АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Побратимы". Азбука хореографии" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Канашова Татьяна Викторовна

Азбука хореографии" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" художественной направленности, ознакомительного уровня реализации предназначена для обучающихся ГБОУДО ЦДТ "Свиблово" с особыми образовательными потребностями. Это дети в возрасте от 7 до 18 лет, имеющие ограничение возможностей здоровья (умственная отсталость - интеллектуальные нарушения, варианты 1, 2), получающие образование по основным программам общего образования в Государственном казённом общеобразовательном учреждении города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 102".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobratimy_azbuka_horeografii_ovz.docx80.06 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Побратимы". Азбука хореографии"

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Побратимы". Азбука хореографии" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" художественной направленности, ознакомительного уровня реализации предназначена для обучающихся ГБОУДО ЦДТ "Свиблово" с особыми образовательными потребностями. Это дети в возрасте от 7 до 18 лет, имеющие ограничение возможностей здоровья (умственная отсталость - интеллектуальные нарушения, варианты 1, 2), получающие образование по основным программам общего образования в Государственном казённом общеобразовательном учреждении города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 102".

Срок реализации программы - 8 месяцев.

Количество учебных часов - 66 астрономических часов.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. Несомненно, что такая программа как никому другому нужна детям–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование.

Ритмика является начальной ступенью танца.  Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Занятия ритмикой развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.)

Ритмика развивает в ребенке, в первую очередь, хорошее владение собственным телом, что является одной из приоритетных задач для детей с ОВЗ.

Программа рассчитана на обучающихся ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» с особыми образовательными потребностями. Это дети, получающие образование по основным программам общего образования в Государственном казённом общеобразовательном учреждении города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 102» имеющие интеллектуальные нарушения (умственную отсталость, варианты 1, 2).

В российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Федеральный закон N 273 выделил некоторые особенности реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Программа предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Реализация мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает обеспечение участия всех детей этой категории, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.

Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья может предусматривать больше времени для освоения учебного материала. Сложность и объем учебного материала могут быть откорректированы с учётом особенностей и потребностей обучающихся уменьшены и облегчены. Дети от достаточно простых задач постепенно будут переходить к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с особыми образовательными потребностями могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

Требования к результатам освоения программы дополнительного образования детей отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей.

        Существенным отличием программ дополнительного образования детей является то, что результаты выступают в качестве целевых ориентиров для педагога при разработке программы. За основу целевых ориентиров педагог может взять виды результатов основного образования, с учетом специфики программ дополнительного образования.

Степень освоения предложенной детям с особыми образовательными потребностями образовательной программы зависит от их индивидуальных особенностей и требует в ходе образовательного процесса решения коррекционных задач (диагностика индивидуальных проблем, разработка плана их решения, решение проблем).

При необходимости, с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, ГБОУДО ЦДТ «Свиблово» самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, может создать инклюзивную образовательную среду и специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Структура инклюзивной образовательной среды в дополнительном образовании детей предполагает следующие компоненты:

  • пространственно-предметный:

(материальные возможности образовательной организации):

- доступная (безбарьерная среда), архитектурно-пространственная организация,

- обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей.

  • содержательно-методический:

- адаптированный индивидуальный образовательный маршрут развития обучающихся,

- вариативность и гибкость образовательных технологий.

  • коммуникативно-организационный:

- личностная и профессиональная готовность педагога

- благоприятный психологический климат в коллективе

- административное управление командной деятельностью специалистов

Личностными результатами освоения детьми программы дополнительного образования могут быть:

- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, возможностями для самореализации;

- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

- формирование ценностных ориентаций;

- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;

- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;

- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последствия;

- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Умственная отсталость врождённая или приобретённая в раннем возрасте выражается в задержке или неполном развитии психики, проявляющейся в нарушении интеллекта, эмоций, воли, речи и моторики, неспособностью к абстрактному мышлению, социальной адаптации, слабостью процессов возбуждения и торможения, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.)

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Им присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.

Особенности познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для учащегося и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.

Для успешного обучения по программе художественной направленности детям необходимы достаточно развитые представление и воображение. Представлениям учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность. Воображение, как один из наиболее сложных процессов, часто отличается несформированностью, что может выражаться в его примитивности, неточности и схематичности.

У учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут отмечаться недостатки в развитии речевой деятельности. Проведение систематической развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами.

Моторная сфера детей, как правило, не имеет выраженных нарушений. Но надо учитывать, что наибольшие трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. Проведение специальных упражнений, включенных в занятия ритмики, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти.

Психологические особенности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. С большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие учащиеся предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а когда предъявляемые требования кажутся им непосильными, у некоторых из них могут проявляться такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Вместе с тем, при проведении систематической работы, направленной на обучение этих детей целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: танцевальная и иная конструктивная деятельность.

Особенность личности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляются в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений могут быть: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивация на установление межличностных контактов, неразвитость навыков общения, что в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут проявиться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей учащихся. С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

Таким образом, педагогические условия, создаваемые на занятиях хореографическим творчеством для учащихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей его возрастным возможностям и способностям

                                «ПОБРАТИМЫ». АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ»

Программа разработана на основе опубликованной программы хореографического ансамбля «Побратимы» «Жизнь в танце» (авторы-составители Канашов Н.И. и Канашова И.А) и является ее модификацией.

Модификация данной программы заключается в первую очередь в адаптации работы с детьми с ОВЗ, расширении круга решаемых задач и методов их осуществления, доработки условий реализации программ.

