Чтобы дети слушались Вас, научитесь слышать их

Казанцева Наталья Семёновна

Статья, в которой даются конкретные рекомендации по воспитанию детей.О том, как научить читать мысли ребёнка, его чувства и мотивации к поступкам. Найти действенную альтернативу наказанию и как стать ему настоящим другом и советчиком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Шумиловская  детская  школа  искусств»

с т а т ь я

    «Чтобы дети слушали Вас,  научитесь слышать их»

                                                            преподаватель по классу фортепиано

                                                                Казанцева  Наталья  Семёновна

п. Саперное

          Этой статьей я хочу помочь родителям в воспитании и взаимоотношении со своими детьми, хоть немного научить их говорить так, чтобы дети их услышали и самим научиться слушать так, чтобы дети говорили.

     Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» - подобные упреки знакомы каждому ребенку. И каждый родитель иногда чувствует бессилие, когда не может «достучаться» до сына или дочери. Но может быть, все дело в том, что взрослые не всегда знают, КАК донести до ребенка свои мысли и чувства и КАК понять его? Считается, что если отправлять непослушного ребенка в другое место, где ничто не будет отвлекать его – ни книги, ни игрушки, ни игры, - настаивать на том, чтобы он сидел там определенное количество времени ребенок поймет свои ошибки и вернется смирившимся и послушным. Мне кажется, что отдаление – идея не новая и не прогрессивная, это всего лишь усовершенствованный вариант старой практики ставить капризного ребенка в угол. Например, представьте, что Ваня бьет свою маленькую сестру, потому что она тянет его за руку, когда он пытается рисовать, мама в бешенстве шлет его «отсидеть срок» на своем стуле. Она считает, что это лучше чем бить Ваню за то, что он бьет свою сестру. Но что думает Ваня пока сидит там? Он думает: «Теперь я получил урок. Я не должен никогда больше бить свою сестру независимо от того что она делает»? Или он думает: «Нечестно! Маме плевать на меня. Её волнует только моя глупая сестра. Я ей устрою, когда мама отвернется»? Или сделает вывод: «Я плохой. Я заслужил сидеть тут в одиночестве»?

     Я убеждена, что непослушного ребенка не стоит отдалять от членов семьи, даже на время. Однако его нужно остановить и переориентировать: «Ваня, без драки! Ты можешь сказать своей сестре словами, как тебя злит, что она тянет тебя за руку, в то время как, ты пытаешься рисовать».

     Но допустим, что Ваня говорит ей,  а она продолжает тянуть его. И допустим, что Ваня опять бьет её. Не нужно ли в этой ситуации отослать его на время?

     Если отправить Ваню в «ссылку», это может на время его успокоить, но не затронет основную проблему. Ване нужно не отдаление, а уединение с ласковым взрослым, который поможет ему справиться со своими чувствами и придумать лучший способ изменить ситуацию. Мама может сказать: «Иногда бывает нелегко, когда маленькая сестра, которая хватает тебя за руку, чтобы привлечь твое внимание. Сегодня она так разозлила тебя, что ты её ударил. Ваня, я не могу допустить, чтобы один из моих детей бил другого. Мы можем составить список того, что ты можешь сделать, если она опять будет доставать тебя. И совместно составляет список приемлемых поступков. Например: - громко сказать «Хватит»; -мягко отодвинуть её руку;  -дать ей листочек бумаги и карандаши; - рисовать когда она спит и т.д.

     Родители должны быть для детей примером. Учтите, что дети – это наше зеркальное отражение и что «подобное порождает подобное». Если ребенку все время говорить, чтобы он не сквернословил и не ругался, а самим не стесняться в «крепких» выражениях и грубости в отношении окружающих Вас людей, не ждите от ребенка спокойной хорошей речи. Даже если в Вашем присутствии ребенок «выражаться»  не будет, он будет это делать, когда Вас поблизости нет.

     Если Вы завели животное в доме, то должны, прежде всего, сами о нем заботиться и учить по-доброму относиться к нему ребенка. Этим Вы растите доброго,  милосердного человека, который не позволит обидеть слабого и беззащитного. Если же Вы пинаете беззащитное животное ногой, не ухаживаете за ним, не приучаете ходить в туалет в положенном месте, а только наказываете его, или, что еще хуже, вышвыриваете бедное животное на улицу, то ждите такого же отношения к себе в старости, когда Вы тоже станете беззащитны как это животное.

     Мы иногда сетуем, почему наш сын ( дочь ) так к нам относится? Мы ведь вырастили его, учили, вывели в люди, а он (она) неблагодарный на наше добро отвечает злом и невниманием, никакой жалости от него, никакой помощи и т.д.

Давайте вспомним старую поговорку: «Что посеешь – то пожнёшь». Задумайтесь над ней, ведь умные люди её сочинили

и живет она среди людей уже много веков. Поэтому дорогие родители, задумайтесь пока не поздно. Относитесь к своим родителям, старикам на улице так, как бы Вы хотели, чтобы к Вам в старости относились Ваши дети. Больше рассказывайте детям об их бабушках и дедушках. Наверняка в каждой семье есть участник отечественной войны или блокадник.

     В нашей Шумиловской детской школе искусств уделяется очень большое внимание  воспитанию учащихся. Ежедневно педагоги нашей школы воспитывают в детях пунктуальность, аккуратность, бережное отношение к инвентарю, доброе и внимательное отношение друг к другу. Мы особое внимание уделяем патриотическому и нравственному воспитанию детей. Мы устроили предновогодний концерт для военнослужащих и членов их семей в Сапернинском доме офицеров, а сейчас готовимся выступить на концерте, посвященном «Дню Российской армии». Двадцать седьмого января мы провели мероприятие, посвященное снятию блокады с осажденного Ленинграда. Мероприятие проходило около школы. Дети читали стихи, у каждого ребенка в руках бала зажжена свеча, которую он,  вместе с цветами и игрушками, положил у стены школы, почтив память безвременно ушедших минутой молчания. У детей и педагогов в глазах стояли слезы…Я думаю, что эти дети не смогут убить беззащитного котенка, не пройдут мимо упавшего малыша, помогут старушке перейти улицу.

     Я обращаюсь к Вам родители: « ВЫ сейчас строите свою завтрашнюю жизнь, ВЫ сейчас сеете…»