Организация деятельности учащихся по созданию исследовательского проекта по краеведению

Виноградова Лариса Вадимовна

«… слово “патриотизм". Для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством,

его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство,

                                    мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.                                                                                                                                                            В.В. Путин,

Президент Российской Федерации

Воспитание сегодня рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Важнейшее составляющая правильного воспитания - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Особую роль в этом отводят дополнительному образованию, призванному сформировать активную личность, использующую потенциал образовательного пространства для достижения своих социально значимых целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradova.organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx169.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся
по созданию исследовательского проекта по краеведению

«… слово “патриотизм". Для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством,

его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство,

                                    мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.                                                                                                                                                            В.В. Путин,

Президент Российской Федерации

Воспитание сегодня рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Важнейшее составляющая правильного воспитания - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Особую роль в этом отводят дополнительному образованию, призванному сформировать активную личность, использующую потенциал образовательного пространства для достижения своих социально значимых целей.

Вот уже восьмой год я работаю педагогом дополнительного образования в Доме творчества «Измайловский» Адмиралтейского района. На одном из занятий по образовательной программе «Путешествие по Петербургу» с учащимися 317 школы, мы стали обсуждать тему коллективного проекта, в ходе которого ребята должны изучить, исследовать какой-либо объект, личность. Так родилась идея создать проект об историческом районе Санкт-Петербурга «Семенцы», ограниченном с четырёх сторон Московским проспектом, Обводным каналом, Загородным проспектом и Введенским каналом. Название произошло от слободы квартировавшего здесь в XVIII – XIХ веках лейб-гвардии Семёновского полка.

Сейчас официальное название территории Семенцы – Семёновский муниципальный округ № 4 Адмиралтейского района. А что мы знаем об этих самых Семенцах, где живут многие учащиеся школы №317, мои ученики?

Дополнительная общеобразовательная программа «Путешествие по Петербургу» изучение этой темы широко не предусматривает, в учебниках по истории Петербурга сведений о Семенцах нет, тогда как желание знать о месте, где они живут, у детей огромно.

В ходе обсуждения девятиклассники выразили желание написать коллективный проект по истории Семенцов в виде отдельных исследовательских работ, продуктом которого будет пособие по краеведению «Семенцы».

В ходе подготовки проекта у меня родилась идея написать статью о ходе работ над проектом.

Тема исследований

Исследовательский проект - это научная процедура, направленная на сбор информации и формулировку гипотез о конкретном социальном или научном явлении. В качестве первого шага, проблема должна быть решена с формулировкой явления, которое будет исследовано.  Таким «явлением» для нас стала территория Семенцов.

Как педагог, я должна была помочь каждому из учащихся определиться с темой исследовательской работы – кто какой объект в Семенцах хочет исследовать. Это было очень важно, так как настроение, желание, мотивация заняться той или иной деятельностью играют огромную роль в достижении результата. И мы отправились бродить по Семенцам, останавливаясь у самых интересных зданий, о которых я рассказывала…

О чём-то учащиеся узнавали впервые, что-то слышали ранее на моих занятиях. Например, о том, что порядок расположения улиц в Семенцах и их следования друг за другом быстрее всего можно запомнить по фразе, где первая буква слова означает название улицы: Разве (Рузовская) можно (Можайская) верить (Верейская) пустым (Подольская) словам (Серпуховская) балерины (Бронницкая).

А вот Пионерская площадь – бывший плац лейб-гвардии Семёновского полка, переведённого Петром I в строящийся Санкт-Петербург в 1723 году. Ныне здесь Театр Юного Зрителя и памятник Александру Сергеевичу Грибоедову.

Когда рассказываю, вижу лица ребят. Вот как загорелись глаза у Тимура Смирнова. Это естественно: парень интересуется военной тематикой, много читает по этой теме, собирается поступать в военное училище. Конечно, ему будет интересно заняться историей Семёновского полка.

На лице у Воробьевой Ксении, рассматривающей площадь, сомнение. Спрашивает:

– Почему именно здесь поставили памятник Грибоедову?

– А вот ты и выясни, почему…

Выбор темы – один из наиболее важных и трудных моментов, поскольку точная формулировка способствует правильному изложению содержания. А началу любого исследования даёт проблема-категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. В данном случае, что?