Научные, нормативно-правовые и методические основания программы

Научные основания программы

Методологической основой данной программы явились: концепция культурно-исторического развития психики Л.С Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, концепция смены форм общения в онтогенезе М.И. Лисиной.  

Основополагающими стали теоретические идеи Л.С. Выготского о развитии как непрерывном процессе количественных и качественных, структурных и функциональных изменений, о роли взрослого как посредника в культурном развитии ребенка, идеи М.И. Лисиной об общении как основном условии полноценного развития ребенка.

Эти идеи и стали основой для создания программы дополнительного образования, направленной на освоение знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, связанной с удовлетворением интересов личности ребенка, склонностей, способностей и содействующей самореализации личности и культурной адаптации.

Практическая направленность программы

Данная программа предназначена для решения проблемы социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников, воспитание личности ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное и творческое развитие ребенка.

Цель программы

Формирование первоначальных навыков ритмических и танцевальных движений, развитие музыкальных и творческих способностей детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности посредствам ритмики и танца, укрепление здоровья, социализация детей, улучшение межличностного общения.

Задачи программы

1. Освоение ритмических движений и рисунков, музыкальных материалов по возрастам.

2. Освоение азов танцевальной азбуки.

3.Освоение азов классической и бальной хореографии.

4. Добиться гармонии и четкости исполнение номеров, этюдов в группе.

3. Гармоническое развитие форм и функций организма занимающегося с помощью хореографии.

 4. Способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

5. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности на занятиях, на итоговых выступлениях.

Адресаты программыДанная программа предназначена для работы с детьми 7-18 лет разных категорий обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Добор обучающихся в группы возможен при наличии свободных мест и с учетом возможностей конкретного ребенка или подростка.

 Занятия не рекомендуются детям с заболеванием сердца, верхних дыхательных путей, тяжелых нарушениях опорно-двигательной системы.

Продолжительность программ

Срок реализации программы: 1 год обучения (33 недели с 01.10.2019).

Количество учебных часов в год - 66 астрономических часов.

Режим занятий соответствует Приложению № 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660):

 ∙ Детям 7-9 лет: 2 занятия в неделю по  60 минут, каждое занятие включает 2 этапа непрерывной образовательной деятельности по 20 минут и два 10-минутных перерыва для отдыха детей под присмотром педагога;

  Детям 9-11 лет: 2 занятия в неделю по 60 минут, в том числе 45 минут непрерывной образовательной деятельности с 15 минутным перерывом для отдыха детей;

  Детям 11-18 лет: 2 занятия в неделю по 60 минут, в том числе 45 минут непрерывной образовательной деятельности с 15 минутным перерывом для отдыха детей.

Формы организации деятельности:

Основной формой организации занятий является обучение детей в группе. Группы комплектуются по возрастам. В группах обучаются дети с разными психофизическими особенностями. Количество обучающихся в группе –до 15 человек.

Группы формируются по возрастам:

  • младшие группы – дети 7-9 лет;
  • средние группы – дети 9-11 лет;
  • старшие группы – подростки 11-18 лет.

Организационно-методические условия реализации программы

В основу реализации программы положены педагогические принципы:

- принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений, при котором личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество, мастерство общения;

- принцип интенсивного восприятия, предполагающий максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний;

- принцип открытого общения, способствующий формированию доверительных отношений, располагающий к высказыванию собственных чувств, позволяющий вовлечь в дискуссию, помогающий созданию ситуации успеха.

- принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки подбор музыкального материала для занятий и детский репертуар танцев составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей данного возраста.

Учебно-воспитательный процесс предполагает динамику формирования у детей, в рамках программы, учебных уровней:

1-й уровень – получение знания (о хореографической деятельности, о требованиях по ТБ, об используемой терминологии, о порядке выполнения хореографических элементов…);

2-й уровень – совместные репродуктивные действия (повторение исполнения хореографических элементов, связок, комбинаций за педагогом)

3-й уровень – самостоятельные действия обучающихся (выполнение изученного)

У детей старше 11 лет активно формируется

4-й уровень – творческий подход и индивидуальное решение (анализ, синтез и личностное оценивание)

Методически продуманное использование музыкальных игр и импровизационных заданий способствует развитию музыкальности, формирует музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивает чувство ритма.

В процессе реализации программы закрепляются основные знания особенностей народных танцев, их географию. Формируются основные навыки актерского мастерства в танцах. Совершенствуется четкость, ритмичность, музыкальность и выразительность движений исполняемых танцев. Формируется нравственно-эстетические качества личности каждого ребенка.

Также используются методы обучения:

Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).

Образовательный процесс по дисциплине «Веселая ритмика» предполагает аудиторные занятия. Аудиторные занятия проводятся в кабинете. Программа предполагает следующие формы организации аудиторных занятий:

• вводные занятия, которые проводятся в начале каждого года обучения и включают беседы: «Правила техники безопасности», «Правила поведения на занятиях»;

 учебные занятия;

Перечень учебно-методического обеспечения для реализации программы:

  1. Хореографический класс с зеркальным оформлением стен.
  2. Нотно-методическая литература.
  3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
  4. Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты.
  5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  6. Фортепиано.
  7. Коврики.
  8. Форма для занятий ритмикой.
  9. Костюмы для концертной деятельности.

