обучающихся через проведение практических работ

Пряхина Валентина

Требования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и моральных травм.

Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

Эффективность  практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических  работ. Для этого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.

При проведении практических занятий особое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеет различный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнения задания, студенты могут применить различный практический прием. Преподаватель должен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов и оценивать их действия

Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной и производственной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых  методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента  первоначальный самостоятельный  профессиональный опыт.

Задачи практических занятий

  1. Приобретение опыта решения  реальных практических задач на основе изученного теоретического материала.

  2. Формирование навыков обработки результатов проведенных исследований.

  3. Анализ и обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Плюсы практических работ:

  1. Человек учится скрупулезно планировать трудовой процесс.
  2. Анализирует, как лучше понимать его цели и задачи, а также условия и способы решения этих задач.
  3. Подготавливает инструменты и материалы.
  4. Планирует и составляет графики работы.

Эффективность практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических  работ. Для этого используются задания прееподавателя. При подготовке к работе по заданию студенты получают возможность спланировать свою деятельность.Контролирует качество ее выполнения, анализирует результаты, делает выводы и при необходимости корректирует действия.