– Как здесь памятник возник?

– Вот тебе и название исследовательской работы, кратко и точно отражающее задачу исследования.

Идём дальше. Пересекаем площадь, а я думаю: «Ксения Воробьева – отличница, занимается в театральной студии, любит стихи, пробует сочинять сама, особенно хорошие успехи в школе по русской литературе. Ей, кончено будет интересно выяснить, почему этот единственный памятник Грибоедову появился именно здесь? А действительно, почему? Ни в каком источнике не указывается, что Грибоедов здесь бывал или хотя бы общался с офицерами Семёновского полка. Впрочем, пусть покопается в материалах, на то оно и исследование».

Впереди – первый вокзал в России – Витебский. Рассказываю о нём ребятам.

Сфотографировавшись у памятника основателю первой железной дороги в России Францу Герстнеру, ребята разбрелись по вокзалу. Кто рассматривал модель первого паровоза «Проворный», кто хотел убедиться, что поезда на этом вокзале действительно ходят со второго этажа, кто любовался в зале ожидания картинами, на которых запечатлен праздничный Павловск с прибывшей туда по первой железной дороге нарядной публикой.

Улучив минутку, ко мне подошла Хонзодабегим Камалова. Она в Петербурге недавно, ещё плохо говорит по-русски, но желание знать всё о новом месте своего жительства огромно. Понимаю, что увиденное её просто ошеломило:

– Можно я буду писать об этом вокзале?

– Можно. Потом обсудим это детально.

И мы продолжили прогулку по Семенцам.

Вот памятный знак на месте стоявшего здесь с 1842 года и взорванного в 1933 году собора Семёновского полка. Чем ни тема для исследования? Например, выяснить, куда при этом исчезла святыня полка – образ Спаса Нерукотворного, подаренный Петром I и бывший с полком во всех сражениях?

Рядом с памятным знаком здание, где разместился крупнейший Российский историко-медицинский музей мирового класса. А раньше в этом здании был госпиталь Семёновского полка, где работали знаменитый хирург Пирогов и физиолог Боткин. Ими здесь было сделано множество  научных открытий в области медицины. Сколько прекрасных тем для исследовательских работ!

Подходим к дому на углу Загородного проспекта и улицы Подольской. В этом доме родился великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вот на нём и мемориальная доска, фиксирующая это событие. Здесь, в здании бывшего Сиротского дома Латышской лютеранской церкви Христа Спасителя, построенном в 1881 году по проекту архитектора  Виктора Александровича Шрётера (в 1910 году Алексей Фёдорович Бубырь надстроил здание  6-м и мансардным этажом), сегодня находится наш Дом творчества «Измайловский».

Жизнь и творчество Шостаковича – необъятная тема, к тому же весьма актуальная. В 2020 году вся страна отметит  75-летие Великой Победы и очень хочется написать о вкладе Шостаковича в эту Победу, тем более что вклад огромный. «Как бы ты обозначил эту тему?» – спрашиваю Дениса Заостровцева. Обращаюсь именно к нему не случайно. Этому наделённому артистическими способностями юноше, играющему на синтезаторе, с увлечением изучающему сольфеджио, лучше всего подходит заняться исследованием творчества гениального композитора.

Денис растерян. Идя к следующему объекту Семенцов, начинаем вместе с ним «прощупывать» тему будущей работы: «Основа – 7-я симфония, она же Ленинградская, она же Героическая….Обращаясь к Денису, рассуждаю:

«Основной этап исследовательской работы – найти проблему – что надо изучать. Ну, к примеру, много лет в различных источниках регулярно появляется информация, что Шостакович свою симфонию завершил в Ленинграде во время блокады, что её премьера состоялась в блокадном Ленинграде. Вот она – гипотеза, которую необходимо опровергнуть! В ходе исследования ты выяснишь, что и где происходило на самом деле. Результат исследования – твои собственные выводы.

Актуальность исследования – предстоящая юбилейная дата. Это одна тема, но есть и другая, и тоже связанная с 7-й симфонией Шостаковича. Почему бы не провести исследование, как 7-я симфония, исполненная в Америке, Англии и Франции, повлияла на открытие Второго фронта? Меня эта тема очень занимает, она тоже весьма актуальна и материала предостаточно….»