На занятиях активно используются:

-материал для проведения музыкальных пcихокоррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по программе Елены Котышевой «Мы друг другу рады». Песенки – игры и танцы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

-методическое пособие «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» с подробным описанием игр, песенки, минусовые фонограммы и музыка для проведения танцевальных игр и занятий.

Традиционно повторяющиеся элементы занятия:

  1. Вход в зал
  2. Построение вдоль станка
  3. Поклон педагогу
  4. Марш и бег по кругу (разогрев)
  5. Упражнения у станка
  6. Упражнения на середине
  7. Разучивание или отработка элементов танцевальных номеров
  8. Построение у станка
  9. Поклон педагогу
  10.  Выход из зала

Технический процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

  • начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
  • этап углубленного разучивания упражнения;
  • этап закрепления и совершенствования упражнения.

Структура занятий зависит от целей конкретного занятия и его места в учебном курсе:

  1. Обучающие занятия: детально разбирается движение. Раскладка и разучивание упражнений в медленном темпе. Объяснение приема его исполнения. На занятии может быть введено не более 3-4 комбинаций.
  2. Закрепляющие занятия: повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
  3. Итоговые занятия: обучающиеся практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все заученные ими движения и танцевальные комбинации, демонстрируют знания и владение основной терминологией.
  4. Импровизационная работа: на этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

В структуру каждого занятия по ритмики входят все элементы основных частей программы:

  1. партерная гимнастика – растяжка и разогрев основных групп мышц, которые преимущественно будут задействованы на данном занятии;
  2. занятие классическим (народным) тренажем у станка (опоры) – работа над техникой исполнения;
  3. занятие классическим (народным) тренажем на середине зала – работа над устойчивостью, прыжками и т.д.;
  4. диагональ – отработка ритмических элементов, элементов танцев;
  5. постановочная работа – работа над постановкой и отработкой новых танцевальных композиций, разучивание новых композиционных рисунков (перестроений);
  6. игра (импровизация) – музыкальные игры организующего порядка, различные задания на импровизацию, просмотр номеров, придуманных обучающимися.

Требования к результату освоения программы

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии

Ребенок 7 – 9 лет:

  • Сможет освоить ритмические движения и рисунки, музыкальные материалы (откликаться на динамические оттенки в музыке, выполнять простейшие ритмические рисунки, давать характеристику музыкальному произведению, откликаться на динамические оттенки в музыке);
  • Будет знать азы классического танца (знать классические позиции рук и ног (1,2,4) и их названия, выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, portdebras, grandbattement, адажио, классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками);
  • Будет знать азы танцевальной азбуки (красиво и правильно исполнять танцевальные элементы, красиво и правильно исполнять танцевальные элементы, хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков, исполнять движения в парах, в группах);
  • Сможет взаимодействовать в группе с другими детьми в рамках деятельности;
  • Сможет по средствам танца укрепить свое здоровья, развить силу мышц ног, рук, спины.
  • Подготовит танцевальный номер в составе своей группы

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии,

ребенок 9 – 11 лет:

  • Будет знать азы танцевальной азбуки (исполнять жанровый танец в соответствующей манере, через движение передавать характер, особенность танца того или иного народа, заставить зрителя смеяться или грустить),
  • Сможет освоить ритмические движения и рисунки, музыкальные материалы (уметь двигаться в различных ритмах);
  • Будет знать азы классического танца (выполнять средние и маленькие прыжки по диагонали, адажио на середине в соединении с движениями рук);
  • Сможет посредством танца укрепить свое здоровья, развить силу мышц ног, рук, спины;
  • Сможет взаимодействовать в группе с другими детьми в рамках деятельности;
  • Подготовит танцевальный номер в рамках своей группы.

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии,

ребенок 11 – 18 лет:

  • Будет знать азы классического танца (выполнять движения классического танца, усложняя танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики);
  • Будет знать азы танцевальной азбуки (исполнять различные движения в соответствии с характером танца);
  • Сможет посредством танца укрепить свое здоровья, развить силу мышц ног, рук, спины;
  • Сможет взаимодействовать в группе с другими детьми в рамках деятельности;
  • раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.

Система оценки достижения планируемых результатов

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые. Основной метод выявления результатов – наблюдение за отдельным ребенком, за всей группой, выявление результата.

В начале учебного года проводится просмотр детей в группы и формирование данных групп.

Методы просмотра детей в группы:

- Умение прослушать музыку и похлопать под нее;

- Повтор элементарных упражнений под музыку;

- Элементарные упражнения на координацию;

- Природные данные ребенка (пластичность, гибкость, музыкальность).

Контроль осуществляется через следующие формы:

Вводный контроль - в начале года (педагогическое наблюдение, беседа)

Текущий контроль – осуществляется на каждом занятие.

Промежуточный контроль – декабрь

Форма проведения: открытый урок

Итоговый контроль – май

Форма проведения: открытый урок

Критерии усвояемости материала текущих занятий можно применять следующую систему оценок:

Высокий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере.
  • Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
  • Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;

Средний уровень освоения программы

  • Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно.
  • Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;

Низкий уровень освоения программы

  • Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног.
  • Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Возраст детей 7-9 лет

№ п/п

Название блока

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теоретических

Практически

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

2

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Знакомство с музыкальными длительностями (¼, 1/8, ¾,6/8).

10

2 ч.

8 ч.

Наблюдение

Развитие чувства ритма, темпа.

Ритм вальса.

12

4 ч.

8 ч.  

Наблюдение

Изучение азов танцевальной азбуки.

Упражнение «грустный – веселый»; упражнения для рук – «замочек»; упражнения для спины; упражнения для головы; упражнения для корпуса.