Стараюсь ученикам объяснить, что определение актуальности будет у каждого из них обязательной частью введения. Все доводы актуальности можно описать в 3-4 предложениях, начиная словами: «актуальность темы очевидна и обусловлена рядом причин…», «…актуальность данной работы обусловлена большим интересом к ….». Мне очень важно, чтобы ребята поняли: если тема проекта не актуальна, если не вызывает у них интереса, то работа над ним не имеет смысла.

Вижу, как Денис заволновался. Не сомневаюсь, что он темой 7-й симфонии займется. А мы уже подходим к станции метро «Технологический институт».

Рассказываю о строительстве первой очереди ленинградского метрополитена, об этой станции, об её архитекторе Александре Михайловиче Соколове: «…И вот что интересно. Весть о блокаде Ленинграда застала этого архитектора в Павловске, где он вместе с музейными работниками занимался укрытием скульптур. Александр Михайлович мог бы уехать в какой-нибудь отдалённый уголок Ленинградской области и там отсидеться. Но он вернулся в Ленинград и всю блокаду был в городе. А что делали в блокаду архитекторы, в частности архитектор Соколов? Кому интересна эта тема, кто хочет провести исследование?»

Так и знала, что откликнется Миша Прексин – хорошист, старательный, спокойный, вдумчивый. На него всегда можно положиться: докопается, выучит, выступит, придёт вовремя, никогда никого не подведёт.

Продолжая по ходу экскурсии обсуждать темы, останавливаемся у бывшей табачной фабрики Шапошниковых. Пробую заинтересовать ребят этой темой: как-никак очень красивое здание в стиле эклектики построил архитектор Петр Сергеевич Самсонов в 1880 году на Клинском проспекте для заводоуправления Товарищества табачной фабрики "А. Н. Шапошников и Ко". И работала табачная фабрика – бывший поставщика двора Его Высочества Князя Черногории Николая, сменяя названия, аж до 1992 года.

Но табачное дело, как и широкая благотворительность купцов Шапошниковых, оставили ребят равнодушными. Зато совершенно неожиданно (и так кстати!) прозвучал вопрос, заданный Лидой Хвойницкой:

– А почему проспект называется Клинским? Или вот мы прошли по Малодетскосельскому проспекту. Откуда это название? А сейчас свернули в переулок … Дойникова?

– А тебе самой разве не интересно исследовать топонимику всех названий Семенцов? Тем более, что эта работа никогда ранее не проводилась. Вот представь, что раньше улицы в Семенцах даже названий не имели, их именовали Ротами. И отличались они только номерами: Рота 1, Рота 2 и так далее. Так всем, наверное, жить проще было. Почему же появились другие названия?

Если уж говорить о помощи педагога в выборе темы с учётом индивидуальных особенностей учащегося, то тема топонимики как раз для Лиды Хвойницкой, всегда стремящейся докопаться до самой сути вопроса.

Тем временем мы подошли к арке дома, на внутреннем своде которой во весь рост был изображен солдат семеновского полка, с которым ребята с большим удовольствием тут же сфотографировались.

А напротив, в створе арки дома № 26 Дойникова переулка,  мы увидели то, что можно было принять за повернувшее вспять время – дворик середины XIX века, где, казалось, реально квартирует лейб-гвардии Семеновский полк. Здесь отдыхают, попыхивая трубочкой, бравые усачи – солдаты-семёновцы, на балконах беседуют с офицерами барышни, а в конюшне нетерпеливо перебирают копытами лошади, ожидающие лихих своих наездников. Семёновский полк в Семенцах продолжает жить!

Создание исследовательских проектов по краеведению дает возможность школьникам воссоздать целостную картину исторического бытия нашей страны в целом и малой родины у каждого из них. С изучения истории своего района, улицы, города у школьников начинается осознанное отношение к истории, осознание в ней себя как личности. Отсюда же проистекает и чувство гордости за свою малую родину.

Исследуя старейший район Санкт-Петербурга, в просторечье называемый Семенцы, они поймут, что им есть чем гордиться: лейб-гвардии Семеновский полк на протяжении всей русской истории был одним из лучших полков русской гвардии. Вызывать гордость людей, живущих в этом старейшем районе Петербурга, может и то, что многое в Семенцах было впервые в России: первая железная дорога; первый вокзал, который одновременно и первое общественное здание в стиле модерн; первый театр, построенный специально для детей. Именно в Семенцах появился первый в Петербурге ипподром, где прошел первый в городе футбольный матч. Именно в Семенцах поставлены первые и единственные в городе памятники А.С. Грибоедову и П.И. Багратиону. Им ещё все это предстоит узнать, исследовать, описать.

И моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы эта работа была для них интересной, познавательной, захватывающей. Чтобы выполняя её, они научились видеть тему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, анализировать результаты исследования, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с первоисточниками и дополнительной литературой, доказывать и защищать свои идеи, делиться своими открытиями с возможно большим числом людей.

И мы постараемся, чтобы жители Семенцов узнали, в каком богатейшем историческом районе они живут.

От идеи – к воплощению

После прогулки по Семенцам состоялось бурное обсуждение тем. Основные были обозначены следующим образом:

     - «Лейб-гвардии Семёновский полк как основатель Семенцов – старейшего района Санкт-Петербурга»;

  •  «Как здесь памятник возник» (к 60-летию установки памятника А.С. Грибоедову на Пионерской площади в Ленинграде)»;
  •  «Архитектор Соколов: он возрождал былую красоту, он сохранял её для человека»;
  •  «Феномен 7-й симфонии Шостаковича»;
  • «Топонимика улиц Семенцов»;
  •  «Витебский вокзал – первый вокзал России».

Ребята рвались сразу взяться за работу, то есть залезть в Интернет, чтобы скачивать оттуда материалы – порочная практика современных школьников, присущая большинству из них.

Но работа над исследованиями началась у нас с теории, так как учащиеся должны были хорошо представлять основные этапы своей работы:

I. Вводный этап

  • выбор темы исследования;
  • составление плана работы;
  • подбор необходимой литературы.

II. Основной этап предполагает собственно работу по выполнению исследования и включает в себя:

  • изучение источников и литературы;
  • составление и группировка выписок;
  • фотосъемка необходимых по теме объектов;
  • запросы в архивы (при необходимости);
  • написание чернового варианта работы;
  • проверка черновика руководителем (в нашем случае - педагогом);
  • доработка и написание окончательного варианта работы;
  • проверка работы руководителем и ее предварительная оценка.

III. Заключительный этап:

  • подготовка краткого выступления и презентации для защиты работы;
  • публичная защита.

Итак, когда темы исследования были выбраны и план работы составлен, мы отправились в библиотеку «Семёновская», что на Московском проспекте, в доме 50. Она не только носит имя по названию полка, но и соответствующим образом оформлена: это касается интерьера, в котором учтены цвета полковой формы Семёновского полка; дизайна мебели и интерьеров. Так, при входе нас встретил вместе с сотрудницей библиотеки солдат-семёновец (восковая фигура в полный рост в парадной форме Семёновского полка с походным ранцем за спиной и перекрёстной портупеей). Такой же солдат  изображен на логотипе библиотеки,  а рядом с ним – балерина. А почему балерина? Помните волшебные слова для запоминания порядка улиц в Семенцах? «Разве можно верить пустым словам балерины?» Но мы-то знаем, что далеко не все балерины, жившие в Семенцах,  говорили пустые слова.  Вот, например, в доме на Рузовской улице долгое время жила знаменитая балерина Мариинского театра, впоследствии балетмейстер и педагог Агриппина Яковлевна Ваганова -  автор книги «Основы классического танца», ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Но это – тема будущего исследования кого-то из моих учеников.

Исследовательская работа школьника по сути своей – небольшая научная работа. Существенным при выборе ими темы краеведческой работы является мера доступности специальной литературы, архивных материалов, нормативных источников. Как ими пользоваться – рассказ профессионала, который отвечал на вопросы ребят в библиотеке «Семёновская».

Казалось бы, всё так просто: найди нужную книгу и читай, выписывай, что тебе нужно в исследовательскую работу. Но практика показывает, что большинство школьников не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Сопровождающая нас библиотекарь рекомендовала ребятам последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Уметь это делать очень важно, так как первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Библиотекарь рассказывала о том, как при подборе литературы составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати.