10  

2 ч.

8 ч.

Наблюдение

Ознакомление детей с элементами танцевальных движений.

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

9

4 ч.

5 ч.

Наблюдение

Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве.

Упражнения и игры по ориентации в пространстве;

11

3 ч.

8 ч.

Наблюдение

Умение импровизировать под музыку. Изображать в танце заданных животных, предметы. Сочинение с детьми танцевальных этюдов. Ознакомление детей с играми

8

2 ч.

6 ч.

Наблюдение

Зачетные мероприятия:

2

-

2

Открытые занятия

Всего часов

 66 ч.

19 ч.

 47 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Для 7-9 лет

  1. Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу

Теория. Знакомство с детьми и родителями. Знакомство с программой по ритмике.

Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха, природных данных.

2. Вводное занятие

Теория. Правила поведения и техника безопасности. Творческие планы на новый учебный год.  Беседы, впечатления о летнем отдыхе.

Практика. Повторение правил техники безопасности. Знакомство с программой на учебный год. Просмотр и прослушивание детей.

3. Разучивается исполнение по слуху более сложных ритмических рисунков

Теория. Разучивается исполнение более сложных ритмических рисунков. Теоретические упражнения.

Практика. Упражнения на развитие ритмического слуха:

  • Разучивается исполнение по слуху более сложных ритмических рисунков.        
  • Выполняются самостоятельные задания ритмических рисунков на основании прослушанного музыкального материала.
  • Длительности: четверти, восьмые, половинные, шестнадцатые, целые.

4. Основы классического танца. Demi plie по I, II, III позициям, battements tendu, battements jetes, passe par terre: deml plie по Iпозиции.

Теория. Правильное исполнение классического экзерсиса. Развитие понятийного аппарата.

Практика.

 Развитие четкости, грамотности и правильного исполнения:

Demi plie по I, II, III позициям

- battements tendu вперед, назад и в сторону

-battements jetes вперед, назад и в сторону

- passe par terre:

- с deml plie по I позиции

- с окончанием в demi plie.

- rond de jambe par terre в первой раскладке endehors, en dedans.

-releves по I, II, III и IV позиций ног

 - перегибы корпуса вперед, назад и в сторону.

5. Изучение различных перестроений и фигур

Теория. Умение работать в группе, в ансамбле. Чувство партнера.

Выбор партнера. Нахождение контакта с партнером.

Практика.

-  Фигурная маршировка: перестроение из круга в диагональ, в две параллельные диагонали.

- Ускорение темпа перестроений. Разучивается дополнительный материал: построение в две диагонали.

- Образование «восьмерки», «объемной восьмерки» (восьмерки с дополнительными кругами внутри).

- Построение фигуры «трапеция».

- Построение фигуры «клин».

 -Перестроение «дверца».

6. Основы бального танца – вальс. Характер исполнения вальса в паре и соло.

Теория. Знакомство с бальным танцем. Характер исполнения вальса в паре и соло. Просмотр видеоматериалов по заданной теме.

Практика. Изучение.

- Постановка корпуса соло и в паре

-Постановка рук

-Постановка головы

-Основной шаг вальса

-Вальсовая дорожка

           7. Перестроение «шен» или «прочес». Умение держать интервал.

Теория. Понятие «шен». «Шен» из двух линий. Что такое перестроение «прочес». Правильное исполнение перестроение. Умение держать равнение по первому.

Практика.

Умение перестраиваться из одной и двух линий в разных темпах (под счет, в медленном, быстром темпе).

Перестроение из «шен» в круг, в колонну.

 Понятие интервал при перестроении.

Умение держать интервал.

           7. Зачетные мероприятия. Изучение танцевальных номеров. Умение импровизировать. Показательные выступления и концерты. Открытые уроки для родителей.

Учебно-тематический план

Возраст детей 9-11 лет

№ п/п

Название блока

Количество часов

Форма контроля

всего

теоретических

практических

Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

Понятия счета в танце.

Ритмические движения по счет и под музыку.

Движения на развитие координации.

8 ч

2 ч.

6 ч.

Наблюдение

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demiplie лицом к станку по I позиции, battementstendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.

12 ч.

4 ч.

8 ч.  

Наблюдение

Знакомство с терминологией и основами детского танца.

7  ч.

2 ч.

5 ч.

Наблюдение

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.

6 ч.

2 ч.

4ч.

Наблюдение

Прыжковые комбинации.

Развитие «баллона».

7 ч.

3 ч.

4 ч.

Наблюдение

 Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника  правильного выполнения упражнений

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Наблюдение

Элементы танцевальных движений

8 ч.

3 ч.

5 ч.

Наблюдение

Изучение и закрепление танцевальных элементов

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Наблюдение

Зачетные мероприятия

   2 ч.

    -

2 ч.

Открытые занятия

Всего часов

 66 ч.

22 ч.

 44 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

для детей 9-11 лет

  1. Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу

Теория. Знакомство с детьми и родителями. Знакомство с программой по ритмике.  Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха, природных данных.

2. Вводное занятие

Теория. Правила поведения и техника безопасности. Творческие планы на новый учебный год.  Беседы, впечатления о летнем отдыхе.

Практика. Повторение правил техники безопасности. Знакомство с программой на учебный год. Просмотр и прослушивание детей.

3. Коллективно-порядковые упражнения. Исполнение упражнений. Выработка четкости.

Теория. Повторяется ранее разученный материал и дополнительный материал.

Практика. Исполнение упражнений. Выработка четкости:

Построение крестом.

Фигурная маршировка: перестроение из круга в две линии, в «крест»,

общее вращение «креста», встречное вращение «креста».

Зеркальное отражение конфигурации.

Построение фигуры «клин».

4. Классический танец. Расширение знаний о классических позах у станка и на середине.

Теория. Расширение теоретических знаний о классических позах у станка и на середине. Анализ их красоты и гармоничности, сочетание движений рук, ног, спины и головы. Сведения о работе мышц при исполнении того или иного движения. Просмотр и обсуждение фрагментов спектаклей и концертов.

Практика. Четкая выработка и наработка: Работа ног у станка, исключительно из V позиции. Изучение IV позиции ног, а также portdebras третье и четвертое. Приобретение навыка сохранять плавность и слитность движений, характерных для port de bras. Отработка пластической выразительности в танце. Исполнение новых движений у станка: grand rond, battement devoloppe, petit battement, grand battement jete passe. Изучением положения корпуса с руками на середине: croisse и effacee. Использование их в простейших элементах: battement endu, рlie, releve, echappe. Изучение preparation к вращению chaines. Исполнение новых больших прыжков: sissonne, assemble с glissade, jete, terns leve. Подготовка к изучению пируэтов из V и IV позиций ног. Вспомогательные движения перед пируэтами. Изучение на середине grand battement и adagio. Приобретение умения исполнять классический поклон через переход в IV позицию ног

5. Ритмический рисунок. Исполнение по слуху сложных ритмических рисунков

Теория. Закрепление полученных теоретических знаний.

Практика.

Исполнение по слуху сложных ритмических рисунков.

Задания на самостоятельное выполнение ритмических рисунков на основе прослушанного музыкального материала.

Отработка заданного ритмического рисунка танцевальными комбинациями.

Все танцевальные элементы, пройденные на предыдущем году обучения, исполняются в различных танцевальных комбинациях.

6. Партерная гимнастика. Понятие партерной гимнастики.

Теория. Понятие партерной гимнастики. Рассказ о том, как надо заниматься гимнастикой в домашних условиях.

Практика. Совершенствование и усложнение движений на полу и у станка. Помощь друг другу при исполнении некоторых упражнений. Упражнения в парах «рыбка» - прогиб назад за руки, ноги лежат в первой позиции.

Растяжка на шпагаты самостоятельно и в парах, растяжка с дополнительным подъемом (одна из ног находится на высоте 20см или более от пола).

«Перекат с фиксированием» - согнутые в коленях ноги за голову, затем покачивания в таком положении.

Исполнение экзерсиса на полу полностью. Увеличение нагрузки при исполнении движений, направленных на развитие пресса.

Разрабатывание стопы с помощью педагога. Совершенствование исполнения «шпагатов», «лягушки», «мостика», «щучки».

Уделяется больше внимания амплитуде выполнения, участия как можно большего количества групп мышц. При выполнении рекомендуется менять темп, периодически увеличивать время задержки в конкретном положении (для усилия эффекта).

«Домики» - поднимание корпуса и выпрямление подколенного сустава (не отрывая рук) из сидячего положения на четвереньках. Руки как можно ближе к коленям – стойка на подъемах, стойка на полупальцах с постановкой пяток на пол. «Дощечка» - прямое отклонение корпуса в стойке на коленях.

Растяжка ног в положение «лягушка» (сидя и лежа на спине) -  в парах. Конечная нагрузка осуществляется полным весом.

7. Основы современного танца. Возникновение современных направлений.

Теория. Объяснение основ современного танца. Названий движений. Возникновение современных направлений.

Практика. Приставной шаг вперед, назад. Попеременное сгибание рук в локтевом суставе с последующим энергичным выпрямлением вперед, вверх, в стороны. Ходьба на полупальцах с броском ноги. Колесо (без пауз), на одной руке. Шпагат в положении «березка». Броски ног из положения «кобра», две ноги сразу. Мостик из положения стоя, удержание равновесия с одной ногой на воздухе. «Волна». Перевороты через шпагат.

Комбинации переворотов в группировках и шпагатах, с использованием кувырков. Расслабление мышц одной руки из положения руки вперед, руки в стороны. Одновременное расслабление обеих рук.

Расслабление мышц корпуса (наклоны вперед) с одновременным расслаблением рук в плечевых суставах с последующим раскачиванием рук, находясь в наклонном положении.

Круглый полуприсяд (приседание с вращением корпуса) и приседание с последовательным выпрямлением, стоя у опоры. Боковая «волна». Упражнения с предметом: лентой, веревкой, скакалкой. Тур на простом прыжке. Тур на прыжке с захлестом голени назад. Комбинации из перескоков и прыжков «сиссон». Вращения на перескоках. Гран жете перекидное. Гран жете боковое.

Дополнительно даются новые комбинации из пройденных элементов для намеченной постановки, новые элементы из разных танцевальных стилей.

8.Зачетные мероприятия.

Изучение танцевальных номеров. Умение импровизировать. Показательные выступления и концерты. Открытые уроки для родителей.

Учебно-тематический план

Возраст детей 11-18 лет

№ п/п

Название блока

Количество часов

Форма контроля

всего

теоретических

практических

Знакомство. Прослушивание детей в группе

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Наблюдение

Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4. Понятия счета в танце. Ритмические движения по счет и под музыку. Движения на развитие координации.

8 ч

2 ч.

6 ч.

Наблюдение

Знакомство с терминологией и основами классического танца.