Ребята узнавали, что такое каталог, для чего он нужен, как им пользоваться, и что благодаря ему можно узнать. В этой библиотеке создан единый электронный каталог. Ребята сами убедились в том, что он гораздо удобнее, чем карточки, так как значительно сокращает время поиска литературы.

То, что школьники узнали при посещении библиотеки – этот азы образовательной и будущей научной работы в любом направлении. Эти знания пригодятся юным исследователям не только при написании этого – своего первого исследовательского проекта по краеведению, но и будут полезны в дальнейшей жизни.

«О сколько нам открытий чудных….»

Следующий этап исследовательской деятельности предполагал написание чернового варианта работы, его проверку руководителем (в нашем случае – педагогом),  доработку и написание окончательного варианта работы, её оформление. И всё это в тесной взаимосвязи учащегося и руководителя.

Счастье учителя – видеть восторженные глаза своего ученика, а в них: «Я понял!», «Я узнал!», «Я выяснил!», «Я нашёл!» Это мои ученики делали собственные открытия, которые ложились ровными строчками на листы их исследовательских работ.

  • Фрагмент работы: «Лейб-гвардии Семёновский полк как основатель Семенцов – старейшего района Санкт-Петербурга»:

«В семёновцы, как правило, брали высоких блондинов, как тогда говорили, «лицом чистых», с голубыми глазами. Особенностью их обмундирования было то, что, начиная с петровской эпохи и до 1740 года, они носили красные чулки. А история об этих чулках особая, которую солдаты знали и этими красными чулками гордились.

Осенью 1700 года, в начале Северной войны, русские войска осадили шведскую крепость Нарву. Однако из-за дождливой погоды дороги стали труднопроходимыми, возникли проблемы со снабжением, не хватало осадной артиллерии, боеприпасов, продовольствия.

Тем временем шведские войска и король Карл XII, прославившийся как талантливый полководец, неожиданно появился под Нарвой с небольшим, около 25 тысяч человек, но хорошо обученным войском. Пётр I накануне уехал в Новгород за подкреплением, оставив русскую армию на попечение иностранцу – генерал-фельдмаршалу герцогу К.-Е. де Круи. 19 (30) ноября 1700 года шведы атаковали русскую армию, в которой возникла паника. Раздались крики: «Немцы - изменники!» Началось избиение офицеров-иностранцев, которые, спасаясь, вместе со своим командующим де Круи перебежали к шведам и сдались в плен.

Русские войска начали беспорядочно отступать, но преображенцы и семёновцы, стоявшие на правом фланге, удержались. Огородившись телегами и рогатками, они отбивали натиск врага, прикрывая отход своих соседей. Карл ХII несколько раз атаковал, воодушевляя шведов своим присутствием, но русские стояли насмерть! Сражение прекратилось только с наступлением темноты. Шведский король Карл XII за воинскую доблесть согласился на почётное отступление русской гвардии, которая перешла переправу с распущенными знамёнами, с барабанным боем и при оружии. Шведы даже починили для этого полуразрушенный мост через реку.

В том сражении пала треть семёновцев: 17 офицеров и 454 нижних чинов. Майор Я.И. Лобанов-Ростовский за бегство с поля боя предстал перед трибуналом и был приговорён к смерти.

Примечательно, что полк находился в бою под командованием младших офицеров, так как штаб-командиры  были в командировке, а из двух оставшихся один погиб, другой – изменил. За свой подвиг в сражении офицеры обоих полков получили нагрудные знаки с надписью: «19. Нояб.1700». За мужество, проявленное в сражении под Нарвой, Петр I даровал право солдатам гвардейских полков носить красные чулки. Они напоминали о том, что солдаты Преображенского и Семёновского полков в той битве сражались, «стоя по колено в крови». С 1700 года по 1740-й именно красные чулки отличали лейб-гвардию от армейских полков».

  • Фрагмент работы: «Топонимика Семенцов».

«Я выбрала тему «Топонимика улиц Семенцов» для своего исследовательского проекта потому, что меня заинтересовало название этого - одного из самых старых районов Петербурга, где находятся мой дом и школа, в которой я учусь. Выбранная тема привлекла меня и своей новизной, потому что подобные исследования не проводились. А ведь благодаря топонимике Семенцов можно узнать об особенностях появления и развития этого района, о тех внутренних событиях, которые здесь происходили. В старых названиях живет память о прошлом, и многие архаические элементы языковой или культурной жизни сохранились только в топонимах. Мне кажется, что каждый образованный петербуржец должен понимать язык топонимики, ведь он в каком-то смысле родной для каждого из нас. <…> Название «Семенцы» было связано с первыми десятилетиями жизни Петербурга. В 1723 году, после окончания Северной войны, Петр I перевел в новую столицу два своих гвардейских полка – Преображенский и Семеновский. Местом дислокации последнего стала обширная заболоченная территория за Фонтанкой. Деревянные казармы для рядовых и светлицы для офицеров каждой роты возвели вдоль пробитых от будущего Загородного проспекта линий-просек, ставших позже проездами, а затем улицами. Уже тогда появился и первый адрес Семенцов. Он был шуточным: «В Семёновском полку, на уголку, в пятой роте на Козьем болоте». Козьих болот в то время в Петербурге было много. Но и второй адрес был не более точен: «В Сам-Петербурге, в Семёновском полку, дом плесивый, фундамент соломенный, хозяин каменный, номер 9». <…> В 1858 году все улицы слободы, прежние полковые роты, получили названия по уездным городам Московской губернии, откуда полк в 1723 году был переведён в Петербург. 5-я рота стала Рузовской улицей, 4-я рота – Можайской, и т.д. <…> Со времени сенатских указов 1856, 1858 и 1859 годов установился общий прием присвоения одноименным и безымянным площадям, улицам и переулкам Петербурга названий рек, губерний, городов и населенных пунктов России, официально узаконенный в 1886 году. Исходя из этого, улицы именовались в Московской части — по городам Московской губернии: Звенигородская, Можайская, Клинская, Серпуховская, Верейская, Рузовская. <…> Удобство принципа названия улиц по населенным пунктам губерний России состояло, как указывалось в одном из документов Городской думы, и в том, что «присвоение нескольким смежным улицам названий городов одной и той же губернии или одного и того же края облегчает обывателям города возможность соображения о месте нахождения искомой улицы».

  • Фрагменты работы: «Феномен 7-й симфонии Шостаковича».

«…В Ленинграде начался голод. Жизнь в осажденном городе становилась все более опасной. Шостакович по-прежнему не хотел покидать Ленинград, что ему неоднократно предлагали, ведь была ещё не закончена четвертая часть симфонии! Однако в начале октября, выполняя категорическое предписание военного комиссариата, он вместе с семьей эвакуировался сначала в Москву, а потом в Куйбышев (нынешнюю Самару), где 27 декабря он и закончил партитуру Седьмой симфонии.

Началась подготовка к премьере. Честь первого исполнения выпала тоже эвакуированному в Куйбышев оркестру Большого театра СССР под управлением главного дирижёра Самуила Самосуда. <…> 5 марта 1942 года в помещении Дворца культуры, где размещался театр оперы и балета, впервые была исполнена 7-я симфония Шостаковича, транслировавшаяся всеми радиостанциями Советского Союза. Эта премьера стала не только триумфом Шостаковича, но и крупным событием политического значения. <…> 19 июля 1942 года в Нью-Йорке Артуро Тосканини с симфоническим оркестром Би-Би-Си представил премьеру «Ленинградской», которая транслировалась на всю Америку. За премьерой в Нью-Йорке последовало множество других исполнений, сопровождавшихся бесчисленными рецензиями. За сезон 1942-1943 года 7-я симфония Шостаковича была исполнена на американском континенте 62 раза!

29 июля 1942 года в королевском лондонском Альберт-холле Шостакович и его «Ленинградская симфония» произвели фурор. Пять тысяч слушателей аплодировали стоя на бис. Первым исполнителем в Швеции был симфонический оркестр Гетеборга. Впечатление неизменное: слушатели были потрясены». Популярность и признание, которые получил Шостакович благодаря «Ленинградской симфонии», не имели прецедента в современной музыке. «Симфония о людях Советского Союза», «Шостакович говорит не только от имени Великой России, но и от имени всего человечества», «Симфония гнева и борьбы», «„Героическая“ наших дней» — так звучали заголовки восторженных статей, публикуемых в разных странах света. <…>