Demiplie лицом к станку по I позиции, battementstendu вперед, назад и в сторону, releves по I,II, IV позиций ног.

12 ч.

4 ч.

8 ч.  

Наблюдение

Знакомство с терминологией и основами детского танца.

7  ч.

2 ч.

5 ч.

Наблюдение

Движения на развитие координации.

Объяснить термины - баланс, апломб.

6 ч.

2 ч.

4ч.

Наблюдение

Прыжковые комбинации.

Развитие «баллона».

7 ч.

3 ч.

4 ч.

Наблюдение

 Ознакомление с элементами танцевальной азбуки.

Техника правильного выполнения упражнений

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Наблюдение

Элементы танцевальных движений

8 ч.

3 ч.

5 ч.

Наблюдение

результат

Изучение и закрепление танцевальных элементов

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Наблюдение

Зачетные мероприятия

   2 ч.

    -

2 ч.

Открытые занятия

Всего часов

 66 ч.

22 ч.

 44 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

для детей 11-18 лет

  1. Знакомство. Прослушивание и отбор детей в группу

Теория. Знакомство с детьми и родителями. Знакомство с программой по ритмике.  Практика. Просмотр детей на основе элементарных движений, проверка на координацию, проверка слуха, природных данных.

2. Вводное занятие

Теория. Правила поведения и техника безопасности. Творческие планы на новый учебный год.  Беседы, впечатления о летнем отдыхе.

Практика. Повторение правил техники безопасности. Знакомство с программой на учебный год. Просмотр и прослушивание детей.

3. Коллективно-порядковые упражнения. Исполнение упражнений. Выработка четкости.

Теория. Повторяется ранее разученный материал и дополнительный материал.

Практика. Исполнение упражнений. Выработка четкости:

Построение крестом.

Фигурная маршировка: перестроение из круга в две линии, в «крест»,

общее вращение «креста»,

 встречное вращение «креста».

Зеркальное отражение конфигурации.

Построение фигуры «клин».

4. Классический танец. Расширение знаний о классических позах у станка и на середине.

Теория. Расширение теоретических знаний о классических позах у станка и на середине. Анализ их красоты и гармоничности, сочетание движений рук, ног, спины и головы. Сведения о работе мышц при исполнении того или иного движения. Просмотр и обсуждение фрагментов спектаклей и концертов.

Практика. Четкая выработка и наработка: Работа ног у станка, исключительно из V позиции. Изучение IV позиции ног, а также portdebras третье и четвертое. Приобретение навыка сохранять плавность и слитность движений, характерных для port de bras. Отработка пластической выразительности в танце. Исполнение новых движений у станка: grand rond, battement devoloppe, petit battement, grand battement jete passe. Изучением положения корпуса с руками на середине: croisse и effacee. Использование их в простейших элементах: battement endu, рlie, releve, echappe. Изучение preparation к вращению chaines. Исполнение новых больших прыжков: sissonne, assemble с glissade, jete, terns leve. Подготовка к изучению пируэтов из V и IV позиций ног. Вспомогательные движения перед пируэтами. Изучение на середине grand battement и adagio. Приобретение умения исполнять классический поклон через переход в IV позицию ног

5. Ритмический рисунок. Исполнение по слуху сложных ритмических рисунков

Теория. Закрепление полученных теоретических знаний.

Практика.

Исполнение по слуху сложных ритмических рисунков.

Задания на самостоятельное выполнение ритмических рисунков на основе прослушанного музыкального материала.

Отработка заданного ритмического рисунка танцевальными комбинациями.

Все танцевальные элементы, пройденные на предыдущем году обучения, исполняются в различных танцевальных комбинациях.

6. Партерная гимнастика. Понятие партерной гимнастики.

Теория. Понятие партерной гимнастики. Рассказ о том, как надо заниматься гимнастикой в домашних условиях.

Практика. Совершенствование и усложнение движений на полу и у станка. Помощь друг другу при исполнении некоторых упражнений. Упражнения в парах «рыбка» - прогиб назад за руки, ноги лежат в первой позиции.

Растяжка на шпагаты самостоятельно и в парах, растяжка с дополнительным подъемом (одна из ног находится на высоте 20см или более от пола).

«Перекат с фиксированием» - согнутые в коленях ноги за голову, затем покачивания в таком положении.

Исполнение экзерсиса на полу полностью. Увеличение нагрузки при исполнении движений, направленных на развитие пресса.

Разрабатывание стопы с помощью педагога. Совершенствование исполнения «шпагатов», «лягушки», «мостика», «щучки».

Уделяется больше внимания амплитуде выполнения, участия как можно большего количества групп мышц. При выполнении рекомендуется менять темп, периодически увеличивать время задержки в конкретном положении (для усилия эффекта).

«Домики» - поднимание корпуса и выпрямление подколенного сустава (не отрывая рук) из сидячего положения на четвереньках. Руки как можно ближе к коленям – стойка на подъемах, стойка на полупальцах с постановкой пяток на пол. «Дощечка» - прямое отклонение корпуса в стойке на коленях.

Растяжка ног в положение «лягушка» (сидя и лежа на спине) -  в парах. Конечная нагрузка осуществляется полным весом.

7. Основы современного танца. Возникновение современных направлений.

Теория. Объяснение основ современного танца. Названий движений. Возникновение современных направлений.