Эта музыка побуждала людей понять, какую огромной важности миссию в борьбе с гитлеровцами выполняет Советский Союз. Эта музыка сделала людей всего мира союзниками СССР в борьбе с коричневой чумой ХХ века – с фашизмом. <…> 2 августа 1941 года было заключено военно-экономическое соглашение с США. 11 июня 1942 года СССР и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу, то есть передаче взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Основная часть поставок пришлась на 1943-1944 годы. Помощь от союзников шла не только по программе ленд-лиза. В США, в частности, был создан «Комитет помощи русским в войне», который за время войны собрал и отправил в СССР товаров на сумму более полутора миллиардов долларов. В Англии подобный комитет возглавляла Клементина Черчилль, жена премьер-министра. <…> В июне 1944 года в Нормандии (северо-запад Франции) высадился англо-американский десант, второй фронт был открыт. Это позволило оттянуть около 560 тысяч немецких войск с восточного фронта и способствовало ускорению окончательного разгрома фашистской Германии, которая вынуждена была теперь вести борьбу на два фронта. 

«Думаю, я не ошибусь, – делает вывод Денис, – утверждая то, что в организации помощи Советскому Союзу по программе ленд-лиза, а особенно «Комитета помощи русским в войне»,  и в США, и в Англии особую роль сыграло то, что американцы и англичане – от президентов и министров до рядовых граждан этих стран – слышали 7-симфонию Шостаковича, рассказавшую им о русских людях ВСЁ. А первое исполнение 7-й симфонии в Ленинграде состоялось только 9 августа 1942 года».

  • Фрагменты работы: «Как здесь памятник возник? (к 60-летию установки памятника А.С. Грибоедову на Пионерской пощади в Ленинграде)».

«История создания этого памятника была долгой и извилистой. Первое постановление Совета Народных комиссаров СССР о его сооружении было принято в 1936 году. Вскоре скульптор Всеволод Всеволодович Лишев вместе с архитектором Всеволодом Ивановичем Яковлевым предложили самый удачный проект. <…> Их работу над памятником Грибоедову остановила Великая Отечественная война. <…> В 1945 году постановление об установке этого памятника было продублировано. <…> Скульптуру отлили на заводе «Монументскульптура» в сентябре-ноябре 1950-го года. Однако дальше дело снова застопорилось – никак не могли определить место для установки памятника. Только через шесть лет выбрали для него площадь перед строящимся зданием Театра Юного Зрителя имени А.А. Брянцева. <…> С Грибоедовым это место никак не связано, разве что учесть тот факт, что Грибоедов – драматург, а ТЮЗ – театр. Но с градостроительной точки зрения, как считают специалисты, памятник, ставший главной доминантой площади, поставлен весьма удачно. К тому же здесь всё налицо: строгость общего решения, чувство масштаба, психологическая убедительность образа. <…>Памятник А.С. Грибоедову в городе на Неве стал идеальным воплощением духа писателя, его идей и стремлений, а также непреодолимой грусти о том, что осталось не сделанным. Всего тридцать четыре года, судя по надписи на пьедестале, прожил тот, кому установлен этот памятник. Попробуем выяснить, кем Александр Сергеевич Грибоедов остался в памяти своих современников, кем стал для тех, кто живет сейчас.  

Поэт, драматург, музыкант, дипломат... Одно только перечисление способностей Грибоедова впечатляет, особенно если учесть, что в его время все дворянские юноши умели играть на фортепьяно, все умели срифмовать куплет, все знали толк в театре, почти все имели опыт военной службы…. Однако все это для дворянина чаще всего превращалось в простое исполнение правил хорошего тона. Не то в случае с Грибоедовым – в каждой своей «ипостаси» он выступал высоким профессионалом, что доказывают его успехи в искусстве литературе и дипломатии. <…> В 1817 году А.С. Грибоедов поступает на службу в Коллегию иностранных дел. И в следующем году выезжает в Персию в качестве секретаря русской миссии, а затем чиновника по дипломатической части.