Практика. Приставной шаг вперед, назад. Попеременное сгибание рук в локтевом суставе с последующим энергичным выпрямлением вперед, вверх, в стороны. Ходьба на полупальцах с броском ноги. Колесо (без пауз), на одной руке. Шпагат в положении «березка». Броски ног из положения «кобра», две ноги сразу. Мостик из положения стоя, удержание равновесия с одной ногой на воздухе. «Волна». Перевороты через шпагат.

Комбинации переворотов в группировках и шпагатах, с использованием кувырков. Расслабление мышц одной руки из положения руки вперед, руки в стороны. Одновременное расслабление обеих рук.

Расслабление мышц корпуса (наклоны вперед) с одновременным расслаблением рук в плечевых суставах с последующим раскачиванием рук, находясь в наклонном положении.

Круглый полуприсяд (приседание с вращением корпуса) и приседание с последовательным выпрямлением, стоя у опоры. Боковая «волна». Упражнения с предметом: лентой, веревкой, скакалкой. Тур на простом прыжке. Тур на прыжке с захлестом голени назад. Комбинации из перескоков и прыжков «сиссон». Вращения на перескоках. Гран жете перекидное. Гран жете боковое.

Дополнительно даются новые комбинации из пройденных элементов для намеченной постановки, новые элементы из разных танцевальных стилей.

8. Зачетные мероприятия.

Изучение танцевальных номеров. Умение импровизировать. Показательные выступления и концерты. Открытые уроки для родителей.

Материально-технические ресурсы:

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

  • актовый зал или хореографический класс
  • помещение для переодевания
  • при наличии: станки, зеркала
  • технические средства обучения (по выбору - DVD проигрыватель, магнитофон, видеоаппаратура, диски);
  • специальная форма для занятий;
  • при наличии: костюмы для исполнения концертных номеров.

Нормативно-правовая основа деятельности:

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
  • Закон «О защите прав потребителей» N 234-ФЗ
  •  Постановление Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 № 1726-р)
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 сентября 2016 г. № 11)
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г.№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей);
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Профессиональный стандарт по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного санитарного врача от 15 мая 2013 года N 26);
  • Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» от 10.03.2004 г. № 14;
  • Приказ Департамента образования № 922 от 17.12.2014 "О мерах по развитию дополнительного образования детей»

Литература для педагога:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ., -М., Владос, 2010
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: изд. «Искусства», 1983
  3. БарышниковаТ. Азбука хореографии. Санкт-Петербург, 1996.
  4. Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
  5. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
  6. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном    образовании. – М., 1999.
  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-Пб., 2003.
  8. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского. – М.: Педагогика.
  9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду -М., Мозаика-Синтез, 2009
  10. Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.
  11. 10.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ. М., 2005
  12. Климов А. Основы русского народного танца. М., 2002.
  13. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.
  14. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
  15. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1994.
  16. КотышеваЕ. Песенки-игры и танцы для детей с ограниченными возможностями здоровья –М., Сфера, 2010
  17.  Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988
  18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  19. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книгапедагога работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. — М.: Владос, 2011.
  20. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов -М., Сфера,2012

  21. Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000

Статьи и книги из интернет-ресурса:

http://ijm-korrekc.ucoz.ru/ «В ритме танца». Программа развития творческих танцевальных способностей детей с ОВЗ    

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=24061Шляхова Е.В. Методическая разработка "Основы современного танца" для детей с ограниченными возможностями здоровья к дополнительной образовательной программе "Основы танцевального искусства"

http://bookz.ru/Московкина А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье.

http://www.uchmet.ru/library/material/239303/Бусовикова О. Социализация и развитие детей с ОВЗ средствами дополнительного образования.

Календарно-тематический план по программе «Побратимы. Азбука хореографии»

2019-2020 учебный год, группы для обучающихся 7-8 лет, 9-11 лет, 11-18 лет

№ п/п занятия

Месяц

Число

Время проведения занятия (день недели, время)

Форма проведения занятия

Количество часов (длительность 1 занятия)

Тема занятия

Место проведения СКОШИ № 102, ул. Нансена, д. 14

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

1.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Школа -интернат

наблюдение

2.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Изучение поклона. Изучение марша и различных маршировок по кругу.

Школа -интернат

наблюдение

3.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1час

Партерный экзерсис. Упражнения для спины.

Школа -интернат

наблюдение

4.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1час

Основы классического танца. Позиции рук.

Школа -интернат

наблюдение

5.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы классического танца. Позиции ног.

Школа -интернат

наблюдение

6.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Изучение подскоков и галопов. По кругу и через центр.

Школа -интернат

наблюдение

7.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы народно-сценического танца. Позиции рук.

Школа -интернат

наблюдение

8.

Октябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1час

Повторение и закрепление ранее изученного.

Школа -интернат

наблюдение

9.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Фигурная маршировка.

Школа -интернат

наблюдение

10.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения для гибкости.

Школа -интернат

наблюдение

11.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы детского танца. «Прятки»

Школа -интернат

наблюдение

12.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы классического танца. Комбинации demi plie.

Школа -интернат

наблюдение

13.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения на растяжку.

Школа -интернат

наблюдение

14

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы народно-сценического танца. Ходы по кругу.

Школа -интернат

наблюдение

15.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Изучение движений танца. Отработка элементов под счет.

Школа -интернат

наблюдение

16.

Ноябрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Изучение классического экзерсиса. Комбинации demi plie.

Школа -интернат

наблюдение

17.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы классического танца. Отработка движений на середине.

Школа -интернат

наблюдение

18.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения для гибкости.

Школа -интернат

наблюдение

19.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы детского танца. Работа над образами танца «Прятки».