В Персии Грибоедов находится во время русско-иранской войны, закончившейся 10 февраля 1828 года подписанием разработанного им Туркманчайского договора, который утверждал переход к России Восточной Армении – Эриванского и Нахичеванского ханства. Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы и выплатить России контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром. Договор подтверждал свободу плавания русских торговых судов в Каспийском море, право России иметь здесь военный флот, свободу торговли на всей территории Персии. Договор укрепил позиции России в Закавказье, способствовал усилению её влияния на Среднем Востоке и подрывал позиции Великобритании. Договор был настолько тщательно подготовлен, что составлял основу русско-иранских отношений вплоть до 1917 года».

  • Фрагменты работы: «Архитектор Соколов: он возвращал былую красоту, он создавал её для человека».

«Первая творческая работа Соколова, выполненная совместно с архитектором Е.А. Левинсоном, вошла в учебники по архитектуре как один из удачных примеров архитектуры периода советского конструктивизма. Это жилой массив с большим внутренним двором на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова в Санкт-Петербурге. В этом объекте воплотилась концепция советского авангарда, который по сегодняшний день остаётся в центре внимания всей мировой архитектурной элиты. <…> Решение индустриальных задач не мешало ему заниматься художественным конструированием утилитарных предметов — тем, что потом назовут дизайном. По рисункам Александра Михайловича была изготовлена мебель для Большого зала Ленинградской филармонии. <…> Александр Михайлович был одним из немногих архитекторов, которые взялись за совершенно новое дело в отечественном архитектурном строительстве – проектирование станций метрополитена. <…> В 1955 году Александр Михайлович в соавторстве с А.К. Андреевым создаст здание Ленинградского метро «Технологический институт» с превосходно разработанной пластикой фасадов и будет за эту работу награждён орденом Трудового Красного Знамени. <…> Александр Михайлович прекрасно провёл реконструкцию залов сначала в бывшем Мариинском дворце, а затем и интерьеров Ленинградской Филармонии. Он делал это с удовольствием, восхищаясь работой старых мастеров. Разве мог он тогда подумать, что пройдёт всего несколько месяцев, и на Ленинград полетят вражеские бомбы, немецко-фашистские полчища отрежут город от всей страны, и здесь от голода и холода будут умирать тысячи ленинградцев. <…> Профессиональные знания и опыт архитекторов Ленинграда оказались незаменимы во время блокады города при укрытии и маскировке важных жизненных объектов, консервации уникальных архитектурных и скульптурных памятников. Среди тех, кто занимался этим в годы блокады, и Александр Михайлович, который занимался маскировкой ленинградских мостов. Их маскировали «под руины»: установленные деревянные конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений.

С апреля 1942 года, едва оправившись от дистрофии, Соколов стал работать в Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и по учету причинённого ими ущерба, сделав около 500 научных экспертиз ленинградских домов, пострадавших от обстрелов. Среди них были и жилые дома, и памятники архитектуры.

По оценке главного архитектора Ленинграда в годы блокады пострадало свыше восьмисот сорока памятников архитектуры. Что касается жилой площади, то до 1941 года коммунальный и ведомственный фонд Ленинграда составлял 15,4 млн. кв. м жилой площади. За годы блокады 2,5 млн. кв. м жилья были полностью разрушены. Из оставшейся части 2 млн. кв. м не могло быть заселено, так как находилось в частично разрушенных зданиях. Всего в результате разрушений и пожаров город потерял 28 процентов жилой площади, которой он располагал до войны. В целом в Ленинграде было повреждено 7143 здания, полностью разрушено 3174».

На суд жюри

Пройдет ещё ряд занятий и консультаций с учащимися, пишущими исследовательские работы, прежде чем они представят их к публичной защите. Будут консультации по практической части исследования, по оформлению работ, обсуждены правила создание и оформления презентации, обговорён примерный план публичного выступления.

Все это на заключительном этапе очень важно, поэтому помощь педагога при оформлении списка литературы, ссылок на источники, при оформлении презентации, текста устного выступления просто необходима.

7 февраля 2020 года на Городской научно-практической конференции старшеклассников Санкт-Петербурга «Лабиринты науки», учащиеся представили свои работы. Решением жюри, Ксении Воробьёвой был вручён диплом призера, а Михаилу Прексину и Денису Заостровцеву – дипломы победителей.

Работа над коллективным исследовательским проектом «Семенцы» продолжается. Его итогом станет  сборник исследовательских работ. Какое будет него название, вы уже догадались, - «СЕМЕНЦЫ».