Школа -интернат

наблюдение

20.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы народно-сценического танца.

Школа -интернат

наблюдение

21.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения на верхнюю выворотность.

Школа -интернат

наблюдение

22.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Прогон номера ко дню учителя на сцене.

Школа -интернат

наблюдение

23.

Декабрь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

 Основы классического танца. Комбинации.

Школа -интернат

наблюдение

24.

Декабрь

 

По расписанию

Зачётное занятие

1 час.

Основы музыкальной грамотности (¼)

Школа -интернат

Открытое занятие

25.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

работа над характером

Школа -интернат

наблюдение

26.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Повторение танцев к новогоднему празднику.

Школа -интернат

наблюдение

27.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Прогон танца снежинок и гномов.

Школа -интернат

наблюдение

28.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы народно-сценического танца. Изучение позиций рук русского танца.

Школа -интернат

наблюдение

29.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения на растяжку.

Школа -интернат

наблюдение

30.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы бального танца для новогоднего бала. Полонез

Школа -интернат

наблюдение

31.

Январь

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы классического танца.  Комбинации на середине.

Школа -интернат

наблюдение

32.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы бального танца для новогоднего бала. Па де грас.

Школа -интернат

наблюдение

33.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Подготовительная работа над элементарным станком.

Школа -интернат

наблюдение

34.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Фигурная маршировка: сведение и разведение круга.

Школа -интернат

наблюдение

35.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Подготовительная работа над народным станком. Упражнения.

Школа -интернат

наблюдение

36.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы классического танца. Упражнения на развитие устойчивости.

Школа -интернат

наблюдение

37.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Ритмические движения. Движения на развитие координации.

Школа -интернат

наблюдение

38.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Ритмические движения. Движения на развитие координации.

Школа -интернат

наблюдение

39.

Февраль

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Повороты направо и налево по квадрату (четыре стороны зала).

Школа -интернат

наблюдение

40.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Сильная и слабая доли, размер музыкальный. Построение в шеренгу, в колонну, в круг.

Школа -интернат

наблюдение

41.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Умение чувствовать темп музыки. Движения в характере, в темпе музыки (форте, пиано, аллегро, адажио).

Школа -интернат

наблюдение

42.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

 Подготовительная работа над народным станком. Элементы кавказского танца.

Школа -интернат

наблюдение

43.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Выработка осанки. Поэтапное освоение классического экзерсиса.

Школа -интернат

наблюдение

44.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Основы современного танца. Движения в паре.

Школа -интернат

наблюдение

45.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Повторение и закрепление  ранее изученного.

Школа -интернат

наблюдение

46.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция (групповая)

1 час.

Основы современного танца. Прыжковые комбинации, различные виды прыжков.

Школа -интернат

наблюдение

47.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения на гибкость и выворотность.

Школа -интернат

наблюдение

48.

Март

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Выработка осанки. Поэтапное освоение классического экзерсиса.

Школа -интернат

наблюдение

49.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Умение чувствовать темп музыки. Движения в характере, в темпе музыки (форте, пиано, аллегро, адажио).

Школа -интернат

наблюдение

50.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы современного танца. Движения в паре.

Школа -интернат

наблюдение

51.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Партерный экзерсис. Упражнения на гибкость и выворотность.

Школа -интернат

наблюдение

52.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Подготовительная работа над народным станком. Позиции рук русского танца. Базовые элементы.

Школа -интернат

наблюдение

53.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час

Повторение и закрепление ранее изученного.

Школа -интернат

наблюдение

54.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Упражнения на развитие устойчивости. Грамотное исполнение движений в танце.

Школа -интернат

наблюдение

55.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Коллективно-порядковые упражнения. Построение в шеренгу, в колонну, в круг.  Использование фигур в танцах.

Школа -интернат

наблюдение

56.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Подготовительная работа над народным станком. Элементы кавказского танца.

Школа -интернат

наблюдение

57.

Апрель

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Сильная и слабая доли, размер музыкальный. Построение в шеренгу, в колонну, в круг.

Школа -интернат

наблюдение

58.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Подготовительная работа над народным станком. Позиции рук русского танца. Базовые элементы.

Школа -интернат

наблюдение

59.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Упражнения на развитие устойчивости. Грамотное исполнение движений в танце.

Школа -интернат

наблюдение

60.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы современного танца. Движения в паре.

Школа -интернат

наблюдение

61.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Умение чувствовать темп музыки. Движения в характере, в темпе музыки (форте, пиано, аллегро, адажио).

Школа -интернат

наблюдение

62.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Выработка осанки. Поэтапное освоение классического экзерсиса.

Школа -интернат

наблюдение

63.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Основы современного танца. Прыжковые комбинации, различные виды прыжков.

Школа -интернат

наблюдение

64.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Классический экзерсис. Упражнения на развитие устойчивости. Грамотное исполнение движений в танце.

Школа -интернат

наблюдение

65.

Май

 

По расписанию

урок-репетиция(групповая)

1 час.

Отработка сольных партий   для номеров к концерту. Умение чувствовать темп музыки. Движения в характере, в темпе музыки (форте, пиано, аллегро, адажио).

Школа -интернат

наблюдение

66.

Май

 

По расписанию

Зачётное занятие

1 час.

Основы современного танца. Прыжковые комбинации, различные виды прыжков.

Школа -интернат

Открытое занятие

ВСЕГО:

66 часов по программе

(с 1 окт. 2019)